Скачать 1.05 Mb.
|
Министерство образования и науки РФ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ставропольский государственный педагогический институт" Психолого-педагогический факультет (заочное отделение) Кафедра общей педагогики, дошкольного и начального образования ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Тема: «Формирование познавательной активности детей младшего школьного возраста средствами творческих заданий на уроках русского языка»
Ставрополь, 201 Содержание: Введение…………………………………………………………………....3 Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования познавательной активности детей младшего школьного возраста средствами творческих заданий на уроках русского языка.……………………………..7 1.1. Формирование познавательной активности как психолого-педагогическая проблема………………………………………………………...7 1.2. Сущность и специфика творческих заданий, используемых на уроках русского языка в начальной школе…..……………………………..……..17 1.3. Педагогические условия формирования познавательной активности детей младшего школьного возраста средствами творческих заданий на уроках русского языка…...………………………………………………………28 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательной активности детей младшего школьного возраста средствами творческих заданий на уроках русского языка……………………...39 2.1. Методика изучения уровня сформированности познавательной активности младших школьников………………………………….......................39 2.2. Характеристика опытно-экспериментальной деятельности по формированию познавательной активности детей младшего школьного возраста средствами творческих заданий на уроках русского языка…….………….....46 2.3. Анализ и обобщение результатов исследования……………..…….54 Заключение ………………………………………………………............60 Список литературы…………………………………………...................63 Приложения ………………………………………………………….......70 Введение Формирование познавательной активности младших школьников – одна из актуальных задач, стоящих перед современной начальной школой, т. к. ее главной социальной задачей является развитие личности подрастающего человека, способного самостоятельно приобретать знания, постоянно стремящегося к углублению в область познания, формирование стойких познавательных мотивов учения. Сформированность такого качества личности учащегося, как познавательная активность, создаёт предпосылки для максимально полного применения младшими школьниками своих творческих сил, способностей, дарований. Проблема развития познавательной активности личности на основе идеи самовоспитания, самообразования и самодеятельности школьников как условия их умственного и нравственного развития в разное время находила отражение в работах П.Ф. Каптерева, Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др. В педагогике современного начального общего образования достаточно широко используются различные аспекты решения дидактических проблем, связанных с активизацией познавательной деятельности, (В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, Н.Ф. Талызина, В.Д. Шадриков, И.С. Якиманская и др.). Сущность познавательной активности в процессе учебной деятельности как ведущего вида деятельности в младшем школьном возрасте нашла отражение в исследованиях, проведенных Э.И. Александровой, В.В. Давыдовым, Л.В. Занковым, Н.Б. Истоминой, Ю.М. Колягиным, Л.Г. Петерсон, A.M. Пышкало, Л.П. Стойловой, М.Н. Скаткиным, Д.Б. Элькониным и др. Психологические и педагогические концепции, раскрывающие содержание познавательной активности и деятельности, взаимосвязь личности и познания, отражены в работах Б.Г. Ананьева, Л.А. Аристовой, М.А. Данилова, Б.И. Есипова, И.Я. Лернера, П.И. Пидкасистого, З.Ф. Чехловой, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной и др. Ученые считают, что младший школьный возраст несет в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира, а плодотворной почвой для этого является учебная деятельность, как источник для целенаправленной работы мысли, развития жизненно важных свойств личности и активности ребенка. Потребность саморазвития и способность удовлетворять ее посредством учения характеризуют учащегося, который является субъектом учения. Субъектом учения младшего школьника делает обладание таким качеством как познавательная активность. Воспитание данного качества возможно при реализации специальных условий и средств, способствующих эффективному формированию познавательной активности детей младшего школьного возраста. Одним из таких средств могут стать грамотно подобранные творческие задания на уроках русского языка, т. к. творческая познавательная деятельность учащихся способствует развитию их самостоятельности, учит поиску и выбору возможных вариантов достижения цели, развивает познавательные процессы младших школьников, их интерес и мотивацию учения, а, следовательно, познавательную активность в целом. Различные аспекты творческой работы учащихся на уроках и использования творческих заданий в процессе изучения различных учебных дисциплин рассматривались такими педагогами-учеными, как С.И. Волковой, Б.П. Есиповым, Н.И. Конышевой, Л.Ф. Король, И.Я. Лернер, В.Е. Мамушиным, И.Г. Овчинниковой, И.Т. Огородниковым, Т.С. Панфиловой, В.Г. Разумовским, Н.Н. Столяровой и др. Виды творческих заданий и условия их реализации на уроках русского языка рассматривались в трудах Т.Б. Кармановой, Л.Ф. Король, Т.А. Ладыженской, Н.Д. Левитова, М.Р. Львова, М.Е. Львовой, И.Д. Морозовой, Н.С. Познякова, М.Ф. Ушакова, В.И. Яковлевой и др. Актуальность темы формирования познавательной активности детей младшего школьного возраста средствами творческих заданий на уроках русского языка определяется противоречиями между: а) необходимостью интенсификации процесса формирования познавательной активности младших школьников и отсутствием единой системы критериев определения уровня сформированности познавательной активности; б) между наличием большого потенциала творческих заданий в плане формирования познавательной активности учащихся начальной школы и недостаточным, зачастую фрагментарным, их использованием на уроках русского языка; в) между наличием обширного практического опыта использования творческих заданий в образовательном процессе и отсутствием специальных исследований, направленных на осмысление этого опыта в современной образовательной ситуации с позиции формирования познавательной активности личности ребенка младшего школьного возраста на уроках русского языка. Данные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы возможности творческих заданий на уроках русского языка в формировании познавательной активности младших школьников. Цель исследования: теоретическое обоснование и практическое изучение возможностей творческих заданий на уроках русского языка в формировании познавательной активности детей младшего школьного возраста. Объект исследования: формирование познавательной активности младших школьников. Предмет исследования: формирование познавательной активности младших школьников средствами творческих заданий на уроках русского языка. Гипотеза исследования: формирование познавательной активности младших школьников на уроках русского языка будет более эффективным, если:
Задачи исследования:
Теоретическая и практическая значимость исследования состоят в том, что систематизирован и обобщен теоретический материал по проблеме формирования познавательной активности младших школьников средствами творческих заданий на уроках русского языка; раскрыты сущность и специфика творческих заданий по русскому языку и их возможности в формировании познавательной активности детей младшего школьного возраста; предложена система творческих заданий на уроках русского языка, способствующая эффективному формированию познавательной активности учащихся начальной школы. Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, опрос, наблюдение, анализ школьной документации, педагогический эксперимент, тестирование, методы качественной и количественной обработки полученных данных. База исследования: МКОУ «СОШ № 9» ст. Темнолесская Шпаковского района Ставропольского края. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования познавательной активности детей младшего школьного возраста средствами творческих заданий на уроках русского языка |
Реферат Тема: «Влияние подвижных игр на укрепление здоровья, и как... Роль игры в процессе укрепления здоровья и реализации творческой активности ребёнка младшего школьного возраста. – стр. 6 |
Доклад на конференцию «Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы» «Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы» учителя русского языка и литературы мкоу «Каштановская... |
||
Выводы Глава II. Опытно- экспериментальная работа по развитию певческой... ... |
Литература Тема опыта: «Повышение познавательной активности обучающихся... ... |
||
Доклад учителя русского языка и литературы Музяевой А Типовые задачи на формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных) на уроках... |
Литература Тема опыта: «Использование технологии педагогических мастерских... Автор опыта: Чеботарёва Валентина Павловна, учитель русского языка и литературы маоу «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным... |
||
Проекта Использование проблемных заданий и ситуаций на уроках русского языка в старших классах |
Опыта: «Использование инновационных технологий на уроках математики... Использование инновационных технологий на уроках математики как средства повышения познавательной активности школьника |
||
«Дидактические игры как средство развития познавательной активности... Тема: «Дидактические игры как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста» |
Тема эффективность использования системы тестирования на уроках русского... Представить собственный опыт использования системы тестирования на уроках русского языка |
||
Пояснительная записка 4 Общая характеристика детей дошкольного и младшего школьного возраста 4 |
Смысловое чтение на уроках русского языка и литературы На формирование и развитие смыслового чтения через создание образовательной среды работает |
||
Программа социально-психологического консультирования агрессивных... Программа социально-психологического консультирования агрессивных детей младшего школьного возраста (автор Е. В. Воронова, социальный... |
Темы Вводно-фонетический курс. Задачи: Введение в мир английского... Развитие базовых коммуникативных навыков устной речи в этих ситуациях общения и на ограниченном ими языковом материале |
||
На уроках русского языка и литературы Маоу «Средняя общеобразовательная школа №60 социальной адаптации детей инвалидов» |
Основной государственный регистрационный номер 1020700757813 Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста |
Поиск |