Скачать 181.85 Kb.
|
Министерство образования и науки РБ Комитет по образованию г. Улан-Удэ МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 60 социальной адаптации детей - инвалидов» Применение Интеллект-карт на уроках русского языка и литературы РЕХОВСКАЯ О. М., учитель русского языка и литературы 2013 XXI век — век огромных потоков информации. И этой информацией нужно владеть Электронная образовательная программа ConceptDraw MINDMAP Professional Ru способствует достижению образовательных результатов по русскому языку и литературе на личностном, метапредметном и предметном уровнях. Использование данной программы позволяет организовать аналитическую и творческую деятельность как учителя, так и учащихся. Приоритетным является то, что она способствует следующему:
Результатом использования электронной образовательной среды ConceptDraw MINDMAP Professional Ru является такой продукт, как ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА. В основу этого метода положены исследования английского психолога Тони Бьюзена и профессора Санкт-Петербургского университета Бершадской Елены Александровны. Этот метод является практическим приложением к теории радиантного мышления. От слова Radiant – испускающий свет, лучи (лучистый). Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума". В переводах книг Т. Бьюзена чаще всего используется термин "интеллект-карты", хотя по способу построения карты отражают процесс ассоциативного мышления, поэтому их можно даже называть картами ассоциаций. Центральную идею этой теории лучше всего представить словами её автора: «Каждый бит информации, поступающей в мозг, каждое ощущение, воспоминание или мысль – может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллионы лучей. Каждый луч представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. И это то, что мы называем памятью, т. е. базой данных или архивом. В результате использования этой многоканальной системы обработки и хранения информации мозг в любой момент времени содержит "информационные карты", сложности которых позавидовали бы лучшие картографы всех времён, будь они в состоянии эти карты увидеть". Всем известно, что информационный обмен между участниками учебного процесса протекает в основном в вербальной и знаковой формах. Немудрено, что в этих условиях в выигрышном положении оказываются учащиеся с высокими уровнями развития вербального и математического интеллекта. Кинестетики, визуалы, ученики с развитыми пространственными, музыкальными способностями оказываются в заведомо худшем положении, их обычно относят к трудно обучаемым, и они быстро превращаются в неуспевающих. Задача учителя усложняется: как научить учиться всех обучающихся? В книге «Преобразованная сила» писатель Э. Тоффлер определил цель образования уже ближайшего будущего: «Грамотным в будущем будет не тот человек, который умеет читать. Это будет человек, который знает, как научиться тому, как следует учиться». Иными словами, мы учим наших ребят с помощью интеллект-карт умению общаться с текстами: понимать их, анализировать, извлекать нужную информацию, сжимать, кодировать в форме интеллект-карты и раскодировать. Интеллект-карты – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления. Интеллект-карты "представляют собой внешнюю "фотографию" сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент времени". Она отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем. Интеллект-карты – очень красивый инструмент для решения таких задач, как проведение презентаций, принятие решений, планирование своего времени, запоминание больших объемов информации, проведение мозговых штурмов, самоанализ, разработка сложных проектов, собственное обучение, развитие, и многих других. Интеллект-карты — это инструмент, позволяющий:
Области применения Интеллект-карт Обучение: создание ясных и понятных конспектов лекций; максимальная отдача от прочтения книг/учебников; написание рефератов, проектов, докладов. Запоминание: подготовка к экзаменам, зачетам. Презентации: Представление большого объема информации за меньшее время. Планирование: Управление временем: составление плана на день, неделю, месяц, год. Мозговой штурм: Генерация новых идей, творчество, коллективное решение сложных задач. Принятие решений: Четкое видение всех «за» и «против», более взвешенное и продуманное решение. Для более эффективного применения данного метода обучения необходимо следовать трём принципам: 1. «Принимай» – сначала внимательно изучи все достоинства интеллект-карт, правила и инструкции по их созданию. 2. «Применяй» – начни применять эту технологию, составь не меньше 100 интеллект-карт. 3. «Приспосабливай» – пропусти эту технологию через себя, совершенствуй свои навыки. Свойства Интеллект-карт, законы их создания Главное правило – никаких правил Привлекательными являются следующие свойства интеллект-карт:
Стиль Интеллект-картСтандартный / шаблон На первоначальном этапе лучше использовать предложенные в программе шаблоны, стандартные формы. Свой собственный / образный
Центральный образ В центре листаОбычно в центре листа. Хотя частый вариант, когда располагается слева в центре и ветки отходят вправо. Яркий. ЗапоминающийсяОбраз должен сразу привлекать внимание, оставаться в памяти, вызывать нужную эмоцию, провоцировать работу мыслей в определенном направлении. Для этого его рисуем ярким! Цветной (больше 3 цветов)Не надо жалеть красок. Цветной образ лучше запоминается, поэтому рисуем его как минимум тремя цветами. Структура карты РадиальнаяСоблюдаем принцип иерархичности. Ближе к центру – более важные понятия. Дальше от центра – менее важные понятия. Благодаря такому «радиальному» распределению проще работать с картой. ПонятнаяДля повышения понятности карты нумерацию: нумеруем веточки цифрами – «1», «2», «3»… подсказывая, в каком порядке их следует просматривать. Ключевые слова
Цвет, шифр текста БуквыНадо стараться писать печатными буквами! Тогда их проще читать! Размером букв можно уже кодировать какую-то информацию, например, если буквы «ЗАГЛАВНЫЕ», то ими можно писать элементы из главных веток. Если буквы «строчные», то все остальные. Цвет (чем больше – тем лучше)Человек способен различать мельчайшие оттенки цветов, поэтому стоит использовать этот ресурс по максимуму! Но перебарщивать тоже не стоит. 4-8 цветов обычно хватает для большинства карт. Если цветов больше, то от их разнообразия уже начинает рябить в глазах, и цвета перестают нести нужную смысловую нагрузку. Значение цвета и шрифтаЦвет, шифр могут нести в себе некий смысл. Например, у нас есть проект, в котором участвуют Иванов, Петров и Сидоров. Если вместе они напишут подобную карту, где выделят себя разными цветами и пишутся разными шрифтами, то им легко будет ориентироваться, кто какой фронт работ выполняет. И цвет, и шрифт будут нести важное смысловое значение. Связи Ассоциации Любые элементы могут быть связаны ассоциациями, это впоследствии облечит восстановление карты, учебного материала. Взаимосвязь Пунктирные линии также выполняют такую важную функцию, как показывают связи между разными элементами карты. Важное замечание: на карту желательно не более 3-5 линий-стрелок. Если больше, то эти линии уже не помогают, а наоборот, делают карту еще более запутанной. Символы ЗапоминаемостьКартинки, рисунки, визуальные образы – запоминаются в 10 раз лучше, чем слова! Поэтому везде, где возможно, стараемся проиллюстрировать наши ключевые слова хорошо подходящими для них картинками. Яркость, цветКартинки рисуем цветные, при рисовании карт, используем как минимум 4 цвета. ЛогичностьСимволы можно использовать как свои собственные, так и общепринятые, но они должны логично иллюстрировать ключевое слово, понятие, образ. Законы построения Интеллект-карт Центральный образ, символизирующий основную идею, рисуется в центре листа. Лист располагается горизонтально (ландшафт). От центрального образа рисуются ветки первого уровня, на которых записываются слова, ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею. К веткам первого уровня при необходимости добавляются ветки 2-го уровня с ассоциациями, раскрывающими идеи веток 1-го уровня. При построении карты используется максимальное количество цветов, шрифтов, отображающих разнообразие идеи. По возможности, добавляются рисунки, символы, смайлы, ассоциирующиеся со словами на ветках. Это мнемонический приём, связывающий пару – слово-образ. С помощью стрелок, соединяющих понятия на разных ветках, устанавливаются причинно-следственные связи. Каждую идею, мысль, образ можно прокомментировать, вставить указания, ссылки и т.д Иерархия мыслей отображается нумерацией веток. Зрительное выделение информационных блоков осуществляется за счёт введения цветных ореолов. Фон интеллект карты может быть как белый, так и другого цвета. Он может соответствовать настроению автора, может нести смысловую нагрузку. Человек, согласно теории Бехтерева, быстрее воспринимает цветовую или световую информацию, на чем и основано действие светофора. Цветовой и световой сигнал дает импульс для дальнейшей работы мозга, активизирует хранящуюся в памяти информацию, помогает сделать ее актуальной. На этом и основана когнитивная технология обучения, одним из вариантов реализации которой является метод интеллект-карт. Когнитивная технология большую роль отводит мониторингу, поскольку важно обнаружить дефекты в познавательной сфере ребенка, поставить диагноз и разработать такую когнитивную схему, которая помогла бы ему исправить дефект. Наибольшего успеха с помощью интеллект-карт удалось добиться при подготовке к ЕГЭ по русскому языку, в частности в задании В8. Существует два способа построения Интеллект-карт:
Какой способ лучше? В 5-6 классах учащимся легче использовать бумажный вариант, потому что в этом возрасте не столь высокий уровень ассоциативного и логического мышления. В среднем и старшем звене ребятам интереснее работать с компьютерной программой. В любом случае учителю учитывать психологические особенности и интересы детей. Примером нарисованной ИК может служить зачетная работа ученицы 5 класса Курдюковой Дарьи по теме «Имя существительное». Другим примером может ИК по литературе, выполненные разными способами ученицей 10 класса Пластининой Александрой по теме «Духовные искания Андрея Болконского». Эти Интеллект-карты позволяют увидеть, насколько полно учащаяся усвоила информацию, её структурировала, установила ассоциативные связи, правильно использовала цветовую гамму, символы. Учителю нужно учесть, что ведение метода ИК в учебный процесс не терпит поспешности, а требует терпения и скрупулёзного поиска наиболее эффективного пути. Сфера применения Интеллект-карт Метод интеллект-карт можно назвать универсальным, его можно использовать на разных типах и формах урока: 1) изучение нового материала; 2) самостоятельная работа по теме; 3) обобщение материала; 4) написание творческой работы; 4) диагностическая работа; 5) анализ художественного текста; 5) доклада, реферата, научно-исследовательской работы; 6) подготовка к экзаменам, к работе над проектом, презентацией; 7) составление плана изучения учебного материала. Изучение нового материала При изучении новой темы учитель может использовать Интеллект-карту, составленную им заранее. С учащимися, которые знакомы с данной методикой, можно использовать лишь частично заполненную карту, по которой дети работают самостоятельно, более глубоко погружаясь в тему урока, умея отличать главное и второстепенное. Примером могут следующие карты. Самостоятельная работа по новой теме Обобщение изученного материала На уроках обобщения и систематизации материала, уроках самостоятельной, зачетной, контрольной работы также приемлемы карты, в которых обозначены частично ключевые слова, указаны некоторые смысловые связи. Творческая работа по литературе Литература – это искусство слова, поэтому на каждом уроке одной из главных задач является развитие навыков монологической речи. При этом время на уроке ограничено. В этом случае выручает метод карт ума, обладающий уникальной особенностью: он позволяет сворачивать огромные массивы информации, не теряя при этом её элементов. А свёрнутая информация, представленная в графической форме, – хорошая опора для развития монологической речи. Примером может быть карта, составленная учеником 6 класса Мантатовым Юрой при изучении биографии А. С. Пушкина. Анализ художественного произведения В нашей школе используется в том числе и дистанционная форма обучения. Учитывая меньшее количество часов, по сравнению с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации, нам приходится оптимизировать подачу учебного материала. В связи с этим данный метод использования ИК наиболее эффективен при самостоятельной работе над художественным произведением в старших классах. Составление плана изучения учебного материала Подготовка к экзаменам по русскому языку и литературе Интеллект-карты – хорошая помощь при подготовке к экзаменам не только потому, что сжимается информация, что анализируется, систематизируется, обобщается материал, но и потому, что на запоминание информации тратится меньше времени: использование зрительных образов, ассоциаций усиливает эффективность запоминания. Одна страница карты с 20-ю и более словами позволяет гораздо быстрее запомнить новую информацию и гораздо быстрее вспомнить всю информацию при повторении. Эффективны ИК и при подготовке к итоговой аттестации литературе и по русскому языку. Например, карта «Проблематика повести В. Кондратьева «Сашка» позволяет не только вспомнить и обобщить материал изученного произведения, но и подготовиться к выполнению части С по русскому языку. Преимущества применения метода Интеллект-карт Навыки, приобретенные обучающимися при работе по данной технологии, помогут учащимся не только в усвоении предметов школьной программы. Они станут тем фундаментом, на котором сформируется личность, способная мыслить творчески, созидать разумно, воспринимать объективно постоянно меняющийся мир. Применение Интеллект-карт на уроках русского языка и литературы позволяет:
При построении ИК обучающиеся учатся работать в микрогруппе, выступать перед аудиторией, задавать вопросы и четко формулировать ответы на них, внимательно слушать одноклассников и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания оппонентов, аргументировать свое мнение в группе, представлять презентации. Оценивание Интеллект-карт, создаваемых учащимися Еще одна трудность - составление критериев оценки ИК. При анализе интеллект-карт, создаваемых учащимися, оценивается следующее:
Далее отмечается:
Возможности для учащихся Использование этого метода интеллект-карт имеет ряд преимуществ. Он позволяет учащимся
Возможности для учителя Используя поисковую систему Интернет, программу ConceptDraw MINDMAP, мы с учениками составляем Интеллект-карты по разделам школьного курса русского языка и литературы. Именно этот метод позволяет нам:
Как показал наш опыт, использование этого метода позволяет учителю проводить систематизацию и обобщение знаний динамичнее, а проверку уровня знаний и умений быстрее, а главное - эффективнее для самих обучающихся. Анализируя итоги использования Интеллект-карт на уроках русского языка и литературы, конечно же, нельзя обойти стороной и возникающие при этом трудности. Самое главное - это низкий уровень мотивации у ребят. В начале нашей работы многие учащиеся не понимали практической значимости применения такого метода. Затем, постепенно обучаясь и совершенствуя своё умение, многие начали составлять ИК даже тогда, когда это не было обязательным заданием. Очень важное условие в работе с ИК: они должны постоянно использоваться на уроке. Только тогда они помогут детям успешнее учиться, а учителю интереснее учить. ИК становится алгоритмом рассуждения и доказательства, всё внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заученного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и связей. Обычная наглядность оживает, «начинает говорить». Интеллект-карты делают обучение, работу и мышление приятными! Используемые источники
|
Доклад на конференцию «Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы» «Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы» учителя русского языка и литературы мкоу «Каштановская... |
Доклад учителя русского языка и литературы Музяевой А Типовые задачи на формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных) на уроках... |
||
Литература Тема опыта: «Использование технологии педагогических мастерских... Автор опыта: Чеботарёва Валентина Павловна, учитель русского языка и литературы маоу «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным... |
Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы Введение 2-3стр |
||
Научно-методическая разработка Средства формирования коммуникативных ууд у учащихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы |
Тема эффективность использования системы тестирования на уроках русского... Представить собственный опыт использования системы тестирования на уроках русского языка |
||
Смысловое чтение на уроках русского языка и литературы На формирование и развитие смыслового чтения через создание образовательной среды работает |
На уроках русского языка и литературы Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Брылинская средняя общеобразовательная школа» Каргапольского района Курганской... |
||
Литература Тема опыта: «Повышение познавательной активности обучающихся... ... |
Методическая разработка урока русского языка с использованием эор... Автор: Поспелова Т. А., учитель русского языка и литературы лицея №17 г. Костромы |
||
Сценарий урока русского языка в 6 классе с использованием технологии... ... |
Проекта Использование проблемных заданий и ситуаций на уроках русского языка в старших классах |
||
Звуки и буквы Коррекционно-развивающие упражнения по развитию памяти на уроках русского языка и обучении грамоте |
Индивидуализация подхода в обучении как средство реализации творческого... |
||
Программа учебной дисциплины практическая и функциональнаястилистика... Приступая к изучению данной дисциплины, студенты должны иметь представление о системе современного русского языка и ее составляющих,... |
Ван Хуэй Языковая специфика кулинарных рецептов китайской кухни на... Рецензент: доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой русского языка и литературы |
Поиск |