Доклад на конференцию «Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы»

Доклад на конференцию «Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы»


Скачать 329.69 Kb.
НазваниеДоклад на конференцию «Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы»
страница1/3
ТипДоклад
  1   2   3




Формирование учебно-познавательной компетенции

на уроках русского языка и литературы

(доклад на конференцию «Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы» учителя русского языка и литературы МКОУ «Каштановская СОШ» Топалэ А.Ф.

 

 

Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те,

которые пришли в голову другим.

Б.Паскаль

Современная образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.     Модернизация образования, в том числе и школьного, обусловлена изменениями, происходящими в современном обществе.

   Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащегося, а умение решать проблемы, возникающие в познании, во взаимоотношениях людей, в профессиональной жизни, в личностном самоопределении.

     Компетенция в переводе с латинского означает «круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом». 

  С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетенций.

  Ключевые компетенции - способность личности справляться с самыми различными задачами. Их формирование осуществляется в рамках каждого учебного предмета. 

 Хуторским А.В. выделяются следующие ключевые образовательные компетенции: ценностно-смысловая компетенция, общекультурная компетенция, учебно-познавательная компетенция, информационная компетенция, коммуникативная компетенция, социально-трудовая компетенция, компетенция личностного самосовершенствования.

     Я остановлюсь на системе работы по формированию учебно-познавательной компетенции.

  Учебно-познавательная компетенция - это совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности. Владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. А, значит, задачу я вижу не в передаче детям максимально возможного объема знаний, а в том, чтобы учить детей умению учиться. По моему мнению, становление познавательных интересов учащихся, прежде всего, происходит на уроке. Активизирую познавательную деятельность учащихся и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока, используя для этого различные методы, формы и виды работы. Схемы-опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения давно стали моими помощниками в работе. Они вызывают чувство удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, создают атмосферу доброжелательности, зажигают огонёк пытливости.

 Для того чтобы вызвать у учащихся интерес, любопытство - причину познавательного интереса я использую следующие приемы:

1)  создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания. Учитель  должен  понимать, что  какими бы знаниями  он ни обладал, какими методиками не владел, без положительной мотивации, без создания ситуации успеха на уроке, такой урок обречен на провал, он пройдет мимо сознания учащихся, не оставив следа в нем.

2) положительный эмоциональный настрой или благоприятный психологический климат. Это обращение к учащимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый тон, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя. Атмосфера психологического комфорта способствует тому, что дети не боятся спорить, мыслить, строить предположения в процессе беседы, которая имеет общую цель и достига-ется совместными усилиями.

3)  занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки, использование цифрограмм.

   -   Игра «Знаете ли вы, что…?» - эффективный прием, помогающий настроить учащихся на работу, заинтересовать изучаемой темой. Например, урок русского языка в 5 классе по теме: «Толковые словари» или «Однозначные и многозначные слова» можно начать так:

      Знаете ли вы, что...

Владимир Иванович Даль в своём знаменитом «Толковом словаре живого великорусского языка» даёт девять толкований слова «кошка». Это домашнее животное. И якорь о четырёх лапах. И снаряд для осмотра выбоин в орудиях. И кожаный кошелёк, который носят на поясе. А ещё плётка с несколькими хвостами, коса на взморье, или отмель, рыбачий сачок, растение, игра. Тут и загадка про кошку есть: «Белая кошка лезет в окошко»? ( Свет!) Вот ещё одна: «Сидят три кошки, против каждой кошки две кошки. Много ли всех»? (Три).

Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?  

- А урок русского языка по теме: «Фразеологизмы» в 5 классе можно начать так:

Начинаем наш урок. Заруби себе на носу: сегодня тебе придётся работать засучив рукава. В случае временной неудачи не падай духом, а возьми себя в руки и заново принимайся за дело. Ручаюсь: в конечном итоге тебя ждёт успех!

Не показалась ли вам необычной формулировка темы нашего урока? А может быть, и моё приветствие вас тоже удивило? О каком же явлении русского языка пойдёт сегодня речь? Кто- нибудь догадался?

- ЭТО ИНТЕРЕСНО!!! Словообразование в русском языке отличается большим богатством и разнообразием. Казалось бы, корень и две словообразующие морфемы. Но эти морфемы работают и работают! Ученые - лингвисты подсчитали, 90% слов в русском языке образованы с помощью приставок и суффиксов, а это значит, что с их помощью образовано 9 из 10 слов.

4)  рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности

 Для  обучения учащихся целеполаганию в учении, осознания целей учения и их реализации (мотивационно – целевой блок) применяю:

1)прерывание и незавершённость учебной деятельности, через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности;

Любой урок должен начинаться с определения темы и цели урока.

    Строя урок, пытаюсь создать такую ситуацию, которая поможет учащимся увидеть, насколько важна и необходимо знание нового материала для решения практических задач.

Положительная мотивация является основой успешности урока, главной силой, формирующей интерес к уроку. Развитие мотивов учения позволяет повысить результативность обучения  по русскому языку. Использование в учебной деятельности методов и приемов современных педагогических технологий формирует положительную мотивацию детей, способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности.

Давайте прочитаем название нашего урока.
1этап. Мотивация.

  • Какие слова мы можем объяснить? Какие непонятны?

Идёт толкование слов.

  • Что означает слово живописный? (красивый, яркий, образный, выразительный)

  • слово меткий? (выразительно и точно подмечающий, называющий суть чего-то, точно попадающий в цель)

  • слово сочный? (меткий, выразительный - о речи).

  • образный? (изобразительный, яркий, живой).

  • иносказательный (содержащий скрытый смысл).

  • слово речение? (устойчивое сочетание слов, меткое, образное слово)

  • Так о каких словах, выражениях пойдёт сегодня речь на уроке? (ярких, живых, метких, образных, выразительных устойчивых сочетаниях).

А хотите сами научиться живописно выражаться?
2) предоставление права выбора, через разноуровневые задания, дозированность дом. заданий, совместное планирование деятельности на уроке, варьирование заданий по степени значимости, прерывание и незавершённость деятельности;

3) реакция на ошибку, через приём "лови ошибку", выяснение причин ошибок и определение последующих действий;

3) реакция на ошибку, через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала.
 Формирование учебной деятельности, которая характеризуется умением самостоятельно выделять учебную задачу (проблему) и овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности реализую посредством следующих приёмов (познавательный блок):

1) включение учащихся в коллективную деятельность,  через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём "метод проб и ошибок", оказание учащимися помощи друг другу;

2) необычная форма преподнесения материала;

3) создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов, организацию обучения от учащихся, создание ситуации дефицита знаний, установление противоречий;

Создание проблемных ситуаций помогает поддерживать интерес к русскому языку.

При изучении лексики спросим у детей: как проникли к нам иностранные слова? Что появилось раньше: многозначность или переносное значение слова? Для детей 10 лет это вполне проблемная задача.

4)  сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование;

5) привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии, использование рефлексивных линеек, отзыв учащихся об ответе других, оценка промежуточных достижений;

оценку результата деятельности, задаются вопросы, требующие многовариантных ответов, например:

 - Что показалось вам сегодня трудным?

 - С чем вы не согласны?

 - Были ли у вас моменты радости от своих удачных ответов?

 - Были ли моменты недовольства собой?

 - Какую пользу вы извлекли из этого урока?

 - Заметили ли вы свои успехи…?...
- Учитель сообщает ученикам, что у них на партах лежат карточки 3 цветов: красного, жёлтого и зелёного. В конце урока учащиеся сдают карточки того цвета, который соответствует их оценке урока (без указания фамилий).

Красный цвет - я доволен уроком, урок был полезен для меня, я много работал на уроке и получил заслуженную оценку; я понимал всё, о чём говорилось на уроке.

Жёлтый цвет - урок был интересен, я принимал в нём участие, отвечал с места, сумел выполнить все задания, мне на уроке было достаточно комфортно.

Зелёный цвет - пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идёт речь; мне это не очень нужно; домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я был не готов.
6) стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.
 Результаты контроля учебно-познавательной деятельности учащихся выражаются в ее оценке. Оценка должна быть гласной, достаточно мотивированной и убеждающей, правильно соотноситься с самооценкой и мнением учащихся класса. Образовательная роль оценки состоит в получении объективной информации о результатах своей учебной работы. Оценка учителя указывает на достижения школьника в овладении знаниями, умениями и навыками, а также на недостатки, пробелы, упущения и пути их устранения. Воспитательная роль оценки заключается в осознании учениками способов совершенствования различных видов учебной деятельности и путей повышения эффективности учения. Правильно установленная и выраженная оценка учебной деятельности учащихся служит важным стимулом формирования и развития познавательных интересов, положительных качеств личности: честности, трудолюбия, активности, самостоятельности. И наоборот, ошибка в оценке вызывает обычно серьезные осложнения в обучении, воспитании и развитии учащихся, отрицательно влияя на результативность учебно-воспитательного процесса.
  При формировании данного вида компетенций мной используются  такие приёмы:

   1.   Практически каждый урок начинается со словарно-орфографической работы. Дети знакомятся со значением слова, подбираются однокоренные слова, составляются предложения с включением в него нового слова. Например:

телевидение (греч)

tele ,,вдаль, далеко,,

телеграф

grafo ,,пишу,,

телеграмма

gramma ,,буква,,

телефон

phone ,,звук,,

телевизор

visio ,,видение,,







      Теперь от знакомства с новыми словами можно перейти к изучению новой темы «Правописание сложных имен существительных» и рассказать ребятам о соединительных гласных в них.
   2.   Часто в записи самой темы урока есть возможность повторить орфографию и пунктуацию. Например, чтобы проверить постановку тире между подлежащим и сказуемым, тему урока можно записать так: «Ъ и Ь – разделительные знаки», «Повествовать – значит рассказывать». Такая работа всегда вписывается в структуру урока, не разрушая его целостности и логики.
3. Объяснение нового материала часто сопровождается краткими записями – таблицами, схемами. Например:

                                             - ТСЯ или – ТЬСЯ?    

          Что делает?                                                                  Что делать?

                 ется                                                                     ться

                 ится               

          3-е лицо настоящее                                         Неопределенная форма

          время                                                    (Инфинитив)

           Мальчик учится.                                            Мальчик не хочет учиться.

СОСТАВЛЕНИЕ ТАБЛИЦЫ

Группы слов

По звучанию

По лексическому значению

Омонимы

одинаковые

совсем разные

Синонимы

разные

одинаковые или близкие

Антонимы

разные

противоположные

Паронимы

сходные

разные


   Схема вносит в процесс обучения вносит некоторую новизну, учит школьников пользоваться особым видом записи теоретического материала. Схема помогает понимать учащимся её глубинный смысл. При этом можно отрабатывать понимание можно с помощью специальных заданий. Например, такие:

  1. Внимательно ознакомьтесь со схемой. Попробуйте передать её содержание.

  2. Подтвердите примерами каждое положение схемы.

  3. Попытайтесь с помощью схемы записать коротко содержание орфографического правила.

  4. Помогла ли вам схема ответить на вопрос о правописании Ь в ТСЯ?

      Записи при объяснении нового материала дисциплинируют мысль, помогает учащимся лучше запомнить теорию, быстро и точно схватить суть, служат подспорьем во время закрепления материала.
     4. Чтобы вызвать интерес о прямом и переносном значении слов, можно прочитать несколько примеров детской речи, записанных К. Чуковским:

Мама выстирала рубашку и попросила Петю повесить её сушить на солнышке. Петя ушел, но скоро вернулся с рубашкой.

  - Почему ты не повесил её сушить? – спросила мама.

  - Я не достал до солнышка, - ответил Петя.
   5.   Изучая приставки, учащиеся узнают, что приставка может до неузнаваемости изменять смысл однокоренных слов, например: взнос, поднос, перенос, донос. Так решается главная задача урока: развитие языкового чутья, познавательной активности.

      На уроках по словообразованию использую элементы занимательности: предлагаю отгадать шараду, когда надо не разобрать слово, а собрать:

                                             Корень извлечь из начинки не сложно,

Приставка в сосуде хранится надёжно,

Суффикс в черчении ясно услышишь.

Вместе на темы различные пишешь. (Сочинение)

В списке вы мой обнаружите корень,

Суффикс в собрании встретите вскоре,

В слове рассказ вы приставку найдёте,

В целом по мне на уроки пойдёте. (Расписание)
6.Или использую игру «Собери слово» (ребята собирают слово из указанных морфем).

Обдумать – возьми приставку,

Ясно – корень,

Уважение – суффикс,

Землю – окончание. (объяснение). 

Вопрос детям: - Почему в слове появился Ъ?

Ответ: - После приставки перед буквами е, ё, ю, я пишется Ъ.

7. В 5 классе при изучении темы «Дополнение», можно провести игру

В гости к мальчику Володе Ёлочкину прилетел из созвездия Гончих Псов маленький зелёненький инопланетянин по имени Пунктир. При помощи вопросов узнаем об инопланетном путешествии Пунктира.

Пунктир прилетел К КОМУ?

Летел он НА ЧЁМ?image1

При посадке зацепился ЗА ЧТО?

Ударился ЧЕМ?

И снёс ЧТО?

Пунктир долго готовился К ЧЕМУ?

Он давно мечтал О ЧЁМ?

Старательно изучал ЧТО?

В космосе пролетал МИМО ЧЕГО?

Перед полётом он долго прощался С КЕМ?

Прилетев, сразу бросился К ЧЕМУ?

К КОМУ?

Поселился в доме У КОГО?

Пунктир часто вспоминал О КОМ?

Он обычно ел на завтрак ЧТО?

Запивал это ЧЕМ?

Ответы на вопросы подчёркиваются как дополнения — пунктиром. Это задание может выполняться на доске, чтобы учитель наглядно показал, как подчёркивать дополнения. В этом подчёркивании нам охотно поможет инопланетянин Пунктир. (Кстати, обратите внимание ребят, как пишется это слово: инОплАнЕтя- нИн.) При такой форме работы вопросы записываются на доске заранее, ответы записываются и подчёркиваются по ходу игры.

Работа может вестись индивидуально, тогда каждый ученик играет роль инопланетянина Пунктира. Он должен придумать, какие ответы были даны Пунктиром на поставленные вопросы (лучше не одно, а несколько дополнений — на каждый вопрос), и записать предложения в тетрадь. Дополнения подчеркнуть.

Объясняем ребятам: в зависимости от того, какие дополнения будут ответами на вопросы, может меняться смысл всей фразы и даже всего текста. Можно придумывать смешные и нелепые ответы на вопросы (например: Летел он НА ЧЁМ? — на сковородке или на блюдечке), но от этого они не перестанут быть дополнениями.

Игра может проводиться по группам (4—6 человек в каждой); тогда вся группа отвечает на вопросы, после чего ответы зачитываются вслух.
8.Чтобы запомнить глаголы, которые решили переехать в другое спряжение (глаголы-исключения), можно использовать такие стишки:
Шпион (исключения, которые относятся ко II спряжению )



Когда-то, ребята,

Во времечко оно,

ВТОРОЕ СП РЯЖЕНЬЕ имело шпиона.

Здесь его инструкции.

В них - шпионьи функции.

Вот они, спешите ВИДЕТЬ:

От связного не ЗАВИСЕТЬ,

Всех «клиентов» НЕНАВИДЕТЬ,
Побольнее их ОБИДЕТЬ.

Стойко трудности ТЕРПЕТЬ,

Над собой лассо ВЕРТЕТЬ,

Через щёлочку под дверью

За врагом своим СМОТРЕТЬ.

По шоссе машину ГНАТЬ,

И в зубах кинжал ДЕРЖАТЬ,

Чтоб за стенкой голос СЛЫШАТЬ,

Совершенно не ДЫШАТЬ



Учитель поясняет слова, значение которых ребята могут не знать.

Инструкции - описание того, как нужно вести себя в том или ином случае.

Функции (в нашей истории) — действия, которые должен выполнять шпион.

«Клиент» (в нашей истории) — тот человек, с которым шпион работает.

Лассо — верёвка с петлёй на конце; с помощью лассо индейцы и ковбои ловят лошадей, раскручивая верёвку и накидывая петлю на шею лошади.

Вот какая нелёгкая жизнь у бедного шпиона! Все выделенные глаголы — II спряжения: 7 из них оканчиваются на -ЕТЬ, а 4 — на -АТЬ.
Следующий стишок — с глаголами, которые переехали в I спряжение. Их всего два: БРИТЬ и СТЕЛИТЬ.

Курица (иключения, которые относятся к I спряжению)




Чтобы курицу соседки

Чисто наголо ПОБРИТЬ,
Надо бы на табуретке

Две салфетки ПОСТЕЛИТЬ.



Дети охотно выучат стихи наизусть.

8. Игровое задание «Злая крыса»

Это задание может использоваться при работе по карточкам на самые разные темы. Применимо и к данной теме.

На доске — рисунок: портрет крысы. Учитель приготовил карточки для проверочной работы. Чтобы выполнять задание было интереснее, рассказывается такая история.

В подвале школы завелась злая голодная крыса. Она свила себе уютное гнёздышко под полом кабинета директора. Днём она подслушивала важные директорские разговоры, а ночью выходила на охоту: она выбиралась из своей норы и потихоньку шла бродить по школьным классам, выискивая, чем бы навредить делу всеобщего образования. Она сгрызла глобус в кабинете географии, несколько книжек в библиотеке, указку, журнал 2 «А» и засохший бутерброд, забытый на батарее двоечником Чавкиным. Однажды он нашла карточки для занятий русским языком и выела там некоторые буквы. Вот эти карточки. Но мы ведь с вами не зря учили русский язык! Мы вставим буквы и восстановим всё, как было! Не дадим злобной крысе испортить нам урок!

Учитель:

Кое-где на месте дырок, которые наша крыса прогрызла, надо вставить Ь (мягкий знак), кое-где — не надо. Будьте внимательны! Расскажите правило, которым вы будете руководствоваться, вставляя Ь.

Чёрствый калач.., решено шесть задач.., русская печ.., гениальный скрипач.., солнце вышло из-за туч.., тёмная ноч.., острый карандаш, с горных пастбищ.., крохотная мыш.., нет глубоких луж.., игра не стоит свеч.., потрясающих зрелищ.., чёрный плащ.., милая доч.., нет лесов и рощ.., нет новых лыж.., хороший чертёж.., гореч.. от встреч.., потерять мелоч.., абсолютная тиш.., итальянская гуаш.., унять дрож.., вскочить в экипаж.., обзвонить несколько училищ.., принести дич.., поставить в гараж.., встреча в полноч.., вести репортаж.., опытный врач…

image2

  1   2   3

Похожие:

Доклад на конференцию «Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы» iconДоклад учителя русского языка и литературы Музяевой А
Типовые задачи на формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных) на уроках...

Доклад на конференцию «Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы» iconСмысловое чтение на уроках русского языка и литературы
На формирование и развитие смыслового чтения через создание образовательной среды работает

Доклад на конференцию «Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы» iconЛитература Тема опыта: «Использование технологии педагогических мастерских...
Автор опыта: Чеботарёва Валентина Павловна, учитель русского языка и литературы маоу «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным...

Доклад на конференцию «Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы» iconИнтерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы
Введение 2-3стр

Доклад на конференцию «Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы» iconНа уроках русского языка и литературы
Маоу «Средняя общеобразовательная школа №60 социальной адаптации детей инвалидов»

Доклад на конференцию «Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы» iconНаучно-методическая разработка
Средства формирования коммуникативных ууд у учащихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы

Доклад на конференцию «Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы» iconТема эффективность использования системы тестирования на уроках русского...
Представить собственный опыт использования системы тестирования на уроках русского языка

Доклад на конференцию «Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы» iconНа уроках русского языка и литературы
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Брылинская средняя общеобразовательная школа» Каргапольского района Курганской...

Доклад на конференцию «Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы» iconЛитература Тема опыта: «Повышение познавательной активности обучающихся...
...

Доклад на конференцию «Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы» iconМетодическая разработка урока русского языка с использованием эор...
Автор: Поспелова Т. А., учитель русского языка и литературы лицея №17 г. Костромы

Доклад на конференцию «Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы» iconСценарий урока русского языка в 6 классе с использованием технологии...
...

Доклад на конференцию «Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы» iconКонспект урока по теме: «Поэзия С. Есенина. Стихотворение «Лебедушка» (4 класс)
Формирование ключевых компетентностей младших школьников на уроках литературного чтения

Доклад на конференцию «Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы» iconПроекта
Использование проблемных заданий и ситуаций на уроках русского языка в старших классах

Доклад на конференцию «Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы» iconЗвуки и буквы
Коррекционно-развивающие упражнения по развитию памяти на уроках русского языка и обучении грамоте

Доклад на конференцию «Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы» iconИндивидуализация подхода в обучении как средство реализации творческого...

Доклад на конференцию «Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы» iconПрограмма учебной дисциплины практическая и функциональнаястилистика...
Приступая к изучению данной дисциплины, студенты должны иметь представление о системе современного русского языка и ее составляющих,...


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск