Скачать 369.17 Kb.
|
Типовые задачи на формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных) на уроках русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС ООО Доклад учителя русского языка и литературы Музяевой А.В. ФГОС нового поколения на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного личностно-ориентированный, системнодеятельностный подход, определяющий структуру деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД). Овладение ими создаёт возможности самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться [1].При организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ООО необходимо иметь в виду, что «особенностью содержания современного основного общего образования является не только ответ на вопрос, что обучающийся должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности» Универсальные учебные действия – это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, толерантность, социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению знаний и умений, включая организацию этого процесса. Результат освоения образовательной программы – это овладение совокупностью приемов овладения учебным материалом. Давайте попробуем разобраться, что же скрывается за универсальными учебными действиями. Таблица 1 Структура УУД
Личностные УУД – это эмоциональность и нравственность в изучении предмета, развитие толерантности, здорового образа жизни. Различают три вида личностных действий: личностное, профессиональное и жизненное самоопределение; смыслообразование между учебной деятельностью и ее мотивом; оценивание, обеспечивающее личный моральный выбор. Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся: знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми в обществе этическими принципами, обеспечивают ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Регулятивные, коммуникативные и познавательные УУД относятся к метапредметным УУД. Основные виды деятельности при формировании регулятивных УУД – это целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и саморегуляция. Действия учителя при формировании регулятивных УУД: учу определять цель урока, учу определять план действий, учу формулировать алгоритм выполнения задания, учу действовать по выбранному плану, учу находить рациональные способы работы, учу способам самопроверки и взаимопроверки, учу описывать желаемый результат и т. д. Познавательные УУД включают в себя общеучебные, логические действия и постановку проблемы. Общеучебные учебные действия – это самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели, извлечение информации из прослушанных текстов различных жанров, определение основно и второстепенной информации; свободная презентация и восприятие текстов различных стилей, понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемы творческого и поискового характера. Знаково-символические действия – это моделирование (графическая или знаково-графическая система), преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Логические универсальные действия: анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков; синтез (составление целого из частей); выбор оснований и критериев для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Действия учителя: учу осмысливать, какая информация нужна для решения задачи; учу искать информацию в разных источниках; учу читать и составлять графики, схемы, таблицы, карты; учу создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и предоставлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме; учу решать задачу/проблему разными способами и выделять наиболее оптимальный; учу называть существенные признаки объектов и явлений; учу находить в действиях причину и следствие; учу анализировать; учу выделять главную мысль; учу обобщать; учу выделять и формулировать проблемы; учу делать выводы. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие. Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками – определение целей, функций участников и способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в сборе информации; разрешение конфликтов; управление поведением партнеров (контроль, коррекция и оценка их действий); умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение диалогической и монологической формами речи. Действия учителя: учу задавать/отвечать на вопросы; учу убеждать другого человека; создаю ситуацию для обсуждения; учу передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; учу критически относится к своей позиции и признавать свою неправоту; учу строить монологические высказывания; учу работать в группе, вносить вклад в общее дело. Требования к результатам изучения русского языка и литературы включают формирование всех видов универсальных учебных действий: личностных. коммуникативных, познавательных и регулятивных. Работа в группах, исследовательская работа, работа с текстом, прием составление таблиц, схем, подготовка доклада и написание реферата, работа в парах, самостоятельная работа с учебной литературой и так далее, все это активные средства, которые используются на уроках русского языка и литературы для формирования УУД. Русский язык как учебный предмет – основа образования школьника. Открывая доступ к получению знаний по всем другим предметам школьного курса, формируя необходимые для образования и самообразования умения и навыки, сам предмет «русский язык» имеет большое познавательное значение. Именно он подводит детей к пониманию такого важного явления действительности, как язык, к осознанию основных языковых средств (фонетических, лексических, грамматических). На уроках русского языка дети овладевают четырьмя разновидностями речи: чтение, письмо, говорение, аудирование. Здесь школьники осознают отношение формы и значения, развивают логическое мышление, получают представление о развитии языка, знакомятся с новыми и устаревшими словами и др. На уроках русского языка решаются серьёзные воспитательные задачи, у детей возникает чувство гордости за прекрасный и могучий русский язык; развитие умения анализировать ведёт к ответственному отношению в выборе слов, к правильности и грамотности речи. Специфика русского языка как учебного предмета заключается в том, что, во-первых, он является предметом обучения, во-вторых, средством изучения всех остальных школьных предметов. Ведущее направление в изучении русского языка – развитие всех форм мыслительной и речевой деятельности школьников с опорой на чувство языка и максимальное использование связных текстов [2]. Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося. Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры [3]. Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры. Типовые задачи на формирование личностных УУД: Задание «Моральные дилеммы» на примере сказки «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо» (Литература, 5 класс) Цель: ознакомление обучающихся с ситуациями морального выбора и схемой ориентировочной основы действия нравственно-этического оценивания как базы для анализа моральных дилемм; организация дискуссии для выявления решений и аргументации участников обсуждения. Форма выполнения задания: групповая работа обучающихся Материалы:
Описание задания: класс делится на группы по 2-3 человека, в которых предлагается обсудить поведение героя и аргументировать свою оценку. Далее, объединившись по две группы, ребята обмениваются мнениями и обсуждают аргументы «за» и «против». Затем опять объединяются по две группы до тех пор, пока класс не будет поделен на две большие группы. На этом финальном этапе (с использованием доски) делается презентация аргументов и подведение итогов – какие аргументы более убедительны и почему. Вопросы для обсуждения:
10. Как следовало бы поступить в этой ситуации каждому из ее героев? Как поступил бы ты на их месте? Задание «Моральный смысл» на примере произведения М. Ю. Лермонтова «Бородино». (Литература, 5 класс) Цель: Формирование ориентировки на нравственно-этическое содержание поступков и событий. Форма проведения: работа в группах с последующим совместным обсуждением в классе. Материалы: Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1/В. Я Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. -303 с. С. 150-154 [4]. Описание задания: обучающимся предлагается в качестве домашнего задания найти в произведении М. Ю. Лермонтова «Бородино» описание такого события, которое может быть рассмотрено как моральная дилемма. Обучающиеся приносят свои работы в письменном виде и устраивают презентацию в классе. Из предложенных работ учитель выбирает несколько наиболее интересных для учащихся. Их обсуждают во время специально организованной групповой дискуссии. Инструкция: моральная дилемма должна касаться сферы взаимоотношений людей между собой и иметь альтернативные решения в зависимости от интересов участников. Рассказ о моральной дилемме должен включать в себя описание содержания, ее участников, их намерений и действий. Основная дилемма произведения «Бородино» - это сдача Москвы для последующей победы над врагом. Могли ли наши соотечественники победить врага, не сдавая столицы? Как дорого стоила победа? И т. д. Критерии оценивания: Соответствие содержания описываемых поступков и событий критерию моральной дилеммы. Умение прислушиваться к аргументам других участников дискуссии и учитывать их в своей позиции. Соотнесение уровня развития морального сознания с содержанием моральной дилеммы. Задание «Социальная реклама» в изучении русского языка в 5 классе Цель: развитие способности к анализу содержания моральных норм и необходимости их соблюдения; развитие морального сознания через дискуссию и аргументацию. Материалы: Русский язык. 5 кл.: учебник/М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 317. С. 3-4[5]. Форма выполнения задания: работа в группах и индивидуально. Описание задания: задание носит творческий проектный характер. Учитель просит учеников прочитать текст упражнений № 2 и № 3 в учебнике. Ученикам сообщается о том, что существуют различные моральные нормы. Организовав высказывания обучающихся по кругу, учитель формулирует содержание моральных норм (справедливости, заботы, чести, взаимопомощи, равноправия и т. д.). Обучающимся предлагается самостоятельно назвать другие моральные нормы, которые встречаются в жизни. Учитель просит учеников ответить на такие вопросы: Что изменится в твоей жизни, если исчезнет язык? Как чувствовал себя Маугли, когда впервые попал к людям? Зачем нужно изучать русский язык? Затем обучающиеся делятся на группы по 3-4 человека. Каждая группа получает задание – написать рекламный текст «Пять причин, по которым следует изучать русский язык». Задание выполняется в течении десяти минут. детям необходимо обдумать и в яркой форме представить пять аргументов, обосновывающих, почему данная норма (гражданин должен знать язык своей страны) должна выполняться. Во время презентации проекта социальной рекламы одной из групп, остальные ученики участвуют в обсуждении как в качестве оппонентов, так и в качестве защитников проекта. Критерии оценивания: Умение полно и адекватно характеризовать содержание моральных норм. Характер, убедительность и последовательность аргументации. Эмоциональная модальность представления нормы. Выразительность социальной рекламы |
Доклад на конференцию «Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы» «Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы» учителя русского языка и литературы мкоу «Каштановская... |
Литература Тема опыта: «Повышение познавательной активности обучающихся... ... |
||
На уроке русского языка и литературы Реальности времени предъявляют новые повышенные требования к профессиональной компетентности учителя |
Литература Тема опыта: «Использование технологии педагогических мастерских... Автор опыта: Чеботарёва Валентина Павловна, учитель русского языка и литературы маоу «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным... |
||
Методическая разработка урока русского языка с использованием эор... Автор: Поспелова Т. А., учитель русского языка и литературы лицея №17 г. Костромы |
Должностная инструкция учителя русского языка и литературы Российская Федерация Муниципальное образование Приозерский муниципальный район Ленинградской области Муниципальное бюджетное общеобразовательное... |
||
Сценарий урока русского языка в 6 классе с использованием технологии... ... |
Портфолио учителя начальных классов Мясниковой Марины Юрьевны Содержание Учитель начальных классов, учитель русского языка и литературы по специальности «Педагогика и методика начального образования» с... |
||
Учителя русского языка и литературы муниципального общеобразовательного... Минобразования РФ и Госкомвуза РФ от 31 августа 1995 года №463/1268 по согласованию с Министерством труда РФ (постановление Минтруда... |
Программа учебной дисциплины практическая и функциональнаястилистика... Приступая к изучению данной дисциплины, студенты должны иметь представление о системе современного русского языка и ее составляющих,... |
||
Ван Хуэй Языковая специфика кулинарных рецептов китайской кухни на... Рецензент: доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой русского языка и литературы |
Карта результативности профессиональной деятельности Минхаировой... Минхаировой Резеды Байраковны, учителя татарского языка и литературы Черемшанского муниципального бюджетного общеобразовательного... |
||
Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы Введение 2-3стр |
Учитель русского языка и литературы Урок проводится с использованием кейсметода и приемов технологии развития критического мышления учащихся. Информационный материал... |
||
Резюме николаенко Елена Брянский государственный университет им ак. И. Г. Петровского, факультет русского языка и литературы |
На уроках русского языка и литературы Маоу «Средняя общеобразовательная школа №60 социальной адаптации детей инвалидов» |
Поиск |