МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Самостоятельной работе
ПО ТЕМЕ
Эпилепсия и другие пароксизмы
Острые цереброваскулярные заболевания. Хроническая ишемия мозга
Демиелинизирующие заболевания
Черепно-мозговые травмы
ДИСЦИПЛИНА «Нервные болезни»
|
|
Методические рекомендации разработаны
Аптикеева Н.В., Якубова Т.М.,
Долгов А.М., Рябченко А.Ю., Вагнер Н.Е., Ишков С.В., Левошко Л.И., Кафедра неврологии, медицинской генетики
|
Модуль 1. Частная неврология и методы исследования в неврологии
Формируемые компетенции: УК-1-6, ОПК-2-6, ПК 1-6.
Формируемые компетенции
|
Планируемые результаты обучения по дисциплине Нервные болезни
|
Вид профессиональной деятельности
|
УК-1 Способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
|
З2 (УК-1) ЗНАТЬ: методы критического анализа и оценки современных научных достижений, а также методы генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях.
У1 (УК-1) УМЕТЬ:
анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать потенциальные выигрыши/проигрыши реализации этих вариантов
В1.(УК-1) ВЛАДЕТЬ: навыками анализа методологических проблем, возникающих при решении исследовательских и практических задач,
в том числе в междисциплинарных областях
|
УК-2 Способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарн ые, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки
|
Знает: основные направления, проблемы, теории и методы философии, содержание современных философских дискуссий по проблемам общественного развития.
Умеет: формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии; использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений.
Владеет навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.
|
УК-4 Готовность использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках
|
Знает виды и особенности письменных текстов и устных выступлений; понимать общее содержание сложных текстов на абстрактные и конкретные темы, в том числе узкоспециальные тексты, теоретические основы использования информационных технологий (ИТ) в науке, методы получения, обработки, хранения и представления научной информации с использованием информационных технологий, основные возможности использования информационных технологий в научных исследованиях.
Умеет подбирать литературу по теме, составлять двуязычный словник, переводить и реферировать специальную литературу, подготавливать научные доклады и презентации на базе прочитанной специальной литературы, объяснить свою точку зрения и рассказать о своих планах
Владеет навыками обсуждения знакомой темы, делая важные замечания и отвечая на вопросы; создания простого связного текста по знакомым или интересующим его темам, адаптируя его для целевой аудитории
|
УК-5 Способность следовать этическим нормам в профессиональной деятельности
|
Знает: нормы и моральные принципы научной этики; понятие об авторском праве; основные нарушения научной этики; порядок проведения этической экспертизы; основы этики и деонтологии врачебной деятельности в научных исследованиях.
Умеет: выстраивать профессиональную деятельность в соответствии с этическими нормами; оформлять информированные согласия на исследование.
Владеет: навыками написания аннотации научной работы для экспертизы в Комитете
|
УК-6 Способность планировать и решать задачи собственного профессиональног о и личностного развития
|
Знает: возможные сферы и направления профессиональной самореализации; приемы и технологии целеполагания и целереализации; пути достижения более высоких уровней профессионального и личного развития. Умеет: выявлять и формулировать проблемы собственного развития, исходя из этапов профессионального роста и требований рынка труда к специалисту; формулировать цели профессионального и личностного развития, оценивать свои возможности, реалистичность и адекватность намеченных способов и путей достижения планируемых целей.
Владеет: навыками целеполагания, планирования, реализации необходимых видов деятельности, оценки и самооценки результатов деятельности по решению профессиональных задач; приемами выявления и осознания своих возможностей, личностных и профессионально- значимых качеств с целью их совершенствования, технологиями планирования профессиональной деятельности в сфере научных исследований.
|
ОПК-1 Способность и готовность к организации проведения прикладных научных исследований в области биологии и медицины
|
Знает: государственную систему информирования специалистов по медицине и здравоохранению; основные этапы научного медико-биологического исследования.
Умеет: определять перспективные направления научных исследований в предметной сфере профессиональной деятельности, состав исследовательских работ, определяющие их факторы; разрабатывать научно- методологический аппарат и программу научного исследования; изучать научно- медицинскую литературу, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования; работать с источниками патентной информации; использовать указатели Международной патентной классификации для определения индекса рубрики; проводить информационно- патентный поиск; осуществлять библиографические процессы поиска; формулировать научные гипотезы, актуальность и научную новизну планируемого исследования.
Владеет навыками составления плана научного исследования; навыками информационного поиска; навыками написания аннотации научного исследования
|
ОПК-2 Способность и готовность к проведению прикладных научных исследований в области биологии и медицины образовательным программам высшего образования в области биологических наук
|
Знает: теоретико-методологические, методические и организационные аспекты осуществления научно-исследовательской деятельности в медицине.
Умеет: формировать основную и контрольные группы согласно критериям включения и исключения, применять запланированные методы исследования, организовывать сбор материала, фиксировать и систематизировать полученные данные.
Владеет навыком проведения научных медико- биологических исследований
|
ОПК-3 Способность и готовность к анализу, обобщению и публичному представлению результатов выполненных научных исследований
|
Знает: основные принципы анализа результатов исследования, основные принципы обобщения.
Умеет: интерпретировать полученные результаты, осмысливать и критически анализировать научную информацию, оценивать и проверять гипотезы, объясняющие причину, условия и механизм возникновения заболеваний и их прогрессирования; применять современные методы и средства автоматизированного анализа и систематизации научных данных; сформулировать научные выводы, формулировать научные положения, излагать полученные данные в печатных научных изданиях, излагать полученные данные в устных докладах и мультимедийных презентациях.
Владеет: методами написания диссертации, отчета по НИР, научной статьи, монографии, научного доклада, навыками оформления библиографического списка в соответствии с действующими ГОСТами; методами статистической обработки экспериментальных медико-биологических данных с использованием современных ИТ, способами оформления и представления научных материалов в современных программах.
|
ОПК-4Готовность к внедрению разработанных методов и методик, направленных на охрану здоровья граждан
|
Знает: принципы разработки новых методов профилактики и лечения болезней человека, нормативную документацию, необходимую для внедрения новых методов профилактики и лечения болезней человека, понятия и объекты интеллектуальной собственности, способы их защиты, объекты промышленной собственности в сфере естественных наук; правила составления и подачи заявки на выдачу патента на изобретение.
Умеет: оформлять заявку на изобретение, полезную модель, базу данных; формулировать практическую значимость и практические рекомендации по результатам научного исследования; оформлять методические рекомендации по использованию новых методов профилактики и лечения болезней человека.
Владеет: опытом внедрения в практику и эксплуатации разработанных методов.
|
ОПК-5 Способность и готовность к использованию лабораторной и инструментальной базы для получения научных данных
|
Знает: основные клинико-лабораторные признаки заболеваний и состояний, выбранных в качестве объекта для научного исследования, основные клинико-инструментальные признаки заболеваний и состояний, выбранных в качестве объекта для научного исследования, возможности и перспективы применения современных лабораторных и инструментальных методов по теме научного исследования; правила эксплуатации и технику безопасности при работе с лабораторным и инструментальным оборудованием
Умеет: интерпретировать полученные лабораторные данные по профилю научного исследования; интерпретировать полученные данные инструментальных исследований по профилю научного исследования, использовать техническую документацию при освоении методов лабораторных и инструментальных исследований; соблюдать технику безопасности при проведении исследований.
Владеет: навыками лабораторных и/или инструментальных исследований по профилю научного исследования.
|
ОПК-6 Готовность к преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования
|
Знает требования ФГОС к целям, содержанию, формам обучения и результатам подготовки различных специальностей в медицинском вузе; психологическую структуру и содержание деятельности; возрастные особенности обучающихся, теоретические основы использования информационных технологий (ИТ) в образовании, основные направления использования ИТ в образовании.
Умеет: оценивать, отбирать учебный материал с позиций его обучающей ценности, организовать процесс обучения с использованием современных педагогических технологий, проектировать образовательные программы, разрабатывать новые дисциплины, а также формы и методы контроля и различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе на основе информационных технологий; реализовывать воспитательные цели через преподаваемый предмет.
Владеет: навыками формирования и развития учебно-исследовательской деятельности у обучающихся; способами анализа собственной деятельности.
|
ПК–1 Способность к освоению всех разделов деятельности врача-невролога по диагностике, лечению, профилактике болезней нервной системы.
|
З1 (ОПК-2) ЗНАТЬ: основы законодательства о здравоохранении и основные директивные документы, общие вопросы организации медицинской помощи, клиническую симптоматику основных неврологических заболеваний, принципы общих и специальных методов исследования в неврологии, принципы лечения и профилактики заболеваний нервной системы.
У1 (ОПК-2) УМЕТЬ: устанавливать диагноз, анализировать данные лабораторных и инструментальных методов исследования, интерпретировать данные МРТ и КТ головного и спинного мозга.
ВЛАДЕТЬ: реанимационными манипуляциями, люмбальной пункцией, эхоэнцефалоскопией; вегетативными тестами и лекарственными пробами; умению определить группу крови, произвести переливание крови; катетеризацию мочевого пузыря.
|
ПК-2 Способность и готовность к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными
|
Знает: цели и значимость профилактических медицинских осмотров и диспансеризации, принципы организации профилактических медицинских осмотров и диспансеризации пациентов, формирования диспансерных групп, нозологические формы, подлежащие диспансерному наблюдению, количественные и качественные показатели диспансеризации.
Умеет: рассчитывать показатели диспансеризации, анализировать данные профилактических медицинских осмотров и формировать группы для углубленного обследования или наблюдения.
Владеет: навыками организации и проведения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации населения.
|
ПК-3 Способность к определению у пациентов патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем
|
Знает: этиологию и патогенез, симптомы и синдромы, клинические, лабораторные, инструментальные и другие признаки заболеваний, соответствующих профилю обучения, современные классификации болезней.
Умеет: составить план обследования, интерпретировать полученные данные обследований, диагностировать симптомы и синдромы основных заболеваний, соответствующих профилю обучения, их осложнения, проводить дифференциальный диагноз, оценивать тяжесть заболевания и прогноз.
Владеет: навыками диагностики основных заболеваний, соответствующих профилю обучения, навыками формулировки диагноза в соответствии с Международной классификацией болезней.
|
ПК-4 Готовность к ведению и лечению пациентов, нуждающихся в оказании медицинской помощи в соответствии с профилем направления подготовки
|
Знает: теоретические основы методов лечения, механизмы действия, эффективность и безопасность лекарственных препаратов и немедикаментозных способов лечения, показания и противопоказания к различным методам лечения, методы вторичной профилактики заболеваний, лечения осложнений и неотложных состояний, показания к госпитализации, признаки нежелательных лекарственных реакций.
Умеет: составить план лечения, применять основные методы лечения, контролировать ход лечения и динамику состояния пациента, описывать ход лечения в медицинской документации, выявлять нежелательные лекарственные реакции и другие осложнения лечения, оценивать эффективность лечения
Владеет: навыками первой врачебной помощи при неотложных состояниях, навыками квалифицированной врачебной помощи при заболеваниях соответствующих профилю обучения, навыками реабилитации пациентов с заболеваниями, соответствующими профилю обучения.
|
ПК-5 Способность выполнять самостоятельные научные исследования в профессиональной области в соответствии с направленностью подготовки (профилем)
|
Знает: принципы доказательной медицины, правила отбора больных в клиническое исследование Умеет: осуществлять отбор больных в исследование по клиническим критериям включения и исключения, критически анализировать и обобщать полученные клинические данные, объективно оценивать эффективность изучаемых методов диагностики, профилактики, лечения, реабилитации, определять соотношение риска и пользы от изучаемых в соответствии с профилем методов вмешательства Владеет: навыками научного исследования в соответствии с направленностью подготовки (профилем).
|
ПК-6 Готовность к преподавательской деятельности по дополнительным профессиональным программам в соответствии с направленностью подготовки (профилем)
|
Знает: особенности обучения взрослых, андрагогические принципы обучения; методы определения возможностей, потребностей и достижений обучающихся по программам дополнительного профессионального медицинского и фармацевтического образования и способы проектирования на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания и развития.
Умеет: организовать процесс обучения в системе дополнительного профессионального образования с использованием современных педагогических технологий, проектировать образовательные программы, разрабатывать новые модули и темы, а также формы и методы контроля обучающихся по программам дополнительного образования, в том числе на основе информационных технологий.
Владеет: навыками формирования и и развития учебно-исследовательской деятельности у обучающихся; способами анализа собственной деятельности; способами организации взаимодействия с коллегами и социальными партнерами, поиск новых социальных партнеров при решении актуальных научно-методических задач.
|
|