Львов В. В. «Школьный орфоэпический словарь русского языка»

Львов В. В. «Школьный орфоэпический словарь русского языка»


Скачать 1.31 Mb.
Название Львов В. В. «Школьный орфоэпический словарь русского языка»
страница 1/12
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
ЕГЭ. Русский язык. Часть 1.

А 1

Орфоэпические нормы

Орфоэпические нормы – это правила произношения отдельных звуков, сочетаний звуков, грамматических форм (нормы произношения и нормы ударения, или акцентологические нормы).

Орфоэпические задания включают в себя слова, в которых часто нарушаются нормы ударения: оптОвый, цемЕнт, чЕрпать, квартАл, каталОг, зАсуха, христианИн, вероисповЕдание, простынЯ, прядИльный, щЁлкать, экспЕрт, баловАть, щавЕль, свЁкла и т.д.

В задания включены грамматические формы разных частей речи, в которых часто допускаются неверное ударение. Это существительные в форме мн. числа (аэропОрты, бАнты, тОрты); глаголы в личных формах настоящего-будущего времени (сорИт, балУет, переключИт, вручИт, звонИшь) и в прошедшем времени (занялА, создалА, лилАсь, налилА, отбылА, продалА, прИбыло, нАчали); действительные и страдательные причастия (налИвший, прибЫвший, отключЁнный, зАгнутый, закУпорив, запертА); наречия (нАискось, надОлго, нАбок).

Чтобы успешно выполнить задание А 1, необходимо знать некоторые закономерности в постановке ударений:

Существительные мужского рода на –лог, называющие неодушевленные предметы, имеют ударение на последнем слоге: эпилог, каталог, некролог (но : аналог). Называющие лиц по роду занятий - на среднем слоге, то есть не на части – лог: антрополог, физиолог.

Сложные существительные с частью –провод произносятся с ударением на последнем слоге: водопровод, мусоропровод, нефтепровод, трубопровод.

Ударение у существительных женского рода на –ота зависит от того, образованы они от прилагательного или от глагола. Если образованы от прилагательных, то имеют ударение на окончании: глухота, красота, слепота, немота. Если от глаголов – на основе: ломота, дремота, острота, зевота.

Существительные мужского рода на –анин чаще всего имеют ударение на предпоследнем слоге: марсианин, англичанин, египтянин, мусульманин.

Ударение на последний слог падает в словах старославянского происхождения: христианИн, славянИн, мещанИн, дворянИн.

В кратких прилагательных и причастиях женского рода, а также в глаголах прошедшего времени женского рода принято ставить ударение на последнем слоге: молода, брала, приняла, принята (НО: крАла, клАла)

У глаголов на –ировать существует тенденция к переносу ударения с последнего слога на третий от конца: блокировать, копировать, экспортировать, делегировать.

НО: премировАть, пломбировАть, маркировАть.

Для формирования орфоэпического минимума следует обращаться к словарям:

1) «Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы» / под ред. Р. И.Аванесова. – М.: Русский язык, 1996.

2) Львов В.В. «Школьный орфоэпический словарь русского языка». – М.: Дрофа, 2004-2007.

3) Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. М.: Просвещение, 2007.

А 2

Лексические нормы

Задание проверяет умение правильно употреблять паронимы (из гр. para - возле, onyma – имя; однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях, например, узнать - признать, одеть - надеть, подпись – роспись). Паронимы, как правило, относятся к одной и той же части речи и выполняют в предложении аналогичные синтаксические функции.

Для выбора правильного ответа можно воспользоваться алгоритмом:

1. Разграничиваем лексические значения паронимов путем подбора синонимов, антонимов или словосочетаний.

2. Проводим смысловой анализ предложений.

3. Определяем верный ответ.

Внимательно читаем все предложения, три из них будут чем-то похожи: либо выделенные слова будут напрямую связаны с существительным, от которого образованы (демократический — связанный непосредственно с демократией, военный — с войной и т. п.), либо, наоборот, одно из слов будет напрямую связано с существительным, а остальные три — нет. Но если вдруг встретятся слова типа абонент — абонемент, то этот алгоритм уже не сработает. Здесь придется применить метод исключения и логические рассуждения.

Примечание. Разграничив лексические значения в данном задании, можно избежать ошибок, связанных с определенным сходством в звучании, морфемном строении и грамматических признаках слов-паронимов.

А 3

Морфологические нормы

Задание А3 проверяет умение правильно выбирать форму слова следующих частей речи:

имени существительного;

имени прилагательного и наречия;

имени числительного;

местоимения;

глагола.

Имя существительное.

Правило.

1) Предложный падеж единственного числа.

Некоторые неодушевленные существительные мужского рода 2-го склонения употребляются в предложном падеже единственного числа с двумя вариантами окончаний (окончания – у /обычно по ударением/ или –е /без ударения/):

-при указании на вещество, массу (на весу, на меду); при обозначении собрания людей (в полку) используются формы на –у;

- в объектном значении (в роли дополнения) употребляются формы на –е:

в «Вишневом саде» Чехова, в «Лесе» Островского.
2) Именительный падеж множественного числа (окончания –а или –ы).

Различай!

Кондукторы – приспособления в технике

Кондуктора – работники транспорта

Пропуски – что-либо пропущенное

Пропуска – документа

Хлебы – печёные

Хлеба – злаки











3) Употребление форм рода

Различай!

женский род

мужской род

вуаль (смотрю за темную вуаль)

гуашь (белой гуашью)

мозоль (наступить больную мозоль)

тюль (красивым тюлем)

шампунь (мыть голову шампунем)

Имя прилагательное  и наречие (степени сравнения).

степень

форма

сравнительная степень (обозначает признак, проявляющийся в большей или меньшей степени)

превосходная степень(обозначает признак, проявляющийся в каком-либо предмете в наибольшей степени)

простая форма:

суффиксы: -Е, -ЕЕ, -ЕЙ, -ШЕ

суффиксы –АЙШ, -ЕЙШ,

иногда: приставка НАИ- + суффиксы –АЙШ, -ЕЙШ

У наречия простой превосходной степени нет!

составная форма:

БОЛЕЕ, МЕНЕЕ + прилагательное (наречие) в начальной форме

1) простая сравнительная степень + ВСЕХ (ВСЕГО)

2)  САМЫЙ, НАИБОЛЕЕ + прилагательное в начальной форме (только для прилагательного)

Правило.

НЕЛЬЗЯ соединять формы превосходной и сравнительной степени, а также простые и составные формы обеих степеней сравнения!

Например, НЕЛЬЗЯ: самый тончайший, более худшее, наименее красивее.

МОЖНО: самый тонкий или тончайший, более худой или хуже, наименее красивый или красивее.

Помни!

бойкий – бойчее и бойче,

гибкий – гибче,

гладкий – глаже,

глубокий – глубже,

горький (опыт) – горше,

горький (на вкус) – горче,

дикий – диче или дичее,

ловкий – ловче или ловчее,

мелкий – мельче,

узкий – уже,

хлёсткий – хлестче

Имя числительное.

склонение числительных

Различай!

количественные числительные

(сколько?)

порядковые числительные

(который по счету?)

склоняются все слова:

Р.п. (нет) семисот   восьмидесяти двух

Т.п. (чем?) семьюстами восьмьюдесятью двумя

  • полтора:

И.,В. – полтора (м., ср.р.), полторы(ж.р.)

Р., Д., Т., П. – полутора

  • сорок, девяносто, сто:

И., В. – нулевое окончание,

Р., Д., Т., П.  – окончание –а

  • десятки

обе части оканчиваются одинаково

пятидесяти, пятьюдесятью

  • сотни:

склоняются обе части, в случае затруднения подставь вместо словасот – нота

И.,В. пять нот – пять  сот   .

Р. пяти нот – пятисот   .

Д. пяти нотам – пятистам

Т. пятью нотами – пятьюстами

П. о пяти нотах – о пятистах

склоняется только последнее слово

до тысяча шестьсот восемьдесят шестого (года)

в две тысячи пятьсот девяноста седьмом (году)

При указании даты после порядкового числительного  название месяца ставится в родительном падеже:

к пятому января,

перед первым сентября

Местоимение.

Ошибка

Пример

Исправленный вариант

случаи неверного употребления личного местоимения 3-го лица в косвенных падежах с предлогом (без начального н)

я к ей с душой

я к ней с душой

Ловушка! После некоторых предлогов у местоимений нет начального н-:благодаря ему, включая его, вне его, вопреки ему, вслед ему, навстречу ему, наперекор ему, наподобие его, подобно ему, посредине его  (но: посреди него!), посредством его, согласно ему

сочетания с ней, для ней, от ней имеют архаический характер

от ней что годно можно ожидать

от нее что годно можно ожидать

ошибочное образование формы родительного падежа вопросительного (относительного) местоимения сколько

Ейное отношение к игрокам возмутительно. Ихняя коза бодается

Её отношение к игрокам возмутительно. Их коза бодается

неоправданный пропуск возвратного местоимения себя

Она ничего не представляет!

Позволю перейти к следующему вопросу

Она ничего собой не представляет!

Позволю себе перейти к следующему вопросу

местоимение как лишнее слово

Эта ведущая, она сама – слабейшее звено

Она, эта ведущая,  слабейшее звено

нарушение связи между подлежащим и сказуемым и нарушение согласования с замещаемым словом.

Со словами КТО и ЧТО – сказуемое ставится только в ед.ч.!

У тех, кто выступают против меня, будут проблемы

Все, кто не знают ответов, должен покинуть игру

У тех, кто выступает против меня, будут проблемы

Все, кто не знает ответов, должен покинуть игру

двусмысленность при употреблении местоимения

Аркадий и Борис заспорили, и его(кого именно?) не удивило, почему я его не поддержал





Глагол.

Правило.

У глаголов УБЕДИТЬ, ПОБЕДИТЬ, ОЩУТИТЬ, ОЧУТИТЬСЯ, ПРОНЗИТЬ, ВИСЕТЬ, ДЕРЗИТЬ, ЧУДИТЬ, ДУДЕТЬ, КОЛОСИТЬСЯ, ОТНЯТЬСЯ, ГОРЧИТЬ, ОТПОЧКОВАТЬСЯ, БУЗИТЬ, РЖАВЕТЬ и некоторых других не употребляются формы 1-го лица единственного числа: я дерзю, дудю, бузю.

Алгоритм действий.

1) Определи, формы какой части речи представлены в вариантах ответа.

2)  Выяви основные признаки данной формы (определи род, число, падеж, лицо и т.д.)

3) Подумай, где могут содержаться ошибки.

Разбор задания.

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1)  в тысяча восьмисотом году

2)  несколько горячих оладий

3)  лягте на пол

4)  идти навстречу ним

Вариант №1.

В тысяча восьмисотом году – нас интересует порядковое числительное в форме предложного падежа. Вспоминаем: в порядковом числительном при склонении должна изменяться только последняя часть, то есть тысяча остается неизменной, изменяется только восемьсот. Значит, форма образована правильно.

Вариант №2.

Несколько горячих оладий. Обращаем внимание на существительное оладий, которое стоит в форме родительного падежа множественного числа. Необходимо вспомнить правила использования вариантов окончаний: -ов, нулевого, -ей. Ставим в начальную форму – оладья, это существительное женского рода с безударным окончанием –ья. Таким образом, окончание в Р.п. мн. ч. должно быть нулевое: оладий образовано  правильно.

Вариант №3.

В словосочетании лягте на пол использован глагол в повелительном наклонении (см.: Глагол. Помни!) От глагола совершенного времени лечь образуется форма повелительного наклонения лягте.

Вариант №4.

Идти навстречу ним. В этом словосочетании используется форма дательного падежа единственного числа личного местоимения в сочетании с предлогом. Хотя мы знаем, что после предлогов личные местоимения имеют наращение н-, но есть и исключения (см. Ловушка!). К ним и относится предлог навстречу, поэтому правильная форма будет навстречу им.

Таким образом, правильный вариант №4.

Потренируйся!!!

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) более пятиста человек

2) инженеры

3) наисложнейший

4) в день именин

2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) пара ботинков

2) идя по улице

3) с шестьюдесятью миллионами

4) наименее удачной попыткой

3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) клади сумку

2) более семисот человек

3) до две тысячи пятого года

4) две пары чулков

Ответы: 1, 1, 4.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Львов В. В. «Школьный орфоэпический словарь русского языка» icon Верность
С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. Москва. «Азъ». 1995 г
Львов В. В. «Школьный орфоэпический словарь русского языка» icon Программа учебной дисциплины практическая и функциональнаястилистика...
Приступая к изучению данной дисциплины, студенты должны иметь представление о системе современного русского языка и ее составляющих,...
Львов В. В. «Школьный орфоэпический словарь русского языка» icon Методическая разработка урока русского языка с использованием эор...
Автор: Поспелова Т. А., учитель русского языка и литературы лицея №17 г. Костромы
Львов В. В. «Школьный орфоэпический словарь русского языка» icon Программа повышения квалификации для преподавателей русского языка...
Программа предназначена для преподавателей русского языка (в том числе как неродного), специалистов учреждений дополнительного профессионального...
Львов В. В. «Школьный орфоэпический словарь русского языка» icon Доклад на конференцию «Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы»
«Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы» учителя русского языка и литературы мкоу «Каштановская...
Львов В. В. «Школьный орфоэпический словарь русского языка» icon Доклад учителя русского языка и литературы Музяевой А
Типовые задачи на формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных) на уроках...
Львов В. В. «Школьный орфоэпический словарь русского языка» icon Кафедра русского языка Учебно-исследовательские проекты школьников...
Рекомендовано к печати кафедрой русского языка Тверского государственного университета (протокол №2 от 5 октября 2016 г.)
Львов В. В. «Школьный орфоэпический словарь русского языка» icon Учебное пособие москва 2000 рецензент : Доктор филологических наук,...
В учебном пособии дается краткое описание основных типов фразеологических единиц русского языка и приводятся многочисленные примеры...
Львов В. В. «Школьный орфоэпический словарь русского языка» icon В. А. Новосельцева русский язык в деловой документации
Целью изучения курса является приобретение знания русского языка, развитие умений слушателей правильно использовать средства русского...
Львов В. В. «Школьный орфоэпический словарь русского языка» icon Литература Тема опыта: «Повышение познавательной активности обучающихся...
...
Львов В. В. «Школьный орфоэпический словарь русского языка» icon Сценарий урока русского языка в 6 классе с использованием технологии...
...
Львов В. В. «Школьный орфоэпический словарь русского языка» icon История русского литературного языка
Ковалевская, Е. Г. История русского литературного языка : учеб пособ для студ пед ин-тов / Е. Г. Ковалевская. – М. Просвещение, 1978....
Львов В. В. «Школьный орфоэпический словарь русского языка» icon Литература Тема опыта: «Использование технологии педагогических мастерских...
Автор опыта: Чеботарёва Валентина Павловна, учитель русского языка и литературы маоу «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным...
Львов В. В. «Школьный орфоэпический словарь русского языка» icon Рабочая программа Русский язык. 5 класс А. Срок реализации данной...
Программы по русскому языку для 5 – 11 классов (базовый уровень): Разумовская М. М., В. И. Капинос, С. И. Львов, Г. А. Богданова,...
Львов В. В. «Школьный орфоэпический словарь русского языка» icon Программа учебной дисциплины Актуальные проблемы русской речевой...
Приступая к изучению данной дисциплины, студенты должны иметь представление о системе современного русского языка и ее составляющих,...
Львов В. В. «Школьный орфоэпический словарь русского языка» icon Тема эффективность использования системы тестирования на уроках русского...
Представить собственный опыт использования системы тестирования на уроках русского языка

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск