Методическая разработка по теме «Экологический дизайн»


Скачать 0.83 Mb.
Название Методическая разработка по теме «Экологический дизайн»
страница 1/6
Тип Методическая разработка
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методическая разработка
  1   2   3   4   5   6


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»







Методическая разработка по теме «Экологический дизайн»









Выполнил:

учитель изобразительного искусства

Клепча М.Ю.









г. Сосновый Бор


2016

СОДЕРЖАНИЕ



Введение……………………………………………………………………...4
Глава 1. Современные концепции экологического дизайна……………7

  1. Пермакультура как основа зарождения экологического

дизайна………………………………………………………7

  1. Экологическая эстетика…………………………………..11

  2. Значение экологического дизайна……………….............16

  3. Бионика в архитектуре и дизайне……………………..…20

  4. Экологический дизайн XXI века………………………...28

  5. Ландшафтные формы экологического дизайна………...34


Глава 2. Разработка интерьеров Центра экологической эстетики……...40

2.1. Анализ проектной ситуации…………………….…..……40

  1. Требования нормативных документов…….…………….41

  2. Разработка концепции……………………………………44

  3. Объемно-планировочное решение………………………46

  4. Стилевые особенности интерьеров……………………...48


Глава 3. Разработка системы опорных конспектов по теме:

«Экологический дизайн» для дисциплины «История и теория

дизайна»…………………………………………………………..53

3.1. Теоретическое обоснование опорного конспекта.

Сущность опорного конспекта…………………………...53

3.2. Система опорных конспектов по теме: «Экологический

дизайн» для дисциплины «История и теория

дизайна»……………………………………………………57

Заключение………………………………………………………................66

Литература………………………………………………………………….68

Приложения: 1. Первые экологические объекты………………………..71

2. Архитектурная бионика………..………........................72

3. Элементы экостиля в архитектуре…………….............73

4. Мебель экостиля………………………………………..76

5. Элементы ландшафтного дизайна в интерьере………77

6. Интерьеры в стиле кантри……………………………..79

7. Проектные материалы………………………………….80





ВВЕДЕНИЕ

Проблема экологии всегда играла важную роль в жизни человека. В наше время все больше и больше уделяют внимание данной проблеме, зачастую рассматривая и эстетику «городской» природы. Создание городских парков, озеленение города, создание экологичного оборудования и объектов интерьера, имитирующих природные формы и материалы, – все это говорит о том, что человеку сегодня нужен не только функциональный стильный дом, но и экологическое, а также эстетичное окружение в повседневной жизни.

Создание Учебного Центра Экологической Эстетики предоставит возможность показать новые идеи по созданию экологичного дизайна: ландшафт, флористика, экологический дизайн интерьера, новинки экологичного оборудования. Создание такого центра – это возможность разрешить такие проблемы как: формирование экологичного отношения (мировоззрения) людей непосредственно к природе, а также к ее эстетическим данным; практичное использование природных ресурсов.

В данной работе были использованы такие методы как метод аналогии (поиск информации по новейшим разработкам в области экологичного оборудования, примеры проектов экологичного интерьера), наблюдения (отношение людей к эстетике природы), инверсии, моделирования.

Объект исследования: экологическая эстетика в дизайне. Разработка объекта общественного значения.

Предмет исследования: Центр как организация, способствующая формированию экологичного взаимодействия человека и природы, экологически гармоничной среды обитания человека.

Цель: разработать концепцию и проектное решение нового типа общественного здания, в котором будет предоставлена возможность отвлечься от городской жизни, быть ближе к природе, изменить или сформировать отношение к эстетике природных форм.

Задачи:

  1. Изучить нормативные документы, необходимые для проектирования и проанализировать исходные материалы и литературу по теме исследования;

  2. Разработать концепцию Центра экологической эстетики;

  3. Исследовать предпроектную ситуацию;

  4. Разработать объемно-планировочное решение и систему зонирования помещений по их функциональному назначению;

  5. Разработать пластическое и стилевое решение интерьеров;

  6. Разработать систему опорных конспектов по теме: «Экологический дизайн» для дисциплины «История и теория дизайна».

Центр экологической эстетики будет располагаться рядом с парковой зоной города Сосновый Бор в двухэтажном здании, вокруг которого будут организовываться сменные выставочные экспозиции.

Новизна работы заключается в интегрировании нескольких функций в одном центре – Учебном Центре Экологической Эстетики (выставка – обучение – проектирование).

Данная работа состоит из трех глав, приложений. В первой главе рассматриваются понятие «экологического дизайна», его зарождение и развитие, а так же сущность, назначение и роль в современном дизайне. Вторая глава посвящена проектной части выпускной квалификационной работы, в ней представлено пояснение по таким этапам работы как анализ предпроектной ситуации, анализ нормативных документов, обоснование концепции, а также выбор объемно-планировочного, функционального, стилевого и светового решений. В третьей главе представлена методическая разработка системы опорных конспектов по теме: «Экологический дизайн» для дисциплины «История и теория дизайна».

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА



  1. Пермакультура как основа зарождения

экологического дизайна
Термин экология («экос» – дом, « логос» – учение, греч.) в науку ввел немецкий биолог Эрнест Геккель. В 1866 году в работе «Всеобщая морфология организмов» он писал: «...суммы знаний, относящихся к экономике природы: изучению всей совокупности взаимоотношений животного с окружающей его средой, как органической, так и неорганической, и, прежде всего – его дружественных или враждебных отношений с теми животными и растениями, с которыми он прямо или косвенно вступает в контакт» [6, с. 35].

Это определение удерживает экологию в рамках биологических наук. В последующем содержание понятия экология многократно расширялось. Под ней стали понимать науку, изучающую среду обитания всех живых существ, включая человека. Казалось бы, уместно ограничить содержание экологии лишь природной средой. Однако, воздействуя на природную среду и изменяя ее, человек тем самым меняет условия существования не только растений и животных, но и самого себя, того общества, которое попадает под воздействие этого производства и природы, и созданных им изменений. Потому правомерно рассматривать всю окружающую человека среду. И не только природную, но также социальную и производственную, порой от природы основательно оторванную (приложение 1, рис. 1, 2).

В 60-70-е гг. XX века появилось понятие пермакультуры, как системы, на которой практикуется дизайн, основанный на экологическом подходе [22]. В число таких систем входят Естественное Земледелие, разработанное японцем Масанобу Фукуока (Natural Farming). Съедобный Ландшафт — система, автором которой является Роберт Курик (Edible Landscape). Биодинамическое Сельское Хозяйство, основанное на идеях Рудольфа Штейнера (Biodynamic farming). Кроме того, экологический дизайн (Environmental Design) преподается как отдельная дисциплина во многих западных университетах и колледжах, хотя надо сказать, что их подход часто критикуют за академизм [22].

Все эти самые различные направления существуют совершенно независимо друг от друга и между ними имеется даже некоторая форма конкуренции. Несмотря на это, все они, так или иначе, практикуют комплексный подход, исповедуют определенную экологическую этику, то есть занимаются экологическим дизайном.

Дизайн лежит в самой основе пермакультуры. Вся суть ее заключается в том, чтобы приложить максимум умственных усилий в начале, на стадии планирования, чтобы затем все работало отлично, с минимальной затратой усилий [22]. Ошибки, допущенные в дизайне, очень трудно исправить впоследствии и, кроме того, это требует дополнительных затрат.

Билл Моллисон является исполнительным директором Института Пермакультуры, который был основан в 1979 году для обучения студентов всего мира практическому дизайну. Он — автор книги «Permaculture — A Designers’ Manual» (1988) – «Пермакультура — учебник дизайнера».

В самом начале книги Билла Моллисона дается определение пермакультурного дизайна: «Дизайн — это создание соответствующих взаимосвязей между компонентами» [7, с. 49]. Другими словами, дизайн не изменяет сами компоненты — он направлен на создание системы, в которой все эти компоненты будут функционировать наиболее благоприятным образом. Что делает художник-дизайнер при оформлении интерьера? Он собирает разрозненные элементы воедино, чтобы законченный интерьер приобрел определенный эстетический вид. При конструировании автомобиля дизайнер также ответственен за то, чтобы различные компоненты авто функционировали как единое целое [22].

Пермакультура — это система дизайна, цель которого состоит в организации пространства, занимаемого людьми, на основе экологически целесообразных моделей [22].

Пермакультура, как система дизайна, в равной степени занимается растениями, животными, строениями, а также инфраструктурой (вода, энергия и коммуникации). Тем не менее, пермакультура не связана непосредственно с этими вещами, а скорее ориентирована на создание взаимосвязей между всеми компонентами природы, окружающими человека.

Фукуока в своей замечательной книге «Революция одной соломинки», пожалуй, наилучшим образом описал философию пермакультуры [23]. Если сказать в нескольких словах — это философия сотрудничества с Природой, а не борьбы с ней: «Ученые думают, что они могут понять природу. Они стоят на этой точке зрения. Поскольку они убеждены, что они могут понять природу, то им предоставлено право исследовать ее и поставить на службу человеку. Но, по моему мнению, понимание природы лежит за пределами возможности человеческого разума.

Я часто говорю молодым людям в хижинах на горе, тем, кто пришел сюда помогать и изучать натуральное земледелие, что каждый может видеть деревья на горе. Они могут видеть зелень листьев, они могут видеть рисовые растения. Они думают, они знают, что такое зелень.

Соприкасаясь с природой с утра до вечера, они начинают думать, что они знают природу. Но когда они думают, что они начинают понимать природу, можно сказать уверенно, что они на ложном пути.

Почему невозможно познать природу? То, что понимают под природой — это только идея природы, возникающая в сознании каждого отдельного человека. Истинную природу видят дети. Они видят без размышления, непосредственно и ясно» [3, с. 5].

Это философия, которая подразумевает длительное и вдумчивое наблюдение, а не длительный и бездумный физический труд. Это философия, которая подразумевает необходимость принятия в расчёт всех функций, присущих растениям и животным, взамен одностороннего представления о них [3, с. 5].

«Пермакультура — это система дизайна, основанная на этике» [3, с. 7]. Именно этические принципы и являются определяющим фактором при осуществлении дизайна. В случае с пермакультурой такими этическими принципами являются:

1. Забота о Земле, что подразумевает заботу о всех живых и неживых компонентах Природы.

2. Забота о людях, что подразумевает удовлетворение наших потребностей в еде, крыше над головой, образовании, пристойной работе, а также в человеческом общении.

3. Вложение собственного свободного времени, денег и материалов, направленное на достижение вышеперечисленных принципов. Это означает, что после того, как мы позаботились о своих первоочередных потребностях и организовали свою жизнь наилучшим образом, мы можем использовать свои способности и энергию для того, чтобы помочь другим достичь того же результата.

Этика — это совокупность моральных убеждений и конкретных поступков, цель которых состоит в том, чтобы обеспечить наше существование на Земле [7, с. 32].

Системе пермакультуры, помимо всего прочего, свойственна также и непреложная этика жизни, которая признает ценность, присущую всему живому.

Экологический дизайн — это создание экологически целесообразной среды обитания человека [20].

Принципы экологического дизайна

Принципы экологического дизайна сформулированы на основе принципов, относящихся к самым различным дисциплинам, таким как экология, энергосбережение, ландшафтная архитектура и естествознание [21]. Основные принципы таковы:

  • относительное расположение: каждый элемент размещается относительно других элементов таким образом, чтобы они взаимодействовали друг с другом;

  • каждый элемент осуществляет несколько функций;

  • каждая функция осуществляется за счет многих элементов;

  • эффективное энергопланирование;

  • использование биологических ресурсов вместо ископаемого горючего;

  • разнообразие видов для того, чтобы система была более продуктивной и в ней присутствовало взаимодействие компонентов;

  • использование природных моделей.



  1. Экологическая эстетика


Экологическая эстетика (от греч. oikos — дом, жилище, местопребывание) — область эстетической науки, изучение взаимосвязей человека и его техносферы с окружающей природой, биосферой, а также и с заново созданной средой обитания человека [6, с. 53]. Экологическая эстетика и ее проблемы проявились и привлекли к себе внимание в 1970—1980-х гг., в период углубившегося экологического кризиса, роста промышленных зон, хищнического использования природных ресурсов и угрозы существованию человека, памятников культуры и жизни на земле. Цель экологической эстетики — выработка оправданных в экологическом, социальном, культурологическом и эстетическом отношении норм поведения, рекомендаций и предпочтений, касающихся природы и человека как органической его части. Задачи экологической эстетики формулируются и реализуются в процессе комплексного художественного проектирования среды с учетом экологических факторов — сохранения баланса между живым миром, природой и историко-культурными общечеловеческими и национальными ценностями [20]. Это вносит новые черты в программу эстетической организации среды и синтеза природы, науки и искусства: основополагающим в экологической эстетике является гармоническое, комплексное представление о среде, интеграция всех ее равноправных элементов. Планетарный характер воздействия человека на окружающую среду побуждает оценивать человеческую деятельность, исходя из критериев органической целостности и эстетической значимости организуемой среды.

Направление в дизайне – Sustainable design, «зеленый», экологический дизайн. Sustainable (или Environmental sustainable) design (c англ. sustainable – приемлемый, обоснованный; environmental – относящийся к окружающей среде)  – это дизайн, который учитывает интересы окружающей среды, Sustainable Design можно перевести как «зеленый» дизайн» или «экологический дизайн» [21].

В большинстве случаев продукты «зеленого» экологического дизайна сложно отнести к категории прекрасного, как эстетического понятия. Зеленый дизайн привлекает внимание, и с осознанием функциональности предмета возникает чувство удовлетворенности и гармонии. Экологический дизайн символизирует гармоничное отношение природы и человека [21]. Под термином «экологический дизайн» или «зеленый дизайн» подразумевается любое проектирование в дизайне, направленное не на отражение гармонии, а на саму гармонию отношений человека с окружающим его нетехнократическим миром, при этом не с патриархальным, а с авангардным, авангарднее хай-тека и его минималистического усовершенствования – стиля хай-тач [10]. Речь идет о мире авангардных взглядов, решений и разработок, «настоянных» на патриархальных традициях, устоях, культурах и материалах.

Культурная «вертикаль». Поиск «первообраза». В 1950 – 1960 гг., в противостояние традиционным материальным ценностям и социальным нравам потребительского общества, появились альтернативные движения. Ярким и значимым примером здесь можно назвать движение хиппи, зародившееся на Западном побережье США, и вылившееся из движения битников (литературное движение, во главе которого стояли такие писатели, как Керук и Гинзбург, 1940-50 гг., США) и движения кислотников в конце 1950 – начале 1960 годов. Основные характеристики хиппи включали в себя, в том числе: непринятие общества потребления, свобода действий и деятельности, изобретательность и креативность. В каком-то смысле, хиппи были ответом на расточительность общества – эта идея была озвучена Ричардом Бакминстером Фуллером (Richard Buckminster Fuller) относительно энергии. Многие хиппи строили свои жилища из отходов общества изобилия. Например, в Drop City («город», построенный хиппи), в качестве строительных материалов были использованы выброшенные автомобильные панели [10]. Куполообразные формы вышеупомянутых построек хиппи слегка напоминают куполообразные конструкции, которые Бакминстер Фуллер создал в 1950-х годах, и в то же время, противопоставляют себя кубообразным формам традиционных жилищ.

К середине 1980-х годов концепция «зеленого» дизайна начала приобретать широкое распространение в дизайнерской прессе. Эта концепция получила свое развитие благодаря экологическим и «зеленым» настроениям в обществе в 1970 годы. К этому времени концепция «зеленого» дизайна перешла из разряда концептуальных в ряды концепций, признаваемых профессиональными дизайнерами, в том числе и такими признанными консультантами, как Michael Peters Group (Майкл Питерс Груп) и Wolff Olins – которые считаются важными составляющими дизайнерской культуры и политики конца ХХ века [10].

В 1970-80-х годах успех и высокий медиа-профиль  косметики компании «Body Shop», основанной Аннитой Роддик (Anita Roddick) в 1976 году, внесли новые стандарты в общество, которое только начинало понимать и бороться с проблемами окружающей среды и экономики. Концепции использования натуральных ингредиентов, переработанных материалов и многоразовой упаковки начали будоражить людские умы.

В конце 1980-х годов наблюдалась оживленная деятельность в области «зеленого» дизайна: было опубликовано большое количество материалов на эту тему, а в 1986 году в Лондонском центре дизайна прошла выставка под названием «Зеленый дизайн» [20].

«Зеленый» дизайн – это общая реакция на глобальный кризис окружающей среды: стремительный рост экономической активности и населения планеты, истощение природных ресурсов, нарушение экосистемы, потеря биологической вариативности. Причиной этого является то, что наше ненасытное использование земных ресурсов существенно превысило разумные пределы, из-за непрекращающегося инвестирования в исчезающие ресурсы. Сторонники «зеленого» дизайна считают, что кризис может быть разрешен, если убедить сферу промышленности перейти на более затратное, но экологически безвредное производство, и начать повсеместно использовать инновационный дизайн [10].

Экологический дизайн ставит перед собой цель создать наиболее оптимальные условия для удовлетворения первостепенных человеческих потребностей, не нарушая при этом равновесия в окружающей среде. Экологический дизайн подразумевает целостный подход, и объектами дизайна могут быть любые объекты, которые связаны с деятельностью человека: от миниатюрных предметов, используемых нами ежедневно до дизайна целых зданий, городов и земной поверхности.

«Зеленый» дизайн – это развивающееся направление в сфере архитектуры, ландшафтной архитектуры, городского дизайна, городского планирования, промышленного дизайна, интерьерного дизайна и одежды.

Определенные ограничения, безусловно, существуют: если наличие объекта в системе противоречит этическим принципам, то рекомендуется исключение его из системы (примером может быть использование ядохимикатов при выращивании пищи или строительных материалов, вредных для окружающей среды).

 Онтологический предсмысл. «Онтологический смысл формируется всеми выразительными средствами дизайна» [20]. На данном уровне мы рассматриваем эмоционально-чувственное восприятие, т.е. посредством чего данная вещь притягивает к себе внимание [21].

В данном случае лучшим примером для рассмотрения «зеленого» дизайна является «зеленая», «органическая» архитектура. Как уже говорилось выше, цель «экологического» дизайна - это создание экологически целесообразной среды обитания человека. Как правило, экологический дизайн направлен на организацию какого-то конкретного пространства, которое можно обозначить как «участок». Цель дизайна – создание в пределах участка системы, которая бы функционировала при минимальном привнесении энергии извне. В данном случае примерами служат природные модели, которые могут существовать на протяжении длительного времени, не привнося загрязнения в окружающую среду и использующие естественные источники энергии (прежде всего – солнце).

Природные формы близки человеку. Природные формы «зеленого» дизайна органичны, эффективны и привлекательны. Работы экологического дизайна обращают человека к экологической чувствительности, экономичности и этике [24]. Иногда они даже могут показаться копированием природы. Здания такого рода выглядят, словно часть природы.

Замыслом дизайнеров является «интерпретация», улучшающая понимание взаимодействия между зданием и природой, окружающей средой и его пользователем [23]. Например, после расчета климата и географии, архитектор должен «примерить» здание к земле, принимая в расчет пожелания и вкусы клиента.

Подобный подход понижает экологический след на здании и не нарушает целостности дизайна. Такие здания получают большую энергетику и ресурсную эффективность путем установки систем высоких технологий, материалов или других продуктов, не нарушающих обращение к реальному миру или опыту пользователя.

Конечным подходом является «эмуляция», основанная на понимании и моделировании натуральных природных процессов. Дизайн этого уровня дает максимальную эффективность ресурсов и улучшает функциональность зданий.

Тодд Джерси, глава «Todd Jersey Architecture» в Беркели (штат Калифорния, США) взял за основу в экологическом дизайне зданий «интерпретацию». В церкви Пресвитерианское Распятие в Беркели Т. Джерси, «сотрудничая с природой», создал солнечное отопление, увеличив природную вентиляцию и дневной свет, используя приемлемые для переработки строительные материалы. Прихожане оценили натуральный вид и чувствительность здания к природе [20].

Но основные показатели, достигаемые путем экологичного дизайна – это экономичность, гармоничность, долговечность и красота.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Методическая разработка по теме «Экологический дизайн» icon Методическая разработка урока по теме: «Пирожные песочные»
Методическая разработка предназначена для мастеров производственного обучения по профессии «Повар, кондитер»
Методическая разработка по теме «Экологический дизайн» icon Методическая разработка Урока контроля знаний и умений обучающихся...
Методическая разработка предназначена для преподавателей специальной технологии по профессии «Электромонтёр по ремонту и обслуживанию...
Методическая разработка по теме «Экологический дизайн» icon Методическая разработка урока по учебной практике по теме
Андреева В. Н. по теме: «Подготовка ассортимента кожаной обуви к продаже, размещение и хранение товаров»
Методическая разработка по теме «Экологический дизайн» icon Методическая разработка предназначена для преподавателей для подготовки...
Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по теме «Бронхиальная астма» в соответствии с рабочей...
Методическая разработка по теме «Экологический дизайн» icon Методическая разработка практического занятия по теме «Выявление...
Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия с обучающимися по теме: «Выявление факторов, влияющих...
Методическая разработка по теме «Экологический дизайн» icon Методическая разработка внеурочного интегрированного мероприятия...
Интегрированное мероприятие по указанной теме было проведено совместно с мастерами производственного обучения для группы нпо по профессии...
Методическая разработка по теме «Экологический дизайн» icon Методическая разработка практического занятия тема: «Устройство и...
Методическая разработка предназначена для преподавателей медицинских училищ и колледжей для проведения практического занятия по теме...
Методическая разработка по теме «Экологический дизайн» icon Методическая разработка занятия по учебной дисциплине «Английский язык»
Методическая разработка предназначена для преподавателей иностранного языка профессиональных образовательных учреждений
Методическая разработка по теме «Экологический дизайн» icon Методическая разработка лекционного занятия по теме: «Асептика и антисептика в хирургии»
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области
Методическая разработка по теме «Экологический дизайн» icon Методическая разработка практического занятия по теме: «Медикаментозное...
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области
Методическая разработка по теме «Экологический дизайн» icon Методическая разработка самостоятельной работе по теме эпилепсия и другие пароксизмы
Долгов А. М., Рябченко А. Ю., Вагнер Н. Е., Ишков С. В., Левошко Л. И., Кафедра неврологии, медицинской генетики
Методическая разработка по теме «Экологический дизайн» icon Методическая разработка практического занятия по теме: «Проведение...
Место проведения гбуз «Волгоградский областной клинический кардиологический центр»
Методическая разработка по теме «Экологический дизайн» icon Методическая разработка комбинированного занятия для преподавателей....
Методическая разработка утверждена на заседании предметной (цикловой) комиссии, рекомендована к использованию в учебном процессе...
Методическая разработка по теме «Экологический дизайн» icon Методическая разработка практического занятия для преподавателя по...
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
Методическая разработка по теме «Экологический дизайн» icon «Ткани»; Разработка тестовых заданий по теме
Знакомство (методическая литература) с системой оценивания школьника 8 класса, в связи с переходом на фгос 2 поколения. Выстраивания...
Методическая разработка по теме «Экологический дизайн» icon Методическая разработка практического занятия пм 04 «Выполнение работ...
Задания разной степени сложности по предыдущей теме: «Постановка газоотводной трубки»

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск