ГБОУ города Москвы Гимназия №1505
«Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»
Диплом
Психологический анализ конформизма
Автор: ученица 10 класса «Б»
Яценко Марина
Руководитель: к. психол.н. Савина О.О.
¬
Москва
2016
Оглавление
Введение 3
ГлаваI. Обзор научных исследований конформизма 6
§1.1 Краткая характеристика понятия конформизма в психологии 6
§1.2. История изучения конформизмав зарубежной психологии 10
§1.3. Сравнение исследований конформизма в зарубежной и советской психологии 15
§1.4 Конформизм как социально-психологическое явление 18
§1.5 Подростковый конформизм 22
Глава II. Эмпирическое исследование конформности подростков 26
§2.1. Постановка проблемы 26
§2.2. Организация исследования 27
§2.3. Результаты исследования 31
2.3.1. Анализ подростками степени собственного авторитаризма и подчиняемости 31
2.3.2 Сравнительный анализ выбора конформной или нонконформной модели поведения в ситуации группового давления у младших и старших подростков (по Кейсу № 1) 32
§2.4 Выводы 44
Заключение 45
Список литературы 47
Приложение 1 49
Приложение 2 Методические материалы 50
Введение
Актуальность. Особенности поведения человека в обществе, в том числе такой феномен как конформизм, являются актуальными вопросами психологии и социологии. В социальной психологии конформизм – понятие, характеризующее пассивное некритичное восприятие существующего порядка, идей, убеждений; на бытовом языке это понятие часто заменяют выражением «стадный инстинкт». С одной стороны, без конформизма сложно представить слаженную, организованную коллективную работу, с другой стороны, конформизм затрудняет проявление личностной самобытности, индивидуальности, уникальности человека. Конформизм, зачастую в угоду мнению отдельной социальной группы, заставляет человека совершать поступки, противоречащие нравственным законам. Один из важных аспектов, определяющих актуальность темы - становление морально-нравственной, духовной основы личности, основывающейся на универсальных общечеловеческих ценностях, в условиях, когда эти ценности диффузны, расплывчаты и не всегда транслируются в ближайшем окружении и более широком социальном контексте. Проблема взаимоотношения в подростковом коллективе, является актуальной для родителей, педагогов и психологов в той же мере, как и для самих подростков. Та модель поведения в малой социальной группе, та роль, которую выбирает подросток, во многом отражается в его дальнейшем личностном формировании.
Проблема: с какими условиями связано конформное поведение в подростковом возрасте :внешние и внутренние условия, способствующие и ослабляющие конформизм в подростковой группе, как достичь оптимального баланса между просоциальным и индивидуализированным поведением в группе
Проблема. Проблема конформизма универсальна и связана с одной из основополагающих сторон социальной действительности. Этот механизм во многом является основой социальной жизни человека в современном обществе. Проявления данного феномена легко различаемы не только на примерах исторических событий, но также узнаваемы в повседневной жизни. Конформность членов общества изменяется в связи с политическим режимом, общим социальным и экономическим положением страны. В чем причина появления «стадного инстинкта» у сознательных, способных здраво рассуждать в бытовой ситуации людей? Уходит ли такая модель поведения корнями в инстинкты человека или является последствием психологического воздействия на сознание каждого индивидуума, проявляющего конформное поведение? Несмотря на огромный интерес и множество исследований в данной области, ученые не смогли прийти к единому мнению: является ли конформное поведение общества залогом его стабильного, спокойного развития, без кризисов и перепадов, или же «стадное чувство» убивает в членах общества уникальность, индивидуальность, не давая возможности создавать и творить, «огруппляет» мышление индивида, снижает критичность настолько, что человек забывает об этике и морали, а его поведение идет вразрез с сознательными морально-нравственными убеждениями.
Теоретическая разработанность темы. Изучению конформизма как общественного явления было посвящено множество научных трудов XIX-Xвв. Теоретическое исследование конформизма в связи с поведением человека в группе и особенностями групп начали Габриэль Тард, Гюстав Лебон, Э.Дюркгейм. Вопрос отношения личности и общества впервые экспериментально исследовал Соломон Аш. В связи с осмыслением возникновения и развития тоталитаризма и отношений индивид-группа в тоталитарных государствах, во второй половине XX века начался «бум» экспериментов и научных дискуссий в философии, социологии и психологии (Шериф, Милграм, Стэнли, Зимбардо, Пайнс, Маслач, Андреева, Петровский).
В настоящие время проблема конформизма рассматривается с точки зрения влияния глобализации на личность, однако в той или иной мере, в большинстве, последние исследования направлены на подтверждение или опровержение ранее доказанных теорий.
Цель данной работы анализ условий проявления конформизма у подростков Задачи:
Теоретический анализ феномена конформности, формирования конформности на разных этапах развития человека, в частности, в период взросления
Подбор методики для проведения эмпирического исследования конформизма у подростков
Проведение экспериментального исследования условий проявления конформизма у подростков 12-13 лет
Объект исследования. Социальное поведение подростков
Предмет. Конформное поведение подростков
Метод исследования: опросный
Практическая значимость: одной из основных и сложностей организации работы группы является проблема давления коллектива на его участников. В сплоченном коллективе, захваченном общей идеей, повышается вероятность проявление конформного поведения участниками коллектива и может приводить к ориентации на далеко не самое компетентное мнение, неэффективному решению, игнорированию ошибок и промахов. Это может происходить как в непосредственном взаимодействии, так и опосредствованно – через значимых для подростка людей – сверстников, транслируемые ими ценности, поведение, которому подросток подражает. Таким образом, знание психологических основ конформизма как одного из механизмов просоциального поведения способствует возможности анализа эффективности взаимодействия людей в коллективе, а также поведения человека в группе. Практическая значимость состоит в выявлении существенных условий, связанных с конформным поведением подростка для создания рекомендаций психологической службе для более эффективной работы с подростковыми группами, а также для тьюторов для осуществления сопровождения гимназистов и классов
Теоретическая разработанность:
Проблема конформизма активно изучалась экспериментальным путем во второй половине 20-ого века. Наиболее известными в данной области социальной психологии являются исследования Соломона Аша (классический эксперимент), Филиппа Зимбардо (Стэндфордский тюремный эксперимент), Стэнли Милгрэма, которые определили предпосылки, последствия и основные признаки конформизма
|