Урок по теме «Белки»

Урок по теме «Белки»


Скачать 63.96 Kb.
Название Урок по теме «Белки»
Тип Урок
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Урок
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК
по теме «Белки»


Цели урока: расширить знания учащихся о природных высокомолекулярных вещестах - белках, формировать способность к самостоятельному приобретению знаний, самооценке, развивать умения делать выводы на основе сравнения, работать с дополнительной литературой, реактивами, выступать перед аудиторией, развивать мышление через установление причинно-следственных связей «строение вещества - свойства вещеcrвa - применение вещества».

Это урок изучения нового материала, форма его проведения - семинар. Урок проводят учителя химии и биологии. В качестве девиза взяты слова Б. Шоу: «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность».

Оборудование: таблицы «Структуры белка», «Биосинтез белка в клетке», оборудование для лабораторных опытов, портреты . Я. Данилевского, Э. Фишера, кодоскоп, выставка дополнительной литературы .

«Жизнь есть способ существования белковых тел». - этими словами Ф. Энгельса учитель химии начинает урок, тема которого – «Белки». Основные учебные цели урока проследить, как взаимосвязано строение белков с их свойствами и функциями, а также выявить связь питания человека с его здоровьем.

Вопросы к семинару

• Нахождение белков в природе. Функции белков.
• Строение и структуры белка. Классификация белков.
• Свойства белков. Качественные реакции на белки.
• Биосинтез белка в клетке.
• Заменимые и незаменимые аминокислоты. Роль аминокислот в профилактике заболеваний.
• Белковое питание. Болезни, связанные с его нарушением.
• Проблема синтетической пищи.
• Геронтология и ювенология - науки будущего.

После выступления учащегося, который готовил первый вопрос, учитель химии организует выполнение лабораторного опыта «Ферментативное расщепление пероксида водорода ферментами клетки».

Инструкция

Цель: изучить роль ферментов в растительных и животных клетках.

Оборудование: пробирки, вода, сырой и вареный картофель, сырое мясо, пероксид водорода, пипетки.

Ход работы

1. Приготовьте 3 чистые пробирки с небольшим количеством воды (примерно 3 см по высоте). В первую положите 3 кусочка сырого картофеля, во вторую - вареного, в третью - кусочек сырого мяса.
2. В каждую пробирку добавьте по 6-8 капель пероксида водорода.

3. В какой пробирке происходят изменения и какие? Чем это объяснить?
4. Составьте уравнение реакции расщепления пероксида водорода.
5. Сделайте вывод: какова роль ферментов в клетках? Что такое ферменты?

После выполнения работы учащиеся делают вывод по первому вопросу.

Второй учащийся рассказывает о структурах белка, сопровождая выступление демонстрацией изображений всех структур белковых молекул, а третий - о классификации белков.

Классификация белков

По степени сложности белки делят на простые - протеины, состоящие только из остатков аминокислот, и сложные - протеиды, состоящие из белковой (апобелок) и небелковой (простетическая группа) частей.

Сложные белки кроме полипептидов содержат: нуклеопротеиды - нуклеиновые кислоты; гликопротеиды – полисахариды; хромоnротеиды – пигменты, липопротеиды -липиды; фосфопротeиды - остатки фосфор-ной кислоты.

По растворимости в отдельных растворителях можно выделить следующие группы белков:
альбумины - белки с небольшой молекулярной массой, хорошо растворимые в воде и солевых растворах (например, белок куриного яйца);
глобулины - белки, растворимые в соляных растворах, входят в состав мышечных волокон, крови, молока (например, лактоглобулин молока);
праламuны - растворяются в растворе этилового спирта, это белки семян злаков (например, зеины содержатся в кукурузе, авенины - в овсе, глиадины - в пшенице); глютелиды - растворяются только в растворах щелочей (например, глютенин клейковины пшеницы).

Следующий учащийся рассказывает о свойствах белков.

Свойства белков

Белки обладают большой относuтельной молекулярной.массой, например инсулин ¬6000, каталаза - 62 000, гемоглобин ¬65 000, фибриноген - 340 000 и т. д. Поэтому растворы белков - коллоиды. Белки -амфолиты.

В зависимости от рН среды белки могут вести себя как катионы или как анионы. При определенном значении рН среды число положительных и отрицательных зарядов в молекуле одинаково. Такое значение рН называют uзоэлектрuческой точкой. В этой точке белки электронейтральны, а их вязкость и растворимость наименьшие. Этим свойством белка пользуются для выделения их из растворов, например при получении белковых продуктов. Еще одно интересное свойство белков - способно связывать воду, т. е. гuдрофильность. Благодаря этому белки могуг набухать, образовывать студни, стабилизировать суспензии, эмульсии и пены, что имеет большое значе ние в пищевой промышленности.

Высалuванuе белка - это обратимый процесс выпадения белков в осадок, причиной которого могут служить соли натрия. После их удаления белок возвращается в свое природное состояние. Денатурацuя - это процесс необратимого осаждения белков, при котором происходит разрыв сульфидных и водородных связей. (Учитель предлагает учащимся найти в учебнике ответ на вопрос при каких условиях возможна денатурация белка?)
Большое значение имеет способность белков к пенообразованuю. В качестве пенообразователей белки широко используют кондитерской промышленности для изготовления пастилы, зефира, суфле.

Одно из важных свойств белка - их способность к гuдролuзу под действием ферментов.
Учитель биологии про водит групповую лабораторную работу. Четыре группы учащихся исследуют действие желудочного сока на белок куриного яйца: первая группа -при нагревании до 40 0С, вторая - при охлаждении до 0 0С, третья - при кипячении, четвертая - в щелочной среде. Пятая группа исследует действие желудочного сока на крахмал при обычных условиях.
После выполнения работы учащиеся самостоятельно делают вывод: фермент действует только на определенную субстанцию, только в кислой среде и только при температуре тела. Ученик, вызванный к доске, составляет уравнение реакции гидролиза любого трипептида.
Демонстрируя цветные реакции на белки, учитель химии предлагает ответить на вопрос: наличие каких групп подтверждают биуретовая и ксантопротеиновая реакции?
Учитель биологии сообщает учащимся, что впервые о белках заговорили еще в XIX в. В 1888 г. А. Я. Данилевский предложил теорию строения белковой молекулы. В начале ХХ в. Э. Фишер синтезировал пептидоподобные вещества и пептиды, а в 60-е гг. был синтезирован первый белок - инсулин.
Синтез белка в организме происходит в рибосомах, представляющих собой сложный рибонуклеопротеидный комплекс. Учитель предлагает учащимся рассказать об этом процессе, используя таблицу «Биосинтез белка в клетке»
Несмотря на то, что белки составляют одну четвертую часть нашего тела, единственным источником их образования в организме служат аминокислоты белков пищи. Вот почему белки совершенно незаменимы в питании человека.

Учащиеся рассказывают о заменимых и незаменимых аминокислотах, а также о белковом питании.

Заменимые и незаменимые аминокислоты

Установлено, что пищевая ценность белков зависит от их аминокислотного состава. Часть аминокислот являются строительным материалом для создания новых аминокислот (заменимых). Однако несколько аминокислот (незаменимые) не синтезируются в организме и обязательно должны поступать с пищей. Это такие аминокислоты, как аргинин, валин, лейцин, изолейцин, треонин, метионин, лизин, фенилаланин, триптофан, цистеин. Изучение аминокислотного состава различных продуктов показало, что белки животного происхождения больше соответствуют структуре человеческого тела, а аминокислотный состав белков яиц был принят за идеальный, поскольку их усвоение организмом человека приближается к 100 %. Очень высока степень усвоения и других продуктов животного происхождения: молока (96 %), мяса и рыбы (93 %). В то же время белки хлеба и овощей усваиваются на 80 %, картофеля и некоторых бобовых - на 70 %.

У значительной части населения земного шара отмечается определенный дефицит трех аминокислот: лизина, триптофана и метионина, которые лимитируют полноту усвоения пищи. С этой точки зрения благоприятны сочетания растительных и молочных продуктов, различных мучных изделий с творогом, мясом.

Белковое питание

Потребность человека в белке зависит от его возраста, пола, характера трудовой деятельности. для оценки белкового обмена введено понятие азотного баланса. В зрелом возрасте у здорового человека существует азотное равновесие, т. е. количество азота, получаемого с белками пищи, равно количеству выделяемого азота. В молодом растущем организме идет накопление белковой массы, образуется ряд нужных для организма соединений. Поэтому азотный баланс будет положительным. У людей пожилого возраста, а также у тех, кто страдает некоторыми заболеваниями или испытывает недостаток белков и витаминов в рационе питания, наблюдается отрицательный азотный баланс: количество выделяемого из организма азота превышает его поступление. Длительный отрицательный азотный баланс ведет к гибели организма.
Белковое голодание характеризуется распадом собственных белков тканей, что ведет к отрицательному азотному балансу в них. Раньше других уменьшается содержание белка в сыворотке крови - развивается гипопротеинемия. Она ведет к переходу жидкости из крови в ткани, вызывая отеки. Вслед за белками крови распадаются белки печени, мышц и кожи, позже всех распадаются белки мышц сердца и головного мозга. Одним из наиболее ранних показателей того, что запасы белка начинают истощаться, служит изменение содержания мочевины в моче.

Учитель биологии дополняет выступление учащегося, рассказывая о проблеме белкового голода, и предлагает обсудить вопрос о синтетической пище.
Затем еще один учащийся рассказывает новых науках ХХ в. - геронтологии и ювенологии, О способе омоложения, который назвали РНК-терапией, лечебной диете, витаминах долгожительства.
В заключение урока учитель химии комментирует выступления учащихся, дела выводы, собирает несколько тетрадей, чтобы проверить конспект и узнать мнение школьников об уроке.

Похожие:

Урок по теме «Белки» icon Уроки Белякова И. В. Обобщающий урок по теме: «рельеф и недра»
Интегрированный урок по истории России и литературе в 8 классе. Интегрированная контрольная работа по теме: Сравнение содержания...
Урок по теме «Белки» icon Урок по теме: «Литература оттепели»
Урок предназначен для 11 класса социально-гуманитарного профиля
Урок по теме «Белки» icon Урок-исследование в 9 классе по теме «Алюминий и его соединения»
Урок такого типа является иллюстрацией педагогического опыта Евстигнеевой Людмилы Валентиновны по формированию навыков научного исследования...
Урок по теме «Белки» icon Урок географии в 7 классе по теме «Географическое положение Евразии»
Методы: Икт технологии, раздаточный материал, атласы,карты, выполнение поисковой и практической работы по теме урока
Урок по теме «Белки» icon Урок по теме «Свобода убеждений. Что такое светское государство»
Предлагаем краткое описание системы занятий по этой теме на внеклассных занятиях или в рамках курса обществознание 9 класс
Урок по теме «Белки» icon Урок на тему: «Наша Земля- магнит»
Этот урок урок над темой, урок мировоззренческий, урок философский. Я убеждена в том, что знания о среде своего обитания каждый образованный...
Урок по теме «Белки» icon Урока в изучаемой теме : урок 4 по теме «Лилейные»
Оборудование: доска, экран, компьютер, проектор, схемы, карточки-задания, презентация «Дикорастущие лилейные. Ландыш», рабочая тетрадь,...
Урок по теме «Белки» icon Урок английского языка по теме Looking

Урок по теме «Белки» icon Урок 34. Возвратные местоимения Дата проведения: Цели: введение и...
Цели: введение и первичное закрепление грамматического материала по теме «Возвратные местоимения»; активизация лексических навыков...
Урок по теме «Белки» icon Урок русского языка в 4 классе по теме Разновидности текстов- повествований: инструкция, рецепт

Урок по теме «Белки» icon Урок по теме: «Алюминий»
Муниципальное общеобразовательное учреждение – Средняя общеобразовательная школа №2 г. Можайска
Урок по теме «Белки» icon Урок №2 по теме «Евразия»
Базовый учебник—В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев «География материков и океанов»
Урок по теме «Белки» icon Урок №1. Тема: Урок повторения и обобщения изученного материала по...
А может это просто прихоть математиков?! Наверно нет! Ведь всякое явление можно описать с помощью функции, а умения решать неравенства...
Урок по теме «Белки» icon Урок химии по теме: «Ядовитые сильнодействующие отравляющие вещества....
...
Урок по теме «Белки» icon Урок по теме: «Ручные сигналы»
Обучающая: формирование у учащихся знаний о ручных сигналах, подаваемых работниками железнодорожного транспорта
Урок по теме «Белки» icon Каменное царство
Место и роль урока в изучаемой теме: пятый урок по разделу «Преобразования в России. Человек и природа»

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск