Русский язык и литература
Тема опыта: «Использование технологии педагогических мастерских на уроках русского языка и литературы как средство развития мотивационно-познавательной сферы учащихся»
Автор опыта: Чеботарёва Валентина Павловна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Губкина.
Лауреат регионального этапа Всероссийского конкурса
«Учитель года России – 2016»
I. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ
1.1.Условия возникновения, становления опыта
Данный опыт реализуется в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» города Губкина Белгородской области в 8А классе. Контингент учащихся по месту жительства и социальному статусу родителей разнообразный. В основном это дети бывших выпускников школы, проживающих в разных по удаленности микрорайонах, и учащиеся, проживающие в ближайшем к школе микрорайоне. Более 75% родителей учащихся имеют высшее и незаконченное высшее образование, 15% - среднее специальное образование, менее 10% - среднее образование. Из вышесказанного становится понятным, что требование родителей к уровню и качеству образования детей высокое.
В настоящее время в классе обучается 28 детей, преподавание русского языка ведется на базовом уровне по УМК Т.А. Ладыженской, литературы – по УМК Г.С. Меркина. С 2012 года в классе реализуется Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Введение ФГОС обнаружило ряд проблем, одна из которых – отсутствие у детей желания учиться, что подтверждается мониторинговыми исследованиями. По результатам диагностики мотивации и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы в модификации А.Д. Андреевой (Приложение 1) в 5А классе (2012-2013 учебный год) лишь у 18% детей была выражена продуктивная познавательная мотивация, у 6% - отмечалось резко отрицательное отношение к учению. А по данным методики «Интеллектуальная лабильность» С.Н. Костроминой (Приложение 2) у 40% детей была выражена высокая лабильность, хорошая способность к обучению, 14% детей малоуспешны в любом виде деятельности.
Появилась острая необходимость поиска технологии, с помощью которой можно развивать мотивацию к учению и познавательную активность учащихся.
1.2. Актуальность опыта
Перед современной школой поставлена задача воспитания гражданина современного общества, готового конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность. Это приводит к необходимости поиска новых, более эффективных психолого-педагогических подходов. Таким образом, реализуя одну их основных целей образования в рамках новых образовательных стандартов – развитие ученика как субъекта познавательной деятельности, сталкиваемся с противоречием между новым социальным заказом школьному образованию, который не может быть выполнен в полной мере только средствами традиционной педагогики, и необходимостью поиска средств и методических решений, соответствующих современным требованиям, обеспечивающих рост «познавательного потенциала учеников, их готовности к применению универсальных учебных действий в жизненных ситуациях» [17].
Возникает проблема: как организовать на уроках русского языка и литературы такое образовательное пространство, которое способствовало бы развитию мотивационно-познавательной сферы учащихся.
Решить эту проблему позволяет технология педагогических мастерских, создающая оптимальные условия для развития мотивации к учению, познавательных способностей ребенка, конструирования эффективной познавательной деятельности ученика и плодотворного общения педагога и школьника [2]. В связи с этим актуальным становится опыт работы по теме: «Использование технологии педагогических мастерских на уроках русского языка и литературы как средство развития мотивационно-познавательной сферы учащихся».
1.3. Длительность работы над опытом
Работа над опытом продолжалась в течение нескольких лет и была разделена на несколько этапов.
1-й этап - начальный - сентябрь 2013 года – январь 2014 года.
2-й этап - основной - февраль 2014 года - март 2016 года.
3-й этап - заключительный - апрель 2016 года - ноябрь 2016 года.
1.4. Диапазон опыта
Опыт реализуется в пределах системы «урок – внеурочная деятельность». Процесс обучения представляет собой взаимодействие учителя и ученика, учителя и группы, ученика и группы.
. Теоретическая база опыта
Технология «Педагогические мастерские» создана во Франции в 20-х годах XX века педагогами-психологами Полем Ланжевеном, Анри Валлоном, Жаном Пиаже и базировалась на идеях свободного воспитания и творческого саморазвития личности Ж.Ж. Руссо, М. Монтессори.
С конца 90-х годов прошлого века мастерские начинают изучаться и использоваться отечественными педагогами Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, которые реализуют деятельностный подход в обучении. К российской школе мастерские были адаптированы петербургскими методистами и учителями-словесниками А.А. Окуневым, Н.И. Беловой, Т.Я. Ереминой, И.А. Мухиной, и др.
Заслуживает внимания определение И.А. Мухиной: «Мастерская педагогическая – это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия» [10].
По мнению Н.И. Беловой, мастерские строятся в соответствии с «простыми и понятными формулами»: ребенок должен сам искать знания; ребенок должен двигаться; дети любят работать руками. Педагогические мастерские – это технология, охватывающая любой возраст в образовании, она соответствует новой педагогической философии образовательных целей: не формировать гармоническую личность, а создавать условия для самоактуализации и самореализации обучающегося; не давать знания по конкретной теме, а предоставить возможность для конструирования собственного знания, для создания своего цельного образа мира [2].
Принципы построения педагогической мастерской заключаются в том, что учитель создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества и общения. Перечисленные принципы отражают философию свободного, гуманного и творческого педагога (по Л.С. Выготскому) [3].
Существуют различные виды мастерских. Для учителя-словесника приемлема классификация И.А Мухиной:
-
Мастерская построения знаний. Это мастерские, на которых обсуждаются определенные проблемы и вопросы, незнакомые учащимся (традиционно - изучение нового материала).
Мастерские реконструкции знаний (обобщение и систематизация знаний).
-
Мастерские восстановления знаний (мастерские повторения и обобщения знаний) [10].
В структуре мастерских традиционно выделяются определенные этапы.
А.В. Хуторской отмечает, что последовательность и количество этапов может быть разное, но на каждом из них определяющим является соответствующее учебное задание, которое направляет познавательную деятельность учащихся. Познание происходит на основе соотнесения и сравнения учащимися их образовательных продуктов с тем, что сделали одноклассники в паре и группе, а также с «общепринятыми достижениями человечества» (по А.В. Хуторскому - культурно-историческими аналогами), зафиксированными в учебниках и других текстах [18].
Важно отметить, что проведение педагогических мастерских эффективно в том случае, если участники достигли определенного результата, который, как отмечает Н.И. Белова, может быть внутренним (знакомство с основными понятиями темы; определение новых вопросов), и внешним (творческая работа обобщающего и рефлексивного характера в разных формах: рисунки, проекты, памятки, мини-исследования и т.д.) [2].
Основной алгоритм работы в «Мастерской» - чередование погружений в материал, индивидуальная работы с ним, рефлексия, сопоставление старых знаний со своими новыми открытиями и социализация [18]. У Г.К. Селевко названо много технологий, но мастерские «способны сами использовать большинство из них – на уровне методов, приемов» [15].
Новизна опыта состоит в создании системы приемов и методов, нацеленных на развитие мотивационно-познавательной сферы учащихся, рекомендованных для использования при проведении определенных этапов педагогических мастерских.
Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта
отсутствие ограничений использования при работе с любым УМК;
отсутствие возрастных ограничений для учащихся и уровня их подготовки;
возможность использования при работе в классах с базовым, углубленным, профильным изучением русского языка или литературы;
использование в условиях реализации как Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФКГОС ООО 2004 года), так и Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ООО);
наличие материально-технической базы в соответствии с требованиями к кабинету.
П. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
Целью данного опыта является повышение уровня развития мотивационно-познавательной сферы учащихся посредством применения технологии педагогических мастерских на уроках русского языка и литературы.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
-создание образовательного пространства, позволяющего ученикам разного уровня подготовки мотивированно выбирать наиболее доступный и оптимально простой способ изучения материала;
-использование различных форм коллективного взаимодействия: парных, групповых – как средство реализации системно-деятельностного подхода;
- организация учебных действий с использованием эффективных средств и методов технологии педагогических мастерских (электронные образовательные ресурсы, опорные конспекты, словари-справки, схемы-таблицы, логические алгоритмы и т.д.);
-совместное моделирование ситуации для проявления компетентности учителя и учащихся;
-развитие навыков межличностного общения.
Педагогические мастерские должны проводиться в системе и целенаправленно. Это уроки русского языка и литературы, мастерские письма. Каждая мастерская – это или начало новой темы, или обобщение изученного. Изучаемый материал не всегда может соответствовать конкретному параграфу учебника. Мастерская может объединять несколько параграфов, порой интегрировать несколько предметов.
Уроки мастерские проводятся несколько раз в месяц, но элементы технологии мастерской можно успешно использовать на отдельных этапах каждого урока.
Для учеников 5-6-х классов важны мастерские, на которых они учатся работать с текстом. В 7-9 классах меняется характер учебной деятельности, нужно предлагать самим школьником искать пути решения поставленной учебной задачи в форме коллективного учебного диалога или индивидуального образовательного маршрута. Какой бы ни была мастерская, занятия в ней строятся на принципах самостоятельности, совместного поиска, сотрудничества, сотворчества.
Существует универсальный алгоритм построения мастерской. Для организации деятельности в ней рекомендуются следующие приемы и методы, направленные на развитие мотивационно-познавательной деятельности учащихся.
На первом этапе мастерской - ИНДУКЦИИ - в качестве индуктора выступает все, что может разбудить чувства, вызвать поток ассоциаций: слово учителя, фрагмент музыкального произведения, рисунок, видеообращение, кадр фильма, проблемная ситуация и т.д. (Приложение 3).
Так, например, на уроке внеклассного чтения в 5 классе, посвященном «Сказке о потерянном времени» Е. Шварца, можно предложить учащимся нарисовать время или создать его макет. Поместить себя в это пространство, рассказать о чувствах, мыслях, связанных с присутствием в созданном мире. В начале изучения рассказа В.Г. Короленко «Парадокс» в 6 классе - записать или нарисовать ассоциации к слову «счастье».
Инсценировки предваряют изучение рассказов А.П. Чехова, комедий Д.И. Фонвизина, Н.В. Гоголя.
Эти и другие приемы вызывают у школьников положительное эмоциональное отношение к учению.
Созданная система приемов и методов («Методическая копилка Мастера»), нацеленных на развитие мотивационно-познавательной сферы учащихся, дает учителю широкую возможность её использования при проведении определенных этапов педагогических мастерских. (Приложение 4).
На основных этапах мастерской - САМОКОНСТРУКЦИЯ, СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ и СОЦИАЛИЗАЦИЯ - используются методы и приемы, позволяющие организовать самостоятельную поисковую, исследовательскую деятельность каждого школьника. Уместна как индивидуальная, так и парная, и групповая формы работы.
Очень интересен и продуктивен метод символического видения. Ученикам при изучении отдельных разделов русского языка предлагается изобразить в графической, знаковой, словесной или иной форме какую-либо информацию: «Государство частей речи», «Город Словообразование». Изучая орфографические или пунктуационные правила, можно составить рифмованные правила и графические зарисовки. Этот метод формирует продуктивную мотивацию, позитивное отношение к обучению.
Используя метод «Если бы…», ученикам можно предложить составить рассказ или нарисовать картину того, что произойдет, если в мире что-то изменится. Например: «Представьте на минуту, что в мире исчезла совесть… Что произойдет?». Вариантов таких вопросов множество: «Вы имеете уникальную возможность изменить финал романа А.С. Пушкина «Дубровский». Каким был бы ваш финал?»; «Что бы вы изменили в повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя, если бы была такая возможность?» Этот метод так же формирует продуктивную мотивацию, позитивное отношение к обучению каждого ребенка.
Организуя исследовательскую работу на уроках с текстами разных типов, можно использовать метод ключевых слов. В предложенном тексте ученики находят самые важные, по их мнению, слова, доказывают свою точку зрения, делятся пониманием прочитанного, на основе ключевых слов создают собственные тексты. Предложенный метод очень эффективен не только при изучении определенной темы, но и при подготовке к государственной итоговой аттестации, при обучении написанию сжатого изложения. Этот метод формирует устойчивую продуктивную мотивацию, сознательное отношение к процессу обучения.
Не менее полезен с точки зрения формирования мотивации и эмоционального отношения к учению и метод сравнения версий - сопоставление собственного варианта предположения с уже существующими версиями ученых. Важно, что сравнение происходит после того, как ученики уже высказали свое мнение. Например, предположите, сюжет романа А.С. Пушкина «Дубровский» основан на реальных событиях или это вымысел?
Союзником создания ситуации успеха в мастерской является метод конструирования вопросов репродуктивного, проблемного, творческого характера. В качестве объекта изучения могут выступать текст, отдельное слово, часть речи, рисунок, схема, название произведения, его персонажи, фраза, ситуация и др.
Когда ученикам предлагается самостоятельно исследовать природный, культурный, научный, словесный или иной объект по определенному плану, продуктивен метод эвристического исследования. Выполняя самостоятельную работу, можно использовать богатство Интернет-ресурсов, мультимедиа библиотеки, электронные словари, интерактивные материалы. Например, рассматривая различные тематические иллюстрации, дети могут составить словарь устаревших слов, написать историю фразеологизма, исследовать неадаптированный текст.
Каждый этап мастерской завершается СОЦИАЛИЗАЦИЕЙ - обменом мнениями, результатами работы, само – и взаимокоррекцией.
Представить результаты работы можно на этапе АФИШИРОВАНИЯ - своеобразном «внешнем» результате мастерской. Дети представляют творческие работы в разных формах. Это могут быть проекты, схемы, памятки, рисунки, презентации. (Приложение 5).
Очень важен так называемый «внутренний» результат мастерской - это эмоциональное переживание, а главное - новые вопросы, требующие размышления, углубления в тему. Стремление достичь определенного результата – прекрасная основа мотивации обучения.
Следующий этап мастерской – РАЗРЫВ – определяет пути дальнейшего открытия нового знания. Например, в мастерской письма по тексту Анатолия Агаркова «Без права на ошибку», когда речь идет о героическом поступке сапера Сапрыкина, возникает новая проблема - роли слова в тексте: есть ли разница в употреблении слов «приказал – попросил». На первый взгляд особой разницы в словах нет. Или только на первый взгляд? Какой вариант выбрали бы вы? Почему автор посчитал более удачным первый вариант слова? Что изменится, если мы заменим его? Подобных примеров в тексте немало, найдите их.
Заключительный этап мастерской – РЕФЛЕКСИЯ - размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ деятельности. Учащимся можно предложить в нестандартной форме высказать свое мнение. (Приложение 6).
Уроки-мастерские - это уникальная форма проведения занятий, предлагающая каждому ребенку работу по силам, способностям, особенно, если у ребенка ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Для таких детей можно подобрать индивидуальный кейс. Например, при работе над сочинением – описанием картины предложить не только общую иллюстрацию, но и отдельные увеличенные фрагменты картины, раздаточный материал с более крупным шрифтом.
В ходе уроков-мастерских можно использовать ЭОР, размещенные на федеральных Интернет-порталах. Использование в мастерской информационных, практических, контрольных модулей позволяет «сделать» занятие более ярким, насыщенным, продуктивным (Приложение 7).
|