Батаршев А. В. «Личность делового человека»: Социально психологический аспект


Скачать 393.58 Kb.
Название Батаршев А. В. «Личность делового человека»: Социально психологический аспект
страница 1/3
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНКОВСКИЙ ИНСТИТУТ

INTERNATIONAL BANKING INSTITUTE


Психологическая структура предпринимательской деятельности

Батаршев А. В. «Личность делового человека»: Социально – психологический аспект. – М.: Дело, 2003.

 

Третьей сферой социализации личности делового человека является деятельность. Все эти три сферы социализации (общение, самосознание и деятельность) тесно связаны между собой и взаимообусловливают друг друга. Если общение выявляет механизмы взаимодействия и взаимопонимания также взаимовлияния людей друг на друга, то самосознание, как одна из сфер социализации личности, определяет реальное содержание «Я-образа», на основе которого деловой человек вступает во взаимодействие с другими людьми и адекватно относится к самому себе.

В психологической литературе есть множество определений понятия «деятельность». Однако большинство из них либо громоздки и недостаточно ясны, либо даны в сугубо научно-психологических терминах, понятных только узкому кругу специалистов. На непосвященных такие определения деятельности навевают «психологическую скуку». Лучшее определение понятия «деятельность» дал Роберт Семенович Немов. В его трактовке деятельность выступает как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря этой деятельности индивид выходит за пределы своей природной ограниченности. Человек создает знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу, с помощью которых производит предметы потребления, материальные и духовные ценности. Этим самым человек преображает самого себя.

Деятельность всегда целенаправленна, активна, нацелена на производство некоторого продукта (предметы потребления, результаты творческой работы - идеи, теории, произведения искусства и т. п.). Всякая деятельность имеет определенную структуру. Рассмотрим строение индивидуальной предпринимательской деятельности. Следует иметь в виду, что такой вид деятельности, как индивидуальная, выделен условно, только лишь для анализа компонентов деятельности делового человека. Когда мы рассматриваем структуру индивидуальной деятельности, мы всегда имеем в виду сопутствующие ей хозяйственные связи и производственные отношения, являющиеся атрибутом любой предпринимательской деятельности. Деловой человек - это субъект экономических отношений и хозяйственных связей. Но одновременно он является и субъектом социального действия, управления персоналом. Ведь невозможно представить делового человека без взаимодействия с другими людьми – будь то коллеги по работе, работники сферы его деятельности, посредники, поставщики, торговые представители или специалисты по маркетингу.

Каковы же составляющие элементы предпринимательской деятельности? Что они собой представляют? Согласно Б.Ф. Ломову, элементами индивидуальной деятельности выступают вектор «мотив-цель», планирование деятельности, переработка текущей информации, принятие решений, действия, проверка результатов, коррекция действий. Рассмотрим эти элементы применительно к индивидуальной деятельности предпринимателя (рис. 14).



Рис. 14. Структура индивидуальной предпринимательской деятельности

Немотивированной, так же, как и нецеленаправленной, деятельности просто не существует. На это обратил внимание Б.Ф. Ломов: «Мотивы и цель образуют своего рода "вектор" деятельности, определяющий ее направление, а также логику усилий, развиваемых субъектом при ее выполнении. Этот вектор выступает в роли системообразующего фактора, который организует всю систему психических процессов и состояний, формирующихся в ходе деятельности»

Мотив - это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности. Цель же конструирует конкретную деятельность, определяя ее характеристику динамику. Таким образом, мотив относится к потребности побуждающей к деятельности, цель же - к предмету, на который деятельность направлена и который в ходе ее выполнения должен быть преобразован в продукт.

А. В. Бусыгин определяет предпринимательство как особую форму экономической активности. Предприниматель в качестве «самоорганизующегося активного субъекта экономического процесса» в определенной деловой среде создает свой собственный производственный процесс. Но, организовав производственный процесс, деловой человек затем должен умело руководить им, так как «нам небезразлично и то обстоятельство, что одни предприниматели так и "застывают" на каком-то определенном уровне, другие же прогрессируют - в профессиональном смысле - с невероятной быстротой и достигают значительных высот»

Вектор «мотив-цель». Предположим, деловой человек поставил перед собой цель - создать новое предприятие по переработке сельскохозяйственной продукции. Вся деятельность этого человека будет направлена на ее достижение. Ведущими мотивами в этой деятельности могут быть, например, стремление к успеху, предприимчивость, интерес к определенным видам сельскохозяйственной продукции, подкрепляемые достаточной силой воли, уверенностью в себе и жаждой деятельности. Вектор «мотив-цель» для делового человека является ведущим регулятором его предпринимательской деятельности, определяющим строение и динамику всех других составляющих этой деятельности. В этом движении составляющих компонентов деятельности развиваются способности делового человека, его интересы, морально-волевые качества. На данном этапе деятельности предприниматель осуществляет поиск и выбор бизнес-идеи. Уже на этом этапе важно предугадать, спрогнозировать, как реализация новых идей будет воспринята рынком. Ведь от этого во многом зависит будущий успех предпринимателя.

Один из аспектов цели деятельности связан с уровнем притязаний, на который рассчитывает предприниматель. В одних случаях существенно важно повысить уровень притязаний личности, когда, например, деловой человек невысоко оценивает себя и свои возможности, что может привести к снижению его деловой активности. В других случаях важно несколько снизить уровень притязаний делового человека, в особенности там, где задача, которую он ставит перед собой, не соотносится с реальными возможностями ее достижения, а его самооценка неоправданно завышена, у него проявляется зазнайство, комплекс превосходства и др.

Планирование. Процесс планирования – важнейший этап предпринимательской деятельности. На этом этапе деловой человек в соответствии с бизнес-планом должен:

  • тщательно проанализировать трудоемкость осуществления своей идеи;

  • ответить на ряд вопросов, касающихся степени риска, предполагаемого итогового баланса расходов и доходов своего предприятия;

  • определить размеры стартового и оборотного капитала, без чего реализация бизнес - идеи невозможна;

  • определить все расходы, связанные со взаимоотношениями и сотрудничеством с капиталистом-инвестором и маркетологом (если таковые предусмотрены бизнес-планом), посредниками, нанятым платным профессиональным менеджером;

  • наладить взаимоотношения с государством, налоговой инспекцией, торгующими организациями, посредниками и т. д. и т. п.

В процессе планирования деловой человек еще раз определяет потенциальные возможности в осуществлении своей идеи, отвечает на вопросы, достаточно ли для этого у него знаний и умений, практической хватки и способностей, уверенности в своих силах и непреклонной воли. При позитивных ответах на все поставленные выше вопросы он приступает к осуществлению предприятия.

А.В. Бусыгин предлагает процесс планирования выполнять как бы дважды - вначале на ментальном уровне, а затем на практике. Разделяет эти два повторяющихся круговых процесса принятие предпринимателем решения. Каждый из этих кругов состоит из семи шагов:

  1. Генерирование деловой идеи.

  2. Экспертная оценка идеи.

  3. Обработка и анализ рыночной информации (спрос и предложение, прогнозирование цены и т. п.).

  4. Расчет издержек производства (амортизационные отчисления, административные и управленческие расходы, издержки на сырье, норматив стоимости труда, норматив накладных расходов, обязательные платежи и отчисления и т. д.).

  5. Определение предпринимательского эффекта от реализации идеи.

  6. Экспертная оценка полученной в ходе осмысления идеи информации.

  7. Принятие предпринимательского решения предпринимательских действий.

Заинтересованных читателей автор отсылает к базовому учебнику курса предпринимательства А. В. Бусыгина «Предпринимательство» (М., 1999. – С. 144-165)

На последующих этапах выполнения бизнес-плана (действия, проверка результатов, коррекция действий) осуществляется программа. При достижении цели функционирования прел приятия (фирмы) производится распределение доходов и принимается решение о продолжении деятельности (см. рис. 14)

Мы рассмотрели структуру индивидуальной предпринимательской деятельности. Подчеркнем еще раз - выделение индивидуальной деятельности в особую структуру деловой активности предпринимателя потребовалось нам для анализа составляющих элементов, т. е. образующих компонентов активности делового человека. На практике работа предпринимателя всегда сопряжена с деятельностью других, совместна с ними. Из всего комплекса вопросов, связанных со структурой и функционированием совместной деятельности, рассмотрим два чрезвычайно важных момента: отличительные признаки и типы совместной предпринимательской деятельности.

Отличительными признаками совместной предпринимательской деятельности являются:

  • пространственное и временное наличие участников взаимодействия, создающее возможность личного, непосредственного контакта между ними. Здесь находят яркое проявление все три стороны общения - коммуникативная, интерактивная, перцептивная, — рассмотренные нами ранее;

  • наличие единой цели, предвосхищающей результат совместной деятельности, отвечающей интересам всех участников взаимодействия и способствующей реализациипотребностей каждого из включенных в нее индивидов;

  • наличие соответствующих органов компании и руководства по планированию, контролю, коррекции и координации общих и частных действий, создание организационно-технологических предпосылок для совместной деятельности и т. д. (персонифицируются либо в лице одного из участников, наделенного особыми полномочиями, либо распределяются между участниками совместной деятельности);

  • разделение единого процесса совместной деятельности между участниками, обусловленное характером цели, средствами и условиями ее достижения, составом и уровнем квалификации исполнителей.

Совместная деятельность предполагает корпоративную взаимосвязь индивидов, обусловленную разделением труда. По принципу разделения труда могут быть выделены два типа местной предпринимательской деятельности – конгруэнтный и комплементарный.

Конгруэнтный (соответствующий, совпадающий) тип характеризуется наличием четкой психологической структуры руководящего органа (руководящего лица) и руководимых лиц (подчиненных, работников). Этот тип совместной деятельности обладает достаточным уровнем психологической совместимости. Однако в ситуациях, связанных с принятием рискованных решений, такой тип совместной деятельности не обладает достаточной гибкостью.

Комплементарный (дополняющий) тип характеризуется наличием приспособительной психологической структуры, обеспечивающей взаимное дополнение и взаимную заменяемость членов группы, высокий уровень психологической совместимости, способность членов группы к оптимальным управленческим решениям.

В совместной деятельности второй тип является более предпочтительным. В этом случае предприниматели занимают такую стратегию в подготовке, обучении и расстановке кадров в управленческих, исполнительских и сбытовых звеньях фирмы, при которой объединяются таланты и способности управляющих, инженеров, сбытовых и торговых работников.

Совместимость и сработанность в совместной деятельности

Межличностная совместимость - это приятие партнеров по общению и совместной деятельности. Такое приятие основано на оптимальном сочетании значимых для межличностного взаимодействия индивидуально-психологических характеристик партнеров по общению (ценностных ориентации, социальных установок, интересов, мотивов, потребностей, характеров, темпераментов, темпа и ритма психофизиологических Реакций и т. п.). Оптимальное сочетание этих характеристик в одних случаях предполагает их сходство, в других - взаимодополняемость, в третьих - то и другое. Индивидуально-психологические характеристики не существуют сами по себе. Они проявляются в поведении и поступках человека.

Межличностная совместимость сопровождается положительными эмоциями: возникновением взаимной симпатии, уважением, уверенностью в благополучном исходе буду, контактов между партнерами по общению. В результате психологической совместимости формируется потребность совместно решать жизненные проблемы, быть вместе. Особое значение психологическая совместимость приобретает в сложных условиях совместной жизнедеятельности, когда достижение общей цели происходит при дефиците средств, времени, пространства и количества необходимых участников (продолжительные сложные экспедиции, альпинистские походы, подводное плавание, космические полеты и т.п.).

Различают четыре уровня совместимости (К.К. Платонов): психофизиологический, психологический, социально-психологический и социологический.

Психофизиологический уровень совместимости основывается на взаимодействии темпераментов, потребностей и других психофизиологических характеристик.

Психологический уровень включает взаимодействие характеров, мотивов и стереотипов поведения.

Социально-психологический уровень совместимости предполагает согласование функционально-ролевых ожиданий и действий.

На социологическом уровне важно совпадение или сходство интересов, ценностных ориентации партнеров в совместной деятельности.

Когда в совместной деятельности партнеров зарождаются неприязнь, антипатия, негативные эмоции, то следует говорить о межличностной несовместимости, которая непосредственно ведет к конфликтам. Возникает столкновение различных как субъективных, так и объективных тенденций в мотивах, действиях, поведении партнеров по общению. От психологической совместимости следует отличать сработанность, под которой понимается согласованность в работе между ее участниками. Согласованность понимается здесь как единомыслие, общность точки зрения, единодушие в трудовых решениях. Если совместимость характеризуется субъективным удовлетворением партнеров друг другом, то сработанность определяется эффективностью деятельности, непременным условием которой является высокий профессионализм.

Н.Н. Обозов отмечает, что для совместимости «необходимым высокий уровень взаимных сопереживаний, который сопровождается эмоционально-энергетическими затратами. Сработанность же не должна сопровождаться сильным сопереживанием, оно может быть минимальным. Здесь боле существенно наличие у партнеров навыков и умений, а в профессиональной деятельности - высокий уровень мастерства и способность к сотрудничеству в решении совместной задачи».

Таким образом, сработанность - это результат взаимодействия конкретных людей в конкретной деятельности. Важнейшим различием между совместимостью и сработанностью (у Обозова - срабатываемость) является степень «эмоционально-энергетических затрат лиц, решающих общие задачи. Эмоционально-энергетические затраты фиксируются на физиологическом уровне. Совместимость является условием возникновения межличностных симпатий. Вместе с тем это и результат установившихся положительных взаимоотношений. Совместимость не связана с продуктивностью, успешностью в отличие от срабатываемости, в которой продуктивность является самым главным компонентом».

Понятие «сработанность» следует отличать от понятия «сплоченность», хотя они и близки по значению. При сработанности взаимное удовлетворение взаимодействием партнеров опосредовано деятельностью, предполагающей определенную степень ее успешности и эффективности. У партнеров возникает удовлетворенность не только собой, но и партнерами, совместно выполняющими работу в группе. Для определения понятия «сплоченность», кроме удовлетворенности взаимодействием партнеров по общению, опосредованной совместной деятельностью, привносится фактор, который удерживает людей именно в данной группе (фактор «групповой динамики» К. Левина). Чувство сплоченности, сопринадлежности к группе людей, понимающих тебя и принимающих таким, какой ты есть, одновременно переживающих те же проблемы, которые испытываешь ты, - вот далеко не полный перечень моментов, формирующих потребность в общении именно в данной группе. Приведем пример.

В одной достаточно необычной экспедиции в 1984 г. участвовал сотрудник ЛГУ Владимир Степанов. Объектом его исследования была группа энтузиастов, принявших участие в моделировании аварийной ситуации - автономного плавания по Каспийскому морю на трех плотах в течение 12 суток. На первом плоту размещались шесть человек, на втором - пять, на третьем - четыре человека. Экипажи второго и третьего плотов проводили 10-дневную голодовку. Результат эксперимента показал: сплоченность была выше там, где были участники совместной голодовки (экипажи второго и третьего плотов).

Единство переживаний, связанных с вынужденным, но добровольным голоданием, цементировало человеческие отношения. Ситуация на всех трех плотах была аварийной - без связи с внешним миром. Голодание для участников второго и третьего плотов было сверхзадачей, которая усиливала взаимное притяжение и поддержку. Конечно, есть пределы человечески возможностей, но совместное желание продемонстрировать й «неограниченность» усиливало эффективность коллективных усилий экипажей именно второго и третьего плотов, хотя все три группы участников эксперимента подбирались тщательно - все ребята были сильны телом и духом. Это были энтузиасты своеобразные фанаты, для которых, как сказал В. Степанов, «цель оправдывает затраты сил». Этот жизненный и научный эксперимент подтвердил значимость в жизнедеятельности групп целей и смысла их существования.

Групповую сплоченность можно определить как прочность, единство и устойчивость межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе. В вышеприведенном примере сплоченность экипажей второго и третьего плотов, спаянных общей целью добровольного длительного голодания, оказалась на порядок выше по сравнению с показателем сплоченности экипажа первого плота. Фактически там сплоченности как таковой не было.

Уровни совместимости, сработанности и сплоченности могут быть определены социометрическими исследованиями. Приведем одно из них.
  1   2   3

Похожие:

Батаршев А. В. «Личность делового человека»: Социально психологический аспект icon Российской федерации
Актуальные проблемы современной молодежи (социально-психологический аспект). /Материалы студенческой научно-практической конференции...
Батаршев А. В. «Личность делового человека»: Социально психологический аспект icon Социально-психологический тест разработанный Дж. Морено (имеет много...
Социально-психологический тест разработанный Дж. Морено (имеет много модификаций), применяется для оценки межличностных эмоциональных...
Батаршев А. В. «Личность делового человека»: Социально психологический аспект icon «Общение как социально психологический феномен» 40
Автор-составитель: О. Б. Титова, преподаватель кгаоу спо «Канский педагогический колледж»
Батаршев А. В. «Личность делового человека»: Социально психологический аспект icon Литература как теряют психическое здоровье
Как научиться противостоять болезни еще до ее проявления? Как создать в себе личность, имеющую мощный психологический барьер против...
Батаршев А. В. «Личность делового человека»: Социально психологический аспект icon Г. И. Марасанов «Социально-психологический тренинг», Когито-Центр, М., 2001
Любая ситуация, в которую попадает группа на тренинге, должна быть если не распутанной, то хо
Батаршев А. В. «Личность делового человека»: Социально психологический аспект icon Теоретический анализ direct mail в социально-культурном сервисе и туризме
Целью исследования является изучение специфики и технологий direct mail в социально-культурном сервисе и туризме, которые могут реализоваться...
Батаршев А. В. «Личность делового человека»: Социально психологический аспект icon И. А. Старицкая Классный час "Имидж делового человека" «Я есть то, чем признают меня окружающие»
Создать условия для воспитания у студентов чувство ответственности к созданию собственного имиджа
Батаршев А. В. «Личность делового человека»: Социально психологический аспект icon Магистранта Николаевой Евгении Олеговны на тему: «Трансформация статуса...
I. образ человека в лингвистических исследованиях
Батаршев А. В. «Личность делового человека»: Социально психологический аспект icon Инструкция по проведению анкетирования
Анкетирование социально-психологический метод изучения мнений. Он реализуется как путем свободных ответов на те или иные вопросы,...
Батаршев А. В. «Личность делового человека»: Социально психологический аспект icon Профессионально-психологический отбор в силовые ведомства
Учебно-методическое пособие предназначено для магистрантов, обучающихся по направлению подготовки 37. 04. 01 «Психология», и преподавателей,...
Батаршев А. В. «Личность делового человека»: Социально психологический аспект icon Речь святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексея I (1877...
Личность – это человек, который является примером для других. Личность – это человек, поставивший цель в жизни и достигший её. Личность...
Батаршев А. В. «Личность делового человека»: Социально психологический аспект icon 1. 1 Классификация личного состава. Оперативный учет работников предприятия
Проблема оплаты труда одна из ключевых в белорусской экономике. От ее успешного решения во многом зависят как повышение эффективности...
Батаршев А. В. «Личность делового человека»: Социально психологический аспект icon Охрана труда включает : Правовые вопросы Организационные вопросы
Предмет, цель и задачи охраны труда. Социально-экономический аспект охраны труда
Батаршев А. В. «Личность делового человека»: Социально психологический аспект icon Формирование языковой личности: социально-философский аспект
Охватываются такими понятиями, как культура речи, речевой этикет, этика речевого общения, и выходят в сферу метакоммуникации (уровень...
Батаршев А. В. «Личность делового человека»: Социально психологический аспект icon Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой...
Социально-экономическое положение в РФ и Липецкой области и его влияние на защиту прав человека
Батаршев А. В. «Личность делового человека»: Социально психологический аспект icon Методическое пособие Самара, 2011 Методическое пособие обсуждено...
Методическое пособие «Оформление делового письма» для преподавателей средних профессиональных образовательных учреждений

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск