Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования и молодёжной политики Ставропольского края
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ставропольский государственный педагогический институт»
Психолого-педагогический факультет
Кафедра дошкольного и начального образования
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Тема: «Дидактические игры как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»
студентки 5 курса группы ПД 5
специальности 050703.65«Дошкольная педагогика и психология»
Бондаревой Аллы Аликовны
Научный руководитель:
доктор педагогических наук,
доцент кафедры дошкольного и
начального образования
Чупаха Ирина Валентиновна
Рецензент:
кандидат педагогических наук, доцент
обшей педагогики и
современных образовательных
технологий
Колпачева Ольга Юрьевна
Работа допущена к защите Дата защиты «_____»______________2015г «_____»______________2015г
Зав.кафедрой_______________ Оценка «______________»
Ставрополь, 2015 г.
Содержание
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическое обоснование применения дидактических игр как средства развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Психолого-педагогическая сущность познавательной активности детей старшего дошкольного возраста…………………………………………10
1.2. Значение дидактической игры для развития детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...18
1.3. Педагогические условия применения дидактических игр как средства развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...30
Глава 2. Экспериментальное исследование развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
2.1. Задачи и методика проведения экспериментального исследования по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр……………………………………….40
2.2. Содержание формирующего этапа эксперимента и реализация программы «Дидактическая игра как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»…………………….….48
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования…………..64
Заключение……………………………………………………...………..78
Список литературы……………………………………………………...81
Приложение………………………………………………………………89
Введение
Актуальность исследования. Всеобщей характеристикой живых существ является их активность, обеспечивающая поддержание жизненно значимых связей с окружающим миром. Активность – это присущая живому существу способность к «самостоятельной силе реагирования» (Ф. Энгельс) [43].
Именно активное, свободное индивидуальное бытие человека творит и изменяет обстоятельства, других людей и самого себя. В благоприятных условиях у здорового индивида развиваются три вида активности: физическая, психическая и социальная. Все виды, безусловно, взаимодействуют друг с другом. Только активная личность способна осуществлять действия свободно, вне стереотипов. Каким бы трудом ни занимался человек, он является деятелем, создателем, творцом [38].
В условиях обновления содержания образования ставится задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и сферы деятельности. Главным акцентом в решении задачи повышения эффективности воспитательного процесса является активизация деятельности дошкольников, преобразующий характер которой связан с активностью субъекта.
В связи с этим, особое место занимает проблема изучения познавательной активности, развитие которой является залогом успешной деятельности детей. Она способствует формированию отношения ребенка к самой деятельности, развитию самостоятельных действий, направленных на поиски адекватных способов решения, подбора материалов и средств для осуществления предстоящих задач.
Проблема развития различных видов активности рассматривалась в трудах педагогов и психологов. Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо К.Д. Ушинский, определяли активность как естественное стремление к познанию [16; 59]. Отечественные исследователи В.И. Лозовая, А.К. Маркова, Ж.Н. Тельнова, Г.Н. Щукина [27; 30; 51; 71] изучали особенности и способы активизации деятельности у детей дошкольного возраста.
Глубокий анализ проблемы развития познавательной активности провела в своем диссертационном исследовании В.В. Щетинина. Так, она отмечает, что познавательная активность рассматривается исследователями c нескольких точек зрения: как «ориентировочно-исследовательская» деятельность (Дж. Бернлайн, А.В. Запорожец, Е.Н. Соколова, Н.Н. Поддьяков и др.); как потребность во внешних впечатлениях (Л.И. Божович); как проявление мотивов и интересов (Н.Г. Морозова, Г.И. Шукина и др.); как промежуточная стадия между потребностью и познавательной деятельностью (А.М. Матюшкин, М.И. Лисина и др.); как творческая активность (Я.А. Пономарев, О.К. Тихомиров); как черта личности (К.А. Абульханова-Славская, М.А. Данилов, Р. Капустина, А.И. Крупнов, В.И. Лозовая, К.К. Платонов и др.); как интегральное качество личности(В.В Зайко, З.Ф. Чехлова и др.); сама В.В. Щетинина, определяет познавательную активность как «поисковую деятельность» [69].
Изучив Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, регулирующий отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования (далее - Программы) отметим, что ее содержание «...должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие».
В рамках данного исследования особый интерес представляет направление «Познавательное развитие», среди положений которого следует выделить следующие тезисы - «...развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания...», что предполагает познавательное развитие ребенка через самостоятельное добывание и применение знаний об окружающем мире [60].
Обращаясь к проблеме развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста, неизменно следует обратить внимание на роль игры в этом процессе, как важнейшего вида деятельности в дошкольном возрасте, в рамках которого происходит развитие жизненно важных свойств личности ребенка.
Так, Л.С. Выготский заметил у детей дошкольного возраста появление замысла, что означает переход к творческой деятельности. В раннем детстве ребенок идет от действия к мысли, у дошкольника уже развивающаяся способность идти от мысли к действию, воплощать свои замыслы. Это проявляется во всех видах деятельности, и, прежде всего, в игре [10]. А.Н. Леонтьев отмечал, что в игре развиваются новые, прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учебе [25]. Н.Г. Косолапова акцентирует внимание на том, что игра как ведущий вид деятельности является условием становление позитивной Я-концепции дошкольников [23]. Л.И. Уманец в своем исследовании раскрыла особенности формирования самооценки старших дошкольников в игровой деятельности [55]. С.А. Шмаков в своей работе подчеркивает, что «...Игра как педагогический феномен культуры предстает в виде адекватного природе ребенка способа познания мира, приспособления к миру и очеловечивания мира. Представления о ее роли зависимы от социально-экономических изменений, происходящих в обществе, в образовании и воспитании» [64] и др.
В разработку проблемы игры внесли вклад Л.И. Божович, А.В. Запорожец, В.Н. Терский, Е.И. Удальцова, А.П. Усова, И. Хейзинга, А.В. Черноземцев, И.А. Школьная, Г.Н. Щедровицкий, Д.Б. Эльконин, М.Г. Яновская и др. [5; 18; 52].
Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившаяся в дошкольной педагогике, получила свое развитие в трудах многих ученых и педагогов.
Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Ф. Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. В разработанную им систему дидактических игр вошли игры с разными игрушками, материалами (мячом, кубиками, шарами, цилиндрами и пр.) [34].
Е.И. Тихеева заявила о новом подходе к дидактическим играм. Она рассматривает игру как одну из форм организации педагогического процесса в детском саду и вместе с тем как одно из важнейших средств воспитательного воздействия на ребенка. Формы игры, ее содержание обусловлены средой, в которой живет ребенок, обстановкой, в которой протекает игра, и ролью педагога, организующего обстановку и помогающего ребенку ориентироваться в ней [53].
В советской педагогике система дидактических игр была создана в 60-е годы в связи с разработкой норм сенсорного воспитания. Её авторами являются известные педагоги и психологи: Л.А. Венгер (разработал систему дидактических игр по сенсорному воспитанию), В.Н. Аванесова (считала дидактическую игру важным средством образовательной работы) [16].
А.Н. Леонтьев относил дидактические игры к «рубежным играм», представляющим собой переход к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения [26].
На современном этапе использование дидактических игр в образовательном процессе ДОО всецело соответствует тенденции перехода от преимущественно информативных к активным формам и методам обучения с включением элементов проблемности, исследовательского поиска, использования резервов самостоятельной работы детей, создания условий для творчества.
Таким образом, проведенный анализ обозначенной проблемы позволил выявить противоречие между необходимостью поиска новых продуктивных форм и средств развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной изученностью потенциальных возможностей применения дидактических игр в реализации этого процесса.
Учитывая вышеуказанное противоречие, мы сформулировали проблему нашего исследования следующим образом: при каких педагогических условиях дидактическая игра является эффективным средством развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста?
Решение этой проблемы и составило цель исследования, которая заключается в определении педагогических условий, при которых дидактическая игра является эффективным средством развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: познавательная активность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактические игры как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что применение дидактических игр окажет эффективное влияние на развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста при реализации следующих педагогических условий:
создание обогащённой предметно - развивающей среды;
интеграция различных видов деятельности (игровая, трудовая, продуктивная);
- благоприятное общение в игровом процессе, стремление к общению с товарищами, с воспитателем само по себе может быть сильным мотивом учения и в тоже время способствовать укреплению познавательной активности;
стимулирование положительных проявлений ребенка с помощью высокой оценки деятельности (т.е. получение заслуженных поощрений за успехи, причем не столько за сам по себе выигрыш в игре, сколько за демонстрацию в ней новых знаний, умений и навыков).
Задачи исследования:
1. Изучить основные характеристики познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
2. Раскрыть значение игры для развития детей дошкольного возраста.
3.Определить педагогические условия, при которых дидактическая игра является эффективным средством развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
4. Подобрать и провести диагностику познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать и апробировать программу развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы: метод теоретического анализа литературных источников, обобщения и интерпретации научных данных; эксперимент; диагностические (тестирование, наблюдение, беседа) и методы количественной обработки данных.
Практическая значимость нашей работы заключается в разработке программы дидактических игр по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Результаты данного исследования могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных учреждений, психологами, родителями, студентами высших и средних педагогических учебных заведений.
Экспериментальной базой исследования стало Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ ЦРР д/с 64 «Радуга», города Ставрополя. В исследовании приняло участие 40 детей старшего дошкольного возраста.
Структура и объем работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Список литературы включает 76 источников.
Глава 1. Теоретическое обоснование применения дидактических игр как средства развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Психолого-педагогическая сущность познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста - одна из важнейших проблем современной педагогики. Она выступает как первостепенное условие формирования у будущих школьников потребности в знаниях, овладения умениями интеллектуальной деятельности, самостоятельности, обеспечения глубины и прочности знаний.
Тема развития познавательной активности, как показывают исследования, находилась в центре внимания педагогов с давних времен. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если уже на этапе подготовки к школе ребенок проявляет познавательную активность. Данное явление зафиксировано в педагогической теории как принцип «активности и самостоятельности учащихся в обучении». Средства реализации ведущего педагогического принципа определяются в зависимости от содержания понятия «познавательная активность».
Учитывая деятельностный подход к анализу активности человека, существующий в отечественной психологии (А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Е.А. Климов, С.Л. Рубинштейн,
В.Д. Шадриков и др.), В.В. Щетинина подчеркивают следующее: будучи изначально активным, человеческий индивид не рождается, а становится субъектом в процессе общения и деятельности. Именно в деятельности и через деятельность преимущественно происходит овладение средствами управления собственными усилиями и предметной деятельностью. Активность изменяется в связи с изменениями самой личности и той среды, в которой личность формируется и развивается. Это обуславливает необходимость уточнения требований к среде, обуславливающей познавательную активность ребенка [69].
Обновление подходов к организации образовательной работы с дошкольниками связано с реализацией субъектной позиции ребенка в деятельности, с трансформацией процесса развития ребенка под руководством взрослого в процесс саморазвития дошкольника. В данном процессе регулирующую роль играет активность ребенка продуктивного типа (А.М. Матюшкин). Именно продуктивные виды активности обеспечивают порождение образов (В.П. Зинченко), обобщений (В.В. Давыдов), смыслов (А.Н. Леонтьев), целей (О.Н. Тихомиров), способностей (Н.С. Лейтес), мотивов и интересов (Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Г.И. Шукина) [69; 70]. В связи с этим, наиболее значимым видом активности оказывается познавательная активность, выступающая основой возникновения новообразований личности и способности познавать и изменять окружающую действительность и самого себя.
В.В. Щетинина, проведя сравнительный анализ различных подходов к трактовке понятия рассматривает вопрос опознавательной активности дошкольника с позиций формирования целостной личности. Учитывая значимость интеграции как объективного психолого-педагогического явления в становлении личности ребенка (О.В. Дыбина, Т.С. Комарова, М.В. Коротков, М.В. Крулехт, М.Н. Скаткин, В.П. Чепиков и др.), она представляет формирование познавательной активности как проявление интеграции (объединения) имеющихся и приобретаемых ребенком качеств в единую, целостную систему, охватывающую все сферы личности ребенка, и характеризующуюся обобщенным психологическим образованием, имеющим новые характеристики и иную (субъектную) позицию ребенка в деятельности.
Т.И. Шамова выделяет в познавательной активности повышенную интеллектуальную, ориентировочную реакцию на изучаемый материал на основе возникающей потребности и подчеркивает, что в этом проявляется личность самого субъекта с его отношением к содержанию, характеру деятельности и стремлением мобилизовать свои усилия по достижению целей [69].
Л.П. Аристова, рассматривая познавательную активность как проявление преобразовательного, творческого отношения индивида к объектам познания, выделяет наличие таких компонентов как избирательность подхода к объектам познания, постановку цели, задач, которые надо решать.
Р.И. Капустина, А.И. Крупнов подчеркивают, что познавательная активность проявляется в интенсивном стремлении к овладению знаниями и способами деятельности, а также в мобилизации волевых усилий для достижения поставленной цели, устойчивости и объеме взаимодействия, исходящего из внутренней инициативы человека.
Опираясь на исследования В.В. Зайко и З.Ф. Чехловой, В.В. Щетинина определяет познавательную активность как интегративное качество личности, которое порождается потребностью в познании, предполагает устойчивый интерес к поиску новых знаний, проявляется в готовности к деятельности (поисковой), в стремлении к самостоятельности и выражается в интенсивном изучении действительности для последующей творческой реализации приобретенных знаний и умений. Как психологическое образование познавательная активность представляет собой динамичную интегративную совокупность психических процессов, состояний и свойств, характеризующих когнитивную, эмоционально-чувственную, мотивационно-потребностную, поведенческо-волевую сферы личности дошкольника, содержание и структура которых определяют его субъективное отношение к различным областям познания.
В.В. Щетинина акцентирует внимание, что проведенное ими исследование позволило установить, что познавательная активность как интегративное качество личности дошкольника формируется не сразу, а в результате присвоения и внутренней переработки познавательного опыта. Это происходит путем постепенного упрочения в процессе деятельности личностных образований, выражающихся в стремлении к саморегуляции, самоорганизации, самоконтролю, самооценке, и которые в свою очередь обусловливают качественные характеристики деятельности. Познавательная активность как интегративное качество личности дошкольника формируется в процессе постепенного усложнения одних ее критериев и показателей и их интеграции в более сложное личностное образование – активность [69].
Опираясь на позицию С.Л. Рубинштейна, важно рассматривать вопрос формирования познавательной активности через потребности – мотивы – интересы. Потребности выступают источником активности, а процесс удовлетворения потребности выступает как целенаправленная деятельность. При этом важен характер познавательной деятельности. Для развития познавательной активности как личного качества важно, чтобы ребенок выступал как субъект собственной деятельности. Именно поисковая деятельность, воздействуя на ум, волю, эмоции, чувства, желания, действия ребенка, более всего предусматривает активную субъектную позицию человека (Н.И. Апполонова, Н.Е. Веракса, Д.И. Воробьева, А.И. Иванова, О.Л. Князева, Т.А. Куликова, А.К. Матвеева, Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, Н.К. Постникова, Л.А. Парамонова и др.)[69]. Это позволяет рассматривать ее как наиболее эффективное средство формирования познавательной активности дошкольника. Анализ исследований позволил определить поисковую деятельность детей как познавательную деятельность, направленную на решение задач проблемного характера, характеризующуюся вариативностью активно-преобразующих поисковых действий практического и мыслительного характера, позволяющих осуществить всестороннее изучение объектов окружающей мира, и предполагающую высокую степень активности и самостоятельности детей.
Проблема формирования познавательной активности также рассматривается в науке на основе выделения двух линий психического развития дошкольника (О.В. Дыбина, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова, М.И. Лисина, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин и др.) и соответствующих им двух типов активности детей:
1. Собственная активность ребенка, полностью определяемая им самим, зависящая от его внутреннего состояния, характеризующаяся многообразием проявлений во всех сферах детской психики. Дошкольник выступает как полноценная личность, реализующая свою волю, свои интересы, потребности, как организатор собственной деятельности (ставит цель, осуществляет поиск средств и способов ее достижения). В этом случае реализуется самостоятельная деятельность ребенка. Собственная активность ребенка может реализовываться в процессе взаимодействия со сверстниками, которые выступают в роли мощного катализатора познавательной активности. В этом случае реализуется совместная самодеятельность детей.
2. Активность ребенка, стимулируемая взрослым, который организует деятельность, показывает и рассказывает, что и как необходимо делать, когда получаются результаты, намеченные взрослым, а само действие формируется в соответствии с заданными параметрами. В этом случае реализуется совместная деятельность педагога и детей. Взрослый осуществляет эмоциональную, регуляторную, инструктирующую поддержку ребенка в познавательной деятельности. Дошкольник через взрослого усваивает, с одной стороны, активное и заинтересованное отношение к объектам познания и самой деятельности, а с другой – способы и средства познания, способы управления своим поведением, умением преодолевать трудности ориентировки в новых ситуациях при решении новых задач.
С учетом вышесказанного, взаимосвязь данных типов познавательной активности проявляется в следующем. Во-первых, указанные два типа активности тесно переплетаются между собой и редко выступают в чистом виде. Во-вторых, собственная активность ребенка, связана с активностью, идущей от взрослого, с помощью взрослого ребенок усваивает опыт познания, который становятся впоследствии личным достоянием самого ребенка.
Итак, мы обратили внимание на то, что общим для всех исследований является наличие в процессе формирования познавательной активности нескольких факторов. В их числе – внутренний фактор, т.е. субъективная характеристика познавательного действия. Носителем познавательной активности выступает целостный субъект познания – человек.
Г.И. Щукина определяет следующие уровни активности в зависимости от характера познавательной деятельности субъекта:
репродуктивно-подражательная активность, при помощи которой опыт деятельности накапливается через опыт другого;
поисково-исполнительная активность - это более высокий уровень, поскольку здесь имеет место большая степень самостоятельности. На этом уровне надо понять задачу и отыскать средства ее выполнения;
творческая активность являет собой высокий уровень, поскольку и сама задача может ставиться ребенком, и пути ее решения избираются новые, нешаблонные, оригинальные [71].
Развитие познавательной активности представляет тот идеальный вариант, когда ее становление происходит постепенно, равномерно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде.
Таким образом, познавательную активность следует рассматривать как меняющееся свойство личности, которое означает глубокую убежденность ребенка-дошкольника в необходимости познания, творческого усвоения системы научных знаний, что находит проявление в осознании цели деятельности, готовности к энергичным действиям и непосредственно в самой познавательной деятельности.
Анализ научной литературы позволил также судить о том, что познавательная активность выражается в движении самого мотива человека (и, тем более старшего дошкольника) осваивать новое, непривычное, очевидно требующее труда и усилий для присоединения к имеющейся базе данных в долговременной памяти; возникновение оригинальных, новых (в случае решения уже известной задачи) способов решения, на основе самостоятельного эвристического поиска, свидетельствует о наличии познавательной активности.
Изучив опыт работы В.А. Суржанской, можно выделить признаки познавательной активности у детей дошкольного возраста:
увлеченность предметом, рассказом, деятельностью;
ярко выраженное стремление выполнять разнообразные, особо сложные задания, желание продолжать занятие по его окончанию;
проявление самостоятельности в подборе средств, способов действий, достижении результата, осуществлении контроля;
вопросы проблемного, исследовательского характера, обращенные к взрослому;
эмоциональное отношение к предмету (рассказу, деятельности и т.п.) [48].
Так же Суржанская В.А выделяет следующие особенности познавательной активности у детей дошкольного возраста:
познавательная активность проявляется с рождения и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства, выходя за его пределы, обеспечивая ребенку накопление разных способов познания окружающего мира;
она проявляется в разных видах деятельности, как правило, не характеризуясь целенаправленностью познания в отдельной сфере - ребенка интересует все, что его окружает;
познавательная активность ребенка-дошкольника ярко проявляется в вопросах, раздумиях, сравнении, экспериментировании, постановке и решении разнообразных детских проблем, направленных на более глубокое познание ребенком окружающих предметов и явлений;
ребенок дошкольного возраста проявляет познавательный интерес и всеохватывающее любопытство от «Что это?» до «Хочу все знать!». Эта активность ребенка направлена не только на познание отдельного предмета или явления, а и на распознание устройства, причины, цели, назначения, способа использования и т.п. Познавательный интерес является важнейшей составляющей познавательной активности и усиливается с накоплением ребенком опыта познавательной деятельности. От младшего к старшему дошкольному возрасту познавательные интересы приобретают стойкость. Интерес ребенка напрямую зависит от его знаний, а также способов, которыми взрослый передает ребенку новые знания;
в процессе формирования у ребенка познавательного отношения к окружающему четко прослеживается единство интеллектуального и эмоционального (как доминирующего) отношения к предметам и явлениям действительности. Ребенок в процессе познания проявляет эмоции, свидетельствующие об отношении к процессу познания;
в конце дошкольного возраста наблюдаются признаки самостоятельности, определенной само регуляции и самоконтроля познавательной деятельности ребенка, что проявляется в постановке цели, нахождении способа, контроля за процессом деятельности, самостоятельной оценке результата. Ребенок все чаще перестает подражать действиям взрослого, а иногда, в рамках дозволенного, отходит от его требований. Со стороны ребенка можно наблюдать проявление инициативы, определенных волевых усилий, направленных на выполнение заданий или просто регуляцию собственного поведения;
в процессе познания ребенок выступает как полноценная личность, способная к определению собственной активности, творчества в деятельности, реализации собственной воли, интересов и потребностей;
развитие познавательных процессов в дошкольном детстве закладывает основу для дальнейшего школьного обучения;
эффективным фактором формирования познавательной активности является создание условий для проявления ребенка как субъекта собственной деятельности, взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
после 4-5 лет познавательная активность приобретает форму инициативной преобразующей активности. Приобретенные ребенком знания и практический опыт дают возможность осознать собственные возможности, а это, в свою очередь, порождает новые желания, побуждает к инициативным, а после и творческим действиям [48].
Следует отметить, что все указанные особенности познавательной активности в дошкольном возрасте пребывают на уровне становления и после становятся основой для развития познания в предстоящей жизнедеятельности. Проявляться познавательная активность может на разных уровнях и высшим ее показателем является творческое отношение ребенка к окружающему, умение нестандартно мыслить, креативно использовать полученные знания.
Таким образом, обобщая вышесказанное, отметим, что в научной литературе можно найти множество определений понятия «познавательная активность». Данный термин связывают с рассмотрением деятельности, в которой ребенок, познавая окружающий мир, как активный субъект, пытается показать свою самостоятельность, индивидуальность направить энергию, волю, действия на достижение положительного результата.
В данном исследовании мы придерживается точки зрения В.А. Суржанской и понимаем под познавательной активностью «черту личности, которая проявляется в ее отношении к познавательной деятельности, предполагающая состояние готовности, стремление к самостоятельной деятельности, направленной на усвоение ребенком социального опыта, накопленных человечеством знаний и способов деятельности, находящая проявление в познавательной деятельности ».
|