Утверждено
приказ по МОУ СОШ № 3
от 21.01.2013 г. № 8/1
Директор МОУ СОШ № 3 _____________ И.А.Фесенко
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3»
города Подольска Московской области
на 2013-2018 годы
Принято на заседании Управляющего совета
Муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Протокол №3 от 21 декабря 2012 г.
Председатель Управляющего совета
___________________Л.И.Заглазеева
2013г.
г. Подольск
Содержание
1. Паспорт Программы………………………………………………………………………….4
2. Введение………………………………………………………………………………………9
3. Информационная справка о школе…………………………………………………………10
3.1. Структура управления школой……………………………………………………………10
3.2. Социальные особенности школы…………………………………………………………11
3.3. Общая характеристика школы…………………………………………………………….11
3.4. Социальные партнеры……………………………………………………………………..12
3.5. Состояние материально-технической базы………………………………………………12
3.6. Педагогический состав школы……………………………………………………………13
3.7. Система работы с кадрами………………………………………………………………...13
3.8. Здоровье детей……………………………………………………………………………..15
3.9. Особенности образовательной среды: позитивные результаты деятельности………...15
3.10. Совершенствование системы управления школой…………………………………….17
3.11. Ожидаемые эффекты реализации……………………………………………………….18
4. Аналитическая справка о реализации Программы развития……………………………..18
4.1. Анализ работы школы за 2009-2012 годы (оценка внешних и внутренних перспектив развития школы)………………………………………………………………………………..18
4.1.1. Социальный заказ и ожидаемые результаты развития школы………………………..18
4.1.2. Стратегические направления развития школы………………………………………...20
4.1.3. Проблемный анализ состояния школы………………………………………………....21
4.1.3.1. Проблемы, на решение которых направлена программа развития…………………21
4.2. Анализ потенциала развития школы……………………………………………………..22
4.2.1. Анализ актуального состояния внутреннего потенциала……………………………..23
4.3. Анализ учебно-воспитательной работы школы………….………………………………24
4.3.1. Анализ условий развития у школьников интеллектуальных и творческих способностей, высокого уровня информационной культуры , формирования ключевых компетентностей и потребности в непрерывном образовании…………………………….24
4.3.2. Анализ условий формирования активной гражданской позиции………….………...25
4.3.3. Анализ условий реализации здорового образа жизни…………..…………………….25
4.3.4. Анализ условий формирования и развития способности к профессиональному и личностному самоопределению учащихся……………………………………………………25
4.4. Итоги анализа работы школы……………………….……………………………………25
4.5. Уровень освоения обучающими образовательных программ (данные)………………..26
4.5.1. Справка о динамике качества знаний…………………………………………………..26
4.5.2. Показатели успеваемости……………………………………………………………….26
4.5.3. Показатели качества знаний…………………………………………………………….26
4.6. Эффективность воспитательной работы…………………………………………………26
4.7. Социально - педагогическое обеспечение образовательного процесса, профилактика правонарушений и безнадзорности……………………………………………………………28
4.8. Механизм взаимодействия образовательной системы школы с социумом……………35
4.9. Анализ работ по обеспечению комплексной безопасности в 2009-2013 годах. ……..37
5. Концепция Программы развития…………………………………………………………...40
5.1. Актуальность………………………………………………………………………………40
5.2. Организационная культура развития школы……………………………………………41
5.3. Социально-педагогическая миссия школы……………………………………………...42
5.4. Цель и задачи развития образовательной системы……………………………………...42
5.5. Социально-педагогические функции реализации Программы развития………………43
5.6. Концептуальная модель педагога школы………………………………………………..43
5.7. Модель выпускника……………………………………………………………………….45
6. Приобретенные Направления развития Программы. Проекты.
Инструментарий реализации Программы…………………………………………………….45
6.1. Проект «Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» (функция социально-педагогической защиты
и адаптации детей)……………………………………………………………………………45
6.2. Проект «Ориентир» (профориентационная функция)………………………………….48
6.3. Проект «Духовно-нравственное воспитание» (воспитательная функция)……………51
6.4. Проект «Одаренные дети» (функция обучения)………………………………………..53
6.5. Проект «Поиск» (исследовательская функция)…………………………………………57
6.6. Проект «Школа единого информационного пространства…………………………….60
6.7. Проект «Совершенствование организации питания (валеологическая функция)……62
7. Показатели эффективности реализации программы развития школы………………….65
8. Финансирование программы и проектов…………………………………………………66
9. Организация контроля и управления за реализацией Программы развития…………...68
1.Паспорт Программы
Название Программы
|
От школы позитивной социализации личности к общественно-активной школе
|
Основание для разработки Программы развития
|
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы
Приоритетный национальный проект «Образование» на 2011-2013 годы
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
Государственная программа «Информационное общество» на 2011-2020 годы
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»
Концепция модернизации российского образования
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»
Конвенция о правах ребенка
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования
Устав МОУ СОШ №3
|
Заказчик Программы
|
Социум
|
Исполнители Программы
|
Администрация школы, педагогический коллектив, ученический коллектив, родительская общественность, социальные партнеры
|
Управление Программой
|
Программа развития школы строится на реализации проектов.
По каждому из проектов создаются проблемные творческие группы, ответственные за их реализацию.
Функцию общей координации реализации Программы выполняют администрация школы, методические объединения школы и Управляющий совет школы.
Мероприятия по реализации проектов являются основой годового плана работы школы.
Информация о ходе реализации Программы в целом и отдельных проектов ежегодно представляется на педагогическом совете и Управляющем совете школы, сайте школы.
Каждый из проектов курируется одним из заместителей директора школы.
Вопросы оценки хода выполнения Программы, принятия решений о завершении отдельных проектов, внесения изменений в реализацию проектов решают администрация школы, педагогический и Управляющий советы школы.
Корректировка Программы осуществляется педагогическим советом школы.
|
Система организации контроля за выполнением Программы
|
Администрация ежегодно отчитывается о выполнении Программы перед родителями, педагогическим коллективом.
|
Цель Программы
|
Создание правовых организационных, учебно-методических и экономических условий для формирования всесторонне развитой личности, готовой к самоопределению путем модернизации образовательного пространства школы;
совершенствование педагогической системы,
обеспечивающей доступность, качество и эффективность образования, позитивную социализацию личности на основе здоровьеформирующей среды
и комплексной безопасности обучающихся
|
Приоритетные направления Программы
|
-поиск и освоение новых эффективных технологий образования (функция обучения);
-развитие и совершенствование системы взаимодействия с социумом (функция социально-педагогической защиты);
-формирование непредвзятого взгляда на мир;
-развитие и совершенствование службы психологической помощи участникам образовательного процесса;
-сохранение и укрепление здоровья обучающихся через внедрение технологий здоровьесбережения (валеологическая функция);
-создание в рамках школы открытого информационного образовательного пространства (информационная функция).
|
Задачи Программы
|
-обеспечение непрерывности и преемственности содержания общего и дополнительного образования как средства становления ценностного отношения к патриотическому и безопасному поведению в социуме;
-совершенствование содержания и технологий образования с учётом возможности профильного обучения и построения индивидуальных образовательных траекторий на старшей ступени, при интеграции общего и
дополнительного образования;
-внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых
моделей и содержания образования на основе использования современных информационных и коммуникационных технологий;
-создание условий для формирования, укрепления и сохранения психофизического здоровья обучающихся за счёт использования инновационных, здоровьеформирующих технологий, физического воспитания обучающихся;
-обеспечение в единстве комплекса программных мероприятий по безопасному функционированию образовательного учреждения и проведению работы по формированию культуры безопасности жизнедеятельности;
-осуществление мониторинга образовательных потребностей, познавательного интереса и социальных запросов обучающихся и их родителей;
- создание эффективной, постоянно действующей системы непрерывного образования педагогов; формирование коллектива учителей, способных на современном уровне решать общие педагогические задачи обучения и воспитания в соответствии с основными направлениями модернизации образования в РФ;
- создание системы активного включения семьи в процесс самоопределения и самореализации обучающихся в соответствии с традициями национального семейного воспитания.
|
Миссия школы
|
Содействие достижению каждым обучающимся того уровня, которое соответствует его способностям и личностным особенностям; развитию интеллектуальной, эмоциональной сферы личности, формированию ценностных ориентиров, привитие навыков компетентного поведения в разных областях и на разных этапах «школьной жизни».
Миссией школы в таких условиях становится социальное сопровождение детей и семей учащихся, создание условий для успешной самореализации учащихся и развития их социальной активности
Наша школа – пространство, где созданы условия для адаптации учащихся к жизни в современном обществе на основе общего основного и полного образования в рамках государственных стандартов, обеспечивающих прежде всего становление и развитие личности ребенка в учебной и внеучебной деятельности. Главный акцент в своей деятельности школа делает на раскрытие творческого потенциала и на воспитание информационной культуры всех участников образовательного процесса.
|
Программа реализуется в период 2013 - 2018 гг. по следующим этапам:
|
Программа реализуется в период 2013 - 2018 гг. по следующим этапам:
Первый этап – с 01.01.2013г. по 31.08.2013г.
Второй этап – с 01.09.2013г. по 31.12. 2013г.
Третий этап – с 01.01.2014г. по 31.12.2016г.
Четвертый этап – с 01.01.2017 г. по 31.01.2018г.
1 этап – аналитико-прогностический
1. Разработка текста программы, ее обсуждение и экспертиза разного уровня, утверждение окончательного варианта программы.
2. Ознакомление с ним педагогического коллектива школы, муниципального педагогического сообщества и общественности.
2 этап - проектно-подготовительный
Проведение уточняющей комплексной диагностики, необходимой для решения задач и определения условий реализации программы развития школы;
Разработка и утверждение плана действий по достижению результатов;
Формирование и планирование деятельности творческих групп по реализации отдельных проектов;
Обеспечение необходимых ресурсов для основного этапа реализации программы.
этап – конструктивный
Реализация ведущих проектов программы развития школы.
Осуществление промежуточного контроля, экспертиза реализации проектов.
4 этап – рефлексивно-аналитический
Подведение итогов и научное системное осмысление результатов реализации программы на семинарах и конференциях, тиражирование накопленного опыта.
Постановка новых стратегических задач развития образовательной системы школы, подготовка текста новой программы развития школы.
Разработка новой Программы развития школы.
|
Ожидаемые конечные результаты
|
-увеличение количества обучающихся на 5%;
-увеличение числа молодых специалистов до 5% от общего числа педагогического коллектива;
-удовлетворенность реальных потребителей (не менее 80%) образовательными услугами школы, результатом сохранения и укрепления психофизиологического здоровья обучающихся, материально-техническими условиями образовательного процесса;
-устойчивое положительное мнение потенциальных и реальных потребителей образовательных услуг о школе;
-увеличение процента обучающихся, поступившх в ВУЗы на бюджетной основе (не менее 65%);
-позитивный социально-психологический климат в коллективе для педагогов, уменьшение стрессовой обстановки;
-охват современными технологиями 100% обучающихся, применение инновационных форм уроков (свыше 65 %);
-увеличение до 100% количества преподавателей, работающих на персональном компьютере;
-создание медиацентра.
|
Основные индикативные показатели программы
|
-процент обучающихся, успешно освоивших учебные программы по ступеням обучения (от общего количества обучаемых)
2-4 классы – до 70%
5-9 классы – до 60%
10-11 классы – 50% и более.
-результаты ЕГЭ и ГИА;
-количество победителей и призеров предметных олимпиад;
-количество призеров и победителей интеллектуальных конкурсов;
-количество призеров и победителей соревнований, профильных конкурсов;
-количество обучающихся, принимающих участие во внеучебной и внешкольной деятельности;
-количество обучающихся, охваченных научно – исследовательской деятельностью;
-процент обучающихся, поступивших в государственные вузы, на бюджетной основе;
-количество обучающихся на один персональный компьютер;
-процент преподавателей, работающих на персональном компьютере;
-количество педагогических и административных работников школы, повысивших свою квалификацию в области информационно-коммуникационных технологий (в % от их общего числа);
-количество выпускников 9-х классов, освоивших информационно-коммуникационные технологии (увеличение процента выпускников, владеющих персональным компьютером в совершенстве);
-количество родителей, принимающих активное участие в деятельности класса, школы;
-количество социальных партнёров по внедрению социальных проектов, по организации досуговой деятельности.
|
Ресурсное обеспечение реализации Программы
|
Финансовое обеспечение реализации Программы осуществляется на трех уровнях: региональном, муниципальном, внебюджетные источники.
Материально-техническая база, кадровый потенциал, научно-методические разработки, управленческий ресурс, общественный и родительский ресурсы, информационное обеспечение.
|
Адрес организации, где выполняется программа
|
142116. г. Подольск, ул. Курская, д.2а
Телефон: 8(4967 ) 63-67-75
e-mail:fesenkoi@inbox.ru
сайт: http://www. school3podolsk.ru
|
Настоящая программа обосновывает направления развития образовательного пространства учреждения в условиях смены социально-политических парадигм в Российской Федерации, перехода к мобилизационно - инновационной модели государства, повышенному вниманию к капитализации человеческих ресурсов, модернизации отечественной системы образования. Программа задает векторы изменений и преобразований, формулирует цели и задачи, выявляет ресурсные возможности развития. В Программе представлены способы и технологии изменений, основанные на анализе различных факторов, влияющих на образовательное пространство школы. При разработке Программы учитывались конечные результаты деятельности школы, которые формулировались как целевые установки предшествующей Программы развития школы (2008-2013гг.), приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года. Программа развития МОУ СОШ № 3 на 2008-2013 годы ставила своей целью создание адаптивных условий для развития личности каждого учащегося, посредством индивидуально-ценностного подхода к обучению, направленного на формирование социально прогрессивного типа личности. Однако, учитывая сложности организации учебно-воспитательного процесса на протяжении 2008-2012 годов не все задачи достигнуты.
Анализ конечных результатов реализации Программы развития образовательного учреждения на 2008-2013 годы позволяют сделать вывод о частично успешной реализации программы и создание необходимых и достаточных условий для перехода образовательного учреждения от школы позитивной социализации личности к общественно-активной школе (при сохранении и развитии уже имеющихся в образовательном учреждении ресурсов), способствующей развитию у учащихся личных качеств, позволяющих им сделать осознанный выбор будущей профессии, принимать активное участие в экономическом, духовном, общественном развитии страны.
Цели и задачи Программы определены на основе анализа развития школы в предшествующий период, социально-экономического положения школы, текущего состояния системы образования, анализа внешних образовательных потребностей и внутреннего потенциала школы. В Программе представлены основные концептуальные положения функционирования школы как системы, определены стратегия и тактика её дальнейшего развития, выделены главные направления преобразований, содержание предстоящей деятельности, планируемый результат и критерии его оценки.
2. Введение
Обоснование ведущей идеи инновационного развития школы
Серьезные изменения в социально-экономической жизни общества и в образовании, проходящие в последние годы, определили необходимость создания инновационной образовательной модели «От школы позитивной социализации личности к общественно-активной школе».
Цель работы МОУ СОШ №3 – создание возможностей для развития личности с активной гражданской позицией, умеющей свободно ориентироваться в условиях рыночной экономики и гражданского общества, способной к творчеству, самореализации в условиях социально-полезной деятельности.
Соседство c хорошо оснащенным МОУ «Лицей №26» создает определенные проблемы с контингентом учащихся, есть отток учеников с хорошей успеваемостью. Национальный состав учащихся представляет собой широкий спектр представителей постсоветского пространства. Есть дети из семей мигрантов. Следствием подобного состава стала насущная необходимость организации воспитания в духе толерантности, снятия социального напряжения, профилактики правонарушений среди подростков, не только во время учебного процесса, но и после него. Поэтому для развития общекультурных интересов школьников, необходимо способствовать решению задач духовно-нравственного воспитания.
Разработанная программа развития учитывает:
- изменения в социально-экономической ситуации в стране в целом;
- существенное изменение рынка образовательных услуг;
- необходимость реализации основных идей социокультурной модернизации образования России в конкретных условиях школы;
- необходимость существенной коррекции содержания, методов, форм, организации воспитательно-образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС общего образования;
- необходимость внедрения современных форм мониторинга учебного продвижения учащихся, профессионализма кадров, поощрения качественного педагогического труда.
В программе развития МОУ СОШ № 3 отражены тенденции изменения данного учебного заведения с учетом его социума, охарактеризованы главные проблемы и задачи работы, представлены концептуальные направления и стратегия развития. Проектируемые существенные изменения в различных звеньях образовательной системы должны привести к достижению нового качества образования, повышению доступности качественного образования, более эффективному использованию имеющихся ресурсов образовательной системы школы. В связи с этим программа развития школы представляет способ управляемого, целенаправленного перехода к получению качественно новых результатов образования школьников.
Процесс развития школы должен способствовать повышению ее конкурентоспособности, обретению ею своего собственного «лица». Поэтому мы стремимся к созданию такого образовательного пространства, которое позволит обеспечить социальное развитие активной личности обучающихся и их подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни в условиях информационного общества.
Актуальность программы развития означает нацеленность на решение ключевых проблем школы, подкрепляется специальным проблемно-ориентированным анализом состояния дел.
Прогностичность программы развития выражается в осуществлении прогнозирования изменений внешней среды, социального заказа, внутреннего потенциала школьного сообщества, последствий планируемых нововведений; нацеленностью на максимально возможные результаты при рациональном использовании имеющихся ресурсов, выбор наиболее рационального и экономичного из имеющихся вариантов.
Реалистичность и реализуемость программы развития связана с практико-ориентированным мышлением ее разработчиков, обязательным просчетом всех возможностей, включая финансовые ресурсы, нацеленностью на реализацию программы, выработкой стратегии обновления школы, максимально возможной точностью и рациональностью целей, задач, ориентиров.
Привлекательность программы развития обусловлена вовлеченностью в ее разработку многих членов школьного сообщества, ясностью последствий реализации для всех субъектов образовательного процесса.
Интегрирующая, консолидирующая направленность программы развития (по отношению к школьному сообществу) определяется разумным распределением ответственности за ее выполнение, интенсификацией общения и коммуникации в коллективе в ходе творческой работы над программой.
Индивидуальность программы развития означает ее нацеленность на решение специфических проблем МОУ СОШ № 3.
Информационно-аналитические данные
1.1. 3. Информационная справка о школе
3.1. Структура управления школой
Первый уровень: Стратегическое управление – уровень директора и коллегиального соуправления (Управляющий совет, Педагогический совет, Общешкольный родительский комитет, Административный совет, Школьный совет старшеклассников, Собрание трудового коллектива). Управление школой носит государственно-общественный характер. За стратегическое направление развития учреждения отвечает директор.
Основной функцией директора школы является координация усилий всех участников образовательного процесса. Директор школы, делегируя ряд прав и полномочий нижестоящим руководителям, берет на себя преимущественно решение стратегических задач развития школы, представительство (от имени школы) на муниципальном, региональном, Федеральном уровнях, вопросы административно - хозяйственной работы, изыскания финансовых, материально -технических средств, организацию работы по социально - педагогической и правовой защите учащихся и педагогов школы.
Второй уровень: Тактическое управление - уровень заместителей директора. Заместители директора реализуют тактическое управление образовательным процессом. На этом уровне вырабатывается тактика реализации программы и инновационных замыслов, создаются условия для нормальной слаженной работы коллектива. Руководители этого уровня осуществляют мотивационно - целевую, информационно - аналитическую, планово - прогностическую, организационно -исполнительскую, контрольно - регулировочную и оценочно - результативную функцию. Для заместителей директора характерны новые функции и виды работ: моделирование, экспериментирование, исследование, стимулирование, предупреждение и урегулирование конфликтов.
Третий уровень: Оперативное управление - уровень учителей, воспитателей, руководителей функциональных служб. Для этого уровня характерно оперативное управление по разработке, обсуждению, экспертизе новых программ, технологий обучения, воспитания и развития, реализация научно - подготовительных этапов и вариантов эксперимента, выполнение консультативных, прогностических, мониторинговых функций, а также обученности, обучаемости и учебных возможностей школьников, педагогическое просвещение родителей и привлечение их к участию в решении проблем детей через работу функциональных служб. Учащиеся наравне со взрослыми входят в структуры управления учреждением. В школе действует СОВЕТ СТАРШЕКЛАССНИКОВ как орган участия обучающихся в управлении школой, а также в решении значимых для них проблем.
Руководители творческих групп участвуют в организации и осуществлении методической работы школы (Схема в Приложении №1).
МОУ СОШ № 3 ориентирована на обучение и воспитание учащихся, а также развитие их физиологических, психологических, интеллектуальных особенностей, образовательных потребностей, с учетом их возможностей, личностных склонностей, способностей. Это достигается путем создания педагогической системы, благоприятных условий для общеобразовательного, умственного, нравственного и физического развития каждого учащегося. Управление школой осуществляется на основе демократии, гласности, самоуправления. Стратегическое руководство образовательной политикой принадлежит выборному представительному органу – Управляющему совету школы. Непосредственное управление педагогическим процессом реализует директор школы и его заместители по учебно-воспитательной, воспитательной, по безопасности и хозяйственной работе.
3.2. Социальные особенности школы
|