К ГУ «Юбилейная средняя школа»
«Использование технологии «Коллективный способ обучения по В.К. Дьяченко» на уроках русского языка»
Методическое пособие
Автор: Топчая Вера Николаевна,
учитель русского языка и литературы
село Юбилейное
2016год
Составитель:
Топчая В.Н.- учитель русского языка и литературы
КГУ «Юбилейная средняя школа»
Методическое пособие по теме «Использование технологии «Коллективный способ обучения по В.К. Дьяченко» на уроках русского языка»
Рецензент: Кужахметова Ы.Т., методист районного методического кабинета
В данном пособии описывается технология «Коллективный способ обучения В.К.Дьяченко». Опыт учителя показывает, что коллективная форма обучения помогает заставить учеников самостоятельно «добывать» знания, пробудить в них желание учить и обучаться.
Учитель на своих уроках русского языка апробировала систему коллективного способа обучения и разработала задания по методике «Взаимообмен заданиями» по определенному алгоритму работы в парах сменного состава и в парах постоянного состава. На протяжении ряда лет апробация показала, что КСО способствует повышению мотивации к предмету и активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка.
В пособии излагаются теоретические основы и практическая часть по данной технологии. Автором представлены образцы уроков по русскому языку, групповые формы работы на уроке, общий алгоритм работы с текстом, контроль выполнения, разработки карточек по русскому языку с 5-8 класс, инструкция для работы над сочинением по КСО, которые могут успешно использоваться в практике работы учителями русского языка и литературы.
Содержание:
1. Пояснительная записка-----------------------------------------------------4-5
2. Теоретическая часть
1. Общие признаки коллективной работы-----------------------------------5
2. Методика технологии КСО--------------------------------------------------5-6
3.Работа с классом----------------------------------------------------------------6-7
4.Контроль выполнения заданий по технологии---------------------------7
3. Групповые формы работы----------------------------------------------------8
4. Общий алгоритм работы с текстом-----------------------------------------8-9
5. Работа с учебником-------------------------------------------------------------9
6. План работы над сочинением------------------------------------------------9-10
3. Практическая часть
Карточки к урокам русского языка
5 класс
1.Орфография (повторение)-----------------------------------------------------10-11
2. Фонетика. Орфография (закрепление)-------------------------------------11-12
6 класс
1.Имя прилагательное (закрепление)-----------------------------------------12-13
2.Имя прилагательное (контрольные работы)-------------------------------13-14
3. Имя прилагательное (взаимообмен)----------------------------------------13-14
4. Морфология. Повторение (взаимообмен)---------------------------------16-17
5. Пунктуация (повторение за 5 класс)----------------------------------------18-19
6. Глагол. Самодиктант (обобщение)------------------------------------------19-20
7. Фонетика. Орфография. Взаимодиктант (повторение)-----------------20-23
7 класс
1.Причастие (обобщение)---------------------------------------------------------23-24
2.Причастие (закрепление)-------------------------------------------------------24-25
2. Деепричастие (обобщение)----------------------------------------------------26-27
8 класс
1.Лист взаимного контроля
«Однородные члены предложения »--------------------------------------------27-29
4. Конспекты уроков русского языка
1. Урок русского языка в 6 классе
по теме «Имя прилагательное. Обобщение»-----------------------------------29-33
2. Урок русского языка в 6 классе
по теме «Правописание имен существительных»----------------------------33-41
5.Список используемой литературы------------------------------------------42
Пояснительная записка
Обучение - это общение человека с человечеством.
А.Петровский
В Государственной программе развития образования РК на 2011 – 2020 годы отмечено, что образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии « Казахстан-2030». Целью образования в средней школе является формирование социально – активной, творчески самостоятельной личности.
Подготовка учащихся к жизни – это подготовка личности молодых к социально необходимой, значимой для общества и самого человека деятельности, в которой наиболее полно раскрываются его творческие возможности на основе удовлетворения духовных запросов интересов, склонностей.
Коллективная форма организации учебно-воспитательного процесса наиболее всего соответствует воспитательным задачам нашего общества и помогает обеспечить высокий уровень образования для всех. Мне близка идея коллективного способа обучения В.К.Дьяченко. Для работы над этой технологией были поставлены следующие задачи:
1)выявить концептуальные основы технологии;
2) изучить особенности содержания и сущностные характеристики КСО;
3) показать практическое использование технологии КСО на уроках русского языка;
4) выявить преимущества технологии.
Коллективная работа – это полноценная самостоятельная организация обучения. Уникальность использования методик коллективного способа обучения обеспечивается такими её признаками, как непосредственное взаимодействия между учащимися и опосредственное руководство деятельностью ученика со стороны учителя. Педагог руководит работой в целом: предъявляет задание, инструкцию (алгоритм).
Актуальность этой педагогической технологии определяется тем, что она предлагает путь разрешения многих назревших проблем и противоречий современного образования.
Я пришла к выводу: учитель - ученик должны сотрудничать. Обучение в школе – особый этап в жизни человека, он раскрывает творческий потенциал личности.
Коллективные способы обучения всеми своими методиками превращают каждого ученика и весь класс, в целом, в субъекты самообучения.
Опыт показывает, что коллективная форма обучения означает такую организацию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах, группах и состав их периодически меняется. Технология коллективного обучения позволяет плодотворно развивать у учащихся самостоятельность, коммуникативность.
Развитие интереса к познавательной активности учащихся в рамках данного варианта организации учебной работы связано и с самой формой материала.
Посредством сочетания различных форм коллективные способы обучения обеспечивают успешность учения каждому ребенку.
2. Теоретическая часть
Общие признаки коллективной работы
1.Наличие у всех её участников единой общей цели.
2.Разделение труда, функций и обязанностей.
3.Сотрудничество и товарищеская помощь – взаимопомощь, т.к. «коллектив – это группа людей, сотрудничающих друг с другом. Без сотрудничества не может быть коллектива».
4.Забота всех о каждом и каждого обо всех.
5. Равенство объективных условий для каждого.
Коллективная форма организации учебной работы имеет только одну структуру общения: ДС (диалогическое сочетание) в ПСС (парах сменного состава).
Методика КСО
Методика взаимного обмена заданий - ВОЗ, ПСС (пара сменного состава).
Сущность: передача информации от одного ученика данной информации другому, не обладающему этой информацией. При работе в ПСС – это проговаривание данной информации и записывание её в тетрадь (партнёром).
Подготовка учебного материала для выдачи его по ВОЗ:
Выбирается небольшая тема (4 – 5 ч.), (10 – 12 макс.), вся тема разбивается по порции – это смысловой кусок. Каждая порция оформляется на карточку – задание. Набор карточек - заданий, содержащий всю тему, называется блоком. В блоке может быть от 4 – 9 карточек, (на практике 4 – 5 карточек), по содержанию все карточки разные, но в рамках данной темы или подтемы они объедены общей идеей. Главная идея – любая карточка должна являться самостоятельным входом в тему.
Структура карточек: любая карточка, вне зависимости, какая это школа, должна состоять из двух частей.
______________________
1
2
1
В 1-ю часть включаются задания для изучения.
Во 2 -ю часть - задания для самостоятельной работы.
Вторая часть карточки является вводом. Различают 6 видов карточек по структуре:
1карточка
1ч. – образец
2ч. – по подобию
2 карточка
Во 2ч. даётся большое количество заданий.
3 карточка
1ч. – изучить самостоятельно материал, затем - образец.
2ч. – задание для самостоятельной работы.
11
11 4 карточка
теория
2 образец выполнения
самостоятельная работа учащихся
11
11 5 карточка
дополнительный источник задания
2 образец выполнения
самостоятельная работа
усложнённое задание
11
11
2 дополнительный источник задания, образец
выполнения творческого задания.
Как работать с классом
Класс разбивается на малые группы. В малой группе столько учеников, сколько карточек-заданий. Посадка учащихся в малой группе при данной методике:
А)
Б)
Дети должны видеть, кто как работает. Класс разбивается до урока. В каждой микрогруппе выбирается лидер, который отвечает за работу данной микрогруппы. Каждый получает от учителя карточку. Вначале он изучает 1 часть карточки, затем выполняет 2 часть, предназначенную для самостоятельной работы, даёт проверить учителю, затем ищет партнёра. Выполнить2-ю часть карточки ученикам могут помочь ассистенты: сильные ученики, коллеги по работе. Как правило, ассистент должен знать карточки.
Запуск групповой консультации.
Лист учёта
Лидер
№
|
Ф.И. учащихся
|
|
|
№ карточки
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
1
|
Сидоров
|
-
|
|
|
|
|
|
2
|
Козлов
|
|
-
|
|
|
|
|
3
|
Петров
|
|
|
-
|
|
|
|
4
|
Иванова
|
|
|
|
-
|
|
|
Диктанты с письменным комментарием
Диктант с устным комментарием. Обязанность одного ученика в паре состоит в том, чтобы вначале продиктовать. В момент диктовки проверять правильность написания, а затем выслушивает устное объяснение. Другой ученик записывает, читает вслух, затем объясняет.
Алгоритм «Взаимные диктанты»
Ученики работают в паре. Правило: один диктует, другой пишет. Затем ролями меняются. «Быть начеку»
Объяснить задание с ошибкой, надо найти её и объяснить.
Контроль выполнения заданий по технологии
КСО
Групповые формы работы на уроке
Класс делится на группы по 4-5 человек. Группы формируются на добровольных началах, примерно одинаковые по работоспособности. Для каждой группы выбирается консультант – очень важная фигура. Его права и обязанности таковы : организация работы при выполнении группового задания на уроке, проверка тетрадей (записи), прием зачета у товарищей по решению задач, проведение в случае необходимости консультаций, заполнение открытого листа учета для своей группы.
Раз в неделю учитель занимается с консультантами: анализ деятельности групп, коллективный разбор наиболее сложного материала, планирование дальнейшей работы.
Группам дается нестандартное, творческое задание: для слабоуспевающих учащихся предусматриваются репродуктивные поручения. Каждый коллектив делает «свое» дело.
Задание 1 группе: Подготовить сообщение, используя алгоритмический план рассказа.
Литература …
Задание 2 группе: Рассказать об особенностях ….
Для этого проанализировать модель и сделать вывод. К своему рассказу подготовить кодограмму.
|