Методическая разработка практического занятия для преподавателя по теме: «Лекарственные средства, влияющие на функции системы пищеварения»

Методическая разработка практического занятия для преподавателя по теме: «Лекарственные средства, влияющие на функции системы пищеварения»


Скачать 402.2 Kb.
НазваниеМетодическая разработка практического занятия для преподавателя по теме: «Лекарственные средства, влияющие на функции системы пищеварения»
страница1/3
ТипЗанятие
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Занятие
  1   2   3
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области

«Сызранский медико-гуманитарный колледж»
Методическая разработка практического

занятия для преподавателя по теме:

«Лекарственные средства, влияющие на функции системы пищеварения»

по дисциплине Фармакология специальности 060101 Лечебное дело

Составитель: Егорова Л.И. – преподаватель первой квалификационной категории дисциплин Фармакология, Основы латинского языка с медицинско терминологией

Рассмотрено и утверждено на заседании

ЦМК ПМ по специальностям Фармация,

Лабораторная диагностика

Протокол №____ от ________________

Председатель ЦМК ________________

/Егорова Л.И./


г.о.Сызрань,2016г.


Методическая разработка практического

занятия для преподавателя по теме:

«Лекарственные средства, влияющие на функции системы пищеварения»
Актуальность темы:

Большое разнообразие фармацевтических групп и лекарственных средств, применяемых при нарушении функций системы пищеварения, требует от фармацевта четкой ориентации в номенклатуре, понимания механизма действия, особенностей приема и возможного отрицательного влияния на организм больного. Используя полученные знания, фармацевт сможет квалифицированно проконсультировать посетителей аптеки, решить вопрос синонимической замены.
Цели занятия:

  1. Образовательные:


- закрепление и усвоение знаний по фармакодинамическим и фармакокинетическим свойствам лекарственных средств, влияющих на систему пищеварения, их механизмов действия, показаний к применению, побочных эффектов и мер по их профилактике; порядок отпуска ЛП и оказания консультативной помощи пациентам и покупателям в целях обеспечения ответственного самолечения.


  1. Воспитательные:

  • воспитывать сознательное отношение к изучаемому материалу;

  • формировать профессиональную направленность личности и коммуникативные способности;

- воспитывать уважение к пациентам и личности покупателя.


3. Развивающие:

  • развивать познавательную активность и логическое мышление;

  • развивать умение сравнивать, обобщать и анализировать изученный материал; решать ситуационные задачи и тестовые задания для формирования эвристического мышления;

  • развивать клиническое мышление, вооружающее специалиста методологическими установками при решении жизненных ситуаций.

Продолжительность занятия: 2 часа.

Оснащение:

1) образцы лекарственных препаратов;

2) справочная литература;

3)учебно-методические пособия;

4) мультимедийная установка.

Место проведения: аудитория ГБПОУ «СМГК»


  1. План проведения занятия.



Этап

Время

Название

Описание

1.

Организационный момент

Преподаватель приветствует обучающихся, принимает рапорт дежурного, обращает внимание на внешний вид обучающихся.

Проверяет готовность аудитории и группы к занятию. Отмечает отсутствующих. Заполняет журнал.

Сообщает тему, цели, план занятия.

2мин.

2.

Вводное слово

Мотивация занятия

Закрепление и систематизация знаний и умений, совершенствование профессиональных компетенций для рационального выбора препаратов безрецептурного отпуска и информационного сопровождения их при отпуске пациентам, так как препараты данной группы занимают значительное место в практической медицине.


5мин.

3.

Контроль исходного уровня знаний

Контроль знаний обучающихся включает несколько этапов:

1.Фронтальный опрос

2.Терминологический диктант

3.Тестовый контроль знаний

4.Решение ситуационных задач

5. Деловая игра

20 мин.

4.

Организация самостоятельной работы обучающихся

Описание самостоятельной работы в учебной комнате: решение тестовых, ситуационных заданий по определению препаратов согласно классификации в каждом конкретном случае.

35 мин.

5.

Деловая игра

Для каждой ролевой ситуации выбирает специалиста и эксперта.

Контролирует работу обучающихся, учитывая правильность решения, логичность и полноту ответа. Обучающийся, выступающий в роли специалиста должен провести диалог с пациентом:

- правильно определить проблему и мотив пациента, - произвести рациональный выбор лекарственного препарата, - проконсультировать покупателя по правилам приема препарата.

Обучающийся–эксперт оценивает действия специалиста с учетом:

- рационального выбора ЛП,

- консультации при назначении,

- этики делового общения,

- коммуникативных компетенций


20 мин.

6.

Подведение итогов

Анализирует работу обучающихся на занятии, выполнение плана занятия. Выставляет и комментирует оценки, обращая внимание на положительные стороны в работе каждого обучающегося.

Отмечает их активность на занятии.


5 мин.

7.

Задание на дом

Предлагает записать домашнее задание: подготовится к практическому занятию по следующей теме, информирует о порядке и способах его выполнения

3 мин.



  1. Список литературы, используемой при подготовке к занятию:


1. Конспекты лекций;

2. Виноградов В.М., Каткова Е.Б., Мухин Е.А. «Фармакология с рецептурой», Санкт – Петербург: Спецлит, 2012.

3. Регистр лекарственных средств, Москва, 2014 г.

4. Машковский М.Д. «Лекарственные средства», Москва: ООО Издание «Новая волна», 2010г.

5. Справочные и другие материалы.
Интернет-ресурсы и электронные учебные пособия и учебники:

1. www.consultant.ru

2. www.garant.ru

3. www.minzdravsoc.ru
Контроль знаний студентов включает несколько этапов:

1. Фронтальный опрос тестовый контроль знаний

2. Терминологический диктант

3. Тестовый контроль знаний

4. Письменный контроль знаний (решение ситуационных задач)

5. Деловая игра

6. Подведение итогов занятия. Выставление и комментирование оценок.

1.Фронтальный опрос (перечень вопросов):

  1. Расскажите о пищеварительной системе, ее строении и функции.

  2. Перечислите возможные нарушения секреторной и моторной функции отделов пищеварительной системы.

  3. Назовите группы лекарственных веществ, влияющих на пищеварение?

  4. Перечислите, какие вещества повышают аппетит? Каков их механизм действия?

  5. Расскажите, почему горечи следует принимать за 15-30 минут до еды?

  6. Расскажите, какие средства называют анорексигенными? Назовите эти средства. В каких случаях их применяют?

  7. Назовите, какие средства используют при недостаточной секреторной функции желудка?

  8. Назовите лекарственные средства, применяемые при избыточной секреции желез желудка?

  9. Дайте сравнительную характеристику натрия гидрокарбоната и окиси магния? В чем преимущество окиси магния?

  10. Расскажите, какие лекарственные средства применяют при панкреатитах? Дайте определение, что такое панкреатит?

  11. Назовите группы желчегонных средств, перечислите препараты, входящие в них, особенности механизмов их действия.

  12. Перечислите группы слабительных средств, их представителей, дайте сравнительную характеристику механизмов их действия.




  1. Расскажите о механизме возникновения рвоты, перечислите препараты, которые могут использоваться в качестве рвотных средств и препараты, которые могут использоваться в качестве противорвотных средств.

  2. Расскажите о значении гепатопротекторов при острых и хронических заболеваниях печени, при различного рода интоксикациях печени.


2.Терминологический диктант


  1. Эмоциональное побуждение к приему определенной пищи с предвкушением получения удовольствия от предстоящей еды.

  2. Скопление жидкости в брюшной полости, связанное с повышением давления в системе воротной вены.

  3. Лекарственные средства, снижающие аппетит.

  4. Лекарственные средства, применяемых при заболеваниях органов пищеварения для нейтрализации соляной кислоты желудочного сока.

  5. Вид многокислых бактерий, составляющих основную часть микроорганизмов кишечника человека.

  6. Воспаление слизистой оболочки желудка.

  7. Так называют желудок и кишечник.

  8. Расстройство пищеварения, обычно проявляющиеся болью или неприятными ощущениями в нижней части груди или живота, изжогой, тошнотой.

  9. Редкое и затруднительное опорожнение кишечника.

  10. Забрасывание кислотосодержащей жидкости в рвотную полость, сопровождающуюся ощущением желания в нижнем отделе пищевода.

  11. Общее название препаратов биологического происхождения.

  12. Увеличение образования и накопления газов в кишечнике, затруднение при отхождении.

  13. Внезапный приступ резких схваткообразных болей в животе.

  14. Заброс из желудка в рот жидкого содержимого или воздуха.

  15. Накопление избыточного количества жира главным образом в подкожной клетчатке.

  16. Сложный рефлекторный акт, в результате которого происходит внезапное выбрасывание через рот содержимого желудка.

  17. Лекарственные средства, образующие с водой эмульсии и коллоидные растворы.

  18. Основной пищеварительный фермент желудочного сока, благодаря которому происходит расщепление белков на отдельные пептоны.

  19. Пищевые волокна, микроорганизма и другие вещества, способствующие нормализации микрофлоры толстого кишечника.

  20. Лекарственные средства, активизирующие двигательную функцию кишечника и его опорожнение.


Эталоны ответов на терминологический диктант


  1. Аппетит.

  2. Асцит.

  3. Анорексигенные средства.

  4. Антоцидные средства.

  5. Бифидобактерин.

  6. Гастрит.

  7. ЖКТ.

  8. Диспепсия.

  9. Запор.

  10. Изжога.

  11. Биопрепараты.

  12. Метеоризм.

  13. Колика.

  14. Отрыжка.

  15. Ожирение.

  16. Рвота.

  17. Обволакивающие средства.

  18. Пепсин.

  19. Пробиотики.

20.Слабительные средства.

3.Тестовый опрос (См. приложение 1, пять вариантов)

Самостоятельная работа

4. Решение ситуационныхе задач (Приложение 2)

Задача № 1

В аптеке имеются лекарственные препараты «Сенаде» и «Рамнил»:

- объяснить механизм действия;

- особенности применения;

- Возможные осложнения;

- подберите аналоги.

Задача № 2

К фармацевту аптеки обратился посетитель с рецептом на «Бефунгин»:

- Объясните, с какими целями применяется данный препарат;

- Назвать аналог.

Задача № 3

В аптеку обратился посетитель с рецептом на лекарственный препарат «Танацехол». Работнику аптеки дополнительно посетитель задал следующие вопросы:

- Из чего получают данный лекарственный препарат?

- Как применяется препарат?

- Какими фармакологическими свойствами обладает?

- Можно ли его заменить?

- Какие еще лекарственные препараты обладают подобным действием

Задача № 4

К фармацевту аптеки обратился посетитель с рецептом на лекарственный препарат «Холагогум».

- Дайте фармококинетическую и фармакодинамическую характеристику лекарственного препарата.

- Назвать состав препарата.

- Подобрать аналоги растительного и синтетического происхождения.

Задача № 5

К работнику аптеки обратился посетитель с просьбой рассказать о лекарственном препарате «Фламин».

- Назвать фармококинетические и фармакодинамические свойства.

- Назвать состав препарата.

- Подобрать аналоги растительного и синтетического происхождения.

Задача № 6

В аптеки имеются лекарственные препараты «Цистон», «Олиметин».

- назовите показания для применения;

- указать состав лекарственных препаратов;

- подобрать аналоги.

Задача № 7

В аптеке имеются лекарственные препараты «Беллалгин», «Бекарбон», «Бесалол» в своем составе содержат экстракт красавки. «Беллалгин» содержит: анальгин, анастезин, экстракт красавки, натрия гидрокарбонат.

Какой препарат оказывает спазмолитическое, антацидное действие, анальгирующие действия?

Задача № 8

Больному с язвенной болезнью желудка выписан рецепт на Альмагель-А. В аптеке имеется Альмагель.

- Имеет ли фармацевт право на замену?

- Может ли фармацевт предложить пациенту препарат для снятия болевого симптома?

- Какую инструкцию по применению препаратов должен дать фармацевт пациенту?

Задача № 9

К фармацевту обратился пациент с жалобой на качество ранитидина, который по его мнению перестал действовать. В беседе выяснилось, что больной для усиления эффекта дополнительно начал применять альмагель. Оба препарата он применяет одновременно.

- Почему снизился эффект ранитидина?

- Как правильно сочетать прием антацидов с основными противоязвенными средствами?

- Указать механизм действия ранитидина и его возможные побочные эффекты.

Задача №10

В аптеку обратился больной, с жалобами на частный жидкий мало-окрашенный стул, урчание в кишечнике, приступообразные боли вокруг пупка, стихающие после прикладывания тепла к животу, непереносимость молока, снижение аппетита, слабость, похудание.

- Какой препарат вы посоветуете?

- Рекомендации к применению.

- Побочные действия этого препарата.

Задача №11

Больной 35 лет, страдающий язвенной болезнью желудка, пришел в аптеку за препаратом «Вентер». Данного препарата не оказалось.

- произвести замену препарата;

- дать рекомендации по применению.

Задача № 12

Пациент обратился в аптеку с просьбой о помощи — жалобы на изжогу.

- какой препарат посоветовать;

- дать рекомендации по применению;

- побочные действия.

Задача № 13

В аптеку обратился пациент с жалобами на трудный стул, запоры.

- какой препарат посоветовать;

- дать рекомендации по применению;

- побочные действия.
  1   2   3

Похожие:

Методическая разработка практического занятия для преподавателя по теме: «Лекарственные средства, влияющие на функции системы пищеварения» iconМетодическая разработка лекции на тему: «Лекарственные средства,...
Составитель: Егорова Л. И. – преподаватель первой квалификационной категории дисциплин Фармакология, Основы латинского языка с медицинско...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя по теме: «Лекарственные средства, влияющие на функции системы пищеварения» iconМетодическая разработка практического занятия для специальности 34. 02. 01 Сестринское дело
Тема занятия №2 : Планирование реализации фармакотерапии по назначению врача. Лекарственные средства, влияющие на сердечно – сосудистую...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя по теме: «Лекарственные средства, влияющие на функции системы пищеварения» iconМетодическая разработка практического занятия для преподавателя Тема:...
План занятия стр. 11 13

Методическая разработка практического занятия для преподавателя по теме: «Лекарственные средства, влияющие на функции системы пищеварения» iconМетодическая разработка практического занятия для преподавателя....
Волгоградский государственный медицинский университет кафедра педиатрии и неонатологии фув

Методическая разработка практического занятия для преподавателя по теме: «Лекарственные средства, влияющие на функции системы пищеварения» iconМетодическая разработка предназначена для преподавателей для подготовки...
Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по теме «Бронхиальная астма» в соответствии с рабочей...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя по теме: «Лекарственные средства, влияющие на функции системы пищеварения» iconМетодическая разработка практического занятия тема: «Устройство и...
Методическая разработка предназначена для преподавателей медицинских училищ и колледжей для проведения практического занятия по теме...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя по теме: «Лекарственные средства, влияющие на функции системы пищеварения» iconМетодическая разработка практического занятия по теме «Выявление...
Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия с обучающимися по теме: «Выявление факторов, влияющих...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя по теме: «Лекарственные средства, влияющие на функции системы пищеварения» iconМетодическая разработка практического занятия по пм: «Младшая медицинская...
На рецензию представлена методическая разработка практического занятия на тему «Медикаментозное лечение в сестринской практике»,...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя по теме: «Лекарственные средства, влияющие на функции системы пищеварения» icon«Наркотические и ненаркотические анальгетики» для специальности: 34. 02. 01 Сестринское дело
Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по теме «Наркотические и ненаркотические анальгетики»....

Методическая разработка практического занятия для преподавателя по теме: «Лекарственные средства, влияющие на функции системы пищеварения» iconМетодическая разработка теоретического и практического занятия для...
Методическая разработка предназначена для проведения теоретического и практического занятий «Клиническая фармакология антиангинальных...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя по теме: «Лекарственные средства, влияющие на функции системы пищеварения» iconМетодическая разработка практического занятия для студентов пм 01...
Тема «Лекарственное растительное сырье, влияющее на функции мочевыделительной системы»

Методическая разработка практического занятия для преподавателя по теме: «Лекарственные средства, влияющие на функции системы пищеварения» iconМетодическая разработка практического занятия по теме: «Медикаментозное...
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области

Методическая разработка практического занятия для преподавателя по теме: «Лекарственные средства, влияющие на функции системы пищеварения» iconМетодическая разработка практического занятия по теме: «лекарственная...
Цель занятия: освоение навыков постановки диагноза и тактики ведения пациентов с лекарственной болезнью (целенаправленный сбор анамнеза,...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя по теме: «Лекарственные средства, влияющие на функции системы пищеварения» iconМетодическая разработка практического занятия по теме: «Проведение...
Место проведения гбуз «Волгоградский областной клинический кардиологический центр»

Методическая разработка практического занятия для преподавателя по теме: «Лекарственные средства, влияющие на функции системы пищеварения» iconМетодическая разработка практического занятия Тема: «Сестринский...
Медикаментозная терапия является одним из важнейших лечебных мероприятий. От того, насколько умело и грамотно медицинская сестра...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя по теме: «Лекарственные средства, влияющие на функции системы пищеварения» iconМетодическая разработка практического занятия пм 04 «Выполнение работ...
Задания разной степени сложности по предыдущей теме: «Постановка газоотводной трубки»


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск