Начальная школа
Тема опыта: «Работа над развитием речи на уроках русского языка важнейшее условие формирования коммуникативной компетентности »
Автор опыта: Шабанова Любовь Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Нарьян-Мара»
Раздел I.
Условия возникновения, становления опыта
С поступлением в школу ребенок открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений. У него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью, по-новому определяются отношения с взрослыми и сверстниками, создаются условия для формирования коммуникативных способностей.
Необходимым, скорее первым условием в формировании коммуникативных сторон личности является средство человеческого общения – речь.
Актуальность исследования обусловлена потребностью общества в развитии речи детей, так как развитая речь детей является не только основой их школьной жизни, но и потенциалом овладения информационными и коммуникативными технологиями.
МБОУ «СОШ №5 г. Нарьян-Мара» - общеобразовательное учреждение, в котором обучаются 573 учащихся. Это обычные и одаренные дети, а также дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. Контингент учащихся разнороден и представлен различными социальными слоями: служащих, рабочих, предпринимателей. Разнообразен национальный состав детей: русские, коми, ненцы, украинцы, белорусы.
Микрорайон, в котором расположена школа, удален от центра и не имеет разветвленной социокультурной сети. Более 60% детей посещают городские внешкольные учреждения дополнительного образования. Ближайшим территориальным учреждением к нашей школе является спортивно-культурный центр «Норд». На базе школы работают 11кружков, 4 спортивные секции, вокальная и хоровая студии.
Педагогический коллектив нашей школы постоянно находится в поиске инновационных технологий, нестандартных методов и приёмов учебно-воспитательного процесса. Более десятка лет МБОУ СОШ №5 работает, используя в учебно-воспитательном процессе национальный региональный компонент.
Однако, несмотря на благоприятные условия обучения и воспитания, уровень развития речи учащихся начальных классов остается невысоким. Проведенные исследования показывают, что у детей младшего школьного возраста высвечиваются проблемы репродуктивной и продуктивной устной связной речи. Большинство детей использует изобилие указательных местоимений, речь-повторение, речь-называние. Преобладает сжатая, непроизвольная, реактивная (диалогическая) речь, отсутствуют в речи синонимы. Дети не знают пословиц, поговорок, фразеологизмов, им был неясен даже смысл простейших из них. Очевидно, что с такой неразвитой речью выстраивание учебных и социальных коммуникаций будет затруднено.
В связи с этим автора опыта заинтересовала проблема развития речи младших школьников. Работа началась с обследования уровня речи детей, их словарного запаса, владения грамматическим строем языка. Это обследование регулярно проводится школьным логопедом и дефектологом при поступлении детей в первый класс.
Проанализировав данные обследования, ориентированные на обязательный уровень усвоения программы детского сада, я пришла к выводу, что необходимость формирования и развития речи учащихся, действительно, важная проблема, которая требует систематической работы на уроках русского языка и литературного чтения. Поэтому очевидным стал поиск всевозможных путей решения проблемы развития речи младших школьников.
Актуальность опыта
Актуальность темы опыта определяется социальной значимостью проблемы, повышения речевой грамотности и речевой культуры учащихся начальных классов.
В свете требований ФГОС основную задачу, которую решаем - это становление человека, обретение им культурно значимых качеств, способностей и возможностей. Эти способности в дальнейшем позволяют учащемуся стать субъектом культуры, человеческих отношений, носителем исключительно человеческих возможностей – рефлексии, самосознания, способности к диалогу, проектировочной деятельности.
В процессе образования эти важнейшие человеческие способности передаются педагогами и приобретаются учащимися в виде универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных
В широком смысле термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность человека к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Развитие личности обучающегося на основе усвоения метапредных результатов, познания и освоения мира составляет цель и основной результат школьного образования. Метапредметные результаты освоения учебных курсов, к которым мы стремимся в реализации нового образовательного стандарта средствами системы развивающего обучения, формулируются так:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее выполнения.
Использование различных способов поиска информации (в справочных источниках, у взрослого), ее сбора, анализа; участие в подготовке проекта, исследования, его оформлении, презентации.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с учебной задачей; умением осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, подведение под известные понятия.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
В значительной степени достижение данного образовательного результата связано с развитием метапредметных универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. А формирование и развитие Коммуникативных Универсальных Учебных Действий (далее – КУУД), в частности, превращается в педагогическую задачу.
К КУУД относятся:
использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее-ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач, использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, предачи и интерпретации информации.
готовновность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; конструктивно разрешать конфликты посредством учета инересов сторон и сотрудничества;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
КУУД обеспечивают возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Среди наиболее важных и широких умений, которые должны осваивать учащиеся, два непосредственно относятся к сфере коммуникативных действий:
общение и взаимодействие (коммуникация) – умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
работа в группе (команде) – умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для формирования коммуникативных универсальных учебных действий каждого обучающегося и развития его индивидуальности на основе систематического обогащения и развития речи на уроках русского языка и литературного чтения.
Теоретическая база опыта
Теоретические основы формирования коммуникативных способностей личности рассматриваются в трудах Л.С. Выготского, М.С. Кагана, А.Н.Леонтьева, М.Л.Лисиной, А.В.Мудрика и других. Л.С. Выготский рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития. Раскрытию особенностей общения младших школьников посвящены исследования отечественных психологов Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович.
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. В частности, «Русский язык» обеспечивает формирование коммуникативных универсальных учебных действий, так как учит умению «ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Проблема развития речи младших школьников является комплексной, т.к. основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики. Результаты исследований представителей разных направлений науки (Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.Н. Гвоздев, Л.В. Щерба, В.В.виноградов, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин, М.Р. Львов, М.С. Соловейчик, Т.А. Ладыженская, Н.Н. Светловская, Т.Г. Рамзаева) отчетливо доказывают, насколько велика в речевом развитии роль правильно организованной коммуникации.
В учебнике «Русский язык» по программе развивающего обучения Л.В. Занкова разработана система заданий, направленных на формирование КУУД.
Группа заданий в рамках коммуникации как сотрудничества предполагает освоение разных форм кооперации: работа в парах, в малой или большой группах (учащиеся учатся распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле, осуществлять взаимопроверку выполненной работы); работа по цепочке; освоение разных социальных ролей (ведущего и исполнителя).
Группа заданий в рамках коммуникации как взаимодействия предполагает развитие умения аргументировано высказывать свою точку зрения, корректно критиковать альтернативную позицию, использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы).
КУУД формируются постепенно и поэтапно. Их формирование напрямую зависит от того, каким образом организована учебная деятельность ребенка. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий для всестороннего развития речи учащихся во всех ее формах: внутренней, внешней (устной или письменной) и во всех ее функциях: общения, сообщения.
Сформировать КУУД не развивая речь – невозможно. Поэтому работа ведется мною по трем основным направлениям разработки психолого-педагогических проблем развития речи младших школьников и совершенствования содержания и методов обучения родному языку (Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова):
структурное (формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического);
функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции - развитие связной речи и речевого общения);
когнитивное – познавательное (формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений).
Диапазон опыта
Диапазон опыта представлен системой работы по развитию речи на уроках русского языка по учебнику Н.В. Нечаевой в развивающей системе обучения Л.В. Занкова как необходимое условие формирования коммуникативных универсальных учебных навыков.
Длительность работы над опытом – 4 года.
Новизна опыта
Происходящие перемены требуют новых подходов в разработке курсов и реализации приоритетных содержательных линий, а также новых форм работы, отражающих преемственность традиций и необходимость инноваций. Обучение сегодня рассматривается не как простая трансляция знаний от учителя к ученику, а как сотрудничество, и в образовательном процессе начинают преобладать методы работы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой личности, готовой к восприятию и решению инновационных задач. В силу этого перед начальной школой стоят сегодня большие и серьезные задачи — не только вернуть уважение к слову, но и максимально использовать возможности методики преподавания русского языка для того, чтобы найти эффективные и современные способы развития речи учащихся. Соблюдение вариативности, согласно «Концепции федеральных государственных образовательных стандартов», признано сегодня принципиально необходимой чертой образовательной политики.
Учебные программы начальных классов и учебно-методические пособия по развитию речи учитывают требования времени и, прежде всего, требование повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования и призваны выполнять задачи по реализации познавательных и социокультурных целей. Успех работы по развитию речи учащихся возможен в случае, если она носит обучающий характер, проводится регулярно, последовательно и в системе.
Новизна опыта определяется в следующих положениях:
- создание методических условий для осознания ребенком себя как языковой личности, формирование уважения к языку и его носителям;
- обеспечение коммуникативного подхода к изучению языка, совершенствование всех видов речевой деятельности: говорения, слушания (в паре, в группе, в коллективе); чтения, письма;
- накопление, систематизация и использование дидактического материала по развитию речи, создание методической копилки.
Технология опыта
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в школьном возрасте. Это определяет цель моей педагогической деятельности.
Цель: формирование коммуникативной компетенции учащихся через систематическую работу по развитию речи.
Цель требует решения следующих задач:
воспитания любви и уважения к языку; силе и емкости русского слова;
способствовать овладению учащимися нормами русского литературного языка;
содействовать обогащению, уточнению и активизации словаря учащихся на основе разнообразного краеведческого материала;
развития всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения и письма;
формирования культуры общения в учебном процессе;
создания условий для самостоятельного словесного творчества детей.
Пути осуществления этих задач разнообразны.
Основой для построения конструктивных отношений учитель – ученик должно стать позитивное взаимодействие, при котором:
учитель не допускает слов или действий, побуждающих ребенка негативно думать о самом себе;
учитель использует улыбку как профессиональный инструмент, который позитивно подкрепляет ребенка, уменьшает психологический дискомфорт и повышает мотивацию;
учитель внимательно следит за своей речью, обращаясь к ученикам и наблюдая за их ответной реакцией;
использует методический аппарат учебника и моделирует условия для создания ситуации сотрудничества на разных уровнях: учитель-ученик, ученик-ученик; ученик-родитель.
Система работы по развитию речи чётко выстроена во всех учебниках русского языка с первого по четвертый класс и включает развитие орфоэпических навыков, работу по количественному и качественному обогащению словарного запаса детей, развитие и совершенствование грамматического строя речи, развитие связной устной и письменной речи. Предусмотрено выполнение заданий в парах, в группах при изучении каждой темы.
Большое значение придаю содержательности и художественной ценности материала, используемого на уроках. Соприкасаясь с творчеством поэтов и писателей, приобщаясь к великим произведениям, школьники учатся любить и понимать высоко- художественное слово. А любовь к чтению – это начало развития своих литературных способностей.
Каждый раз стараюсь преподнести ученикам авторский высокохудожественный текст, для наблюдения над языковым материалом. Текст, который косвенно вызывает детское желание высказываться. Например:
Сочинение
Один мальчик рассказал мне, что провел целую ночь в лесу. Его взял с собой отец, который был охотником.
- Что же тебе запомнилось? – спросила я.
- Ночь была очень темная, а на небе сверкали звезды, - ответил мальчик.
…Однажды в лесу оказался другой человек. И вот как он рассказал об этом событии:
«Безмолвная ночь осторожно надвигалась на леса глухой синевой. Едва заметно, будто капли серебряной воды, блестели первые звезды. Утки с тяжелым свистом летели на ночлег. Ночь начиналась над лесным краем, долгие сумерки густели в чащах…»
Этот человек был писателем. Звали его Константин Георгиевич Паустовский.
Проникновенно и чувственно воздействуют на младших школьников патриотические стихи о языке. Самые высокие понятия: родина, народ, язык – становятся душевными и близкими. Дети охотно воспринимают такую поэзию и прозу. Особенно располагает к восприятию работа с произведением в коллективе единомышленников. Каждый проникается чувством и убеждением, что наш русский язык – сокровище. (Приложение 1.)
С первых учебных дней убеждаю своих учеников, что русский язык – богатый. В его запасах более 85 тысяч слов. Язык – живой! В нем безостановочно происходят «чудеса» - процессы, которые способствуют увеличению словарного запаса. (Приложение 2.)
Кроме того, стараюсь, чтобы словарный состав заданий был разнообразным и включал слова из разных областей: жизни школы, событий в стране, взаимоотношений между людьми, дел и поступков сверстников, родной природы, истории родного народа и др. Особое внимание уделяю подбору материала краеведческой направленности, так как этот материал привлекает младших школьников своей доступностью их возрастным особенностям. Например, в изучении темы «Образование сложных слов» у учеников более вдумчиво происходит осмысление морфемного и лексического значения регулярно используемых слов, обозначающих технические и производственные термины в хозяйстве города и округа: лесозавод, мясокомбинат, рыбокомбинат, нефтепровод; снегоход, вездеход и другие.
Школьный курс уроков русского языка и литературного чтения способствует произвольной, развернутой речи, учит ее планировать. На занятиях я ставлю перед учащимися задачу научиться давать полные и развернутые ответы на поставленные вопросы, рассказывать по определенному плану, не повторяться, говорить правильно, законченными предложениями, связно пересказывать большой по объему материал. И каждый раз сами учащиеся анализируют свои собственные ответы и высказывания одноклассников.
Для того чтобы ученики могли справиться с требованиями, предъявляемыми к их речи, систематически включаю в работу тренировки с мини-текстами по степени нарастания трудности:
1. В первом классе начинаем работу с восстановления деформированных предложений. На элементарных примерах учащиеся осмысливают, как строится, выражается мысль. Осознают ее синтаксическое и интонационное оформление.
2. Немного позднее начинаем работу с деформированными текстами, в которых учащиеся учатся отделять одну от мысль от другой. Это развивает умение строить и свои собственные высказывания, разделяя их на отдельные, но обязательно связанные между собой предложения. (Приложение 3.)
3. Большим подспорьем является умение расставить по порядку части текста. Дети наблюдают, анализируют, отрабатывают умение ориентироваться в структуре текста. Регулярно оперируют понятиями: вступление, основная часть, заключение, кульминация. (Приложение 4.)
4. В других деформированных текстах дети учатся восстанавливать начало или концовку текста, а иногда и основную часть. В этих работах ученики проявляют больше самостоятельности и творчества, используют уже наработанные умения построения предложений и оформления их на письме, закрепляют умения связывать между собой не только предложения, но и части текста. (Приложение 5.)
5. Интересно и важно встретиться младшим школьникам с заданием на построение текстов по заданной темой группе слов или составить текст-подражание. Здесь будут востребованы сформированные умения и навыки работы над построением предложений и структуры текста. Сочинить миниатюру, заданную темой, выдержать тему текста, проявить творчество, - задания этого типа учат развивать и коммуникативные функции, если создавать текст предлагается в паре или мини-группе. (Приложение 6.)
Развитие речи - процесс управляемый, который идет по пути расширения словарного запаса. Поэтому на всех уроках, сообщая новый материал, включаю в него и те новые слова, которые являются понятиями. Раскрывая при этом их значение, опираюсь на уже сложившийся словарный фонд, чтобы ранее усвоенные слова не забывались, а вновь усваиваемые лучше понимались и сохранялись в памяти.
Вариант простого примера: объясните, какой смысл вносит каждое слово во фразу: Михаил Юрьевич Лермонтов; поэт Михаил Юрьевич Лермонтов; русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов; великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов.
Одновременно приучаю ребят пользоваться этими словами при решении конкретных учебных задач, так как пассивный запас является всего лишь подспорьем для пассивной речи, для понимания, а активный помогает излагать мысль.
Для этого даю возможность чаще высказаться, применяю активные формы ведения занятий (беседы, дискуссии, обсуждения). Очень нравятся моим ученикам нестандартные уроки: уроки-игры, уроки-концерты, уроки-отчеты, и другие. Учебная игра превращает ученика в репортера, телеведущего, экскурсовода.
Периодически подготавливаю и даю возможность желающим ученикам стать учителем: провести урок технологии, где ученик демонстрирует поделку, объясняет этапы и последовательность ее изготовления, а потом оказывает индивидуальные консультации одноклассникам.
Особое внимание обращаю на молчаливых, замкнутых детей, на тех, кто сомневается в своих знаниях, затрудняется высказать свое мнение.
В своей работе использую методы как: словесные (рассказ, беседа, объяснение); наглядные (иллюстрации, демонстрации); практические (упражнения). Добиваюсь продуктивного результата, благодаря технологиям проблемного обучения, применения элементов компьютерного и интерактивного обучения.
Работа в парах или группах помогает организации общения, так как каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, быть в сотворчестве равных и разных. Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.
Работа по развитию речи осуществляется через следующие этапы деятельности
|