ВЫСТУПЛЕНИЕ
НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ТЕМА
Эффективность использования системы тестирования на уроках русского языка в начальной школе
ПОДГОТОВИЛ А АЛЕКСЕЕВА Н.В.
СОДЕРЖАНИЕ
№
|
тема
|
Стр.
|
1
|
Содержание
|
1
|
2
|
Введение. Актуальность компьютеризированных систем организации контроля - тестовых заданий.
|
2-3
|
3
|
Основная часть. Эффективность использования системы тестирования на уроках русского языка в начальной школе.
|
3-7
|
4
|
Заключение. Вывод о проделанной работе
|
8-9
|
5
|
Список используемой литературы
|
10
|
ВВЕДЕНИЕ. АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ
"Дитя требует деятельности
беспрестанно, а утомляется
не деятельностью, а ее однообразием "
К.Д. Ушинский
Еще совсем недавно мы решали проблему развития технической и коммуникационной достаточности в школах. В последнее время появилось такое выражение «Компьютер в школе не роскошь, а средство передвижения в новое» - значит проблема в основном решена.
В данный момент одним из самых важных направлений информатизации образования в школах являются информационные образовательные ресурсы, которые не только приобретаются, но и создаются самими учителями, таким образом, мы пытаемся решить задачу: формирования информационных ресурсов школы.
Уроки с информационной поддержкой, будь то презентация или видео, были бы логически не завершены без использования компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции и тестирования.
А насколько это актуально? В настоящее время это область, вокруг которой проходит много дискуссий. Многие педагоги и психологи пытаются аргументировано ответить на вопрос: может ли «бездушная» машина оценить знания учащихся?
Цель работы: показать эффективность использования системы тестирования на уроках русского языка в начальной школе.
Задачи:
- раскрыть сущность понятия системы тестирования;
- использование интерактивных тестов на уроках;
- представить собственный опыт использования системы тестирования на уроках русского языка
Однако, на практике общепризнано, что использование компьютера помогает учителю сократить рутинную, малоинтересную работу по созданию и проверке бумажных тестов, контрольных работ, что позволяет проводить контроль чаще и снизить фактор субъективности, на который так часто жалуются учащиеся.
А для учащихся работа в режиме один на один развивает навыки самооценки и самостоятельность. Работает эффект: «Смог не смог», когда ученик видит результат даже раньше учителя.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Использование систем тестирования становится неотъемлемой частью уроков в начальной школе, это одна из самых распространенных на данный момент компьютеризированных систем организации контроля знаний Главные требования к такой системе заключаются в том, что:
- тестовые вопросы и варианты ответов на них должны быть четкими и понятными по содержанию;
- компьютерный тест должен быть простым в использовании, на экране желательно иметь минимум управляющих кнопок, инструкции-подсказки по действиям обучающегося должны появляться только в нужное время в нужном месте, а не присутствовать на экране постоянно, загромождая его;
- в тестовую систему должна быть включена оценка степени правильности ответа на каждый заданный обучающемуся вопрос;
- вопросы должны подаваться испытуемому в случайном порядке, чтобы исключить возможность механического запоминания их последовательности;
- вопросы не должны начинаться с номера или какого-либо символического обозначения для того, чтобы исключить запоминание вопроса по порядку его следования или символу, его обозначающему;
- варианты возможных ответов должны следовать так же в случайном порядке;
- необходимо проводить учет времени, затраченного на ответы, и ограничивать это время.
Применение интерактивных тестов позволяет активизировать процесс обучения, сделать его более насыщенным, наглядным, интересным и понятным для младших школьников, что способствует повышению мотивации обучения. С помощью систем тестирования можно актуализировать знания, необходимые учащимся для изучения нового материала, а также организовать экспресс-диагностику усвоения пройденного материала. Применение тестовых заданий позволяет использовать индивидуальный, дифференцированный подход при осуществлении обратной связи между учеником и учителем.
Готовые электронные пособия не всегда соответствуют особенностям преподавания в конкретном классе, поэтому я составляю интерактивные тесты, используя программу TestEdu. Это инструментальная программа-оболочка, позволяющая создавать интерактивные задания и тесты для контроля и самоконтроля учащихся без знания языков программирования и привлечения специалистов. С помощью программы можно создать тесты на установление соответствия, тесты на выбор альтернативных или множественных вариантов ответов, тесты на восстановление последовательности, тесты на заполнение пропусков. В процессе создания тестовых заданий можно использовать текстовую, графическую информацию. Все созданные задания сохраняются в стандартном формате веб-страницы, а также доступны для распечатывания.
Создаваемые интерактивные тестовые задания могут быть направлены на диагностику усвоения как теоретических знаний, так и практических умений и навыков. Приведу пример использования тестов на уроках русского языка при изучении раздела «Состав слова. Корень».
При изучении данной темы учащиеся должны не только овладеть терминологией, но и научиться давать характеристику корню, определять признаки родственных слов, уметь находить корень в группе родственных слов, распознавать однокоренные слова. Для диагностики закрепления этих понятий я использую интерактивный тест «Состав слова. Корень»
Для отработки алгоритмов нахождения в словах суффиксов, умение разбирать слова по составу, я используют интерактивный тест «Состав слова. Суффикс»
Для отработки навыков образования слов с помощью приставки, умения находить в словах приставки, знать правило написания приставок, я использую интерактивный тест «Состав слова. Приставка»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Кроме задач по развитию личности обучаемого и задач по интенсификации учебно-воспитательного процесса и других целей проекта главная цель: показать, что создание учебно-методических комплексов может решить общепедагогические проблемы.
Применение на уроке интерактивных тестов позволяет учителю за короткое время получать объективную картину уровня изученности по теме материала и своевременно скорректировать результаты. Таким образом, применение интерактивных тестов на уроках в начальной школе представляется целесообразным и перспективным.
Тесты использую в своей работе как для подготовки к уроку, так и в его проведении, они значительно облегчают мою работу, из этого можно сделать вывод, что они занимают центральное место в электронном пространстве учителя.
Цифровыми образовательными ресурсами могут пользоваться все участники образовательного процесса: учителя при подготовке и ведении занятий, учащиеся на уроках и при самостоятельных занятиях, методисты, разработчики учебно-методических материалов, родители.
Анализируя опыт использования системы тестирования на уроках русского языка в начальной школе, можно с уверенностью сказать, что использование этих технологий позволяет:
- обеспечить положительную мотивацию обучения;
-проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
- обеспечить высокую степень дифференциации обучения;
- усовершенствовать контроль знаний;
- рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств.
Список используемой литературы
Брылова М.Н. Применение компьютерных технологий на уроках русского языка. Начальная школа. № 11 2009г.
Гадустова Е.В. Использование информационных технологий при обучении орфографии. «Начальная школа». № 9 2009г.
З.П. Ларских О компьютерной поддержке курса русского языка в начальной школе. // Начальное образование – 2009. - № 4
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
3. Суровцева И. В. Добываем знания с помощью компьютера. //Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7.
|