Развитие связной речи дошкольников


Скачать 2.17 Mb.
Название Развитие связной речи дошкольников
страница 1/19
Тип Учебно-методическое пособие
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
И. Н. Лебедева

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Обучение рассказыванию по картине

Учебно-методическое пособие

Рекомендовано к использованию в образовательных учреждениях

Региональным экспертным советом Комитета по образованию

Правительства Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

ЦДК проф. Л. Б. Бариевой

2009

УДК 376 ББК 74.3я73 ЛЗЗ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Издание выпущено

при поддержке Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Санкт-Петербурга.

Печатается по рекомендации кафедры логопедии РГПУ им. А. И. Герцена

Под редакцией

доктора педагогических наук, профессора Л. Б, Баряевой

Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой логопедии РГПУ им. А. И. Герцена

Л. В. Лопатина;

кандидат педагогических наук, профессор,

зав. кафедрой логопедии МГПУ

О. Г. Приходько

Лебедева И. Н.

ЛЗЗ Развитие связной речи дошкольников. Обучение расска­зыванию по картине: Учебно-методическое пособие / Пол ред. проф. Л. Б. Баряевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баря­евой, 2009. — 175 с.

1SВN 978-5-904123-04-8

В пособии содержатся практико-ориентированная методика изуче­ния особенностей связной речи детей дошкольного возраста на матери­але картин и методика обучения детей рассказыванию по картине. Обу чающий картинный материал представлен в электронном приложении на СDдиске. Материалы пособия могут быть использованы в работе с детьми с нормальным интеллектуальным и речевым развитием до­школьного возраста, а также с детьми, имеющими нарушения речи или задержку психического развития.

Пособие адресовано учителям-логопедам и учителям-дефектологам; воспитателям ДОУ, педагогам-психологам, педагогам дополнительного образования, студентам педагогических университетов, институтов и колледжей, а также родителям для развития связной речи детей.

УДК 376 ББК 74.3я73

От автора 4

Связная речь: Речь в общении и речь в деятельности 7

Рассказывание по картине: Что это такое? 15

«Чтение картины»: Движение — рисунок — слово 20

Особенности связной речи детей: Изучая, обучаем 27

Учимся, играя: Модель обучения дошкольников

рассказыванию по картине 63

Игры, упражнения, конспекты занятий по развитию речи
детей с использованием картин 86


Закрывая книгу (послесловие) 172

Список рекомендуемой литературы 173


ISВN 978-5-904123-04-8

И. Н. Лебедева, 2009

Т. Ю. Жирова, дизайн обложки, 2009

ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009

ОТ АВТОРА

ОТ АВТОРА

Среди множества вопросов о роли связной речи в раз витии ребенка перед взрослыми (педагогами, родителями наиболее часто встают следующие: Как развивать связную речь. Когда это нужно делать? Можно ли выделить день и час в педа- гогическом процессе для занятий «связной речью»? И, конечно главный вопрос: «С какой целью мы развиваем связную речь детей?». Как показывает опыт общения со специалистами, работающими с детьми дошкольного возраста, не всегда даже самый опытный педагог может однозначно ответить на эти вопросы. А причина тому кроется в самой сути феномена связной речи, которую невозможно отделить от ребенка, рассматривая исключительно как явление, требующее педагогического воздействия. Более того, невозможно отделить развитие связной речи от какой-либо деятельности: вообще, и прежде всего коммуникативной.

Умение донести до окружающих свои мысли, чувства, пережива- ния, используя весь арсенал речевых средств в общении — это и есть владение связной речью, как диалогической, так и монологической

Из всех перечисленных выше вопросов, самым принципиаль- ным является вопрос о том, как развивать связную речь. Отвечая на него в своей работе с дошкольниками, имеющими разный уро- вень интеллектуального и речевого развития, мы разработали апробировали предлагаемую вниманию читателей методику — модель обучения рассказыванию по картине. При этом мы рассматриваем само «рассказывание» как опыт создания текста.

Картину как содержательную основу рассказывания мы выб­рали не случайно. Ведь картина, являясь по сути знаково-символической системой, представляет собой средство отражения образов природного, предметного, социального мира, отношений и связей между этими образами, способ опосредованного познания действительности и ориентировки в ней.

Уважаемые взрослые, предлагая ребенку что-то рассказать по картине, постарайтесь встать на место малыша. И тогда вы навер- няка сможете понять, насколько ему сложно правильно подобрать

лексику, не ошибиться, называя предметы, осмыслить «картинную» ситуацию, а потом еще и выбрать верные речевые конструкции для ее передачи. Причем затруднения могут возникнуть и у детей с тяжелыми нарушениями речи, и у детей с нормальным речевым развитием. Это определяется сложностью картинного материала, по­скольку протекание и успешность словесного интерпретирования содержания картины зависят от особенностей восприятия и ос­мысления наглядно представленной ситуации. Именно поэтому мы предлагаем ребенку помощь в виде символико-моделирующих ви­дов деятельности. И не нужно опасаться, что такая помощь сде­лает мыслительные процессы ребенка «ленивыми», а речь — за­ученной, «заштампованной». Напротив, это будет способствовать спонтанному усвоению ребенком различных структур языка.

Игровая, предметно-практическая и другие виды детской дея­тельности сами по себе являются великолепным развивающим средством. Они позволяют строить обучающие занятия на комп­лексной основе, делать их интересными и полезными для позна­вательного и речевого развития ребенка.

В пособии содержатся данные об особенностях и возможностях развития связной речи дошкольников в процессе обучения их рассказыванию по картине, а также необходимый для понимания сути работы минимум теоретических представлений, который не претендует на полное раскрытие рассматриваемой проблемы.

Обучающие картины представлены в электронном виде на СD-диске, который является неотъемлемой частью пособия. Исполь­зование компьютерных технологий в педагогическом процессе (в том числе в обучении рассказыванию по картине) помогает суще­ственно разнообразить содержание занятий, уйти от традицион­ных плакатов и указки, повышает интерес детей к занятиям, развивает их представления об окружающем, учитывает запросы и интересы современных дошкольников. Дидактическая целесо­образность подачи наглядного материала на экране монитора или традиционным способом определяется каждым педагогом самосто­ятельно. Все изображения, содержащиеся на диске, могут быть распечатаны и использоваться как репродукции. Возможности компьютера позволяют педагогу (и родителям) «художественно» и эстетично оформлять свои педагогические идеи, подбирать и использовать картинный материал в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями ребенка.

Иллюстративный материал представляет собой картины разных жанров (пейзажи, натюрморт, сюжетные картины), картинки типа

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

«объект в действии» (фрагменты больших многофигурных картин), предметные изображения игрушек, иллюстративные задания. Ил­люстративный материал структурирован в соответствии с занятия­ми и заданиями, описанными в пособии.

Материалы пособия помогут различным специалистам дошколь­ного воспитания и образования: всем, кто хочет разнообразить содержание и формы своей работы с детьми.

Мы признательны нашему учителю, научному руководителю исследования, которое легло в основу данного пособия, Людмиле Борисовне Баряевой за неоценимую помощь как в проведении иссле­дования, так и в написании пособия.

Выражаем благодарность коллегам, сотрудникам кафедры ло­гопедии РГПУ им. А. И. Герцена, руководимой профессором, доктором педагогических наук Л. В. Лопатиной, администра­ции и коллегам ГДОУ № 14 Василеостровского района (заведу­ющая И. С. Семенова), ГДОУ № 9 Василеостровского района (заведующая Л. В. Тихомирова), ГДОУ № 5 г. Ломоносова (заве­дующая Е. А. Кожурова), ГДОУ № 15 Выборгского района (заведу­ющая Т. Г. Оборина), специального (коррекционного) детского дома № 1 Кировского района (директор Е. В. Мусатова) за помощь в нашей научно-практической работе. Мы благодарны детям, при­нимавшим участие в занятиях и проявившим интерес и желание играть и общаться с нами по ситуациям картин. Особую благо­дарность мы хотели бы высказать удивительным, творческим педа­гогам Л. В. Силивановой и Е. В. Загребаевой. Наблюдение за их работой с детьми, в процессе которой активно использовалось по­лифункциональное игровое оборудование (изготовитель ООО «ПКФ "АЛЬМА"», Санкт-Петербург), стало основой для разработки за­нятий по картинам, написанным художником Т. Ю. Жировой. Мы очень признательны петербургскому художнику профессору Вла­димиру Давидовичу Волосову за его великолепные работы и со­гласие на размещение некоторых из них («Деревенский натюр­морт», «В Петергофском парке») на СD-диске.

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ: РЕЧЬ В ОБЩЕНИИ И РЕЧЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Чтобы выяснить, что такое связная речь, обратимся к междисциплинарному словарю «Язык. Речь. Комму­никация»1, который трактует связную речь как термин, употребляемый в трех значениях: 1) деятельность говоряще­го, процесс выражения мысли (процесс связной речи); 2) текст, высказывание, продукт речевой деятельности (анализ связной речи); 3) раздел методики развития речи (методика фор­мирования связной речи). В широком смысле связная речь рассматривается как акт коммуникации. Под связной ре­чью понимают единицу речи, составные языковые компо­ненты которой представляют собой организованное по зако­нам логики и грамматического строя данного языка единое целое. Признается, что связной речью являются отрезки речи, которые не обладают значительной протяженностью и не расчленяются на самостоятельные части, но характе­ризуются «самодостаточностью смысла и коммуникативной автономностью»2. Под отрезками (единицами) связной речи с лингвистической точки зрения понимаются высказывания, словосочетания, предложения, тексты.

Рассмотрим более подробно понятие «текст» и проблему текстовой компетенции детей дошкольного возраста, так как это важно для понимания подходов к методике ее формиро­вания, представленной в пособии.

В психолого-педагогической и лингвистической литера­туре нет однозначного определения феномена текста. Текст понимается как осмысленная последовательность любых зна-

1 Цейтлин С. Н., Погосян В. А., Еливанова М. А, Шапиро Е. И.
Язык. Речь. Коммуникация: Словарь. — СПб., 2006.

2 Смолъянинова Е. Н. Связная речь (словосочетание) и граммати­
ка. — СПб., 2003.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

ков, любая форма коммуникации (обряд, танец). Он опре-| деляется как субъективное отражение объективного мира. Применительно к различным видам развернутых высказы­ваний связный текст определяют как совокупность темати-| чески объединенных отрезков речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое структурное целое. Существуют два понимания текста: текст как сознательно организованная речь и текст как реальная реализация речевого замысла. Мы предлагаем в процессе обучения детей рассказыванию понимать под текстом весь языковой материал, фактическую реализацию речевого за- мысла. По мнению ряда исследователей, текст является не- посредственно социальным способом формирования внут- ренних механизмов языковой способности человека, что по- зволяет ставить проблему текстообразования в один ряд с проблемой развития речемыслительной деятельности.

В педагогической работе нужно учитывать, что процесс синтеза текста осуществляется по принципу от общего частному. Это предполагает сформированность у ребенка индивидуальной картины мира, владение информацией тексте в целом еще до начала актуализации текста. Таким образом, текстовая деятельность представляет собой резуль- тат речевой деятельности, для достижения которого язык речь, мыслительные процессы выступают в тесном взаимо- действии и образуют единое целое.

Для систематической работы по развитию связной речи детей необходимо знать различные свойства текста: наме- ренность, воспринимаемость, грамматическую корректность, эмотивность, доступность, завершенность, отдельность (цель нооформленность) и т. д.. Основными свойствами текста счи- таются связность и цельность.

Связность понимается как структурная целостность, то внешнее выражение смысловой и коммуникативной целостно- сти текста. В обобщенном виде можно говорить о том, что связность устанавливается на разных уровнях: интонационно-ритмическом, семантическом, формально-грамматическом коммуникативном. Это значит, что связность обеспечивают интонационные, семантические, лексические, грамматические средства, которые образуют органическое единство.

8

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ: РЕЧЬ В ОБЩЕНИИ И РЕЧЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для понимания сути связной речи важно учитывать, что для каждого типа коммуникативных ситуаций характерна своя «грамматика текстов»3. В этом смысле тексты образуют иерархию по степени сложности «грамматики». С одной сто­роны, это самые сложные и тонкие грамматики, обслуживаю­щие наиболее сложные сферы интеллектуального общения, поэтому требующие специального длительного обучения для овладения сложной и разветвленной системой правил постро­ения текстов (типа художественных или научных). С другой стороны, это грамматики «текстов-примитивов», отличающи­еся небольшими размерами и предельной простотой правил построения.

Тексты-примитивы — это текстовые структуры с полным (или почти полным) отсутствием привычных для нормы специ­альных средств связности. Сам феномен текстов-примитивов показывает, что связность не обязательно выражается специаль­ными средствами. Минимальная связность реализуется уже в соположении элементов текста. При увеличении объема текста большое количество элементов увеличивает неопределен­ность связей между ними. Преодолеть эту неопределенность можно за счет специальных средств связности. Это являет­ся коммуникативной причиной появления в языке системы усложняющейся «кверху» иерархии уровней грамматики.

К первой группе лексико-грамматических средств связ­ности относят общие средства: формы имен существитель­ных; союзы; формы наклонения, вида, времени глагола; порядок расположения компонентов семантических структур; наличие общего члена предложения для ряда предикативных единиц в составе сложного предложения или самостоятель­ных предложений; использование вставных и вводных кон­струкций. Во вторую группу входят собственно текстовые средства связи: именительные, присоединительные и парал­лельные конструкции, вопросительные структуры (единич­ные или повторяющиеся риторические вопросы) и др.

Одним из основных лексических средств связности тек­ста является семантический повтор: лексический, синтакси­ческий, корневой. Его функция состоит в передаче смысла, в

3Сахарный Л. В. Человек и текст: две грамматики текста // Чело­век — Текст — Культура / Под ред. Н. А. Купиной, Т. В. Матвее­вой. — Екатеринбург, 1994. — С. 7—59.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Похожие:

Развитие связной речи дошкольников icon Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием
Онр, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого...
Развитие связной речи дошкольников icon «Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»
Вопрос об овладение детьми родным языка. Овладение родным языком, развитие речи – самые важные приобретения ребенка в дошкольном...
Развитие связной речи дошкольников icon Рабочая программа образовательной области «Речевое развитие»
В рабочей программе определены коррекционные задачи,основные направления работы,условия и средства формирования фонетико-фонематической,лексико-грамматических...
Развитие связной речи дошкольников icon Календарно-тематический план работы по формированию лексико- грамматических...
Возрастные и индивидуальные особенности детей пятого шестого года жизни
Развитие связной речи дошкольников icon Пояснительная записка 3 вариант I отделение 12 русский язык (обучение...
Коррекционный курс: развитие слухового восприятия и техника речи (фронтальные занятия). 1 Класс 268
Развитие связной речи дошкольников icon Лего – технология, как способ развития речи дошкольников.
Добрый день, Уважаемые коллеги, разрешите представить вашему вниманию мастер-класс на тему «Лего – технология, как способ развития...
Развитие связной речи дошкольников icon Рабочая программа для детей с нарушением речи в комбинированной группе Муниципального
Перспективное тематическое планирование занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной...
Развитие связной речи дошкольников icon Рабочие программы учебных дисциплин начального звена программа по развитию речи
Развитие речи – это комплексная работа, конечной целью которой является формирование и развитие у учащихся умений и навыков связного...
Развитие связной речи дошкольников icon Основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями...
Логопедическая работа по коррекции тяжелых нарушений речи (онр) с детьми старшего дошкольного возраста
Развитие связной речи дошкольников icon Тема : Лингвистические основы совершенствования речевой деятельности учащихся
Цель: Совершенствование профессиональных умений в области обучения связной речи младших школьников
Развитие связной речи дошкольников icon Адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи мадоу №15
Целью данной Программы является построение системы работы в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями...
Развитие связной речи дошкольников icon Образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями...
Доо. Она представляет собой модель процесса обучения детей в каждом возрастном периоде, обеспечивающую достижение воспитанниками...
Развитие связной речи дошкольников icon Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников
Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду. Сохранение и укрепление здоровья, как на занятиях, так и в...
Развитие связной речи дошкольников icon Методика развития речевого дыхания у дошкольников
Белякова Л. И., Гончарова Н. Н., Шишкова Т. Г. Б 43 Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи
Развитие связной речи дошкольников icon Н. Н. Заваденко Родителям о развитии речи у детей
Почему родителям следует обращать пристальное внимание на развитие речи у ребенка?
Развитие связной речи дошкольников icon «Уроки логопеда» Е. Косинова тесты на развитие речи для детей от
Карточки с текстом, для упражнения в согласовании речи с движением, по всем лексическим темам

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск