Урок по фгос: отличия и особенности Современный урок урок по фгос это синтез традиций и новаций, на котором учитель использует традиционные и инновационные методики

Урок по фгос: отличия и особенности Современный урок урок по фгос это синтез традиций и новаций, на котором учитель использует традиционные и инновационные методики


Скачать 0.56 Mb.
Название Урок по фгос: отличия и особенности Современный урок урок по фгос это синтез традиций и новаций, на котором учитель использует традиционные и инновационные методики
страница 1/4
Тип Урок
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Урок
  1   2   3   4
Урок по ФГОС: отличия и особенности
1. Современный урок – урок по ФГОС

  • это синтез традиций и новаций, на котором учитель использует традиционные и инновационные методики,

  • это актуальный, важный, практико-ориентированный урок, существенный для настоящего времени, отвечающий современным потребностям человека,

  • должен быть метапредметным (над-предметным), направленным на общемировоззренческую интерпретацию содержания образования,

  • содержание урока обязательно закладывает основу для будущего


На современном уроке:


  • Педагог не только признает право учащегося на собственное суждение, но и заинтересован в нем.

  • Новое знание выглядит истинным не только в силу авторитета препо­давателя, ученого или автора учебника, но и в силу доказательства его ис­тинности системой рассуждений.

  • Материал урока включает обсуждение различных точек зрения на решение учебных проблем, воспроизводит логику содержания урока, показы­вает способы применения на практике изучаемого знания.

  • Общение с учащимися строится таким образом, чтобы подвести их к самостоятельным выводам, сделать соучастниками процесса подготовки, поиска и нахождения знаний и вариантов его использования.

  • Педагог строит вопросы к вводимому материалу и отвечает на них, вызывает вопросы у

учащихся и стимулирует самостоятельный поиск ответов по ходу урока. Добивается того,

что ученик думает совместно с ним.
2. В основе современного урока лежит СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

К ОБУЧЕНИЮ

Системно-деятельностный подход к обучению – создание условий для проявления познавательной активности учеников.




ТИПОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

  1. Уроки «открытия» нового знания

  2. Уроки отработки умений и рефлексии

  3. Уроки общеметодологической направленности

  4. Уроки развивающего контроля

  5. тип урока– урок – исследования (урок творчества)



  • (Урок изучения нового)

  • ( Урок закрепления изученного)

  • ( Урок обобщения и систематизации знаний)

  • (Контроль)



4. СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО УРОКА
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

3. Этап выявления места и причины затруднения

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

5. Этап реализации построенного проекта.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

8. Этап включения в систему знаний и повторение

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Универсальные учебные действия, выполняемые учащимися

на уроках открытия нового знания1

Краткое описание этапов урока

открытия нового знания в ТДМ

Перечень УУД ФГОС НОО, выполняемых учащимися на данных этапах

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.

С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);

2) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

3) устанавливаются тематические рамки («могу»).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности, предполагающие осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработке внутренней готовности к их реализации (субъектный и личностный уровни).

- самоопределение (Л);

- смыслообразование (Л);

- внутренняя позиция школьника (Л);

- учебно-познавательная мотивация (Л);

- планирование учебного сотрудничества (К)

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;

4) фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия.

- мотивационная основа учебной деятельности (Л);

- смыслообразование (Л);

- эмпатия (Л);

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия (П);

- структурирование знаний (П);

- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов (П);

- использование знаково-символических средств (П);

- смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, (П);

- построение логической цепи рассуждений (П);

- достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К);

- развитие этических чувств и регуляторов морального поведения (Л);

- постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Р);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

- волевая саморегуляция (Р)

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения.

Для этого они должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, − где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

- учебно-познавательный интерес (Л);

- смыслообразование (Л);

- эмпатия (Л);

- волевая саморегуляция (Р);

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

- подведение под понятие (П);

- использование знаково-символических средств (П);

- определение основной и второстепенной информации (П);

- постановка и формулирование проблемы (П);

- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:

  • ставят цель,

  • согласовывают тему урока,

  • выбирают способ,

  • строят план достижения цели;

  • определяют средства, ресурсы и сроки.

Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов.

- самоопределение (Л);

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

- постановка познавательной цели (П);

- познавательная инициатива (Р);

- планирование, прогнозирование (Р);

- построение логической цепи рассуждений (П);

- использование знаково-символических средств (П);

- построение речевых высказываний (П);

- выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);

- определение основной и второстепенной информации (П);

- планирование учебного сотрудничества (К);

- разрешение конфликтов (К);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- понимание относительности мнений и подходов для решения проблем (К);

- адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности (К)

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково.

Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение.

В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

- осознание ответственности за общее дело (Л);

- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л);

- чувство прекрасного и эстетические чувства (Л);

- установка на здоровый образ жизни (Л);

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);

- волевая саморегуляция (Р);

- выдвижение гипотез и их обоснование (П);

- познавательная инициатива (Р);

- использование знаково-символических средств (П);

- поиск необходимой информации (П);

- моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т.д.) (П);

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П);

- установление причинно-следственных связей, доказательство (П);

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера (П);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

- достижение договоренностей и согласование общего решения (К);

- разрешение конфликтов на основе учета интересов всех участников (К);

- управление поведением партнера (К);

- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

- контроль (Р);

- коррекция (Р);

- волевая саморегуляция (Р);

- подведение под понятие (П);

- использование общих приемов решения задач (П);

- использование знаково-символических средств (П);

- самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале (П);

- построение речевых высказываний (П);

- выведение следствий (П);

- планирование учебного сотрудничества (К);

- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать.

В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

- развитие этических чувств и регуляторов морального поведения (Л);

- анализ, сравнение, классификация (П);

- самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале (Р);

- использование знаково-символических средств (П);

- волевая саморегуляция (Р);

- познавательная инициатива (Р);

- использование общих приемов решения задач (П);

- осуществление самоконтроля по результату и по способу действия (Р);

- рефлексия способов и условий действия (П);

- самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив (Р);

- выделение и формулирование проблемы (П);

- постановка познавательной цели (П);

- постановка и формулирование проблемы (П);

- подведение под понятие (П);

- выведение следствий, доказательство (П);

- координирование разных позиций с учетом разных мнений (К);

- достижение договоренностей и согласование общего решения (К);

- адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности (К)

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.

Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

- анализ, синтез, сравнение, сериация, классификация (П);

- поиск и выделение необходимой информации (П);

- моделирование, преобразование модели (П);

- умение структурировать знания (П);

- смысловое чтение, извлечение необходимой информации (П);

- использование знаково-символических средств (П);

- свободная ориентация и восприятие текстов, их понимание (П);

- выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);

- использование общих приемов решения задач (П);

- построение речевых высказываний (П);

- подведение под понятие (П);

- выведение следствий (П);

- доказательство (П);

- планирование учебного сотрудничества (К);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- постановка вопросов (К);

- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);

- управление поведением партнера (К)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

- внутренняя позиция школьника (Л);

- самооценка на основе критерия успешности (Л);

- рефлексия способов и условий действия (П);

- эмпатия (Л);

- адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

- формулирование и аргументация своего мнения (К);

- планирование учебного сотрудничества (К)






СТРУКТУРА КАЖДОГО ТИПА УРОКА ПО ФГОС

 

 

1. Структура урока усвоения новых знаний:

 

1) Организационный этап.

 

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 

3) Актуализация знаний.

 

4) Первичное усвоение новых знаний.

 

5) Первичная проверка понимания

 

6) Первичное закрепление.

 

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

 

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 


3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

 

1) Организационный этап.

 

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

 

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 

4) Актуализация знаний.

 

§ с целью подготовки к контрольному уроку

 

§ с целью подготовки к изучению новой темы

 

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

 

6) Обобщение и систематизация знаний

 

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

 

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

 

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

 

1) Организационный этап.

 

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

 

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 

4) Первичное закрепление

 

§ в знакомой ситуации (типовые)

 

§ в изменённой ситуации (конструктивные)

 

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

 

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

 

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

 

1) Организационный этап.

 

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 

3) Актуализация знаний.

 

4) Обобщение и систематизация знаний

 

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

 

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

 

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

 

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

 

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

 

5. Структура урока контроля знаний и умений

 

1) Организационный этап.

 

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

 

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

 

4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

 

1) Организационный этап.

 

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

 

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

 

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

 

5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

7. Структура комбинированного урока.

 1) Организационный этап.

 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 3) Актуализация знаний.

 4) Первичное усвоение новых знаний.

 5) Первичная проверка понимания

 6) Первичное закрепление

 7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

 8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

 9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 






 

САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО ФГОС

 

Совершенствование мастерства учителя и учебного процесса во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Учитель испытывает затруднения в моделировании и конструировании современного урока, именно самоанализ позволит ему выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных учебно-воспитательных задач на уроках, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса. Для учителя самоанализ урока, рефлексивная деятельность в целом приобретает особо важное значение, потому что учитель, не научившийся осмысливать свои собственные действия, не умеющий оглянуться назад и восстановить ход урока, навряд ли когда-нибудь по-настоящему глубоко освоит ФГОС второго поколения.

 

            Самоанализ урока дает возможность:

 
  1   2   3   4

Похожие:

Урок по фгос: отличия и особенности Современный урок урок по фгос это синтез традиций и новаций, на котором учитель использует традиционные и инновационные методики icon Урок на тему: «Наша Земля- магнит»
Этот урок урок над темой, урок мировоззренческий, урок философский. Я убеждена в том, что знания о среде своего обитания каждый образованный...
Урок по фгос: отличия и особенности Современный урок урок по фгос это синтез традиций и новаций, на котором учитель использует традиционные и инновационные методики icon Урок по теме «Белки»
Это урок изучения нового материала, форма его проведения семинар. Урок проводят учителя химии и биологии. В качестве девиза взяты...
Урок по фгос: отличия и особенности Современный урок урок по фгос это синтез традиций и новаций, на котором учитель использует традиционные и инновационные методики icon Урок Типы ясновидения Урок Тренинг по развитию ясновидения
Урок Простейшие способы задать вопрос и получить ответ из Информационного поля
Урок по фгос: отличия и особенности Современный урок урок по фгос это синтез традиций и новаций, на котором учитель использует традиционные и инновационные методики icon Конспект амо-урока (занятия) Организационная информация Команда,...
Кошкина Галина Федоровна (урок разработан в рамках дистанционного курса «Разработка урока иностранного языка по технологии амо (активные...
Урок по фгос: отличия и особенности Современный урок урок по фгос это синтез традиций и новаций, на котором учитель использует традиционные и инновационные методики icon Урок; limb
Корум получает урок и теряет руку; to learn — учиться, узнавать; to learn a lesson /from/ — извлекать урок; limb — конечность
Урок по фгос: отличия и особенности Современный урок урок по фгос это синтез традиций и новаций, на котором учитель использует традиционные и инновационные методики icon Урок; limb
Корум получает урок и теряет руку; to learn — учиться, узнавать; to learn a lesson /from/ — извлекать урок; limb — конечность
Урок по фгос: отличия и особенности Современный урок урок по фгос это синтез традиций и новаций, на котором учитель использует традиционные и инновационные методики icon Учитель русского языка и литературы
Урок проводится с использованием кейсметода и приемов технологии развития критического мышления учащихся. Информационный материал...
Урок по фгос: отличия и особенности Современный урок урок по фгос это синтез традиций и новаций, на котором учитель использует традиционные и инновационные методики icon Современный урок в свете требований фгос к организации учебной деятельности
На смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни»
Урок по фгос: отличия и особенности Современный урок урок по фгос это синтез традиций и новаций, на котором учитель использует традиционные и инновационные методики icon Урок по теме: «Литература оттепели»
Урок предназначен для 11 класса социально-гуманитарного профиля
Урок по фгос: отличия и особенности Современный урок урок по фгос это синтез традиций и новаций, на котором учитель использует традиционные и инновационные методики icon Памятка «Как сделать современный урок максимально эффективным?»
Разработано на заседании шмо учителей естественно-математических наук (руководитель Новик О. А., учитель биологии 1 квалификационной...
Урок по фгос: отличия и особенности Современный урок урок по фгос это синтез традиций и новаций, на котором учитель использует традиционные и инновационные методики icon Урок-исследование в 9 классе по теме «Алюминий и его соединения»
Урок такого типа является иллюстрацией педагогического опыта Евстигнеевой Людмилы Валентиновны по формированию навыков научного исследования...
Урок по фгос: отличия и особенности Современный урок урок по фгос это синтез традиций и новаций, на котором учитель использует традиционные и инновационные методики icon Урок Искушения Иисуса Христа в пустыне предыдущий урок «Иоанн Креститель. Крещение Господне»
Объясните буквальный смысл и исполнение пророчества: «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Ис. 40,3)
Урок по фгос: отличия и особенности Современный урок урок по фгос это синтез традиций и новаций, на котором учитель использует традиционные и инновационные методики icon Урок: 35,36. Класс: 8б дата: Тема: Кислоты. Состав и свойства. Урок-путешествие
Цель: сформировать у учащихся представление о кислотах (составе, классификации, представителях), продолжить работу по развитию умения...
Урок по фгос: отличия и особенности Современный урок урок по фгос это синтез традиций и новаций, на котором учитель использует традиционные и инновационные методики icon Уроки Белякова И. В. Обобщающий урок по теме: «рельеф и недра»
Интегрированный урок по истории России и литературе в 8 классе. Интегрированная контрольная работа по теме: Сравнение содержания...
Урок по фгос: отличия и особенности Современный урок урок по фгос это синтез традиций и новаций, на котором учитель использует традиционные и инновационные методики icon Урок технологии 4 класс. Тема : Обувная фабрика. Модель детской летней обуви (урок 2)
Ребята, с каким промышленным предприятием мы познакомились на прошлом уроке? -обувная фабрика
Урок по фгос: отличия и особенности Современный урок урок по фгос это синтез традиций и новаций, на котором учитель использует традиционные и инновационные методики icon Гагарина «современник» москва 1986 Р2 Д34 Общественная редколлегия...
Начинается первый урок. По традиции — это «урок Гагарина», который вот уже добрый десяток лет проводит прославленный космонавт. Он...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск