Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 164 присмотра и оздоровления»
Московского района г. Казани
«Утверждаю»
Заведующая МБДОУ № 164
____________Р.Р.Ситдикова
Рабочая программа
педагога-психолога МБДОУ № 164
разработчик программы:
педагог-психолог Шустова Ю.А.
Казань 2014
Пояснительная записка
Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учетом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования.
Охрана и укрепление психического здоровья детей является одной из приоритетных задач развития современного дошкольного образования и рассматривается как условие реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Деятельность современного педагога-психолога ДОО направлена, с одной стороны, на создании условий для реализации возможностей развития ребенка в дошкольном возрасте, а с другой на содействие становлению тех психологических новообразований, которые создадут фундамент развития в последующие возрастные периоды.
Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ «Детский сад №164 присмотра и оздоровления» Московского района г. Казани разработана в соответствии со следующими документами:
ФЗ РФ «Об образовании» от 21.12.2012 г. № 122-ФЗ; ст. 34,п. 1.9 (Защита детей от всех форм физического и психического насилия)
Приказ №1155 от 17.10.2013 г. "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;
Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации № 636 от 22.10.1999 г.
Методическое письмо Министерства образования РФ от 02.06.1998 г. № 89/34-16
Письмо Минобразования России от 22.01.98 №20-58-07ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования».
Устав МБДОУ № 164
Данная программа ориентировалась на примерную образовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» ,под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014, программу эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь, радуюсь» под редакцией Крюковой С.В., Слободняк Н.П
.
Парциальные программы:
В.Л. Шарохина. Коррекционно-развивающие занятия в младшей группе.
Л.И. Катаева. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе.
Современные образовательные технологии
Практика сказкотерапии (под редакцией Н.А.Сакович).
Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет. Модели комплексных занятий. Авторы составители: Ю.В. Полякевич, Г.Н. Осинина.
Вкус и запах радости. Цикл занятий по развитию эмоционального сферы. Вкус и запах радости.
М.В.Ильина. Развитие вербального воображения.
Развивающие истории для детей дошкольного возраста. Т.П. Трясорукова.
Психологические игры для детей. Под ред. Светлановой И.А.
Большебратская Э.Э. Песочная терапия.
Возрастные, психологические и индивидуальные особенности воспитанников
От 2 до 4 лет
Ведущая потребность – в общении, в уважении, в признание самостоятельности ребенка.
Ведущая деятельность – игровая.
Переход от манипулятивной игры к ролевой игре.
Ведущая функция – воспитание.
Особенности возраста:
Кризис 3х лет. Формирования «системы Я»
Развитие воображения через развитие функции замещения одного предмета другим.
Появление смысловой структуры самопознания
Ребенок добивается нового статуса, вследствие чего проявляет упрямство и негативизм.
Развитие происходит через общение. С взрослым общение становится внеситуативно-познавательным.
Удерживает внимание 7-8 минут.
Может выполнять мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
При новой деятельности необходимо поэтапное пояснение (делай, как я).
Новообразования:
Усвоение первоначальных нравственных норм.
Самооценка.
Появление элементов партнерского общения.
От 4 до 5 лет
Ведущая потребность – познавательная активность, потребность в общении.
Ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция – наглядно-образное мышление.
Особенности возраста:
Речь начинает выполнять контролирующую функцию.
Усложняются волевые проявления (умение подлинять свое поведение правилам в игре).
Повышение познавательной активности
Продолжает сохраняться ситуативно-деловая форма общения со сверстниками.
Интерес к другому ребенку как к своему отражению. Чаще видит в другом отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка.
Усложнение сюжетно-рулевой игры.
Появление осознанности собственных действий.
Новообразования:
Контролирующая функция речи.
Появление элементов творческого воображения в сюжетно-ролевой игру.
Появление элементов произвольности.
Появление неситуативно-личностной формы общения, общение с взрослым.
От 5 до 6 лет
Ведущая потребность – потребность в общении, творческая активность
Ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция – воображение.
Особенности возраста:
Проявление элементов произвольности всех психологических процессов.
Общение с взрослыми внеситуативно-личностное.
В общении со сверстником происходит переход от ситуативно-деловой формы к внеситуативно-деловой.
Проявление творческой активности во всех видах деятельность. Развитие фантазии.
Половая идентификация.
Новообразования:
Предвосхищение результата деятельность.
Активная планирующая функция речи.
Внеситиативно-деловая форма общения со сверстниками.
От 6 до 7 лет
Ведущая потребность – общение.
Ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция – воображение.
Особенности возраста:
Проявление произвольности всех психологических процессов. Но не сформирована учебная деятельность школьного типа.
Переход к младшему школьному возрасту.
Проявление 7 лет (капризы, паясничание, демонстративное поведение).
Повышенная чувствительность.
Полное доверие взрослому, принятие точки зрения взрослого. Отношение к взрослому как к единственному источнику достоверного знания.
Ведущим продолжает оставаться нагрядно-образное мышление.
Новообразования:
Внутренний план действий.
Произвольность всех психологических процессов.
Возникновение соподчинения мотивов.
Самосознание. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе.
Возникновение первой целостной картины мира.
Появление учебно-познавательного мотива.
Цель: охрана и укрепление психического здоровья детей на основе создания психологических условий достижения ими личностных образовательных результатов в процессе освоения образовательных областей.
Задачи: деятельности педагога-психолога:
-определение индивидуальных образовательных потребностей детей;
-предотвращение и преодоление трудностей развития дошкольников;
Создание соответствующих психологических условий для успешного освоения дошкольником образовательных областей.
Срок реализации данной программы 5 лет.
Принципы:
- поддержка разнообразия детства;
-сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
-полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащении) детского развития;
-создании благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
--содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
-приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи. Общества и государства;
- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности;
-учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
Содержание рабочей программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в дошкольном образовательном учреждении.
Цели деятельности педагога-психолога:
- создание условия для обеспечения полноценного психического и личностного развития детей дошкольного возраста в процессе их воспитания, образования и социализации на базе ДОУ.
- содействие администрации и педагогическому коллективу ДОУ в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности детей и обеспечивающей психологические условия для охраны психологического и психического здоровья детей, их родителей, педагогических работников и других участников образовательного процесса.
- содействие педагогическому коллективу, администрации, родителям в воспитании детей дошкольного возраста, формировании у них социальных качеств личности, способности к активному социальному взаимодействию; педагогической готовности к школьному обучению.
- формирование у детей психологической готовности к решению задач последующих возрастов дошкольников.
Задачи деятельности педагога-психолога:
психологический анализ социальной ситуации развития в ДОУ, выявление основных проблем в определении причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
содействие личностному и интеллектуальному развитию детей в процессе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, результатом которого является достижение воспитанниками психологической готовности к школе;
формирование у детей способности к контролю и самоорганизации;
содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в ДОУ;
психологическое обеспечение основной общеобразовательной программы дошкольного образования с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям детей;
профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также в
развитии детей;
участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов ДОУ, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, содействие в обеспечении деятельности педагогов ДОУ научно-методическими материалами и разработками в области психологии.
Деятельность педагога-психолога по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагает решение ряда частных задач:
реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития дошкольного возраста;
развитие индивидуальных особенностей детей – интересов, способностей, склонностей, чувств и др;
создания в ДОУ благоприятного для развития ребенка психологического климата, который определяется продуктивного общения детей с взрослыми и сверстниками и созданием успеха во всех видах деятельности дошкольников;
оказания своевременной психологической помощи и поддержки детям, их родителям и членам педагогического коллектива ДОУ.
Психологическое сопровождение психического и личностного развития детей строится на основе следующих принципов:
обеспечения права доступности на качественное дошкольное образование;
сохранения единого образовательного пространства в условиях содержательной и организационной вариативности дошкольного образования;
гуманизации дошкольного образования, ориентирующий на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве;
защиты ребенка от некомпетентных педагогических воздействий в условиях вариативности дошкольного образования;
повышения эффективности и качества дошкольного образования;
обеспечения преемственности с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, основными общеобразовательными программами общего образования;
оказания помощи родителям в образовании детей дошкольного возраста;
признания безусловной ценности внутреннего мира ребенка, следования за его внутренним миром;
создания условий для самостоятельного освоения детьми отношений и осуществления жизненных выборов;
сотрудничества всех специалистов дошкольного образовательного учреждения в процессе сопровождения ребенка.
Ожидаемые результаты реализации программы.
Предполагается что:
1. Каждому воспитаннику будут предоставлены условия для полноценного личностного роста.
2. Хорошее состояние здоровья детей будет способствовать повышению качества их образования.
3. Обеспечение индивидуального педагогического и медико-социального сопровождения для каждого воспитанника ДОУ – залог успешной адаптации и обучения в школе.
4. Каждой семье будет предоставлена консультативная помощь в воспитании и развитии детей, право участия и контроля качества образовательной программы ДОУ, возможность выбора дополнительного образования.
5. Качество сформированности ключевых компетенций детей будет способствовать успешному обучению ребенка в школе.
6. Реализация программы позволит сделать процесс развития ДОУ в большей степени социально ориентированным.
КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ
психолого-педагогическое обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса на разных возрастных этапах;
обеспечение учета специфики возрастного психофизического развития воспитанников при реализации основной общеобразовательной программы;
достижение необходимого уровня психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности;
сформированность у воспитанников ценностных установок на здоровый и безопасный образ жизни при определении итоговых результатов;
обеспечение дифференцированного и индивидуализированного обучения, в том числе реализация индивидуальных образовательных маршрутов и психологического сопровождения образовательного процесса;
функционирование системы мониторингов возможностей и способностей воспитанников, выявления и поддержки одаренных детей, детей с особыми образовательными потребностями;
сформированность коммуникативных навыков воспитанников;
вариативность уровней и форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная, развивающая работа, просвещение, экспертиза).
Основное содержание.
Организация работы педагога-психолога ДОУ
Основными направлениями реализации образовательной программы и деятельности педагога-психолога является «Психологическая диагностика». Она включает шесть разделов :
|