Скачать 1.31 Mb.
|
ЕГЭ. Русский язык. Часть 1. А 1 Орфоэпические нормы Орфоэпические нормы – это правила произношения отдельных звуков, сочетаний звуков, грамматических форм (нормы произношения и нормы ударения, или акцентологические нормы). Орфоэпические задания включают в себя слова, в которых часто нарушаются нормы ударения: оптОвый, цемЕнт, чЕрпать, квартАл, каталОг, зАсуха, христианИн, вероисповЕдание, простынЯ, прядИльный, щЁлкать, экспЕрт, баловАть, щавЕль, свЁкла и т.д. В задания включены грамматические формы разных частей речи, в которых часто допускаются неверное ударение. Это существительные в форме мн. числа (аэропОрты, бАнты, тОрты); глаголы в личных формах настоящего-будущего времени (сорИт, балУет, переключИт, вручИт, звонИшь) и в прошедшем времени (занялА, создалА, лилАсь, налилА, отбылА, продалА, прИбыло, нАчали); действительные и страдательные причастия (налИвший, прибЫвший, отключЁнный, зАгнутый, закУпорив, запертА); наречия (нАискось, надОлго, нАбок). Чтобы успешно выполнить задание А 1, необходимо знать некоторые закономерности в постановке ударений: Существительные мужского рода на –лог, называющие неодушевленные предметы, имеют ударение на последнем слоге: эпилог, каталог, некролог (но : аналог). Называющие лиц по роду занятий - на среднем слоге, то есть не на части – лог: антрополог, физиолог. Сложные существительные с частью –провод произносятся с ударением на последнем слоге: водопровод, мусоропровод, нефтепровод, трубопровод. Ударение у существительных женского рода на –ота зависит от того, образованы они от прилагательного или от глагола. Если образованы от прилагательных, то имеют ударение на окончании: глухота, красота, слепота, немота. Если от глаголов – на основе: ломота, дремота, острота, зевота. Существительные мужского рода на –анин чаще всего имеют ударение на предпоследнем слоге: марсианин, англичанин, египтянин, мусульманин. Ударение на последний слог падает в словах старославянского происхождения: христианИн, славянИн, мещанИн, дворянИн. В кратких прилагательных и причастиях женского рода, а также в глаголах прошедшего времени женского рода принято ставить ударение на последнем слоге: молода, брала, приняла, принята (НО: крАла, клАла) У глаголов на –ировать существует тенденция к переносу ударения с последнего слога на третий от конца: блокировать, копировать, экспортировать, делегировать. НО: премировАть, пломбировАть, маркировАть. Для формирования орфоэпического минимума следует обращаться к словарям: 1) «Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы» / под ред. Р. И.Аванесова. – М.: Русский язык, 1996. 2) Львов В.В. «Школьный орфоэпический словарь русского языка». – М.: Дрофа, 2004-2007. 3) Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. М.: Просвещение, 2007. А 2 Лексические нормы Задание проверяет умение правильно употреблять паронимы (из гр. para - возле, onyma – имя; однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях, например, узнать - признать, одеть - надеть, подпись – роспись). Паронимы, как правило, относятся к одной и той же части речи и выполняют в предложении аналогичные синтаксические функции. Для выбора правильного ответа можно воспользоваться алгоритмом: 1. Разграничиваем лексические значения паронимов путем подбора синонимов, антонимов или словосочетаний. 2. Проводим смысловой анализ предложений. 3. Определяем верный ответ. Внимательно читаем все предложения, три из них будут чем-то похожи: либо выделенные слова будут напрямую связаны с существительным, от которого образованы (демократический — связанный непосредственно с демократией, военный — с войной и т. п.), либо, наоборот, одно из слов будет напрямую связано с существительным, а остальные три — нет. Но если вдруг встретятся слова типа абонент — абонемент, то этот алгоритм уже не сработает. Здесь придется применить метод исключения и логические рассуждения. Примечание. Разграничив лексические значения в данном задании, можно избежать ошибок, связанных с определенным сходством в звучании, морфемном строении и грамматических признаках слов-паронимов. А 3 Морфологические нормы Задание А3 проверяет умение правильно выбирать форму слова следующих частей речи: имени существительного; имени прилагательного и наречия; имени числительного; местоимения; глагола. Имя существительное. Правило. 1) Предложный падеж единственного числа. Некоторые неодушевленные существительные мужского рода 2-го склонения употребляются в предложном падеже единственного числа с двумя вариантами окончаний (окончания – у /обычно по ударением/ или –е /без ударения/): -при указании на вещество, массу (на весу, на меду); при обозначении собрания людей (в полку) используются формы на –у; - в объектном значении (в роли дополнения) употребляются формы на –е: в «Вишневом саде» Чехова, в «Лесе» Островского. 2) Именительный падеж множественного числа (окончания –а или –ы). Различай!
3) Употребление форм рода Различай!
Имя прилагательное и наречие (степени сравнения).
Правило. НЕЛЬЗЯ соединять формы превосходной и сравнительной степени, а также простые и составные формы обеих степеней сравнения! Например, НЕЛЬЗЯ: самый тончайший, более худшее, наименее красивее. МОЖНО: самый тонкий или тончайший, более худой или хуже, наименее красивый или красивее. Помни! бойкий – бойчее и бойче, гибкий – гибче, гладкий – глаже, глубокий – глубже, горький (опыт) – горше, горький (на вкус) – горче, дикий – диче или дичее, ловкий – ловче или ловчее, мелкий – мельче, узкий – уже, хлёсткий – хлестче Имя числительное. склонение числительных Различай!
Местоимение.
Глагол. Правило. У глаголов УБЕДИТЬ, ПОБЕДИТЬ, ОЩУТИТЬ, ОЧУТИТЬСЯ, ПРОНЗИТЬ, ВИСЕТЬ, ДЕРЗИТЬ, ЧУДИТЬ, ДУДЕТЬ, КОЛОСИТЬСЯ, ОТНЯТЬСЯ, ГОРЧИТЬ, ОТПОЧКОВАТЬСЯ, БУЗИТЬ, РЖАВЕТЬ и некоторых других не употребляются формы 1-го лица единственного числа: я Алгоритм действий. 1) Определи, формы какой части речи представлены в вариантах ответа. 2) Выяви основные признаки данной формы (определи род, число, падеж, лицо и т.д.) 3) Подумай, где могут содержаться ошибки. Разбор задания. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) в тысяча восьмисотом году 2) несколько горячих оладий 3) лягте на пол 4) идти навстречу ним Вариант №1. В тысяча восьмисотом году – нас интересует порядковое числительное в форме предложного падежа. Вспоминаем: в порядковом числительном при склонении должна изменяться только последняя часть, то есть тысяча остается неизменной, изменяется только восемьсот. Значит, форма образована правильно. Вариант №2. Несколько горячих оладий. Обращаем внимание на существительное оладий, которое стоит в форме родительного падежа множественного числа. Необходимо вспомнить правила использования вариантов окончаний: -ов, нулевого, -ей. Ставим в начальную форму – оладья, это существительное женского рода с безударным окончанием –ья. Таким образом, окончание в Р.п. мн. ч. должно быть нулевое: оладий образовано правильно. Вариант №3. В словосочетании лягте на пол использован глагол в повелительном наклонении (см.: Глагол. Помни!) От глагола совершенного времени лечь образуется форма повелительного наклонения лягте. Вариант №4. Идти навстречу ним. В этом словосочетании используется форма дательного падежа единственного числа личного местоимения в сочетании с предлогом. Хотя мы знаем, что после предлогов личные местоимения имеют наращение н-, но есть и исключения (см. Ловушка!). К ним и относится предлог навстречу, поэтому правильная форма будет навстречу им. Таким образом, правильный вариант №4. Потренируйся!!! 1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) более пятиста человек 2) инженеры 3) наисложнейший 4) в день именин 2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) пара ботинков 2) идя по улице 3) с шестьюдесятью миллионами 4) наименее удачной попыткой 3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) клади сумку 2) более семисот человек 3) до две тысячи пятого года 4) две пары чулков Ответы: 1, 1, 4. |
Верность С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. Москва. «Азъ». 1995 г |
Программа учебной дисциплины практическая и функциональнаястилистика... Приступая к изучению данной дисциплины, студенты должны иметь представление о системе современного русского языка и ее составляющих,... |
||
Методическая разработка урока русского языка с использованием эор... Автор: Поспелова Т. А., учитель русского языка и литературы лицея №17 г. Костромы |
Программа повышения квалификации для преподавателей русского языка... Программа предназначена для преподавателей русского языка (в том числе как неродного), специалистов учреждений дополнительного профессионального... |
||
Доклад на конференцию «Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы» «Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы» учителя русского языка и литературы мкоу «Каштановская... |
Доклад учителя русского языка и литературы Музяевой А Типовые задачи на формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных) на уроках... |
||
Кафедра русского языка Учебно-исследовательские проекты школьников... Рекомендовано к печати кафедрой русского языка Тверского государственного университета (протокол №2 от 5 октября 2016 г.) |
Учебное пособие москва 2000 рецензент : Доктор филологических наук,... В учебном пособии дается краткое описание основных типов фразеологических единиц русского языка и приводятся многочисленные примеры... |
||
В. А. Новосельцева русский язык в деловой документации Целью изучения курса является приобретение знания русского языка, развитие умений слушателей правильно использовать средства русского... |
Литература Тема опыта: «Повышение познавательной активности обучающихся... ... |
||
Сценарий урока русского языка в 6 классе с использованием технологии... ... |
История русского литературного языка Ковалевская, Е. Г. История русского литературного языка : учеб пособ для студ пед ин-тов / Е. Г. Ковалевская. – М. Просвещение, 1978.... |
||
Литература Тема опыта: «Использование технологии педагогических мастерских... Автор опыта: Чеботарёва Валентина Павловна, учитель русского языка и литературы маоу «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным... |
Рабочая программа Русский язык. 5 класс А. Срок реализации данной... Программы по русскому языку для 5 – 11 классов (базовый уровень): Разумовская М. М., В. И. Капинос, С. И. Львов, Г. А. Богданова,... |
||
Программа учебной дисциплины Актуальные проблемы русской речевой... Приступая к изучению данной дисциплины, студенты должны иметь представление о системе современного русского языка и ее составляющих,... |
Тема эффективность использования системы тестирования на уроках русского... Представить собственный опыт использования системы тестирования на уроках русского языка |
Поиск |