Скачать 396.19 Kb.
|
Русский язык и литература Тема опыта: «Повышение познавательной активности обучающихся 5-7 классов через систему нестандартных уроков русского языка и литературы» Автор опыта: Макарова Татьяна Изосимовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Нарьян-Мара» Информация об опыте Условия возникновения, становления опыта Педагогический опыт Макаровой Т.И. «Повышение активности обучающихся 5-7 классов через систему нестандартных уроков русского языка и литературы» формирвался на базе МБОУ «СОШ № 5» города Нарьян-Мара. В школе обучаются дети, проживающие не только в данном микрорайоне, но и в других районах города, Контингент обучающихся не однороден по своему составу, это дети из разных социальных слоев. Соответственно, уровень успеваемости в классах также неодинаковый, как и степень выполнения домашних заданий, мотивация детей к изучению предметов русский язык и литература. Возникновение опыта связано с проблемой угасания познавательной активности обучающихся к 8-9 классам. Не секрет, сто с 6-7 классов, как правило, наблюдается резкое падение их интереса к русскому языку и литературе и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль. Таким образом, автор опыта решила предупредить данную проблему, начиная работу по формированию и развитию познавательной активности с 5-х классов. Для измерения уровня познавательной активности в 5-х классах была проведена предварительная диагностика по методу Б.К. Пашнева [15] (Приложение 1). Было выявлено, что низкий уровень активности имеют 67% школьников, средний – 26 %, высокий – 7 %. Полученные результаты, безусловно, заставили оценить серьезность уже появившейся проблемы низкого уровня познавательной активности и стимулировали учителя искать методы и формы такой организации учебной деятельности, которая бы эффективно повысила уровень познавательной активности. Наиболее конструктивным решением данной проблемы, с точки зрения Макаровой Т.И., является создание таких условий обучения, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию и выразить себя, свою индивидуальность, и в итоге повысить уровень познавательной активности. Так возникла идея приобщения учащихся к проведению уроков по русскому языку и литературе в нетрадиционных формах. Преподавание в 5-7 классах, в которых работает учитель, ведется на общеобразовательном уровне по УМК русского языка под редакцией М.М. Разумовской; по литературе используется УМК под редакцией Г.И. Беленький. Актуальность опыта Повышение интереса к русскому языку и литературе – одна из главных задач обучения этим предметам. В общеобразовательной подготовке школьников русский язык занимает важное положение, поскольку от уровня владения языком зависят успехи в учебе по всем предметам, мера проявления общественного лица человека, его жизненной позиции, готовность к самообразованию. При этом усвоение во всем богатстве родного языка – непременная предпосылка всестороннего развития личности, в частности, и развития познавательной активности подростка, что, в свою очередь, является компонентом творческого саморазвития школьника. Развитие познавательной активности актуально, так как способствует информационной, коммуникативной компетентностям. Несмотря на повышенное внимание разработчиков новых стандартов к развитию познавательной активности и появлению учебников, сохраняется проблема разных видов уроков, видов и форм их проведения, связанная как с повышенной нагрузкой учителя и, порой, его неумением выстроить собственную систему, опираясь на методические рекомендации, так и с явно пониженным уровнем самостоятельности обучающихся, их невысоким интересом к родному языку и литературе. При сложившейся системе обучения русскому языку и литературе в 5-7 классах возникают противоречия, с которыми педагог столкнулся в практике работы:
Итак, перед педагогом встала задача разработать систему уроков русского языка и литературы, предполагающую использование нетрадиционных форм и методов проведения занятий. Таким образом, опыт можно считать актуальным в связи с тем, что учитель предлагает один из возможных вариантов решений проблемы, которая остро стоит на сегодняшний день, – развитие познавательной активности обучающихся II ступени. Ведущая педагогическая идея опыта Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы уроков русского языка и литературы, нестандартных по формам проведения и методам обучения, с целью повысить познавательную активность обучающихся. Длительность опыта Исследование проводилось в три этапа на протяжении трех лет. На первом этапе (2012-2013 годы) в ходе педагогических наблюдений, анализа школьной документации, бесед с учениками и родителями, тестирования изучались как фоновые знания каждого ребенка, так и его потребности саморазвития. Была подобрана по теме опыта литература, определены цель, спектр задач, формы и методы работы. Второй этап исследования (2012-2013 годы) – апробирование выбранных форм, методов и приемов работы, способствующих развитию познавательной активности, саморазвитию обучающихся, повышению их интереса к изучаемым дисциплинам. Были разработаны нетрадиционные формы проведения уроков для 5-7 классов, опирающихся на фантазию и игровые формы: рифмованные правила, урок-сказка, урок-игра и т.д. На заключительном этапе исследования (2014-2015 годы) анализировалась динамика развития познавательной активности школьников, производился анализ и обобщение опыта. Применение различных форм обучения позволило Макаровой Т.И.. развить познавательную активность обучающихся, повысить интерес к русскому языку и литературе. Диапазон опыта Диапазон опыта охватывает организацию учебной деятельности по русскому языку и литературе в 5-7 классах и включает систему школьных уроков русского языка и литературы. Теоретическая база опыта Прежде чем обратиться к практическому применению идеи, была изучена методическая литература по данному вопросу и определены ключевые понятия, с которыми работал педагог: познавательная активность и нестандартные формы урока. Проблема определения познавательной активности – одна из самых трудных в педагогике, т.к., являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития. Проблемам познавательной активности, способам и методам активизации учебной деятельности были посвящены исследования Л.И. Божович [5], А.А. Вербицкого [6], Л.С. Выготского [7], П.И. Гальперина [8], В.В. Давыдова [9], Н.Ф. Талызиной [18], Т.И. Шамовой [20] и многих других видных исследователей. Автор опыта попробовала разобраться с понятиями «активность» и «познавательная активность», опираясь на научные изыскания доктора психологических наук, профессора Морозовой И.С. [12]. По ее мнению, активность ребенка существует в двух видах – собственная активность и активность, стимулируемая взрослыми, при чем оба вида тесно переплетены. Под познавательной активностью следует понимать «личностное образование, деятельное состояние, которое выражает интеллектуально-эмоциональный отклик ребенка на процесс познания: стремление к получению знаний, умственное напряжение, проявление усилий, связанных с волевым воздействием, в процессе получения знаний, готовность и желание ребенка к процессу обучения, выполнение индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности взрослых и детей» [12]. Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности обучающихся может и должна стать устойчивой чертой личности младшего подростка и оказывает сильное влияние на его развитие, в том числе, на его дальнейшее самоопределение. Таким образом, целенаправленное развитие познавательной активности в 5-7 классах позволит не только вывести ее на устойчивый уровень в старших классах, но и стимулировать творческую активность, интерес к изучению ряда предметов, повысить самостоятельность работы школьников. В организации процесса обучения русскому языку и литературе большую роль играет проведение нетрадиционных уроков. Нетрадиционные уроки нужны для поднятия интереса учащихся к предмету. Такой урок для учеников – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Все это имеет положительную сторону, т.к. появляется возможность у обучаемых развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и видеть их применение на практике. Это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду, как утверждает Денисова В.Г. [10]. По утверждению С.В. Кульневича, нетрадиционный (нестандартный, не совсем обычный) урок – это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру» [11]. Целесообразность нетрадиционного обучения, ориентированного на развитие познавательного интереса учащихся, была применена М.М. Разумовской [16], Г.И. Беленьким [4], М.В. Пановым [14], В.Ф. Шаталовым [21], Г.И. Щукиной [22] и другими известными учеными и методистами. Ведущей педагогической идеей считалось введение в систему образования различных типов уроков, связанных с развитием интеллекта учащихся и внедрением информационных технологий. На сегодняшний день методистами и учителями разработано много методических приемов, новаторских подходов к проведению различных форм занятий. По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков: 1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина. 2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия. 3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровения, урок «Дублер начинает действовать». 4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал. 5. Уроки-фантазии: урок сказка, урок-сюрприз, урок XXI века, урок «Подарок от Хоттабыча». 6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый совет, редакционный совет. Данной классификацией и рекомендациями методистов пользовалась также автор опыта. Кроме этого, Макарова Т.И. успешно использует практические рекомендации авторов учебника «Литература» (5-11 классы, под редакцией Г.С.Меркина) и «Русский язык» (5-9 классы, под редакцией В.В. Бабайцевой) по проведению подобных нетрадиционных форм занятий. Познакомившись с работами И.В.Никишиной [13] по актуальной проблеме активизации процесса обучения учащихся путем внедрения инновационных форм, методов и приемов обучения, Татьяна Изосимовна пришла к выводу, что учитель должен научиться работать в режиме творческого развивающего обучения с регулярным использованием системы нетрадиционных уроков, поскольку нетрадиционные методы обучения позволяют учителю использовать их не только как средство для усвоения познавательной информации, но как средство самореализации каждого ученика. Более того, эффективность использования таких форм и методов занятий очевидна, поскольку восприятие подростка легче настраивается на занятия с элементами игры, чего-либо необычного, яркого. Новизна опыта Новизна опыта Макаровой Т.И. заключается в комбинировании элементов существующих в современной методике систем и методов, приемов, средств и форм нетрадиционных уроков, направленных на активизацию и развитие познавательной активности обучающихся, формирование их позитивной учебной мотивации, развитие интеллекта, творческого мышления по русскому языку и литературе. Характеристика условий, в которых возможно применение опыта Применение опыта возможно в 5-7 классах общеобразовательной школы. При этом не принципиально, по какому УМК ведется обучение, а как средство усиления эффекта от подобных нетрадиционных уроков рекомендуется дополнительно использовать систему внеурочных занятий по указанным предметам. II. Технология опыта Цель педагогической деятельности – повышение активности обучающихся 5-7 классов через систему нестандартных уроков русского языка и литературы. Для достижения поставленной цели планируется решение следующих задач:
Педагог подчеркивает, что для повышения познавательной активности обучающихся учителю сегодня очень важно от репродуктивных методов обучения перейти к продуктивным, когда ученик должен не только показывать понимание изучаемого явления, но и решать задачи, вскрывая причинно-следственные связи между ними, уметь связать изучаемый материал с практикой, с жизнью. При этом для обеспечения максимально самостоятельной деятельности учащихся учителю необходимо ограничиться лишь направляющим воздействием, исходя из того, что любой ребенок стремится к успеху и никогда, как утверждает известный психолог Селестен Френе, «не устает от работы, которая отвечает его функциональным и жизненным потребностям» [17]. Развитие познавательных способностей учащихся возможно лишь в том случае, если в уроки включены творческие задания. В психологии доказано, что личность обладает творческим мышлением, если она способна выполнять следующие группы логических операций:
Освоение любой темы на уроках проходит эффективнее, если учитель умеет регулярно создавать ситуации успеха. Для создания ситуации успеха на учебном занятии Макарова Т.И. придерживается следующих правил: все ученики способны усвоить материал, овладеть умениями и навыками; учитель должен поощрять познавательную активность, делать акцент на понимании, а не на механическом запоминании; важен психологический климат на занятии. В связи с этим актуальной становится проблема разработки таких форм, методов и приемов обучения и методики их использования, которые содействуют формированию и развитию познавательной активности. Макарова Т.И. использовала следующие способы активизации деятельности ученика:
- эмоциональных: поощрение, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий, удовлетворение желания быть значимой личностью; - познавательных: опора на жизненный опыт, учет познавательных интересов, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий; - волевых: информирование об обязательных результатах, формирование ответственного отношения, выявление познавательных затруднений, самооценка и коррекция своей деятельности, формирование рефлективности, прогнозирование будущей деятельности; - социальных: развитие желания быть полезным, создание ситуаций взаимопомощи, сопереживания, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы, организация само- и взаимопроверки. |
Литература Тема опыта: «Использование технологии педагогических мастерских... Автор опыта: Чеботарёва Валентина Павловна, учитель русского языка и литературы маоу «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным... |
«Формирование познавательной активности детей младшего школьного... Тема: Формирование познавательной активности детей младшего школьного возраста средствами творческих заданий |
||
Портфолио учителя начальных классов Мясниковой Марины Юрьевны Содержание Учитель начальных классов, учитель русского языка и литературы по специальности «Педагогика и методика начального образования» с... |
Опыта: «Использование икт на уроках окружающего мира в начальной... Автор опыта: Чебыкина Мария Викторовна, учитель начальных классов мбоу «сош №1 г. Нарьян-Мара» |
||
Доклад на конференцию «Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы» «Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы» учителя русского языка и литературы мкоу «Каштановская... |
Доклад учителя русского языка и литературы Музяевой А Типовые задачи на формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных) на уроках... |
||
Научно-методическая разработка Средства формирования коммуникативных ууд у учащихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы |
Методическая разработка урока русского языка с использованием эор... Автор: Поспелова Т. А., учитель русского языка и литературы лицея №17 г. Костромы |
||
Тема опыта: «Работа над развитием речи на уроках русского языка важнейшее... |
Программа учебной дисциплины практическая и функциональнаястилистика... Приступая к изучению данной дисциплины, студенты должны иметь представление о системе современного русского языка и ее составляющих,... |
||
Смысловое чтение на уроках русского языка и литературы На формирование и развитие смыслового чтения через создание образовательной среды работает |
Уроков: 4 ч. Административных контрольных уроков: 1 «Программа курса английского языка к умк “Enjoy English” для учащихся 2-9 классов общеобразовательных учреждений» Обнинск, Титул... |
||
Опыта: «Использование инновационных технологий на уроках математики... Использование инновационных технологий на уроках математики как средства повышения познавательной активности школьника |
Уроков: 4 ч., проектов: 2 Административных контрольных уроков: 1 «Программа курса английского языка к умк “Enjoy English”. 8-й год обучения для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений»... |
||
Merry Christmas Рождественский утренник для учащихся 2-4 классов Цель праздника Цель праздника – создание дополнительной мотивации и поддержание интереса к изучению английского языка, стимуляция лингвистической... |
Сценарий урока русского языка в 6 классе с использованием технологии... ... |
Поиск |