«Использование технологии «Коллективный способ обучения по В. К. Дьяченко»

«Использование технологии «Коллективный способ обучения по В. К. Дьяченко»


Название«Использование технологии «Коллективный способ обучения по В. К. Дьяченко»
страница1/4
ТипМетодическое пособие
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методическое пособие
  1   2   3   4


К ГУ «Юбилейная средняя школа»
«Использование технологии «Коллективный способ обучения по В.К. Дьяченко» на уроках русского языка»

Методическое пособие
Автор: Топчая Вера Николаевна,

учитель русского языка и литературы

http://shkola_rumya-rf.1gb.ru/downloads/images/news14-15/emblem.png

село Юбилейное

2016год

Составитель:

Топчая В.Н.- учитель русского языка и литературы

КГУ «Юбилейная средняя школа»

Методическое пособие по теме «Использование технологии «Коллективный способ обучения по В.К. Дьяченко» на уроках русского языка»
Рецензент: Кужахметова Ы.Т., методист районного методического кабинета
В данном пособии описывается технология «Коллективный способ обучения В.К.Дьяченко». Опыт учителя показывает, что коллективная форма обучения помогает заставить учеников самостоятельно «добывать» знания, пробудить в них желание учить и обучаться.

Учитель на своих уроках русского языка апробировала систему коллективного способа обучения и разработала задания по методике «Взаимообмен заданиями» по определенному алгоритму работы в парах сменного состава и в парах постоянного состава. На протяжении ряда лет апробация показала, что КСО способствует повышению мотивации к предмету и активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка.

В пособии излагаются теоретические основы и практическая часть по данной технологии. Автором представлены образцы уроков по русскому языку, групповые формы работы на уроке, общий алгоритм работы с текстом, контроль выполнения, разработки карточек по русскому языку с 5-8 класс, инструкция для работы над сочинением по КСО, которые могут успешно использоваться в практике работы учителями русского языка и литературы.

Содержание:

1. Пояснительная записка-----------------------------------------------------4-5

2. Теоретическая часть

1. Общие признаки коллективной работы-----------------------------------5

2. Методика технологии КСО--------------------------------------------------5-6

3.Работа с классом----------------------------------------------------------------6-7

4.Контроль выполнения заданий по технологии---------------------------7

3. Групповые формы работы----------------------------------------------------8

4. Общий алгоритм работы с текстом-----------------------------------------8-9

5. Работа с учебником-------------------------------------------------------------9

6. План работы над сочинением------------------------------------------------9-10

3. Практическая часть

Карточки к урокам русского языка

5 класс

1.Орфография (повторение)-----------------------------------------------------10-11

2. Фонетика. Орфография (закрепление)-------------------------------------11-12

6 класс

1.Имя прилагательное (закрепление)-----------------------------------------12-13

2.Имя прилагательное (контрольные работы)-------------------------------13-14

3. Имя прилагательное (взаимообмен)----------------------------------------13-14

4. Морфология. Повторение (взаимообмен)---------------------------------16-17

5. Пунктуация (повторение за 5 класс)----------------------------------------18-19

6. Глагол. Самодиктант (обобщение)------------------------------------------19-20

7. Фонетика. Орфография. Взаимодиктант (повторение)-----------------20-23

7 класс

1.Причастие (обобщение)---------------------------------------------------------23-24

2.Причастие (закрепление)-------------------------------------------------------24-25

2. Деепричастие (обобщение)----------------------------------------------------26-27

8 класс

1.Лист взаимного контроля

«Однородные члены предложения »--------------------------------------------27-29

4. Конспекты уроков русского языка

1. Урок русского языка в 6 классе

по теме «Имя прилагательное. Обобщение»-----------------------------------29-33

2. Урок русского языка в 6 классе

по теме «Правописание имен существительных»----------------------------33-41

5.Список используемой литературы------------------------------------------42

Пояснительная записка

Обучение - это общение человека с человечеством.

А.Петровский

В Государственной программе развития образования РК на 2011 – 2020 годы отмечено, что образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии « Казахстан-2030». Целью образования в средней школе является формирование социально – активной, творчески самостоятельной личности.

Подготовка учащихся к жизни – это подготовка личности молодых к социально необходимой, значимой для общества и самого человека деятельности, в которой наиболее полно раскрываются его творческие возможности на основе удовлетворения духовных запросов интересов, склонностей.

Коллективная форма организации учебно-воспитательного процесса наиболее всего соответствует воспитательным задачам нашего общества и помогает обеспечить высокий уровень образования для всех. Мне близка идея коллективного способа обучения В.К.Дьяченко. Для работы над этой технологией были поставлены следующие задачи:

1)выявить концептуальные основы технологии;

2) изучить особенности содержания и сущностные характеристики КСО;

3) показать практическое использование технологии КСО на уроках русского языка;

4) выявить преимущества технологии.

Коллективная работа – это полноценная самостоятельная организация обучения. Уникальность использования методик коллективного способа обучения обеспечивается такими её признаками, как непосредственное взаимодействия между учащимися и опосредственное руководство деятельностью ученика со стороны учителя. Педагог руководит работой в целом: предъявляет задание, инструкцию (алгоритм).

Актуальность этой педагогической технологии определяется тем, что она предлагает путь разрешения многих назревших проблем и противоречий современного образования.

Я пришла к выводу: учитель - ученик должны сотрудничать. Обучение в школе – особый этап в жизни человека, он раскрывает творческий потенциал личности.

Коллективные способы обучения всеми своими методиками превращают каждого ученика и весь класс, в целом, в субъекты самообучения.

Опыт показывает, что коллективная форма обучения означает такую организацию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах, группах и состав их периодически меняется. Технология коллективного обучения позволяет плодотворно развивать у учащихся самостоятельность, коммуникативность.

Развитие интереса к познавательной активности учащихся в рамках данного варианта организации учебной работы связано и с самой формой материала.

Посредством сочетания различных форм коллективные способы обучения обеспечивают успешность учения каждому ребенку.

2. Теоретическая часть

Общие признаки коллективной работы

1.Наличие у всех её участников единой общей цели.

2.Разделение труда, функций и обязанностей.

3.Сотрудничество и товарищеская помощь – взаимопомощь, т.к. «коллектив – это группа людей, сотрудничающих друг с другом. Без сотрудничества не может быть коллектива».

4.Забота всех о каждом и каждого обо всех.

5. Равенство объективных условий для каждого.

Коллективная форма организации учебной работы имеет только одну структуру общения: ДС (диалогическое сочетание) в ПСС (парах сменного состава).
Методика КСО

Методика взаимного обмена заданий - ВОЗ, ПСС (пара сменного состава).

Сущность: передача информации от одного ученика данной информации другому, не обладающему этой информацией. При работе в ПСС – это проговаривание данной информации и записывание её в тетрадь (партнёром).

Подготовка учебного материала для выдачи его по ВОЗ:

Выбирается небольшая тема (4 – 5 ч.), (10 – 12 макс.), вся тема разбивается по порции – это смысловой кусок. Каждая порция оформляется на карточку – задание. Набор карточек - заданий, содержащий всю тему, называется блоком. В блоке может быть от 4 – 9 карточек, (на практике 4 – 5 карточек), по содержанию все карточки разные, но в рамках данной темы или подтемы они объедены общей идеей. Главная идея – любая карточка должна являться самостоятельным входом в тему.

Структура карточек: любая карточка, вне зависимости, какая это школа, должна состоять из двух частей.

______________________

1

2

1

В 1-ю часть включаются задания для изучения.

Во 2 -ю часть - задания для самостоятельной работы.
Вторая часть карточки является вводом. Различают 6 видов карточек по структуре:

1карточка

1ч. – образец

2ч. – по подобию

2 карточка

Во 2ч. даётся большое количество заданий.

3 карточка

1ч. – изучить самостоятельно материал, затем - образец.

2ч. – задание для самостоятельной работы.


11

11
4 карточка

теория


2
образец выполнения

самостоятельная работа учащихся

11

11
5 карточка

дополнительный источник задания


2
образец выполнения

самостоятельная работа

усложнённое задание


11

11


2
дополнительный источник задания, образец

выполнения творческого задания.


Как работать с классом

Класс разбивается на малые группы. В малой группе столько учеников, сколько карточек-заданий. Посадка учащихся в малой группе при данной методике:

А)

Б)

Дети должны видеть, кто как работает. Класс разбивается до урока. В каждой микрогруппе выбирается лидер, который отвечает за работу данной микрогруппы. Каждый получает от учителя карточку. Вначале он изучает 1 часть карточки, затем выполняет 2 часть, предназначенную для самостоятельной работы, даёт проверить учителю, затем ищет партнёра. Выполнить2-ю часть карточки ученикам могут помочь ассистенты: сильные ученики, коллеги по работе. Как правило, ассистент должен знать карточки.

Запуск групповой консультации.

Лист учёта

Лидер



Ф.И. учащихся







№ карточки

1

2

3

4

5

6

1

Сидоров

-
















2

Козлов




-













3

Петров







-










4

Иванова










-









Диктанты с письменным комментарием

Диктант с устным комментарием. Обязанность одного ученика в паре состоит в том, чтобы вначале продиктовать. В момент диктовки проверять правильность написания, а затем выслушивает устное объяснение. Другой ученик записывает, читает вслух, затем объясняет.

Алгоритм «Взаимные диктанты»

Ученики работают в паре. Правило: один диктует, другой пишет. Затем ролями меняются.
«Быть начеку»

Объяснить задание с ошибкой, надо найти её и объяснить.

Контроль выполнения заданий по технологии

КСО

Групповые формы работы на уроке

Класс делится на группы по 4-5 человек. Группы формируются на добровольных началах, примерно одинаковые по работоспособности. Для каждой группы выбирается консультант – очень важная фигура. Его права и обязанности таковы : организация работы при выполнении группового задания на уроке, проверка тетрадей (записи), прием зачета у товарищей по решению задач, проведение в случае необходимости консультаций, заполнение открытого листа учета для своей группы.

Раз в неделю учитель занимается с консультантами: анализ деятельности групп, коллективный разбор наиболее сложного материала, планирование дальнейшей работы.

Группам дается нестандартное, творческое задание: для слабоуспевающих учащихся предусматриваются репродуктивные поручения. Каждый коллектив делает «свое» дело.

Задание 1 группе: Подготовить сообщение, используя алгоритмический план рассказа.

Литература …

Задание 2 группе: Рассказать об особенностях ….

Для этого проанализировать модель и сделать вывод. К своему рассказу подготовить кодограмму.
  1   2   3   4

Похожие:

«Использование технологии «Коллективный способ обучения по В. К. Дьяченко» icon«Свадебный обряд». На первом уроке учащиеся работали по индивидуально-бригадной технологии
Использование индивидуально-бригадной технологии обучения на уроках музыкально-эстетического цикла

«Использование технологии «Коллективный способ обучения по В. К. Дьяченко» iconМетодическая разработка открытого урока производственного обучения...
Технологии контекстного обучения – это технологии, когда деятельность студентов в процессе обучения непосредственно связана с профессиональной...

«Использование технологии «Коллективный способ обучения по В. К. Дьяченко» iconВыпускная квалификационная работа на тему : «Технологии бережливого...
Тема выпускной квалификационной работы: «Технологии бережливого производства и их использование на предприятии.»

«Использование технологии «Коллективный способ обучения по В. К. Дьяченко» iconДля студентов очной формы обучения 36. 05. 01 «Ветеринария» (специалист) Ставрополь 2016
Ветеринарно-санитарная экспертиза: методическое пособие по выполнению самостоятельной работы (для студентов очной формы обучения...

«Использование технологии «Коллективный способ обучения по В. К. Дьяченко» icon«Использование технологии видеоконференция как инструмента внедрения...
Заочные региональные научно-технические чтения обучающихся и педагогических работников профессиональных образовательных организаций...

«Использование технологии «Коллективный способ обучения по В. К. Дьяченко» iconПедагогические технологии как основа компетентностно ориентированного подхода
В связи с этим, в образовательном процессе применяются инновационные технологии, которые еще и вызваны интеграционными и информационными...

«Использование технологии «Коллективный способ обучения по В. К. Дьяченко» iconРеализация требований фгос: использование технологии деятельностного...
Ii реализация требований фгос через использование технологии деятельностного метода на уроках в начальной школе

«Использование технологии «Коллективный способ обучения по В. К. Дьяченко» icon«Современный подход к организации образовательного процесса уроков...
На заседании методического объединения учителей технологии, обж и физической культуры

«Использование технологии «Коллективный способ обучения по В. К. Дьяченко» iconЛекция Введение в курс «Компьютерные технологии в науке и образовании»
Лекция Классификация и характеристика программных средств информационной технологии обучения (ито) 18

«Использование технологии «Коллективный способ обучения по В. К. Дьяченко» iconКоллективный договор и его значение для организации
Коллективный договор обособленного структурного подразделения не должен содержать нормы, ухудшающие положение работников по сравнению...

«Использование технологии «Коллективный способ обучения по В. К. Дьяченко» iconПрименение case-технологии в образовательном процессе
Отдельное внимание уделяется принципам проведения занятия, основанного на применении case – метода. В конце статьи подводятся итоги,...

«Использование технологии «Коллективный способ обучения по В. К. Дьяченко» iconМ. Е. Жуковский, Р. В. Усков о применении графических процессоров...
В работе рассмотрены основы применения технологии nVidia© cuda для распараллеливания вычислений с использованием графических процессоров....

«Использование технологии «Коллективный способ обучения по В. К. Дьяченко» iconКоллективный договор образовательного учреждения
Настоящий коллективный договор заключен между работодателем и работниками и является правовым актом, регулирующим социально-трудовые...

«Использование технологии «Коллективный способ обучения по В. К. Дьяченко» iconКоллективный договор федерального государственного бюджетного образовательного...
Настоящий коллективный договор является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения между работодателем и работниками...

«Использование технологии «Коллективный способ обучения по В. К. Дьяченко» iconОпыта: «Использование икт на уроках окружающего мира в начальной...
Автор опыта: Чебыкина Мария Викторовна, учитель начальных классов мбоу «сош №1 г. Нарьян-Мара»

«Использование технологии «Коллективный способ обучения по В. К. Дьяченко» iconМетодические рекомендации по организации модульно-компетентностного...
Методика проведения учебного занятия в режиме технологии модульно-компетентностного обучения


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск