Комитет по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга
СПб ГБПОУ «МК им. В.М. Бехтерева»
Методическая разработка
комбинированного занятия для преподавателей.
Тема: «Сестринский уход при аллергозах (крапивнице и отеке Квинке)».
Специальность 34.02.01 «Сестринское дело».
Санкт- Петербург
2017 год.
Составитель: Митющенко Н.А.
Методическая разработка утверждена на заседании предметной (цикловой) комиссии, рекомендована к использованию в учебном процессе и соответствует ФГОС.
Протокол № от ___________________ 20 г.
Председатель комиссии: ______________/Ткаченко Е.А./
«Согласовано»
«____» ________________ 20 г.
Методист ______________/Якуничева О.Н./
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………………4
Тема, Цели, Оптимизация…………………………………………………………5
Задачи ……………………………………………………………………………6-7
Компетенции ………………………………………………………………………8
Обоснование темы ………………………………………………………………...9
Виды контроля……………………………………………………………............10
Карта методического оснащения………………………………………………..11
Карта материально-технического оснащения………………………….............11
Хронокарта….…………………………………………………………………….12
Карта для самоподготовки студентов к занятию……..…………………….13-14
Этапы планирования занятия………………………………………………...15-17
Карта самоподготовки студентов к следующему занятию………………...18-19
Граф логической структуры темы занятия………………………………….20-21
Схема интегрированных связей……………………………………………...22-23
Словарь новых терминов………………………………………………………...24
Список используемой литературы………………………………………............25
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Пояснительная записка:
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 34.02.01 «Сестринское дело».
Для повышения эффективности теоретического занятия в разработке представлены разнообразные активные методы обучения студентов: опережающее домашнее задание, задание в тестовой форме, которые способствуют логическому осмыслению студентами изложенной информации.
После занятия студент должен уметь осуществлять сестринский уход за пациентами при аллергозах (крапивнице, отеке Квинке) и знать причины развития, приоритетные проблемы пациентов, осложнения, принципы диагностики, лечения, профилактики при этих заболеваниях.
Потенциальные трудности, которые могут возникнуть при изучении темы, пониженный интерес студентов, из-за сложности восприятия материала.
Применение данной методики проведения комбинированного занятия может быть рекомендовано к использованию на занятии другими преподавателями с целью повышения интереса к изучаемой теме, для мотивации студентов к углубленному изучению учебного материала и интенсификации учебного процесса. В конечном итоге, данная методика приводит к формированию у студентов элементов профессиональных и общих компетенций.
Тема: «Сестринский уход при аллергозах (крапивнице и отеке Квинке)».
Время: 90 минут
Место проведения занятия: аудитория № 308
Вид занятия: комбинированное
Оптимизация: (КОС 12) опережающее домашнее задание (реферативное задание); (КОС 15) задание в тестовой форме; презентация; (КОС 18) составление таблицы.
Цели занятия : формирование элементов профессиональных компетенций (ПК 2.2; ПК 2.4) на основании теоретических знаний (З-2.1, З-2.2, З-2.4), необходимых для осуществления сестринского ухода при аллергозах (крапивнице и отеке Квинке) на уровне «уметь», «знать».
Уметь:
(У-2.1) готовить пациентов к лечебно-диагностическим исследованиям;
(У-2.2) осуществлять сестринский уход за пациентами при аллергозах (крапивнице и отеке Квинке);
(У-2.4) применять лекарственные средства в соответствии с правилами их использования.
Знать:
(3-2.1) причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациентов;
(3-2.2) пути введения лекарственных препаратов;
(З-2.4) правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения.
Задачи занятия:
Дидактические:
- изучить причины, механизмы возникновения, клинические проявления, основные методы диагностики, принципы лечения и организации сестринского ухода при аллергозах (крапивнице и отеке Квинке);
- добиться осознания значимости теоретических знаний для эффективной работы на практических занятиях в ЛПУ;
- развивать общие компетенции ОК-1; ОК-4; ОК-8 (понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии; осуществлять анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач; осознанно планировать повышение квалификации).
Развивающие:
- способствовать развитию навыков работы в коллективе.
- способствовать развитию у студентов: логического и критического мышления, умению четко излагать мысли и вести беседу, а также, наблюдательности, самостоятельности.
- развивать память и навыки письменной речи.
Воспитательные: развивать профессиональные качества.
Профессиональные качества
|
Возможность их формирования через содержание деятельности студентов
|
Организованность, собранность
|
При подготовке к занятию
|
Аккуратность, внимательность, дисциплинированность
|
При прослушивании лекционного материала, при выполнении заданий преподавателя
|
Доброжелательность, чуткость
|
При общении с преподавателем, друг с другом
|
Культура речи, терпение, тактичность
|
При общении с преподавателем, друг с другом
|
Наблюдательность, логика, мышление
|
При просмотре презентации на данную тему
|
Умение анализировать
|
При выполнении самостоятельной работы (задания в тестовой форме)
|
После занятия студенты должны уметь:
- пользоваться новой терминологией;
- использовать полученные теоретические знания на практических занятиях для осуществления сестринского ухода за пациентами с аллергозами (крапивницей и отека Квинке);
- проводить профилактические беседы о факторах риска развития аллергозов (крапивнице и отеке Квинке), о соблюдении режима и предписаний по питанию, о необходимости наблюдения у аллерголога.
После занятия студенты должны знать:
- определение понятия «Аллергозы (крапивница и отек Квинке)»;
- причины и механизмы развития аллергозов (крапивница и отек Квинке);
- клинические проявления, возможные проблемы пациентов, принципы диагностики, лечения, профилактики;
- особенности сестринского ухода.
Методическая разработка практического занятия по теме:
«Сестринский уход при аллергозах (крапивнице и отеке Квинке)» предназначена для помощи преподавателю в формировании у студентов следующих элементов компетенций:
Профессиональные компетенции:
ПК 2.2.
Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса
ПК 2.4.
Применять лекарственные средства в соответствии с правилами их использования
Общие компетенции:
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Обоснование темы:
Распространение и разнообразие аллергических реакций, увеличение количества регистрируемых фактов во всем мире, указывает на наличие проблемы аллергизации населения. Как бы это не казалось наивным, но с ростом прогресса и развитием цивилизации возможность контакта обычных людей с потенциальными аллергенами также увеличилась. Проблема аллергий приобретает в мире все большее значение.
По различным экспертным оценкам считается, что не менее 10-15% населения Земли страдает аллергическими заболеваниями.
Основными нозологическими формами аллергических болезней являются: крапивница, отек Квинке, анафилактический шок, сывороточная болезнь и др.
В России, по официальной статистике, этому заболеванию подвержены от 10 до 15% населения (в зависимости от региона), в Москве и Санкт-Петербурге же число больных достигает 16—17%. Результаты изучения заболеваемости и распространенности аллергических болезней в разных странах свидетельствуют о том, что в настоящее время эти болезни поражают до 20—40% населения.
Во-первых, проблема аллергических болезней является важнейшей медико-социальной проблемой современности, значение которой безусловно будет возрастать в последующие годы. Во-вторых, решение собственно практических медицинских вопросов этой проблемы в значительной степени зависит от уровня профессиональной подготовки по аллергологии и иммунологии не только врачей-аллергологов, но и медицинских сестер, основная задача которых состоит в своевременном первичном отборе пациентов с предполагаемым диагнозом аллергических болезней (и их легких форм) и направлении больных в специализированные лечебно-профилактические подразделения.
Все знают, что любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому, зная причины, которые способствуют развитию аллергозов, медицинская сестра может проводить профилактические беседы среди населения, разъясняя суть заболевания, говоря о факторах риска.
Медицинская сестра и вы уже сегодня, после занятия, можете уменьшить количества пациентов, страдающих этой патологией. Знание сути заболевания поможет грамотно осуществлять все этапы сестринского процесса, обеспечить квалифицированный уход при развившихся осложнений при аллергозах (крапивнице, отеке Квинке). А соблюдение регулярности и правильности лечения (то есть строгое выполнение всех врачебных назначений) в итоге может привести к излечению от аллергических заболеваний или к резкому удлинению ремиссии.
Виды контроля:
Предварительный контроль знаний студентов:
Проверка домашнего задания: Таблица № 1 «Сравнительная характеристика признаков при ревматоидном артрите и деформирующем остеоартрозе» (КОС 12)
Задание в тестовой форме «Сестринский уход при заболеваниях опорно-двигательного аппарата» (КОС 15)
Текущий контроль знаний студентов:
Фронтальный опрос (КОС 13)
Реферативное сообщение «Сывороточная болезнь» (КОС 12)
Заключительный контроль знаний студентов:
Задание в тестовой форме «Сестринский уход при аллергозах (крапивнице, отеке Квинке)» (КОС 15)
Домашнее задание:
Повторение лекционного материала
Составить алгоритм доврачебной помощи при отеке гортани (отеке Квинке)
Карта методического оснащения занятия по теме: «Сестринский уход при аллергозах (крапивнице и отеке Квинке)».
№ п/п
|
Наименование
|
Необходимое количество
|
Имеется
|
1.
|
Задание в тестовой форме «Сестринский уход при заболеваниях опорно-двигательного аппарата»
|
25
|
25
|
2.
|
Задание в тестовой форме «Аллергозы (крапивница, отек Квинке)»
|
25
|
25
|
3.
|
Эталоны ответов на задания в тестовой форме
|
2
|
2
|
4.
|
Карта самоподготовки студентов к занятию по данной теме
|
25
|
25
|
5.
|
Граф логической структуры темы занятия
|
1
|
1
|
6.
|
Карта самоподготовки студентов к следующему занятию
|
25
|
25
|
Карта материально-технического оснащения занятия:
№ п/п
|
Наименование
|
Необходимое количество
|
Имеется в наличии
|
1.
|
Мультимедийная установка
|
1
|
1
|
2.
|
Презентация на электронном носителе
|
1
|
1
|
Хронокарта
1. Организационный момент
|
3 мин.
|
2. Формулировка темы и ее обоснование
|
3 мин.
|
3. Определение цели, задач и плана занятия
|
3 мин.
|
4. Предварительный контроль знаний студентов:
а) проверка домашнего задания - Таблица № 1 «Сравнительная характеристика признаков при ревматоидном артрите и деформирующем остеоартрозе»
б) решение задания в тестовой форме «Сестринский уход при заболеваниях опорно-двигательного аппарата»
|
20 мин.
5 мин.
15 мин.
|
5. Основная часть:
Изложение нового теоретического материала по теме: «Аллергозы (крапивница, отек Квинке)»
Заслушивание реферативного сообщения «Сывороточная болезнь»
|
40 мин.
35 мин.
5 мин.
|
6. Заключительный контроль знаний студентов:
Решение задания в тестовой форме «Сестринский уход при аллергозах»
|
15 мин.
|
7. Подведение итогов теоретического занятия:
Оценка работы каждого и группы в целом
|
4 мин.
|
8. Домашнее задание:
1) Составить алгоритм доврачебной помощи при отеке гортани (отеке Квинке);
2) Изучить карту для самоподготовки к занятию по теме: «Сестринский уход при анафилактическом шоке», ответить на вопросы.
|
2 мин.
|
|