Методическая разработка лекционного занятия по теме: «Асептика и антисептика в хирургии»


Скачать 0.6 Mb.
Название Методическая разработка лекционного занятия по теме: «Асептика и антисептика в хирургии»
страница 1/5
Тип Методическая разработка
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методическая разработка
  1   2   3   4   5
Министерство здравоохранения Саратовской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области

«Балаковский медицинский колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ

по теме:

« Асептика и антисептика в хирургии»
МДК 02.02 ЛЕЧЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ ХИРУРГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Специальность ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО
Курс 3

Балаково

2016 г.
Тема: Асептика и антисептика в хирургии. Методическая разработка лекционного занятия по МДК 02.02 Лечение пациентов хирургического профиля. Автор: Суетова Инна Петровна. Балаково, 2016г. – 57 страницы издания:



«Утверждено»

на заседании ЦМК 1

Протокол №__ от «__» ____ 201__ г.

Председатель ЦМК (Ф.И.О.)___________Каширова В.Ю.

(подпись председателя)


«Согласовано»

с методическим кабинетом колледжа

методист колледжа

(Ф.И.О.)____________Каширова В.Ю.

(подпись методиста)


СОДЕРЖАНИЕ


  1. Пояснительная записка…………………………………………….4

  2. Технологическая карта лекционного занятия ……………………5

  3. План изложения теоретического материала ……………………..7

  4. Теоретический материал по теме занятия………………………...8

  5. Основные понятия и термины по теме …………………………...51

  6. Контрольно – оценочный материал……………………………….53

  7. Список рекомендуемой литературы…………………………….....54


Пояснительная записка

Методическая разработка лекционного занятия составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта по специальности «Лечебное дело» и программой ПМ 02 «Лечебная деятельность» МДК 02.02 «Лечение пациентов хирургического профиля».

В методической разработке изложены понятия об асептике и антисептике, видах асептике и антисептике. Детально рассматриваются способы проведения профилактики экзогенных и эндогенных путей проникновения инфекции в организм, устройство хирургического отделения стационара и поликлиники, а также порядок работы в операционном блоке, способы предстерилизационной обработки инструментов, методы стерилизации и контроля стерильности.

Для успешного освоения темы необходимы фундаментальные знания, прежде всего основ сестринского дела и основы микробиологии. Используются знания, полученные на других дисциплинах общепрофессионального цикла: «Основы латинского языка с медицинской терминологией», «Фармакология».

Изучение МДК 02.02 «Лечение пациентов хирургического профиля» поможет в освоении других междисциплинарных курсов, изучаемых студентами на следующем году обучения: МДК 03.01 УТ Неотложные состояния в хирургии и травматологии, МДК 04.01 профилактика заболеваний и санитарно – гигиеническое образование населения.

Для изучения данной темы предусмотрено 2 часа лекционного, 8 часов практического занятия, 5 часов внеаудиторной работы, что составляет 15 часов.
Технологическая карта лекционного занятия

Учебные цели занятия: сформировать у студентов представление об асептике и антисептике, особенности асептики и антисептики в хирургии.

Иметь представление:

1. Об истории развития асептики и антисептики.

Знать:

1.источники и пути проникновения инфекции в организм и операционную рану;

2.методы профилактики воздушно – капельной инфекции, контактного инфицирования, профилактику имплантационного и эндогенного инфицирования;

3.виды и режимы стерилизации хирургических инструментов и других изделий медицинского назначения;

4.принципы работы хирургического отделения стационара и поликлиники, порядок работы в операционно – перевязочном болоке;

5.виды антисептики.

Изучение представленной темы способствует формированию следующих профессиональных компетенций: ПК 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8.

В ходе изучения темы «Асептика и антисептика в хирургии» осваиваются следующие общие компетенции: ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ОК 9, ОК 10, ОК 11, ОК 12, ОК 13, ОК 14.

Материальное обеспечение учебного занятия:

1.презентация,

2.мультимедийная установка,

3.ноутбук.

Распределение рабочего времени на учебном занятии:

Содержание занятия

Время

Методические указания

1. Организационный момент

2 мин.

Организация начала занятия, проверка внешнего вида студентов, регистрация отсутствующих.

2. Формулировка темы, ее мотивация, цели занятия

3 мин.

Сообщение темы и цели занятия, акцентирование внимания на ее значимость; сообщение плана занятия.

3. Проверка исходного уровня знаний

5 мин.

Проверка исходного уровня знания с помощью вопросов для фронтального опроса.

4. Изложение нового материала

70 мин.

Изложение нового материала по плану лекции.

5. Закрепление нового материала и подведение итогов занятия

5 мин.

Фронтальный опрос среди студентов, разъясняя трудные для их понимания вопросы.

6. Задание на самоподготовку

2 мин.

Сообщение домашнего задания и задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов. Рекомендации по выполнению задания.

7. Задание на дом

3 мин.


План изложения теоретического материала

1.История развития асептики и антисептики.

2.Понятие о внутрибольничной хирургической инфекции, путях ее распространения и профилактике.

3. Современное понимание асептики, ее основные принципы и виды.

3.1Профилактика воздушной инфекции.

3.1.1 Организация работы хирургического отделения стационара и поликлиники.

3.1.2 Планировка помещения с зонами повышенной стерильности, порядок работы в операционно-перевязочном блоке, виды уборки.

3.2Профилактика капельной инфекции.

  1. Профилактика контактной инфекции.

3.3.1Методы стерилизации.

3.3.2Методы контроля стерильности.

3.3.3Дезинфекция, предстерилизационная обработка и стерилизация хирургических инструментов, стеклянной и эмалированной посуды, резиновых и керамических изделий.

3.3.4Подготовка и укладка перевязочного материала, операционного белья и перчаток в бикс.

3.3.5Хирургическая обработка рук различными способами.

3.3.6Способы обработки операционного поля.

4.Профилактика имплантационной инфекции. Стерилизация шовного материала.

5.Виды антисептики (механическая, физическая, химическая, биологическая).

5.1Методы дренирования (пассивное, активное, проточно-промывное), виды дренажей.

5.2Основные группы антисептических и дезинфицирующих средств, способы их применения.

5.3Биологическая антисептика.

  1. Возможные осложнения при использовании различных видов антисептики и способы их профилактики.

Содержание теоретического материала

Хирургия – это область медицины, изучающая обширную группу заболеваний и травм, для лечения которых применяют оперативное вмешательство, т.е. используется механическое и физическое воздействие на пораженные органы и ткани организма.

  1. История развития асептики и антисептики

Долгое время гнойная инфекция была злейшим врагом хирургии, она сводила на нет результаты блестяще выполненных операций. Многие больные погибали от сепсиса. Всего лишь около ста пятидесяти лет назад, когда хирурги ничего не знали о существовании микробов и об их роли в возникновении гнойных осложнений, операции проводились немытыми руками, нестерильными инструментами с красивыми резными деревянными или костными ручками, в углублениях которых оставались следы крови, гноя от ранее сделанных операций.

Хирурги одевались на операцию в самые старые мундиры, вытирали кровь в ране губками. Раны перевязывали корпией – это нащипанные из старого белья обрывки нитей. Неудивительно, что все раны нагнаивались.

Известно, что первым борьбу с микробным заражением ран начал английский хирург Дж. Листер. В 1867г., основываясь на опытах Л.Пастера, он сделал важное открытие: причиной нагноения операционных ран являются живые микроорганизмы, попадающие в рану из воздуха, с инструментов и рук хирурга.

Для борьбы с инфекцией Листер предложил использовать карболовую кислоту. Свою знаменитую «карболку» он распылял в воздухе операционной комнаты, карболкой обрабатывал руки хирурга, инструменты, на рану накладывали повязки, пропитанные карболовой кислотой.

Первые результаты Листера потрясли хирургов – ему удалось сохранить ногу больному при многооскольчатом открытом переломе костей голени. До Листера, чтобы не рисковать жизнью больного, в таких случаях делали ампутацию. Так в хирургии началась новая эпоха, было положено начало антисептическому методу работы, который вскоре получил широкое распространение во всем мире, в том числе и в России.

В конце 80- х годов XIX столетия профессора Дерптского (ныне г.Тарту) университета Е.Бергманн и К.Шиммельбуш предложили для оббезараживания перевязочного материала и инструментов использовать физические методы- высокую температуру: кипячение и обработку паром под давлением. Метод получил название асептического.

Сочетание листеровской антисептики и асептики дало удивительные результаты – резко уменьшилось количество гнойных осложнений и сепсиса. И это послужило колоссальным толчком в развитии всей хирургии.

Однако вскоре выяснилось, что карболовая кислота очень токсична, причем не только для больного, но и для участников операции. Карболовую кислоту сменили сулемой (дихлорид ртути), еще более токсичное вещество. На смену сулеме пришли другие антисептические вещества.

Во второй половине XX в.в медицинской практике, в частности для лечения хирургических инфекций, стали применять антибиотики.

Благодаря дальнейшему совершенствованию асептики и антисептики дисциплины хирургического профиля достигли небывалого развития. Для хирургического вмешательства стали доступны практически все органы и ткани.

В соответствии с современными взглядами понятие асептика включает в себя весь комплекс профилактических мероприятий, направленных на недопущение микробного загрязнения во время операций, перевязок, инъекций и выполнения любых лечебно – диагностических приемов. Для достижения этой цели используют как санитарно – гигиенические и организационные мероприятия, так и физические методы обеззараживания.

Сегодня асептика основной закон хирургии, он требует, чтобы все, что соприкасается с раневой поверхностью были стерильными, т.е. свободными от микроорганизмов и их спор. Только строгое соблюдение всех правил асептики, высокая дисциплина, точность и аккуратность в соблюдении различных приемов и «мелочей» гарантирует безопасность хирургических операций в смысле возникновения послеоперационных гнойных осложнений.

  1. Понятие о внутрибольничной хирургической инфекции, путях ее распространения и профилактике.

Внутрибольничная инфекция (ВБИ, нозокомиальная)- это любое клинически распознаваемое инфекционное заболевание, которое поражает больного в результате его поступления в больницу или обращения в нее за лечебной помощью, или инфекционное заболевание сотрудника вследствие его работы в данном учреждении.

Проблема ВБИ является приоритетной по ряду причин:

1. инфекция, полученная больным в стационаре, значительно повышает расходы на его лечение, т.к. предполагает использование дорогостоящих антибиотиков и увеличивает сроки госпитализации;
2. присоединение ВБИ к основному заболеванию нередко сводит на нет результаты лечения (операций), увеличивает длительность пребывания больного в стационаре;

3. способствует повышению устойчивости микроорганизмов к химиопрепаратам и антибиотикам;

4. ВБИ - основная причина болезни и смерти новорожденных, особенно недоношенных;
5. длительная потеря трудоспособности больного в связи с ВБИ несет значительные финансовые проблемы для больного и его семьи;

6. наносит существенный вред здоровью медицинского персонала.

Причины роста ВБИ:

1. ухудшение социально-экономического состояния страны, негативно влияющее на качество оказываемой медицинской помощи,

2. работа ЛПУ в условиях ограниченного финансирования (недостаток медикаментов, антисептиков, моющих, дезинфицирующих средств, медицинского инструментария, белья, стерилизационного оборудования),

3. существование больниц и отделений, не отвечающих современным требованиям;

4. оснащение ЛПУ сложной медицинской техникой выдвинуло проблему особых методов дезинфекции и стерилизации аппаратуры,

5. расширение спектра и утяжеления операций, снижающий иммунный ответ;

6. создание крупных больничных комплексов с колоссальной концентрацией на ограниченной площади лиц со сниженным иммунным статусом способствует появлению условий для перекрестных заражений и формированию госпитальных штаммов возбудителей,

7. бесконтрольный прием антибиотиков и химиопрепаратов, способствующий появлению лекарственно устойчивых микроорганизмов.

Госпитальная инфекция имеет ряд характерных особенностей:

  1. возбудители устойчивы к основным антибиотикам и антисептическим средствам. Это связано с культивированием микрофлоры в условиях хирургического стационара, где в воздухе, на поверхностях, в организме больных имеются низкие концентрации антимикробных средств;

  2. возбудители ВБИ – это обычно условно- патогенные микроорганизмы, наиболее часто стафилококк, кишечная палочка и пр.;

  3. ВБИ возникает у ослабленных в результате болезни или операции пациентов;

  4. способность к длительному выживанию;

  5. постоянная циркуляция среди больных и персонала

  6. часто возникают массовые поражения одним штаммом микроорганизма, проявляющиеся сходной клинической картиной заболевания (осложнения).

По локализации патологического процесса выделяют следующие группы ВБИ:

1.инфекции мочевыводящих путей (ИМВП) . 80% из них связаны с использованием мочевых катетеров. Возбудители – кишечная палочка (70%), синегнойная палочка, протей, клебсиелла;

2. инфекции области хирургического вмешательства (ИОХВ);

3.инфекции нижних дыхательных путей (ИНДП) . Госпитальные пневмонии развиваются через 48 ч после госпитализации (пневмония, ассоциированная с ИВЛ, послеоперационная пневмония, вирусные инфекции дыхательных путей, легионеллез, грибковая пневмония, туберкулез);

4.инфекции кровотока (сепсис). Летальность достигает 35-40%;

5.другие локализации – 12-50%.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Методическая разработка лекционного занятия по теме: «Асептика и антисептика в хирургии» icon Методическая разработка лекционного занятия по учебной дисциплине...
Методическая разработка лекционного занятия по учебной дисциплине «Психология» на тему: «Личность, структура личности, развитие личности»...
Методическая разработка лекционного занятия по теме: «Асептика и антисептика в хирургии» icon Асептика и антисептика в хирургии
В. В. Ходаков, Л. П. Ларионов, М. А. Ранцев, Ф. Н. Копылов, В. Ф. Голиков, И. А. Головин. Екате­ринбург: Диамант,1994. 152 с
Методическая разработка лекционного занятия по теме: «Асептика и антисептика в хирургии» icon Методическая разработка предназначена для преподавателей для подготовки...
Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по теме «Бронхиальная астма» в соответствии с рабочей...
Методическая разработка лекционного занятия по теме: «Асептика и антисептика в хирургии» icon Методическая разработка практического занятия по теме «Выявление...
Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия с обучающимися по теме: «Выявление факторов, влияющих...
Методическая разработка лекционного занятия по теме: «Асептика и антисептика в хирургии» icon Методическая разработка практического занятия тема: «Устройство и...
Методическая разработка предназначена для преподавателей медицинских училищ и колледжей для проведения практического занятия по теме...
Методическая разработка лекционного занятия по теме: «Асептика и антисептика в хирургии» icon Методическая разработка практического занятия по пм: «Младшая медицинская...
На рецензию представлена методическая разработка практического занятия на тему «Медикаментозное лечение в сестринской практике»,...
Методическая разработка лекционного занятия по теме: «Асептика и антисептика в хирургии» icon Лекция №1 Тема: Профилактика хирургической внутрибольничной инфекции. Асептика и антисептика
Цель лекции: формирование общих и профессиональных компетенций по организации профилактики хирургической внутрибольничной инфекции,...
Методическая разработка лекционного занятия по теме: «Асептика и антисептика в хирургии» icon Методическая разработка занятия по учебной дисциплине «Английский язык»
Методическая разработка предназначена для преподавателей иностранного языка профессиональных образовательных учреждений
Методическая разработка лекционного занятия по теме: «Асептика и антисептика в хирургии» icon Методическая разработка урока по теме: «Пирожные песочные»
Методическая разработка предназначена для мастеров производственного обучения по профессии «Повар, кондитер»
Методическая разработка лекционного занятия по теме: «Асептика и антисептика в хирургии» icon Методическая разработка практического занятия по теме: «Медикаментозное...
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области
Методическая разработка лекционного занятия по теме: «Асептика и антисептика в хирургии» icon Методическая разработка практического занятия по теме: «лекарственная...
Цель занятия: освоение навыков постановки диагноза и тактики ведения пациентов с лекарственной болезнью (целенаправленный сбор анамнеза,...
Методическая разработка лекционного занятия по теме: «Асептика и антисептика в хирургии» icon Методическая разработка практического занятия по теме: «Проведение...
Место проведения гбуз «Волгоградский областной клинический кардиологический центр»
Методическая разработка лекционного занятия по теме: «Асептика и антисептика в хирургии» icon Методическая разработка Урока контроля знаний и умений обучающихся...
Методическая разработка предназначена для преподавателей специальной технологии по профессии «Электромонтёр по ремонту и обслуживанию...
Методическая разработка лекционного занятия по теме: «Асептика и антисептика в хирургии» icon Методическая разработка практического занятия для преподавателя по...
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
Методическая разработка лекционного занятия по теме: «Асептика и антисептика в хирургии» icon Методическая разработка практического занятия пм 04 «Выполнение работ...
Задания разной степени сложности по предыдущей теме: «Постановка газоотводной трубки»
Методическая разработка лекционного занятия по теме: «Асептика и антисептика в хирургии» icon Методическая разработка комбинированного занятия для преподавателей....
Методическая разработка утверждена на заседании предметной (цикловой) комиссии, рекомендована к использованию в учебном процессе...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск