Скачать 264.87 Kb.
|
Ермошкина Надежда Николаевна, учитель МБОУ «Лицей № 44» г.Чебоксары Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы Оглавление
Введение Использование в работе интерактивных технологий – веление времени. Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал). Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что, выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Характеристика, сущностная особенность интерактивных методов - это высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников. При использовании интерактивных методов обучаемый становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. Учитель не даёт готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Но интерактивные методы ни в коем случае не заменяют другие формы проведения занятий, они способствуют лучшему усвоению учебного материала и, что особенно важно, формируют мнения, отношения, навыки поведения. В чем же заключаются положительные моменты использования интерактивных методов обучения? При использовании интерактивных методов роль учителя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. В.А. Сухомлинский говорил, что лучший учитель тот, кто забывает о том, что он учитель. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы. Преимущества интерактивных методик обучения в том, что они: • пробуждают у обучающихся интерес; • поощряют активное участие каждого в учебном процессе; • обращаются к чувствам каждого обучающегося; • способствуют эффективному усвоению учебного материала; • оказывают многоплановое воздействие на обучающихся; • осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории); • формируют у обучающихся мнения и отношения; • формируют жизненные навыки; • способствуют изменению поведения. Почему мы говорим «да» интерактивным методам? Они обеспечивают: • Высокую мотивацию. • Прочность знаний. • Творчество и фантазию. • Коммуникабельность. • Активную жизненную позицию. • Командный дух. • Ценность индивидуальности. • Свободу самовыражения. • Акцент на деятельность. • Взаимоуважение. • Демократичность Воспитывать – значит организовывать жизнь; в правильной жизни правильно растут дети. Л.С. Выготский Одним из пунктов утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 года №1507-р плана действий по модернизации образования на 2011-2015 годы является развитие системы поддержки талантливых детей. Общеизвестно, что талантливые, одарённые дети составляют 15-20 процентов от общего количества школьников, и именно они имеют наибольший шанс стать если не новыми Ломоносовыми или Чайковскими, то Профессионалами с большой буквы. Однако, возможность - еще не действительность. К сожалению, в неблагоприятных условиях творческое начало нередко слабеет и даже угасает по мере взросления школьников. Именно от педагогов, от их умения «правильно организовывать жизнь» таких детей на уроках и во внеурочное время во многом зависит как личная судьба одарённых школьников, так и, по большому счету, будущее страны. Положение учителя, обучающего одарённых школьников, что называется, обязывает. Что может сделать конкретный учитель,? к примеру русского языка и литературы, работающий с такими детьми? Автору в силу специфики образовательного учреждения посчастливилось обучать именно таких детей, но профиль лицея предусматривает обучение русскому языку и литературе на базовом уровне, познавательные интересы детей в основном находятся в области негуманитарных дисциплин. Привлечь к предмету детей можно с помощью интерактивных методов, подразумевающих самостоятельную работу в группах, и такие обучающиеся подобную работу воспринимают позитивно. Учитывая, что у одарённых детей особенно проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности, которая позволяет обучающимся погрузиться в творческий процесс самообучения и воспитывает в них жажду знаний, стремление к открытиям, к достижениям, к активному умственному труду и самопознанию, автор активно использует на уроках, особенно в старших классах, проектную технологию, тем более что обучающиеся старшей образовательной ступени уже хорошо владеют техникой создания и реализации ученических проектов. Так, проект «Нетленные рукописи М. Булгакова», разработанный группой одиннадцатиклассников, лёг в основу всего блока уроков литературы в выпускном классе по творчеству М.А. Булгакова, а проектная работа «Три мира в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» была использована ШМО учителей русского языка и литературы в качестве основы для создания методической разработки «Учебник на один урок», представленной позже на республиканский конкурс «Учитель года-2009». Проектная работа «Сатира в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» послужила основой для интерактивного урока – либерального клуба «Эксперимент профессора Преображенского: за и против». Эта ролевая игра предполагает работу в группах, каждая из которых представляет определённую профессию, социальную группу: политики, юристы, священнослужители, философы, старушки у подъезда… Каждая из групп готовит текст в защиту или обвинение доктора Преображенского, учитывая специфические особенности менталитета, лексики представителей той или иной сферы деятельности, аргументируя свои доводы цитатами из текста, фрагментами критических статей. Учитывается также знание исторических реалий начала XX века. Время выступления оговаривается в начале игры, оно должно быть не более 3-5 минут. Выступающим напоминаются правила ведения дискуссии, на данном уроке они проецируются на экран:
Другие участники должны задать вопросы, стараться опровергнуть доводы выступающей группы – этим поддерживается внимание класса к выступающим. «Редакторы» фиксируют высказывания, затем резюмируют их. Учителю отводится роль модератора. По типу ролевой игры был построен также урок литературы в 10 классе «Критика и Базаров», на котором обучающиеся выступали в роли известных критиков романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Работа предполагала отличное знание не только представляемой критической статьи, но и особенностей историко-литературного процесса II половины XIX века в целом, а также определённого актёрского мастерства участников процесса. Запомнилась десятиклассникам и ролевая игра «Суд над Раскольниковым» на заключительном уроке по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», где ребята перевоплощались в героев романа. Подобные уроки развивают навыки работы с литературой (словарями, научными изданиями, справочниками, изданиями периодической печати), т.к. для игры нужны конкретные факты; способности к выбору главного, умению написать хороший конспект (время выступления ограничено 5 минутами и надо успеть сказать самое важное); навыков внимательного слушания (речь оппонента надо потом опровергать, значит надо хорошо понять, о чем он говорит); логического мышления (на основе сказанного надо сделать правильные выводы, построить цепочку рассуждений); быстрого реагирования, концентрации внимания за короткий промежуток времени (особенно на раунде перекрестных вопросов, когда надо не только быстро задавать вопросы, но и хорошо на них отвечать); структурированной речи (надо сначала представить аспекты - позиции, с которых рассматривается тема, затем аргументы - это те факты, на которых все основывается, затем привести примеры и обязательно сделать выводы); способностей к публичным выступлениям, ораторскому искусству; умений работать в команде. Таким образом, подобные ролевые игры ведут к всестороннему развитию личности. Вероятность во время игры оказаться проигравшим не останавливает учащихся от новых игр и еще больших стараний. Подобные уроки развивают в детях критическое мышление, помогает развить в детях самостоятельность, ответственность, умение адаптироваться к сложившейся ситуации. Описанные выше уроки являются также примером использования на уроках метода кейсов (кейс-технологии), который предполагает рассмотрение предложенных случаев, жизненных или профессиональных ситуаций. Это метод анализа конкретной ситуации. Суть метода в том, что обучающемуся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию или взятую из художественной литературы, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, которые необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Суд над Родионом Раскольниковым позволил старшеклассникам почувствовать себя в роли профессионалов, решающих судьбу человека. Мысленное экспериментирование представляет собой важнейший методологический атрибут кейс-метода. Образовательное и воспитывающее значение мысленного эксперимента заключается в том, что он учит видеть причинно-следственные связи, пути развертывания будущего, скрытую динамику. Фраза «Представьте себе, что…» совершенно незаменима при использовании мысленного эксперимента. Например, десятиклассники получают домашнее задание: «Представьте себе, что вы – художники. Нарисуйте отношения Сони Мармеладовой и Раскольникова. Деятельность учителя при использовании кейс-метода включает две фазы. Первая – сложная работа по созданию кейса и вопросов для его анализа. Вторая – деятельность в классе, где учитель выступает со вступительным и заключительным словом, организует деловой настрой, оценивает вклад обучающихся в анализ ситуации. Кейс-метод (метод ситуационного анализа) как одна из разновидностей кейс-технологии часто используется мной на уроках подготовки к ЕГЭ по части С. Предлагаемые для написания эссе тексты – готовые кейсы. Разделённому на 4 группы классу остаётся лишь выполнить свою часть работы: 1 – прорабатывает примерное вступление; 2 – находит одну проблему и комментарий к ней; 3 – определяет авторскую позицию, место её в тексте, цитирует выбранные фразы; 4 – выбирает из «Энциклопедии аргументов» (готовые «раздатки» для целого класса) возможные аргументы. В качестве домашнего задания ребята должны, пользуясь заполненным ими рабочим листом, написать сочинение по исходному тексту. Интерактивные методы активно применяются автором также на уроках в среднем звене. В качестве примера можно привести метод «Водоворот проблем и событий». Суть метода: учащиеся делятся на группы по 4-6 человек. Каждой группе раздаются маркеры определённого цвета таким образом, чтобы у каждой группы был свой определённый цвет, и листы формата А1. Каждая группа генерирует идеи по теме обсуждения (1-10) в течение 10 минут. На следующем этапе учащиеся обмениваются оформленными на бумаге идеями (по часовой или против часовой стрелки). Группа, получившая идеи другой группы, отмечает напротив каждого пункта +(согласны с данным рассуждением), - (не согласны с данным рассуждением), ? (данное суждение требует уточнения авторов) . Также группе необходимо дополнить идеи, (суждения) других групп, Таким образом, лист с идеями группы проходит через все группы в классе, и каждая оставляет на листе свои комментарии. Каждой группе отводится по 5 минут для работы с листом других групп. После совершения полного круга, лист возвращается к команде. Команде предлагается ознакомиться с предложениями и дополнениями других групп. (5 минут). Затем проходит презентация своей позиции участниками водоворота. На выступления и ответы на вопросы каждой команды отводится по 10 минут. Перед работой педагог информирует участников о рамочных условиях, правилах работы в группе, дает четкие инструкции о том, в каких пределах участники могут действовать на занятии. Примерные правила работы в группах: • Быть активным. • Уважать мнение участников. • Быть доброжелательным. • Быть пунктуальным, ответственным. • Не перебивать. • Быть открытым для взаимодействия. • Быть заинтересованным. • Стремится найти истину. • Придерживаться регламента. • Креативность. • Уважать правила работы в группе. • Основная часть. «Скажи то, что хотел сделать». В качестве примера использования метода «Круговорот проблем и событий» можно привести итоговый урок литературы по сказу Н.С. Лескова «Левша» в 7 классе (см. Приложение). Работа учителя русского языка и литературы – это большая внеклассная работа. Здесь тоже часто используется проектная технология. Как пример можно привести проект «Этот День Победы…». Его участники собирают сведения о родственниках – участниках Великой Отечественной войны, пишут сочинения и стихи, создают иллюстрации, разрабатывают под руководством учителя сценарий праздничного мероприятия. Итог работы – конкурс творческих работ, приуроченный к Дню Победы. Творческие работы ребят опубликованы в специальном, праздничном, выпуске журнала творческих работ «Родник», в течение ряда лет издававшемся в лицее под редакцией старшеклассников. Сценарий опубликован в сборнике научных трудов ЧГПУ [Ермошкина Н.Н. Сценарий конкурса стихотворений, посвящённых Дню Победы // Д.В. Абашева, В.А. Степанов. Уроки войны и Победы: Сборник научных трудов к 60-летию победы в Великой Отечественной войне.- Чебоксары: Чув. гос. пед. ун-т, 2006] . Для углублённой работы по одному из разделов русского языка, для подготовки детей к научно-практическим конференциям автором создан научно-методический проект «Культура произношения», включающий в себя одноимённый элективный курс, проектно-исследовательскую деятельность учащихся. Проект удостоился свидетельства лауреата на III республиканском семинаре выпускников программы Intel «Обучение для будущего», был включён в материалы III Всероссийской научно-практической конференции по проблемам информатизации образования, внедрён в учебный процесс на курсах в ЧРИО. Учебно-методический комплект «Культура произношения» включён в электронный сборник лучших проектов курса компании Intel «Обучение для будущего» [Электронные материалы III Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы информатизации образования: региональный аспект».- РЦДО, 2006]. О результативности данной работы свидетельствует тот факт, что в ходе реализации проекта две десятиклассницы приняли участие во II Всероссийском фестивале «Русское слово» и удостоились дипломов в финальном конкурсе. Созданные в рамках проекта ученические исследовательские работы «Как мы говорим» и «Школьная терминология в орфоэпической аспекте» удостоились дипломов I степени на ежегодной городской научно-практической конференциях «Открытия юных». Подобная работа предоставляет ребятам возможность самостоятельно добывать знания, учиться самореализовываться и социализироваться в современном мире. Ведь важнейшей задачей обучения и воспитания учащихся является воспитание такой личности, которая способна к самоопределению в современном мире. Это значит, что у учащихся надо воспитывать такие качества, как самостоятельность, независимость суждений, способность к ориентировке в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, умение принимать решения и нести ответственность за свои поступки и осуществлять выбор содержания своей жизнедеятельности, линии поведения, способов своего развития. Педагогу следует помнить изречение Эльберта Хаббарда: «Цель обучения – научить обходиться без учителя». Заключение Применение интерактивных технологий, безусловно, предоставляет ребятам возможность самостоятельно добывать знания, учиться самореализовываться и социализироваться в современном мире. Ведь важнейшей задачей обучения и воспитания учащихся является воспитание такой личности, которая способна к самоопределению в современном мире. Это значит, что у учащихся надо воспитывать такие качества, как самостоятельность, независимость суждений, способность к ориентировке в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, умение принимать решения и нести ответственность за свои поступки и осуществлять выбор содержания своей жизнедеятельности, линии поведения, способов своего развития. Педагогу следует помнить изречение Эльберта Хаббарда: «Цель обучения – научить обходиться без учителя». Приложение Обобщающий урок по теме "Левша – русский национальный характер" (по сказу "Левша" Н.С. Лескова). 7-й класс Цель:
Воспитывающие:
Оборудование:
презентация 1 «Исторические лица в сказе Н.С. Лескова «Левша»; презентация 2 «Народная этимология в сказе Н.С. Лескова «Левша»; презентация 3 «Последователи левши». Тип урока: Урок-беседа, обобщение с элементами исследования. Методы:
Виды самостоятельной работы учащихся: работа с текстом «Круговорот проблем и событий». Виды контроля знаний и обратной связи. Формы организации учебной деятельности: устные ответы учащихся на вопросы, характеристика героя по итогам исследования в группах; тематические сообщения-презентации. Ход урока "Там, где стоит "левша", надо читать "русский народ". Н.С. Лесков "У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина". Н.С. Лесков 1. Организационный момент. 2. Вступительное слово учителя с элементами беседы. За год до смерти писателя художник Валентин Серов написал портрет Лескова. Репродукция картины висит в лесковском музее в Орле, а оригинал находится в Третьяковской галерее в Москве. Близко знавших писателя людей поразило сходство Лескова с его портретом. Об этом портрете Вл. Гиппиус сложил поэтические строки: Из черной рамы смотрит мне в глаза Глазами жадными лицо Лескова, Как затаенная гроза, В изображенье умного Серова. - Наш урок называется "Левша – это русский национальный характер» Как вы думаете, какова цель урока, исходя из этой записи? (Цель нашего урока – 1) попытаться понять, какой же он, этот характер?); 2) прийти к правильному выводу мы должны после работы в группах; как вы думаете, что нам даст работа в группах? (умению работать в команде, прислушиваться к мнению других); 3) а ещё мы постараемся в конце урока сконцентрировать полученную на уроке информацию в диаманте. Что нам даёт такая работа? (Умение в сжатой форме дать максимум возможной информации, ярко выразить контрастность между двумя понятиями) 3. Актуализация прежних знаний. - Давайте вспомним, что мы уже знаем об этом произведении Лескова. Вспомним жанр произведения (сказ). Группа толкователей даст определение (Сказ - жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора). - Чем сказ отличается от сказки? (В основе сказа лежит легенда, возникшая в свою очередь на основе реального события. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи - сказителя). - Кем мог быть рассказчик, повествователь? (Рассказчик, скорее всего, простой человек, ремесленник, мастеровой. В его речи много неправильностей, просторечий, инверсий, характерных для фольклорных произведений, исторические персонажи – Александр I и Платов - показаны с точки зрения простолюдина.) - Особенность манеры сказа: сказитель проводит одни взгляды, а автор склоняет к другим. Речь рассказчика очень интересна. Юмором пронизаны неологизмы, которые Лесков вложил в уста рассказчика. (Народной этимологией называется переосмысление слова (заимствованного или родного), не ясного по лексическому значению по образцу близкого по звучанию слова родного языка, на основе чисто внешнего сходства). Наши этимологи объяснят нам, как возникли эти необычные слова и что они означают. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ №1) Вывод: Эти слова вносят в повествование противоречивое загадочное и весёлое чувство игры, скрытого лукавства. 4. Погружение в проблему. 1. Давайте вспомним, кто из реальных исторических лиц здесь упоминается и какую роль играет? Слово историкам (ПРЕЗЕНТАЦИЯ №2) (Действие происходит в России и в Англии вскоре после войны с Наполеоном, упоминается Венский конгресс1814-1815гг. Поездка Александра I и Платова в Лондон - исторический факт. Упоминается восстание декабристов 1825года, названное "смятением".) Вывод (в тетради): Власти проявляют здесь по отношению к левше безответственное преступноеравнодушие, жестокость, произвол, своеволие. 2.Работа в группах с текстом Приём «Водоворот проблем и событий» «Характер левши и его социальное положение» I группа:
II группа:
III группа:
IV группа:
(Качества характера Левши: преданность своему делу, трудолюбие, спокойствие, чувство собственного достоинства, удивительная талантливость, одарённость и поразительная невежество. Левша, безобразный внешне, красив душой. Из общего стиля повествования "выбивается" 20 глава. Почему о прежней старине вспоминают потомки с гордостью и любовью? (это наша история; это наши таланты; это эпос, и притом с очень " человечкиной душой"). ОБЩИЙ ВЫВОД: Левша – это соединение таланта, мастерства, опыта, трудолюбия, острого ума и скромности. Лесков нарочно не оставил нам имени героя, он хотел изобразить не отдельного героя, а обобщённый характер. В образе Левши он хотел обобщить черты народного, национального русского характера. В этом обобщении и восхищение, и горечь. Восхищение талантом русского человека из народа, его скромностью и трудолюбием, его патриотизмом. А горечь – от его забитости и невежества. 3. Типичность судьбы таланта в России. - В каком стихотворении говорилось о бесправном положении крестьян (в стихотворении Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда») 2) Стихотворение Д. Кедрина «Зодчие» (читается подготовленными учащимися). Словарная работа: зодчий - архитектор богомаз - иконописец дьяк - должностное лицо в государственных учреждениях зане – потому что зело - очень оной - этой пагода – разновидность буддийского храма смерд — м. 1. Крестьянин, земледелец (на Руси IX XIII вв.) Впоследствии смерд — это презрительное (в устах помещика, представителя власти) обозначение крепостного крестьянина, простолюдина, незнатного человека. «Слово и дело государево» - система политического сыска в России в 17-18 вв. Каждому, кому становилось известно о злых умыслах по отношению к царю, оскорблении царского имени, государственной измене и т.д. обязан был под страхом смертной казни донести об этом властям, объявив «С. и д. г.» "Обжорка", "Обжорный ряд" (по Владимиру Далю - места, где "для народа продается готовая пища". Чтение сопровождается презентацией со слайдами о соборе Василия Блаженного и песней Валерии Стебловской в исполнении автора на слова Армена Казаряна «Молитва». Дмитрий Кедрин «Зодчие» Как побил государь Золотую Орду под Казанью, Указал на подворье свое Приходить мастерам. И велел благодетель, - Гласит летописца сказанье, - В память оной победы Да выстроят каменный храм. И к нему привели Флорентийцев, И немцев, И прочих Иноземных мужей, Пивших чару вина в один дых. И пришли к нему двое Безвестных владимирских зодчих, Двое русских строителей, Статных, Босых, Молодых. Лился свет в слюдяное оконце, Был дух вельми спертый. Изразцовая печка. Божница. Угар и жара. И в посконных рубахах Пред Иоанном Четвертым, Крепко за руки взявшись, Стояли сии мастера. "Смерды! Можете ль церкву сложить Иноземных пригожей? Чтоб была благолепней Заморских церквей, говорю?" И, тряхнув волосами, Ответили зодчие: "Можем! Прикажи, государь!" И ударились в ноги царю. Государь приказал. И в субботу на вербной неделе, Покрестясь на восход, Ремешками схватив волоса, Государевы зодчие Фартуки наспех надели, На широких плечах Кирпичи понесли на леса. Мастера выплетали Узоры из каменных кружев, Выводили столбы И, работой своею горды, Купол золотом жгли, Кровли крыли лазурью снаружи И в свинцовые рамы Вставляли чешуйки слюды. И уже потянулись Стрельчатые башенки кверху. Переходы, Балкончики, Луковки да купола. И дивились ученые люди, Зане эта церковь Краше вилл италийских И пагод индийских была! Был диковинный храм Богомазами весь размалеван, В алтаре, И при входах, И в царском притворе самом. Живописной артелью Монаха Андрея Рублева Изукрашен зело Византийским суровым письмом... А в ногах у постройки Торговая площадь жужжала, Торовато кричала купцам: "Покажи, чем живешь!" Ночью подлый народ До креста пропивался в кружалах, А утрами истошно вопил, Становясь на правеж. Тать, засеченный плетью, У плахи лежал бездыханно, Прямо в небо уставя Очесок седой бороды, И в московской неволе Томились татарские ханы, Посланцы Золотой, Переметчики Черной Орды. А над всем этим срамом Та церковь была - Как невеста! И с рогожкой своей, С бирюзовым колечком во рту, - Непотребная девка Стояла у Лобного места И, дивясь, Как на сказку, Глядела на ту красоту... А как храм освятили, То с посохом, В шапке монашьей, Обошел его царь - От подвалов и служб До креста. И, окинувши взором Его узорчатые башни, "Лепота!" - молвил царь. И ответили все: "Лепота!" И спросил благодетель: "А можете ль сделать пригожей, Благолепнее этого храма Другой, говорю?" И, тряхнув волосами, Ответили зодчие: "Можем! Прикажи, государь!" И ударились в ноги царю. И тогда государь Повелел ослепить этих зодчих, Чтоб в земле его Церковь Стояла одна такова, Чтобы в Суздальских землях И в землях Рязанских И прочих Не поставили лучшего храма, Чем храм Покрова! Соколиные очи Кололи им шилом железным, Дабы белого света Увидеть они не могли. Их клеймили клеймом, Их секли батогами, болезных, И кидали их, Темных, На стылое лоно земли. И в Обжорном ряду, Там, где заваль кабацкая пела, Где сивухой разило, Где было от пару темно, Где кричали дьяки: "Государево слово и дело!" - Мастера Христа ради Просили на хлеб и вино. И стояла их церковь Такая, Что словно приснилась. И звонила она, Будто их отпевала навзрыд, И запретную песню Про страшную царскую милость Пели в тайных местах По широкой Руси Гусляры. 1938 4. Несмотря на трагичность финала, сказ оставляет светлое чувство. Богата талантами Земля русская. И в наше время есть последователи левши об одном из них – группа исследователей (ПРЕЗЕНТАЦИЯ №3). 5. Рефлексия. Что мы узнали о левше и отношении к нему властей? Каков русский национальный характер? Составьте диаманту «Левша-власть» (I, II группы); синквейн «Левша» (III, IV группы). 6.Выставление оценок. 7. Домашнее задание. 1. Небольшое рассуждение по любому из вопросов III уровня сложности на стр. 269учебника 2. По желанию: ответить на вопросы литературного конкурса в разделе «Новое на сайте» http://ermoshkina.ucoz.ru Список использованной литературы 1. Байкова Л.А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии / Л.А.Байкова, Л.К.Гребёнкина . –М.: Педагогическое общество России, 2001.-249 c. 3. Гузеев В.В. Образовательные технологии XXI века: деятельность, ценности, успех / В.В.Гузеев, А.Н.Дахин и др. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.- 123 c. 4. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие / Г.Ю.Ксензова. - М.: Педагогическое общество России, 2001. – 223 c. 5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.- 256 c. 6. Шихмачёва Е.П., учитель МБОУ «СОШ №3» г. Чебоксары, «Электронные материалы проекта «Левша». |
Доклад на конференцию «Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы» «Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы» учителя русского языка и литературы мкоу «Каштановская... |
Доклад учителя русского языка и литературы Музяевой А Типовые задачи на формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных) на уроках... |
||
Литература Тема опыта: «Использование технологии педагогических мастерских... Автор опыта: Чеботарёва Валентина Павловна, учитель русского языка и литературы маоу «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным... |
На уроках русского языка и литературы Маоу «Средняя общеобразовательная школа №60 социальной адаптации детей инвалидов» |
||
Научно-методическая разработка Средства формирования коммуникативных ууд у учащихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы |
Тема эффективность использования системы тестирования на уроках русского... Представить собственный опыт использования системы тестирования на уроках русского языка |
||
Смысловое чтение на уроках русского языка и литературы На формирование и развитие смыслового чтения через создание образовательной среды работает |
На уроках русского языка и литературы Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Брылинская средняя общеобразовательная школа» Каргапольского района Курганской... |
||
Литература Тема опыта: «Повышение познавательной активности обучающихся... ... |
Методическая разработка урока русского языка с использованием эор... Автор: Поспелова Т. А., учитель русского языка и литературы лицея №17 г. Костромы |
||
Методическая разработка на тему: методика обучения письму младших... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город краснодар средняя общеобразовательная школа... |
Виртуальная лаборатория как одна из форм интерактивного обучения учащихся на уроках химии День во многих сферах жизни общества используются интерактивные технологии. Мультимедиа проекторы, интерактивные доски и панели,... |
||
Сценарий урока русского языка в 6 классе с использованием технологии... ... |
Характеристика заданий, выполняемых в группове Поэтому в рамках инновационных технологий стараюсь шире применять интерактивные методы прподавания на уроках истории и обществознания.... |
||
Технология дифференцированного обучения Автор: Иванова Елена Юрьевна, учитель русского языка и литературы 1 категории Муниципального образовательного учреждение средняя... |
Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов разработана на... На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч... |
Поиск |