Доклад учителя русского языка и литературы Музяевой А

Доклад учителя русского языка и литературы Музяевой А


Скачать 369.17 Kb.
Название Доклад учителя русского языка и литературы Музяевой А
страница 1/4
Тип Доклад
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Доклад
  1   2   3   4
Типовые задачи на формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных) на уроках русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС ООО

Доклад учителя русского языка и литературы Музяевой А.В.

ФГОС нового поколения на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного личностно-ориентированный, системнодеятельностный подход, определяющий структуру деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД). Овладение ими создаёт возможности самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться [1].При организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ООО необходимо иметь в виду, что «особенностью содержания современного основного общего образования является не только ответ на вопрос, что обучающийся должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности»

Универсальные учебные действия – это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, толерантность, социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению знаний и умений, включая организацию этого процесса. Результат освоения образовательной программы – это овладение совокупностью приемов овладения учебным материалом. Давайте попробуем разобраться, что же скрывается за универсальными учебными действиями.

Таблица 1

Структура УУД

 

личностные УУД

регулятивные УУД

коммуникативные УУД

познавательные УУД

  • Самоопределение

  • Смыслообразование

  • Нравственно-эстетическое оценивание

  • Целеполагание

  • Планирование

  • Прогнозирование

  • Контроль

  • Коррекция

  • Оценка

    • Постановка вопросов

    • Разрешение конфликтов

    • Умение выражать свои мысли

    • Управление поведением партнера

    • Планирование учебного сотрудничества

    • Умение строить высказывание

    • Формулировка проблемы

    • Рефлексия деятельности

    • Структурирование знаний

    • Поиск информации

    • Смысловое чтение

    • Моделирование

 

 

 

 

Личностные УУД – это эмоциональность и нравственность в изучении предмета, развитие толерантности, здорового образа жизни. Различают три вида личностных действий: личностное, профессиональное и жизненное самоопределение; смыслообразование между учебной деятельностью и ее мотивом; оценивание, обеспечивающее личный моральный выбор. Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся: знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми в обществе этическими принципами, обеспечивают ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные, коммуникативные и познавательные УУД относятся к метапредметным УУД.

Основные виды деятельности при формировании регулятивных УУД – это целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и саморегуляция. Действия учителя при формировании регулятивных УУД: учу определять цель урока, учу определять план действий, учу формулировать алгоритм выполнения задания, учу действовать по выбранному плану, учу находить рациональные способы работы, учу способам самопроверки и взаимопроверки, учу описывать желаемый результат и т. д.    

Познавательные УУД включают в себя общеучебные, логические действия и постановку проблемы. Общеучебные учебные действия – это самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели, извлечение информации из прослушанных текстов различных жанров, определение основно и второстепенной информации; свободная презентация и восприятие текстов различных стилей, понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемы творческого и поискового характера. Знаково-символические действия – это моделирование (графическая или знаково-графическая система), преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Логические универсальные действия: анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков; синтез (составление целого из частей); выбор оснований и критериев для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.  Действия учителя: учу осмысливать, какая информация нужна для решения задачи; учу искать информацию в разных источниках; учу читать и составлять графики, схемы, таблицы, карты; учу создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и предоставлением их в пространственно-графической или знаково-символической  форме; учу решать задачу/проблему разными способами и выделять наиболее оптимальный; учу называть существенные признаки объектов и явлений; учу находить в действиях причину и следствие; учу анализировать; учу выделять главную мысль; учу обобщать; учу выделять и формулировать проблемы; учу делать выводы.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать  в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие. Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками – определение целей, функций участников и способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в сборе информации; разрешение конфликтов; управление поведением партнеров (контроль, коррекция и оценка их действий); умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение диалогической и монологической формами речи. Действия учителя: учу задавать/отвечать на вопросы; учу убеждать другого человека; создаю ситуацию для обсуждения; учу передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; учу критически относится к своей позиции и признавать свою неправоту; учу строить монологические высказывания; учу работать в группе, вносить вклад в общее дело.

Требования к результатам изучения русского языка и литературы включают формирование всех видов универсальных учебных действий: личностных. коммуникативных, познавательных и регулятивных. Работа в группах, исследовательская работа, работа с текстом, прием составление таблиц, схем, подготовка доклада и написание реферата, работа в парах, самостоятельная работа с учебной литературой и так далее, все это активные средства, которые используются на уроках русского языка и литературы для формирования УУД. Русский язык как учебный предмет – основа образования школьника. Открывая доступ к получению знаний по всем другим предметам школьного курса, формируя необходимые для образования и самообразования умения и навыки, сам предмет «русский язык» имеет большое познавательное значение. Именно он подводит детей к пониманию такого важного явления действительности, как язык, к осознанию основных языковых средств (фонетических, лексических, грамматических). На уроках русского языка дети овладевают четырьмя разновидностями речи: чтение, письмо, говорение, аудирование. Здесь школьники осознают отношение формы и значения, развивают логическое мышление, получают представление о развитии языка, знакомятся с новыми и устаревшими словами и др. На уроках русского языка решаются серьёзные воспитательные задачи, у детей возникает чувство гордости за прекрасный и могучий русский язык; развитие умения анализировать ведёт к ответственному отношению в выборе слов, к правильности и грамотности речи. Специфика русского языка как учебного предмета заключается в том, что, во-первых, он является предметом обучения, во-вторых, средством изучения всех остальных школьных предметов. Ведущее направление в изучении русского языка – развитие всех форм мыслительной и речевой деятельности школьников с опорой на чувство языка и максимальное использование связных текстов [2]. Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося. Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры [3]. Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры. 

Типовые задачи на формирование личностных УУД:

Задание «Моральные дилеммы» на примере сказки «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо» (Литература, 5 класс)

Цель: ознакомление обучающихся с ситуациями морального выбора и схемой ориентировочной основы действия нравственно-этического оценивания как базы для анализа моральных дилемм; организация дискуссии для выявления решений и аргументации участников обсуждения. Форма выполнения задания: групповая работа обучающихся

Материалы:

  1. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1/В. Я Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. -303 с. С. 28-38[4]

  2. Список вопросов, задающих схему ориентировочной основы действия нравственно-этического оценивания

Описание задания: класс делится на группы по 2-3 человека, в которых предлагается обсудить поведение героя и аргументировать свою оценку. Далее, объединившись по две группы, ребята обмениваются мнениями и обсуждают аргументы «за» и «против». Затем опять объединяются  по две группы до тех пор, пока класс не будет поделен на две большие группы. На этом финальном этапе (с использованием доски) делается презентация аргументов и подведение итогов – какие аргументы более убедительны и почему.

Вопросы для обсуждения:

  1. Как вы объясняете название сказки? Почему речь идет только об одном герое и Чуде-юде?

  2. Каковы интересы и цели Ивана, его братьев, Чуда-юда?

  3. Совпадают или противоречат друг другу их интересы?

  4. Какие моральные нормы нарушены в этой сказку?

  5. Кто может пострадать от нарушения нормы?

  6. Кто является нарушителем нормы?

  7. Как могут поступить герои сказки в сложившейся ситуации? (разберите поведение всех братьев)

  8. Какие последствия может иметь тот или иной поступок (вариант поведения) для героев сказки?

  9. Какие чувства испытывают действующие лица? (разбираем чувства каждого героя сказки)

10. Как следовало бы поступить в этой ситуации каждому из ее героев? Как поступил бы ты на их месте?

Задание «Моральный смысл» на примере произведения М. Ю. Лермонтова «Бородино». (Литература, 5 класс) 

Цель: Формирование ориентировки на нравственно-этическое содержание поступков и событий. Форма проведения: работа в группах с последующим совместным обсуждением в классе. Материалы: Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1/В. Я Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. -303 с. С. 150-154 [4]. Описание задания: обучающимся предлагается в качестве домашнего задания найти в произведении М. Ю. Лермонтова «Бородино» описание такого события, которое может быть рассмотрено как моральная дилемма. Обучающиеся приносят свои работы в письменном виде и устраивают презентацию в классе. Из предложенных работ учитель выбирает несколько наиболее интересных для учащихся. Их обсуждают во время специально организованной групповой дискуссии.

Инструкция: моральная дилемма должна касаться сферы взаимоотношений людей между собой и иметь альтернативные решения в зависимости от интересов участников. Рассказ о моральной дилемме должен включать в себя описание содержания, ее участников, их намерений и действий. Основная дилемма произведения «Бородино» - это сдача Москвы для последующей победы над врагом.  Могли ли наши соотечественники победить врага,  не сдавая столицы? Как дорого стоила победа? И т. д. Критерии оценивания: Соответствие содержания описываемых поступков и событий критерию моральной дилеммы. Умение прислушиваться к аргументам других участников дискуссии и учитывать их в своей позиции. Соотнесение уровня развития морального сознания с содержанием моральной дилеммы.

Задание «Социальная реклама» в изучении русского языка в 5 классе

Цель: развитие способности к анализу содержания моральных норм и необходимости их соблюдения; развитие морального сознания через дискуссию и аргументацию. Материалы: Русский язык. 5 кл.: учебник/М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 317. С. 3-4[5]. Форма выполнения задания: работа в группах и индивидуально. Описание задания: задание носит творческий проектный характер. Учитель просит учеников прочитать текст упражнений № 2 и № 3 в учебнике. Ученикам сообщается о том, что существуют различные моральные нормы. Организовав высказывания обучающихся по кругу, учитель формулирует содержание моральных норм (справедливости, заботы, чести, взаимопомощи, равноправия и т. д.). Обучающимся предлагается самостоятельно назвать другие моральные нормы, которые встречаются в жизни. Учитель просит учеников ответить на такие вопросы: Что изменится в твоей жизни, если исчезнет язык? Как чувствовал себя Маугли, когда впервые попал к людям? Зачем нужно изучать русский язык?

Затем обучающиеся делятся на группы по 3-4 человека. Каждая группа получает задание – написать рекламный текст «Пять причин, по которым следует изучать русский язык». Задание выполняется в течении десяти минут. детям необходимо обдумать и в яркой форме представить пять аргументов, обосновывающих, почему данная норма (гражданин должен знать язык своей страны) должна выполняться. Во время презентации проекта социальной рекламы одной из групп, остальные ученики участвуют в обсуждении как в качестве оппонентов, так и в качестве защитников проекта. Критерии оценивания: Умение полно и адекватно характеризовать содержание моральных норм. Характер, убедительность и последовательность аргументации. Эмоциональная модальность представления нормы. Выразительность социальной рекламы
  1   2   3   4

Похожие:

Доклад учителя русского языка и литературы Музяевой А icon Доклад на конференцию «Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы»
«Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы» учителя русского языка и литературы мкоу «Каштановская...
Доклад учителя русского языка и литературы Музяевой А icon Литература Тема опыта: «Повышение познавательной активности обучающихся...
...
Доклад учителя русского языка и литературы Музяевой А icon На уроке русского языка и литературы
Реальности времени предъявляют новые повышенные требования к профессиональной компетентности учителя
Доклад учителя русского языка и литературы Музяевой А icon Литература Тема опыта: «Использование технологии педагогических мастерских...
Автор опыта: Чеботарёва Валентина Павловна, учитель русского языка и литературы маоу «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным...
Доклад учителя русского языка и литературы Музяевой А icon Методическая разработка урока русского языка с использованием эор...
Автор: Поспелова Т. А., учитель русского языка и литературы лицея №17 г. Костромы
Доклад учителя русского языка и литературы Музяевой А icon Должностная инструкция учителя русского языка и литературы
Российская Федерация Муниципальное образование Приозерский муниципальный район Ленинградской области Муниципальное бюджетное общеобразовательное...
Доклад учителя русского языка и литературы Музяевой А icon Сценарий урока русского языка в 6 классе с использованием технологии...
...
Доклад учителя русского языка и литературы Музяевой А icon Портфолио учителя начальных классов Мясниковой Марины Юрьевны Содержание
Учитель начальных классов, учитель русского языка и литературы по специальности «Педагогика и методика начального образования» с...
Доклад учителя русского языка и литературы Музяевой А icon Учителя русского языка и литературы муниципального общеобразовательного...
Минобразования РФ и Госкомвуза РФ от 31 августа 1995 года №463/1268 по согласованию с Министерством труда РФ (постановление Минтруда...
Доклад учителя русского языка и литературы Музяевой А icon Программа учебной дисциплины практическая и функциональнаястилистика...
Приступая к изучению данной дисциплины, студенты должны иметь представление о системе современного русского языка и ее составляющих,...
Доклад учителя русского языка и литературы Музяевой А icon Ван Хуэй Языковая специфика кулинарных рецептов китайской кухни на...
Рецензент: доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой русского языка и литературы
Доклад учителя русского языка и литературы Музяевой А icon Карта результативности профессиональной деятельности Минхаировой...
Минхаировой Резеды Байраковны, учителя татарского языка и литературы Черемшанского муниципального бюджетного общеобразовательного...
Доклад учителя русского языка и литературы Музяевой А icon Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы
Введение 2-3стр
Доклад учителя русского языка и литературы Музяевой А icon Учитель русского языка и литературы
Урок проводится с использованием кейсметода и приемов технологии развития критического мышления учащихся. Информационный материал...
Доклад учителя русского языка и литературы Музяевой А icon Резюме николаенко Елена
Брянский государственный университет им ак. И. Г. Петровского, факультет русского языка и литературы
Доклад учителя русского языка и литературы Музяевой А icon На уроках русского языка и литературы
Маоу «Средняя общеобразовательная школа №60 социальной адаптации детей инвалидов»

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск