Скачать 145.86 Kb.
|
Сценарий урока русского языка в 6 классе с использованием технологии образовательного квеста Епифанова О.Ю. учитель русского языка и литературы БОУ г. Омска «Лицей № 92» Тема: «Антонимы» 1.Приветствие Доброе утро, ребята. Рада вас видеть. Сегодня мы с вами постараемся интересно и с пользой провести эти 40 минут урока. Готовы? Начинаем. 2.Проблематизация Ребята, вы, наверняка, знаете знаменитые строчки из стихотворения поэта В.В.Маяковского: «Крошка сын к отцу пришел. И спросила кроха...» Можете продолжить? «Что такое хорошо И что такое плохо?»
дружба-ссора мир-война любовь-ненависть жадность-щедрость равнодушие — отзывчивость ясно — пасмурно добро-зло скучно — интересно... Сравните слова из первого и второго столбиков. Каково их значение?
То есть перед нами слова с противоположным лексическим значением.
Какими словами их можно описать? (С противоположным значением) Как они называются? В греческом языке анти- означает против, онима — имя. Какое слово получается? -Антонимы. О них мы и будем сегодня говорить. 3. Целеполагание ( Какова же тогда цель нашего урока? Что нам надо изучить? (подсказки для учащихся) «…… роль антонимов…..» Предположите, какие слова могут скрываться за многоточиями. «Выяснить роль антонимов в речи». Как этого добиться? Что для этого нужно сделать? Вот эти слова могут вам помочь. Изучить… Находить… Подбирать… Применять… Продолжите фразы. -Изучить антонимы, находить их в тексте, подбирать антонимы к словам, правильно применять в своей речи. Изучить, что такое антонимы, находить их в тексте, подбирать антонимы к словам, правильно применять в своей речи. 3. Изучение нового организацию игры. Как мы сможем решить эти задачи? Я предлагаю вам поиграть. Все новое , и антонимы в том числе, полно неизвестности, тайн, загадок. Чтобы раскрыть секреты антонимов, мы организуем детективное агентство 6Д класса. Детективное агентство 6 класса Я скромно займу место шефа, вы будете детективами. Вам нужно пройти по этапам расследования. Внимание! У каждой игры есть свои правила. Для расследования мы будем работать в оперативных группах. Номер своей группы вы видите на партах. 1,2,3,4 группы. У каждой есть свой маршрут расследования. Он написан на листах. В игре вы будете передвигаться по этапам. Их названия указаны на табличках: «Найди меня!», «Все наоборот», «Третий лишний», «Головоломки». На каждом этапе вы выполняете определенное задание. На выполнение его отводится 2 минуты. На моем столе стоят песочные часы, они отмеряют это время. В каждой команде один из вас будет четко следить за временем, напоминать, если оно заканчивается. Нужно выбрать главного детектива. Он будет следить за маршрутом и раздавать задания. Они лежат на столах в файлах. На них указаны номера ваших групп. Все материалы расследования вы будете собирать в папку. Чтобы ничего не забыть и не потерять, вы выберете детектива-секретаря в каждой опергруппе. Он будет отвечать за порядок в документах. Ребята, хорошо, когда в игре все ссорятся? А как нужно играть? Дружно. Весело, когда тебе грубят? Не очень. Значит, надо быть вежливыми. Здорово, когда все кричат громко? Неприятно. А как нужно разговаривать? Тихо, вполголоса. Итак, выбираем детектива-контролера времени, секретаря, главного детектива. С выбором определились? Расследование начинается. Коллеги, встречаемся на оперативном совещании через 15 минут. Успехов! (названия станций) «Найди меня!», «Все наоборот», «Третий лишний», «Головоломки» 4.Ребята выполняют задания. 1гр. «Найди меня» - «Все наоборот» - «Головоломки» - «Третий лишний» 2гр. «Все наоборот» - «Найди меня» - «Третий лишний» - «Головоломки» 3гр. «Головоломки» - «Третий лишний» - «Найди меня» - «Все наоборот» 4гр. «Третий лишний» - «Головоломки» - «Все наоборот» - «Найди меня» «Найди меня!» Найдите продолжение пословиц, по антонимам к выделенным словам. Подчеркните пары антонимов. Определите часть речи каждого антонима в паре. Объясните смысл любой из пословиц по вашему выбору. Как вы поняли, почему в ней используются именно антонимы?
«Все наоборот» Подберите антонимы к приведённым словам. Трусость - честный - Омск - грустить - легкий рюкзак - легкий вопрос - легкий ветер - Ответьте на вопросы. Ко всем ли словам можно подобрать антоним? Почему к слову «легкий» можно подобрать несколько антонимов? «Третий лишний» Подчеркните третий лишний фразеологизм, объясните свой выбор. 1.За тридевять земель, рукой подать, у черта на куличках. 2. Не разлей вода, душа в душу, как кошка с собакой. 3. Кот наплакал, как сельдей в бочке, хоть пруд пруди. 4. Спустя рукава, засучив рукава, бить баклуши. 5. Дать маху, сесть в калошу, попасть в точку. «Головоломки» Угадайте слово.
5. Отчет групп Учитель. Давайте посмотрим, насколько успешно вы справились с расследованием. Чтобы представить свои результаты, изучите инструкцию. Она лежит у вас на столе. Выберите того, кто будет отвечать от группы. Это может быть один или несколько человек. Инструкции «Найди меня!» 1.Прочитайте пословицы. 2.Назовите пары антонимов. 3.Укажите часть речи каждого антонима пары. 4.Объясните смысл любой из пословиц по вашему выбору. 5.Объясните, для чего в ней служат антонимы? «Все наоборот» 1.Прочитайте пары антонимов. 2.Ответьте на вопросы. Ко всем ли словам можно подобрать антоним? Почему к слову «легкий» можно подобрать несколько антонимов? «Третий лишний» 1.Назовите третье лишнее слово в каждом ряду. 2. Объясните свой выбор. «Головоломки» 1.Прочитайте головоломку. 2.Начните ответ со слов : антоним слова «зной» -это.., антоним слова «равнодушие» - …. , так как по лексическому значению они …. Вывод учителя: Коллеги. Спасибо за работу. Результаты расследования впечатляют. Давайте подведем итоги. Для отчета мне нужен вывод от каждой опергруппы. Какой секрет антонимов вы раскрыли, выполняя задание, о котором только что говорили. Запишите этот вывод на листе. (1-2 минуты) Прикрепите отчеты на доску. 1.Антонимы — слова одной части речи. Они помогают выделить основную мысль, противопоставляют + и -. 2. Не все слова имеют антонимы. А у многозначных слов их несколько. 3. Отличаются от синонимов. 4.Антонимы имеют противоположное лексическое значение. Учитель. Коллеги, благодарю за работу, отчет хорош, но , по-моему, мы что-то упустили. Чтобы отчет был полным, нужно пройти еще один этап расследования «Словесный портрет». Напишите словесный портрет Гарри Поттера и Воландеморта. Для этого придумайте каждый 4-5 предложений с антонимами. Антонимы использовать обязательно. Если получится, напишите текст, а не отдельные предложения. Можете воспользоваться опорными словами.
Кто хочет прочитать свою работу? Ребята, как вам помогли антонимы в создании словесных портретов? -Помогают ярко, выразительно описать героинь, показать, насколько они разные. Записываю сама этот вывод на листе маркером. 6. Рефлексия. Учитель Расследование считаю завершенным, отчет содержательным. Многие секреты антонимов раскрыты. Детективное агентство 6 класса ждут новые задания. Скажите, ребята, а где вам помогут результаты нашего расследования в реальной жизни? -Писать сочинения, сочинять стихи, красочно, выразительно говорить, приятно, когда тебя слушают, четко формулировать противоречия. А их много в нашей жизни, мы в этом убедились. Давайте вернемся к цели, которую мы ставили перед собой (на слайде) Выяснить роль антонимов в речи Достигли мы ее? Да. (Посмотрите на наш отчет) Антонимы играют важную роль и ими надо уметь пользоваться. Ведь мы еще не раз в нашей жизни, полной противоречий, будем обращаться к ним. Кстати, сейчас антонимы нам понадобятся вновь. 7. Оценивание. Предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Возьмите оценочные листы. Посмотрите. Они не совсем обычны. Видите в них антонимы? Посоветуйтесь в группе и подчеркните те антонимы, которые описывают ваши ощущения. Потом главный детектив выскажет общее мнение. Оценочный лист 1.На уроке было интересно — неинтересно. 2. Чувствовали себя уверенно — неуверенно. 3. Были активными— пассивными. 4. Хорошо – недостаточно хорошо поняли тему. 5. Считаете знание секретов антонимов полезным - бесполезным. Выступление от каждой группы. (2минуты) Ребята, я хотела бы взять с собой ваши оценочные листы, чтобы для себя сделать выводы на будущее. Спасибо. 8. Благодарю всех за урок. Было приятно с вами познакомиться и работать в одном агентстве. Не знаю, кто из вас в будущем станет детективом, но в том , что вы любознательные, активные исследователи, абсолютно уверена. Хочу пожелать вам в нашей интересной жизни, полной противоречий, не отступать перед трудностями, а идти вперед, подниматься к вершинам , а не опускаться вниз. До свидания, ребята. «Найди меня!» Найдите продолжение пословиц, по антонимам к выделенным словам. Подчеркните пары антонимов. Определите часть речи каждого антонима в паре. Объясните устно смысл любой из пословиц по вашему выбору. Как вы поняли, почему в ней используются именно антонимы?
«Найди меня!» Найдите продолжение пословиц, по антонимам к выделенным словам. Подчеркните пары антонимов. Определите часть речи каждого антонима в паре. Объясните устно смысл любой из пословиц по вашему выбору. Как вы поняли, почему в ней используются именно антонимы?
«Все наоборот» Подберите антонимы к приведённым словам. Трусость – честный – Омск – грустить – легкий рюкзак – легкий вопрос – легкий ветер – Ответьте на вопросы. Ко всем ли словам можно подобрать антоним? Почему к слову «легкий» можно подобрать несколько антонимов? «Все наоборот» Подберите антонимы к приведённым словам. Трусость - честный - Омск - грустить - легкий рюкзак - легкий вопрос - легкий ветер - Ответьте на вопросы. Ко всем ли словам можно подобрать антоним? Почему к слову «легкий» можно подобрать несколько антонимов? «Третий лишний» Подчеркните третий лишний фразеологизм, объясните свой выбор. 1.За тридевять земель, рукой подать, у черта на куличках. 2. Не разлей вода, душа в душу, как кошка с собакой. 3. Кот наплакал, как сельдей в бочке, хоть пруд пруди. 4. Спустя рукава, засучив рукава, бить баклуши. 5. Дать маху, сесть в калошу, попасть в точку . Ответьте на вопрос. Чем антонимы отличаются от синонимов? «Третий лишний» Подчеркните третий лишний фразеологизм, объясните свой выбор. 1.За тридевять земель, рукой подать, у черта на куличках. 2. Не разлей вода, душа в душу, как кошка с собакой. 3. Кот наплакал, как сельдей в бочке, хоть пруд пруди. 4. Спустя рукава, засучив рукава, бить баклуши. 5. Дать маху, сесть в калошу, попасть в точку . Ответьте на вопрос. Чем антонимы отличаются от синонимов? «Головоломки» Угадайте слово. Докажите, что оно является антонимом.
«Головоломки» Угадайте слово. Докажите, что оно является антонимом.
Инструкция «Найди меня!» 1.Прочитайте пословицы. 2.Назовите пары антонимов. 3.Укажите часть речи каждого антонима пары. 4.Объясните смысл любой из пословиц по вашему выбору. 5.Объясните, для чего в ней служат антонимы? Инструкция «Все наоборот» 1.Прочитайте пары антонимов. 2.Ответьте на вопросы. Ко всем ли словам можно подобрать антоним? Почему к слову «легкий» можно подобрать несколько антонимов? Инструкция «Третий лишний» 1.Назовите третий лишний фразеологизм в каждом ряду. 2. Объясните свой выбор. Объясните, чем антонимы отличаются от синонимов. Инструкция «Головоломки» 1.Прочитайте головоломку. 2.Начните ответ со слов : антоним слова «зной» -это.., антоним слова «равнодушие» - …. , так как по лексическому значению они …. «Словесный портрет» Напишите словесный портрет Гарри Поттера и Воландеморта. Для этого придумайте каждый 4-5 предложений с антонимами. Антонимы использовать обязательно. Если получится, напишите текст, а не отдельные предложения. Можете воспользоваться опорными словами.
«Словесный портрет» Напишите словесный портрет Гарри Поттера и Воландеморта. Для этого придумайте каждый 4-5 предложений с антонимами. Антонимы использовать обязательно. Если получится, напишите текст, а не отдельные предложения. Можете воспользоваться опорными словами.
Оценочный лист
Оценочный лист
1группа «Найди меня» «Все наоборот» «Головоломки» «Третий лишний» 2группа «Все наоборот» «Найди меня» «Третий лишний» «Головоломки» 3группа «Головоломки» «Третий лишний» «Найди меня» «Все наоборот» 4группа «Третий лишний» «Головоломки» «Все наоборот» «Найди меня»
|
Методическая разработка урока русского языка с использованием эор... Автор: Поспелова Т. А., учитель русского языка и литературы лицея №17 г. Костромы |
Литература Тема опыта: «Использование технологии педагогических мастерских... Автор опыта: Чеботарёва Валентина Павловна, учитель русского языка и литературы маоу «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным... |
||
Учитель русского языка и литературы Урок проводится с использованием кейсметода и приемов технологии развития критического мышления учащихся. Информационный материал... |
Литература Тема опыта: «Повышение познавательной активности обучающихся... ... |
||
Доклад на конференцию «Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы» «Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы» учителя русского языка и литературы мкоу «Каштановская... |
Доклад учителя русского языка и литературы Музяевой А Типовые задачи на формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных) на уроках... |
||
Сценарий выступления учащихся мбоу «сош №1» Авторы: Дмитриенко Светлана Геннадьевна, учитель русского языка и литературы, классный руководитель 11 класса |
Программа учебной дисциплины практическая и функциональнаястилистика... Приступая к изучению данной дисциплины, студенты должны иметь представление о системе современного русского языка и ее составляющих,... |
||
Урока русского языка в 7-м классе по теме "Правописание гласных в... Конспект и презентация урока русского языка в 7-м классе по теме "Правописание гласных в суффиксах ова -(-ева-), -ыва-(-ива-)" |
Технология дифференцированного обучения Автор: Иванова Елена Юрьевна, учитель русского языка и литературы 1 категории Муниципального образовательного учреждение средняя... |
||
«Местоимение» Данная презентация сопровождает урок русского языка в 3 классе. Конспект и технологическая карта урока представлены ниже |
Пояснительная записка Автор: Новикова Татьяна Ивановна, педагог дополнительного образования, учитель русского языка и литературы |
||
Учимся рассказывать о действиях Технологическая карта урока русского языка Дата: 25. 12. 2015 Учитель: Краснянская Екатерина Ивановна |
Учебнику В. Я. Коровиной (из расчета 2 часа в неделю) по теме: «А. С. Пушкин» Составитель: Еременко Галина Васильевна – учитель русского языка и литературы в 5-7 классах |
||
Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении Мячина Л. В., учитель русского языка и литературы моу сош №23 г. Комсомольска-на-Амуре |
Учебнику В. Я. Коровиной (из расчета 2 часа в неделю) по теме: «А. С. Пушкин» Составитель: Еременко Галина Васильевна – учитель русского языка и литературы в 5-7 классах |
Поиск |