«Использование технологии «Коллективный способ обучения по В. К. Дьяченко»

«Использование технологии «Коллективный способ обучения по В. К. Дьяченко»


Скачать 0.59 Mb.
Название «Использование технологии «Коллективный способ обучения по В. К. Дьяченко»
страница 1/4
Тип Методическое пособие
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методическое пособие
  1   2   3   4


К ГУ «Юбилейная средняя школа»
«Использование технологии «Коллективный способ обучения по В.К. Дьяченко» на уроках русского языка»

Методическое пособие
Автор: Топчая Вера Николаевна,

учитель русского языка и литературы

http://shkola_rumya-rf.1gb.ru/downloads/images/news14-15/emblem.png

село Юбилейное

2016год

Составитель:

Топчая В.Н.- учитель русского языка и литературы

КГУ «Юбилейная средняя школа»

Методическое пособие по теме «Использование технологии «Коллективный способ обучения по В.К. Дьяченко» на уроках русского языка»
Рецензент: Кужахметова Ы.Т., методист районного методического кабинета
В данном пособии описывается технология «Коллективный способ обучения В.К.Дьяченко». Опыт учителя показывает, что коллективная форма обучения помогает заставить учеников самостоятельно «добывать» знания, пробудить в них желание учить и обучаться.

Учитель на своих уроках русского языка апробировала систему коллективного способа обучения и разработала задания по методике «Взаимообмен заданиями» по определенному алгоритму работы в парах сменного состава и в парах постоянного состава. На протяжении ряда лет апробация показала, что КСО способствует повышению мотивации к предмету и активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка.

В пособии излагаются теоретические основы и практическая часть по данной технологии. Автором представлены образцы уроков по русскому языку, групповые формы работы на уроке, общий алгоритм работы с текстом, контроль выполнения, разработки карточек по русскому языку с 5-8 класс, инструкция для работы над сочинением по КСО, которые могут успешно использоваться в практике работы учителями русского языка и литературы.

Содержание:

1. Пояснительная записка-----------------------------------------------------4-5

2. Теоретическая часть

1. Общие признаки коллективной работы-----------------------------------5

2. Методика технологии КСО--------------------------------------------------5-6

3.Работа с классом----------------------------------------------------------------6-7

4.Контроль выполнения заданий по технологии---------------------------7

3. Групповые формы работы----------------------------------------------------8

4. Общий алгоритм работы с текстом-----------------------------------------8-9

5. Работа с учебником-------------------------------------------------------------9

6. План работы над сочинением------------------------------------------------9-10

3. Практическая часть

Карточки к урокам русского языка

5 класс

1.Орфография (повторение)-----------------------------------------------------10-11

2. Фонетика. Орфография (закрепление)-------------------------------------11-12

6 класс

1.Имя прилагательное (закрепление)-----------------------------------------12-13

2.Имя прилагательное (контрольные работы)-------------------------------13-14

3. Имя прилагательное (взаимообмен)----------------------------------------13-14

4. Морфология. Повторение (взаимообмен)---------------------------------16-17

5. Пунктуация (повторение за 5 класс)----------------------------------------18-19

6. Глагол. Самодиктант (обобщение)------------------------------------------19-20

7. Фонетика. Орфография. Взаимодиктант (повторение)-----------------20-23

7 класс

1.Причастие (обобщение)---------------------------------------------------------23-24

2.Причастие (закрепление)-------------------------------------------------------24-25

2. Деепричастие (обобщение)----------------------------------------------------26-27

8 класс

1.Лист взаимного контроля

«Однородные члены предложения »--------------------------------------------27-29

4. Конспекты уроков русского языка

1. Урок русского языка в 6 классе

по теме «Имя прилагательное. Обобщение»-----------------------------------29-33

2. Урок русского языка в 6 классе

по теме «Правописание имен существительных»----------------------------33-41

5.Список используемой литературы------------------------------------------42

Пояснительная записка

Обучение - это общение человека с человечеством.

А.Петровский

В Государственной программе развития образования РК на 2011 – 2020 годы отмечено, что образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии « Казахстан-2030». Целью образования в средней школе является формирование социально – активной, творчески самостоятельной личности.

Подготовка учащихся к жизни – это подготовка личности молодых к социально необходимой, значимой для общества и самого человека деятельности, в которой наиболее полно раскрываются его творческие возможности на основе удовлетворения духовных запросов интересов, склонностей.

Коллективная форма организации учебно-воспитательного процесса наиболее всего соответствует воспитательным задачам нашего общества и помогает обеспечить высокий уровень образования для всех. Мне близка идея коллективного способа обучения В.К.Дьяченко. Для работы над этой технологией были поставлены следующие задачи:

1)выявить концептуальные основы технологии;

2) изучить особенности содержания и сущностные характеристики КСО;

3) показать практическое использование технологии КСО на уроках русского языка;

4) выявить преимущества технологии.

Коллективная работа – это полноценная самостоятельная организация обучения. Уникальность использования методик коллективного способа обучения обеспечивается такими её признаками, как непосредственное взаимодействия между учащимися и опосредственное руководство деятельностью ученика со стороны учителя. Педагог руководит работой в целом: предъявляет задание, инструкцию (алгоритм).

Актуальность этой педагогической технологии определяется тем, что она предлагает путь разрешения многих назревших проблем и противоречий современного образования.

Я пришла к выводу: учитель - ученик должны сотрудничать. Обучение в школе – особый этап в жизни человека, он раскрывает творческий потенциал личности.

Коллективные способы обучения всеми своими методиками превращают каждого ученика и весь класс, в целом, в субъекты самообучения.

Опыт показывает, что коллективная форма обучения означает такую организацию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах, группах и состав их периодически меняется. Технология коллективного обучения позволяет плодотворно развивать у учащихся самостоятельность, коммуникативность.

Развитие интереса к познавательной активности учащихся в рамках данного варианта организации учебной работы связано и с самой формой материала.

Посредством сочетания различных форм коллективные способы обучения обеспечивают успешность учения каждому ребенку.

2. Теоретическая часть

Общие признаки коллективной работы

1.Наличие у всех её участников единой общей цели.

2.Разделение труда, функций и обязанностей.

3.Сотрудничество и товарищеская помощь – взаимопомощь, т.к. «коллектив – это группа людей, сотрудничающих друг с другом. Без сотрудничества не может быть коллектива».

4.Забота всех о каждом и каждого обо всех.

5. Равенство объективных условий для каждого.

Коллективная форма организации учебной работы имеет только одну структуру общения: ДС (диалогическое сочетание) в ПСС (парах сменного состава).
Методика КСО

Методика взаимного обмена заданий - ВОЗ, ПСС (пара сменного состава).

Сущность: передача информации от одного ученика данной информации другому, не обладающему этой информацией. При работе в ПСС – это проговаривание данной информации и записывание её в тетрадь (партнёром).

Подготовка учебного материала для выдачи его по ВОЗ:

Выбирается небольшая тема (4 – 5 ч.), (10 – 12 макс.), вся тема разбивается по порции – это смысловой кусок. Каждая порция оформляется на карточку – задание. Набор карточек - заданий, содержащий всю тему, называется блоком. В блоке может быть от 4 – 9 карточек, (на практике 4 – 5 карточек), по содержанию все карточки разные, но в рамках данной темы или подтемы они объедены общей идеей. Главная идея – любая карточка должна являться самостоятельным входом в тему.

Структура карточек: любая карточка, вне зависимости, какая это школа, должна состоять из двух частей.

______________________

1

2

1

В 1-ю часть включаются задания для изучения.

Во 2 -ю часть - задания для самостоятельной работы.
Вторая часть карточки является вводом. Различают 6 видов карточек по структуре:

1карточка

1ч. – образец

2ч. – по подобию

2 карточка

Во 2ч. даётся большое количество заданий.

3 карточка

1ч. – изучить самостоятельно материал, затем - образец.

2ч. – задание для самостоятельной работы.


11

11
4 карточка

теория


2
образец выполнения

самостоятельная работа учащихся

11

11
5 карточка

дополнительный источник задания


2
образец выполнения

самостоятельная работа

усложнённое задание


11

11


2
дополнительный источник задания, образец

выполнения творческого задания.


Как работать с классом

Класс разбивается на малые группы. В малой группе столько учеников, сколько карточек-заданий. Посадка учащихся в малой группе при данной методике:

А)

Б)

Дети должны видеть, кто как работает. Класс разбивается до урока. В каждой микрогруппе выбирается лидер, который отвечает за работу данной микрогруппы. Каждый получает от учителя карточку. Вначале он изучает 1 часть карточки, затем выполняет 2 часть, предназначенную для самостоятельной работы, даёт проверить учителю, затем ищет партнёра. Выполнить2-ю часть карточки ученикам могут помочь ассистенты: сильные ученики, коллеги по работе. Как правило, ассистент должен знать карточки.

Запуск групповой консультации.

Лист учёта

Лидер



Ф.И. учащихся







№ карточки

1

2

3

4

5

6

1

Сидоров

-
















2

Козлов




-













3

Петров







-










4

Иванова










-









Диктанты с письменным комментарием

Диктант с устным комментарием. Обязанность одного ученика в паре состоит в том, чтобы вначале продиктовать. В момент диктовки проверять правильность написания, а затем выслушивает устное объяснение. Другой ученик записывает, читает вслух, затем объясняет.

Алгоритм «Взаимные диктанты»

Ученики работают в паре. Правило: один диктует, другой пишет. Затем ролями меняются.
«Быть начеку»

Объяснить задание с ошибкой, надо найти её и объяснить.

Контроль выполнения заданий по технологии

КСО

Групповые формы работы на уроке

Класс делится на группы по 4-5 человек. Группы формируются на добровольных началах, примерно одинаковые по работоспособности. Для каждой группы выбирается консультант – очень важная фигура. Его права и обязанности таковы : организация работы при выполнении группового задания на уроке, проверка тетрадей (записи), прием зачета у товарищей по решению задач, проведение в случае необходимости консультаций, заполнение открытого листа учета для своей группы.

Раз в неделю учитель занимается с консультантами: анализ деятельности групп, коллективный разбор наиболее сложного материала, планирование дальнейшей работы.

Группам дается нестандартное, творческое задание: для слабоуспевающих учащихся предусматриваются репродуктивные поручения. Каждый коллектив делает «свое» дело.

Задание 1 группе: Подготовить сообщение, используя алгоритмический план рассказа.

Литература …

Задание 2 группе: Рассказать об особенностях ….

Для этого проанализировать модель и сделать вывод. К своему рассказу подготовить кодограмму.
  1   2   3   4

Похожие:

«Использование технологии «Коллективный способ обучения по В. К. Дьяченко» icon «Свадебный обряд». На первом уроке учащиеся работали по индивидуально-бригадной технологии
Использование индивидуально-бригадной технологии обучения на уроках музыкально-эстетического цикла
«Использование технологии «Коллективный способ обучения по В. К. Дьяченко» icon Методическая разработка открытого урока производственного обучения...
Технологии контекстного обучения – это технологии, когда деятельность студентов в процессе обучения непосредственно связана с профессиональной...
«Использование технологии «Коллективный способ обучения по В. К. Дьяченко» icon Выпускная квалификационная работа на тему : «Технологии бережливого...
Тема выпускной квалификационной работы: «Технологии бережливого производства и их использование на предприятии.»
«Использование технологии «Коллективный способ обучения по В. К. Дьяченко» icon Для студентов очной формы обучения 36. 05. 01 «Ветеринария» (специалист) Ставрополь 2016
Ветеринарно-санитарная экспертиза: методическое пособие по выполнению самостоятельной работы (для студентов очной формы обучения...
«Использование технологии «Коллективный способ обучения по В. К. Дьяченко» icon «Использование технологии видеоконференция как инструмента внедрения...
Заочные региональные научно-технические чтения обучающихся и педагогических работников профессиональных образовательных организаций...
«Использование технологии «Коллективный способ обучения по В. К. Дьяченко» icon Педагогические технологии как основа компетентностно ориентированного подхода
В связи с этим, в образовательном процессе применяются инновационные технологии, которые еще и вызваны интеграционными и информационными...
«Использование технологии «Коллективный способ обучения по В. К. Дьяченко» icon Реализация требований фгос: использование технологии деятельностного...
Ii реализация требований фгос через использование технологии деятельностного метода на уроках в начальной школе
«Использование технологии «Коллективный способ обучения по В. К. Дьяченко» icon «Современный подход к организации образовательного процесса уроков...
На заседании методического объединения учителей технологии, обж и физической культуры
«Использование технологии «Коллективный способ обучения по В. К. Дьяченко» icon Лекция Введение в курс «Компьютерные технологии в науке и образовании»
Лекция Классификация и характеристика программных средств информационной технологии обучения (ито) 18
«Использование технологии «Коллективный способ обучения по В. К. Дьяченко» icon Коллективный договор и его значение для организации
Коллективный договор обособленного структурного подразделения не должен содержать нормы, ухудшающие положение работников по сравнению...
«Использование технологии «Коллективный способ обучения по В. К. Дьяченко» icon Применение case-технологии в образовательном процессе
Отдельное внимание уделяется принципам проведения занятия, основанного на применении case – метода. В конце статьи подводятся итоги,...
«Использование технологии «Коллективный способ обучения по В. К. Дьяченко» icon М. Е. Жуковский, Р. В. Усков о применении графических процессоров...
В работе рассмотрены основы применения технологии nVidia© cuda для распараллеливания вычислений с использованием графических процессоров....
«Использование технологии «Коллективный способ обучения по В. К. Дьяченко» icon Коллективный договор образовательного учреждения
Настоящий коллективный договор заключен между работодателем и работниками и является правовым актом, регулирующим социально-трудовые...
«Использование технологии «Коллективный способ обучения по В. К. Дьяченко» icon Коллективный договор федерального государственного бюджетного образовательного...
Настоящий коллективный договор является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения между работодателем и работниками...
«Использование технологии «Коллективный способ обучения по В. К. Дьяченко» icon Опыта: «Использование икт на уроках окружающего мира в начальной...
Автор опыта: Чебыкина Мария Викторовна, учитель начальных классов мбоу «сош №1 г. Нарьян-Мара»
«Использование технологии «Коллективный способ обучения по В. К. Дьяченко» icon Методические рекомендации по организации модульно-компетентностного...
Методика проведения учебного занятия в режиме технологии модульно-компетентностного обучения

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск