ПРИНЯТО
Педагогическим советом
ГБДОУ ЦРР - д/с № 45
Василеостровского района
от ________________ № _____
|
УТВЕРЖДАЮ
Приказом заведующего
ГБДОУ ЦРР - д/с № 45
Василеостровского района
Санкт-Петербурга
от ________________ № _____
__________________ (О.В.Орлова)
|
Рабочая программа
«Детство с английским языком»
(5 – 7лет)
Санкт – Петербург
1
|
Целевой раздел
|
1.1
|
Пояснительная записка
|
2
|
Содержательный раздел
|
2.1
|
Учебный план
|
2.2.
|
Формы педагогического взаимодействия
|
2.3
|
Перспективное планирование работы (старшая группа)
|
2.4
|
Перспективное планирование работы (подготовительная группа)
|
2.5
|
Перспективное планирование работы по музыкальному развитию (подготовительная группа)
|
3
|
Организационный раздел
|
3.1
|
Взаимодействие с профильными специалистами
|
3.2
|
Взаимодействие с родителями
|
3.3
|
Методическое обеспечение программы
|
Пояснительная записка
Направленность:
Данная программа имеет социально-педагогическую направленность и призвана обеспечить усвоение базовых основ английского языка, а также ознакомление с культурой, традициями и обычаями англоговорящих стран.
Актуальность
Программа дополнительного образования на английском языке «Детство с английским языком» предназначена для детей дошкольного возраста с 4 до 7 лет.
Необходимость такой программы подтверждена позитивной позицией международных экспертов ЮНЕСКО к раннему изучению иностранного языка. Проведенной международной экспертизой доказано, что оно способствует формированию у детей целостного представления об окружающем мире, воспитанию уважения и толерантного отношения к людям независимо от социального положения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, развитию познавательных и коммуникативных способностей детей.
В программе отражены новые возможности, открывшиеся в связи с изменениями образовательного и социокультурного контекста обучения иностранному языку:
усиление интереса к раннему изучению английского языка (введение в 2010 г. ФГОС начальной школы);
интенсивное развитие международных связей между образовательными учреждениями и интегративные процессы в социально-экономической и политической сферах жизни современного общества;
ориентированность на билингвальную и социокультурную модели изучения иностранного языка.
Указанные возможности, а также образовательные потребности молодых граждан России в изучении английского языка как языка международного общения определяют актуальность программы, её развивающий характер как средства, пособного обеспечить вариативность и индивидуализацию развития личности ребенка в контексте современной культуры.
Развивающий характер содержания иноязычной интегрированной деятельности, представленной в программе, подтверждается следующими положениями методики раннего обучения иностранному языку:
развитие ребёнка измеряется не скоростью, с которой он движется навстречу школьным умениям, а глубиной и широтой перерабатываемого им жизненного материала, то есть разнообразными переживаниями, ощущениями, испытаниями, преодолением трудностей, попытками попробовать свои силы в разнообразной физической, интеллектуальной, художественной, речевой деятельности;
раннее изучение иностранного языка существенно расширяет фонологические способности человека, с одной стороны, и коммуникативные способности, с другой. Тот, кто достаточно долго замкнут в скорлупе своего родного языка, не понимает, как устроена коммуникация на втором языке, не может обобщить отдельные её аспекты до уровня универсальности общения;
раннее знакомство с иностранным языком раскрывает языковые способности ребёнка: поневоле сопоставляются факты двух языков; языковая картина мира создаётся отдельно для каждого языка; соответственно мышление становится многоуровневым - можно абстрагироваться от конкретного языка и увидеть мир по-разному сквозь призму каждого из них. Можно также понять, что есть значения или оттенки мысли, не передаваемые на одном языке, но имеющие стандартные формы выражения в другом; можно научиться быть терпимым, знакомясь с иной культурой жизни и мышления;
в коммуникации на втором языке раскрываются также умения отвечать, передавать слово партнёру, высказывать свою точку зрения, использовать чужую реплику как строительный материал для своей, соглашаться с собеседником или опровергать его мнение. Эти способности, в свою очередь, переносятся из умений второго языка в область умений первого;
в период раннего изучения иностранного языка ребёнок приобретает также языковые навыки, которые помогают ему вслушиваться в поток речи на чужом языке, выделять повторяющиеся последовательности, запоминать слова, искать грамматические категории, не представленные в родном языке.
Указанные методические положения свидетельствуют о том, что раннее изучение иностранного языка открывает дополнительные возможности для речевого развития ребёнка. Содержание иноязычного общения насыщает его познавательную и речевую деятельность, а значит, повышает общий уровень развития познавательных и коммуникативных способностей ребёнка. Поскольку одним из приоритетов обучения в начальной школе является развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, можно сделать вывод, что ребёнок, начавший изучать иностранный язык с раннего детства, лучше готов к школьному обучению, чем тот, кто не имел такой возможности.
С учётом того, что основным видом деятельности дошкольников является игровая деятельность, процесс раннего изучения иностранного языка выстраивается как коммуникативная игра, в которой отрабатываются наиболее существенные элементы общения, обычно пропускаемые в ходе овладения родным языком.
Данная программа дополнительного образования учитывает возрастные особенности современных дошкольников. Научными исследованиями установлено, что дети гиперактивны, любознательны, с повышенной потребностью в восприятии информации. Объём их долговременной памяти больше, они требовательны и настойчивы, не желают подчиняться требованиям взрослых. Современные дети обладают новым типом сознания - системно-смысловым, то есть, если ребёнок не понимает смысла деятельности, которую ему предлагают, он отказывается её выполнять. Ещё одной особенностью дошкольников является их образ мышления: дети мыслят блоками, модулями, квантами, у них выше уровень интеллекта.
Современный ребёнок стремится к общению с близкими людьми и познанию окружающей действительности. Система его отношений к окружающему миру является определяющей. Дошкольник обладает речью на родном языке, позволяющей объяснять свои представления, состояния и вступать в отношения разного уровня и направленности; инициативой, побуждающей его к поиску и исследованию объектов и явлений; сложившейся внутренней позицией, которая даёт ребёнку возможность относиться к событиям и явлениям и действовать самостоятельно.
Рабочая программа «Детство с английским языком» разработана в соответствии с требованиями ФГОС и с учётом Образовательной программы ГБДОУ ЦРР –д/с № 45, принятой педагогическим советом (от 31.08..2015 года протокол № 1) и утвержденной приказом руководителя ГБДОУ ЦРР-д/с № 45 Василеостровского района от 31.08..2015 года № 52-ОД.
Рабочая программа « Детство с английским языком» разработана в соответствии с:
«Законом об образовании РФ» (Принят 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);
Законом Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 года № 461-83 « Об образовании в Санкт-Петербурге»
Конвенцией ООН о правах ребенка 1989г.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г № 1155 г Москвы «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования"
«Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 января 2012 г. №22946"Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении");
Декларацией прав ребенка, 1959 г.
8. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -образовательным программам дошкольного образования»,
9 ."Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях ( Постановление от 15 мая 2013 г. №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13)
10. Образовательной программой дошкольного образования ГБДОУ ЦРР-/с №45
Василеостровского района Санкт-Петербурга.
11. Уставом ГБДОУ ЦРР д/с №45 от 15.01.2014г.
Цель программы – «Детство с английским языком»: коммуникативно-личностное развитие и воспитание дошкольников средствами английского языка как элемента культуры народа, создание условий для успешного развития у ребенка лингвистических способностей и первого опыта элементарных навыков общения на английском языке.
Реализация цели связана с решением комплекса задач-направлений в ходе речевой, игровой и продуктивной деятельности детей на английском языке:
Взаимосвязанное коммуникативно-речевое, социокультурное, языковое, интеллектуальное и личностное развитие дошкольников с учётом их возрастных особенностей;
Обеспечение их коммуникативно-психологической адаптации к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера в использовании английского языка как средства общения.
Приобщение дошкольников к средствам и способам познания и описания окружающего мира языком звуков, движений, игры, сказки, повествования на английском языке; к социальному опыту использования иностранного языка; знакомство с культурой англоязычных стран, с детским фольклором и образцами художественной литературы; культурой иноязычной речи, общения и поведения.
Развитие у ребёнка чувства осознания себя как личности, своих речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения, а также познавательной активности в открытии мира зарубежных сверстников.
Воспитание у дошкольников интереса к английскому языку, толерантного и дружелюбного отношения к представителям народов иной культуры.
Формирование элементарных основ культуры общения в условиях детского сада и семьи как на родном, так и на иностранном языке.
Развитие собственно интеллектуальных эмоций, лингвистических, регуляторных и творческих способностей.
Задачи по областям:
Обучающие:
- приобщить ребенка к самостоятельному решению коммуникативных задач на английском языке в рамках изученной тематики;
- формировать у учащихся речевую, языковую, социокультурную компетенцию;
- научить элементарной диалогической и монологической речи;
- изучить основы грамматики и практически отработать применения этих правил в устной разговорной речи;
- выработать у учащихся навыки правильного произношения английских звуков и правильного интонирования высказывания;
Развивающие:
- создать условия для полноценного и своевременного психологического развития ребенка;
- развивать мышление, память, воображение, волю;
- расширять кругозор;
- формировать мотивацию к познанию и творчеству;
- ознакомить с культурой, традициями и обычаями страны изучаемого языка;
- развивать фонематический слух;
Воспитательные:
- воспитывать у детей устойчивого интереса к изучению нового языка;
- воспитывать уважение к образу жизни людей страны изучаемого языка;
- воспитывать чувство толерантности.
Специфика содержания и особенности организации деятельности
Специфика дошкольной образовательной программы курса английского языка состоит в том, что этот документ разрабатывается как программа психолого-педагогической поддержки, позитивной социализации с безусловной ориентацией на успех, индивидуализации развития каждого ребенка дошкольного возраста. Этим определяются основные характеристики дошкольного курса английского языка, включая объем информации, содержание обучения и воспитания, организационно-педагогические условия образовательного процесса, а также планируемые результаты в форме целевых ориентиров и объектов контроля.
Основные принципы построения дошкольного образовательного курса английского языка
поддержка разнообразия личностных особенностей дошкольников в образовательном курсе английского языка («разнообразие детства»);
сохранение уникальности дошкольного возраста в образовательном курсе английского языка;
обогащение детского развития средствами дошкольного образовательного курса английского языка;
создание благоприятной социальной ситуации успешного развития каждого ребенка в дошкольном образовательном курсе английского языка;
содействие сотрудничеству детей со сверстниками, педагогом (воспитателем) и семьей в дошкольном образовательном курсе английского языка;
приобщение детей к культурным нормам и традициям семьи, общества и своего государства в дошкольном образовательном курсе английского языка;
формирование познавательных интересов, действий и умений ребенка средствами его включения в различные виды деятельности в образовательном курсе английского языка;
учет конкретной индивидуальной, этнокультурной и социальной ситуации развития каждого ребенка в образовательном курсе английского языка.
В качестве основных принципов отбора содержания развития дошкольников средствами английского языка выделяются следующие:
принцип целостности образа мира, требующий отбора и интеграции такого содержания образования, которое поможет ребёнку воссоздавать целостность картины мира;
принцип культуросообразности, понимаемый как «открытость» разных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с иной культурой;
принцип преемственности и непрерывности образования в детском саду, дома и в школе;
принципы игры, занимательности и творчества, способствующие приобретению речевого, игрового и творческого опыта деятельности.
В организации образовательного процесса учтены также методические принципы коммуникативного обучения:
речевой направленности, ситуативности и функциональности;
интеграции и дифференциации, индивидуализации, сознательности и учёта родного языка;
социокультурной направленности, новизны, отсроченного результата;
психологической комфортности, предполагающей создание атмосферы, которая обеспечивает учёт психофизиологического состояния ребёнка и создаёт положительный эмоциональный настрой.
|