ЗНАКОМИМСЯ С ФАРМАКОЛОГИЕЙ
УРОК 1
Посмотрите в словаре значение следующих слов и выражений:
Атом
|
Калий
|
Различный
|
Формула
|
Азот
|
Кислород
|
Сера
|
Химический
|
Вещество
|
Магний
|
Сложный
|
Хлор
|
Водород
|
Молекула
|
Соединение
|
Элемент
|
Знак
|
Натрий
|
Состав (молекулы)
|
|
Железо
|
При помощи (чего?)
|
Углерод
|
|
Изображение
|
Простой
|
Фосфор
|
|
Предтекстовые задания
Образуйте прилагательные oт данных ниже существительных. Запишите их, поставьте ударения. Составьте с прилагательными предложения.
Химия, водород, углерод, азот, кислород, сера, атом, молекула, различие.
От данных существительных образуйте форму множественного числа.
Знак, формула, элемент, молекула, атом, изображение, соединение, вещество, кислота, щёлочь.
Прочитайте текст. Выпишите русские названия химических элементов и запомните их.
ХИМИЧЕСКИЕ ЗНАКИ И ФОРМУЛЫ
Каждый химический элемент имеет свой химический знак, например: Н2 — водород, С — углерод, N2— азот, О2 — кислород, S—сера, Р — фосфор, К — калий, Mg— магний, Fe— железо, Na— натрий, С1 — хлор. Химическая формула — это изображение состава молекулы при помощи химических знаков.
Простые вещества — это вещества, которые состоят из атомов одного элемента. Сложные вещества — это химические соединения. Они состоят из атомов различных элементов.
Послетекстовые задания
Ответьте кратко на вопросы:
1. Какими химическими знаками обозначают водород, кислород, углерод, азот, серу, фосфор, калий, магний, железо, натрий, хлор?
2. Какие простые химические вещества вы знаете?
3. Что такое сложное химическое вещество?
4. Какие сложные химические вещества вы знаете?
УРОК 2
Посмотрите в словаре значение следующих слов и выражений:
Воронка
Газ
Газовый
Гореть
Горелка
Делить — отделить (кого? что?)
Держать (кого? что?);
Держатель
Ёрш
Изменять(ся) —изменить(ся)
Изменение
Качество
Качественный анализ
Краска
Колба
Конус
Конический
Отделять — отделить (что? от чего?)
|
Макро-
Микро-
Металл
Металлический
Мыть — вымыть (что?)
Мытьё
Наблюдать (что?)
Образовывать (что?)
Образование (чего?)
Осадок
Оборудование
Окраска
Пипетка
Прибор
Применять — применить (что?)
Пробирка
Проводить (что?)
Промывалка
Промывать — промыть (что?)
|
Рабочее место
Реакция
Стеклянный
Тигель
Ускорять — ускорить (что?)
Ускоренный
Фарфоровый
Фильтровать (что?)
Фильтрование
Химический стакан
Шпатель
Штатив
Центрифуга
|
Предтекстовые задания
1.От данных глаголов образуйте отглагольные существительные.
Образец: вычислять — вычисление.
Двигать, изменять, решать, управлять, выполнять, оборудовать, применять, наблюдать, образовывать, ускорять, фильтровать, использовать.
2. Слова, данные в скобках, поставьте в родительном падеже.
В лаборатории для .... (работа) применяют пробирки, колбы, пипетки.
В лаборатории. . . (качественный анализ) наблюдают образование осадка и изменение . . . (окраска).
На рабочем месте всегда должны быть штативы для . . . (установка пробирок), ерши для . . . (мытьё посуды), воронки, колбы, приборы для . . . (фильтрование).
3. Найдите в словаре прилагательные, образованные от данных существительных. Употребите прилагательные с подходящими по смыслу существительными.
Образец: физика — физический, физический кабинет.
Химия, качество, работа, газ, металл, стекло, фарфор.
4. Прочитайте текст.
ОБОРУДОВАНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА В ЛАБОРАТОРИИ
В лаборатории качественного анализа для работы применяют различную посуду: колбы, чашки, пробирки. В пробирках удобно проводить реакции и наблюдать образование осадка или изменение окраски. В лаборатории, кроме общего оборудования, на каждом рабочем месте должны быть газовая горелка, металлический штатив, штатив для пробирок, держатель для пробирок, ерши для мытья посуды. Кроме того, должны быть стеклянные воронки, пипетки, маленькая коническая колба или химический стакан, фарфоровая чашка или тигель, промывалка, шпатель, прибор для ускоренного микрофильтрования и т. д. Для отделения осадка в небольшом количестве вещества лучше всего использовать центрифугу.
Послетекстовые задания
1. Прочитайте и выучите названия химического оборудования. От данных существительных образуйте форму множественного числа. Напишите названия химического оборудования под диктовку преподавателя.
Пробирка, штатив, ёрш, промывалка, держатель, воронка, пипетка, колба, шпатель, горелка, стакан, чашка, банка, прибор, фильтр, мензурка, центрифуга, капельница.
2. Ответьте письменно на вопросы:
-
Какую посуду применяют в химической лаборатории?
Для чего нужны держатели?
Для чего нужны штативы?
Какой прибор применяют для отделения осадка?
Для чего используются пробирки?
Что должно быть на каждом рабочем столе?
УРОК 3
Посмотрите в словаре значение следующих слов и выражений:
Лекарство
Лекарственный
Сырьё
Предтекстовые задания
Напишите существительные, от которых образованы данные прилагательные:
Фармакологический, химический, технологический, аптечный, лечебный.
2. Прилагательные, данные в задании 1, согласуйте с существительными, подходящими по смыслу:
Средство, вещество, свойство, метод, закон, технология.
3. Прочитайте текст.
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ НАУКИ
Фармакология — это учение о действии лекарств. Фармакогнозия изучает сырьё для получения лекарств, фармацевтическая химия изучает химическое строение и химические свойства лекарственных веществ. Фармацевтическая технология изучает методы и способы приготовления лекарств.
Врач должен знать общие фармакологические законы и понимать действие фармакологических средств.
Послетекстовые задания
Выпишите из текста выделенные слова в исходной форме, найдите значение незнакомых слов в словаре.
Ответьте кратко на вопросы:
Что изучает фармакология?
Что изучает фармацевтическая химия?
Что изучает фармацевтическая технология?
3. Перескажите текст «Фармацевтические науки».
УРОК 4
Посмотрите в словаре значение следующих слов и выражений:
Входить (во что?) в состав
Бром
В химическом отношении
Внешний
Внутренний
Газ
Галоген
Группа
Животное
Жидкость
Иметь большое значение
Йод
Конфигурация
Локализоваться
Металл
Образование
Образовывать — образовать (что?)
Объединять — объединить (что?)
Обычный
Окислитель
Определённый
Орган
Организм
Остальные
|
Практика
Присоединять — присоединить (что)?
Производное
Проявлять себя (как что?)
Различный
Сильный
Слабый
Слой
Содержаться (где?)
Твёрдое вещество
Ткани организма
Условие
Устойчивый
Фтор
Электрон
Электронный
|
Предтекстовые задания
От данных прилагательных образуйте наречия.
Образец: хороший — хорошо.
Важный, обычный, сильный, слабый, плохой, активный.
Прочитайте предложения, вместо точек поставьте подходящее по смыслу прилагательное в нужной форме или наречие.
1. В . . . условиях хлор и фтор — газы. Эти элементы . . . проявляют себя как окислители. 2. Самый . . . окислитель из всех галогенов — фтор. Это вещество действует очень ... 3. Самый . . . окислитель из всех галогенов — йод. Эта реакция идёт очень . . . .
Прочитайте текст.
ГАЛОГЕНЫ
Группа галогенов объединяет 4 важнейших элемента: фтор, хлор, бром, йод. Все 4 галогена входят в состав тканей организма животных и человека. Производные хлора содержатся в различных тканях организма, 3 остальных галогена локализуются в определённых органах.
Хлор и фтор в обычных условиях — это газы, бром — жидкость, йод — твёрдое вещество. В химическом отношении галогены проявляют себя как сильные окислители. На внешнем электронном слое у них 7 электронов, и они легко присоединяют ещё один электрон (от металла или водорода) до образования устойчивой конфигурации внешнего слоя из 8 электронов. Самый сильный окислитель из всех 4 галогенов — фтор. Хлор, бром, йод и их производные имеют большое значение для медицинской практики.
Послетекстовые задания
Ответьте устно на вопросы
1.Какие элементы объединяются в группу галогенов?
2. Каково физическое состояние хлора и фтора в обычных условиях?
3. Как проявляют себя галогены в химическом отношении?
4. Какой галоген самый сильный окислитель?
5. Имеют ли галогены значение для медицинской практики?
Перескажите текст «Галогены».
УРОК 5
Посмотрите в словаре значение следующих слов и выражений:
Бензин
В качестве (чего?)
Вазелин
Вазелиновое масло
Источник
Кислота
Название
Находить применение (где?)
Непредельные углеводороды
Нефтепродукт
Нефть
Относиться (к чему?)
Очищать (что? от чего?)
|
Парафин
Получать — получить (что?)
Получение
Предельные углеводороды
Примесь
Сера
С древних времён
Серная кислота
Структура
Щёлочь
Эфир
|
Предтекстовые задания
Вместо точек поставьте сказуемое, выделенное в образце, в нужной форме.
Образец: Для этого опыта необходим эфир.
1. Для очистки этих веществ . . . серная кислота. 2.Для опытов с кислородом . . . специальное помещение. 3. Аспиранту для работы ... эти вещества в чистом виде. 4. Бензин ... в промышленности. 5. Аспиранту … кончить экспериментальную работу в срок. 6. Для химической лаборатории … оборудовать специальное помещение.
|