Рабочая программа для детей с нарушением речи в комбинированной группе Муниципального

Рабочая программа для детей с нарушением речи в комбинированной группе Муниципального


Скачать 2.05 Mb.
Название Рабочая программа для детей с нарушением речи в комбинированной группе Муниципального
страница 1/13
Тип Рабочая программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Принята на заседании Утверждаю: Педагогического совета Заведующая ДОУ № 38
Протокол № 1 от 29. 08. 2016

_______В.Н. Казарская

Рабочая программа

для детей с нарушением речи в комбинированной группе

Муниципального бюджетного

дошкольного образовательного

учреждения №38 г. Липецка

Составитель:

Учитель – логопед

Голева О.В.

Липецк, 2016 г

Содержание.

I. Целевой раздел

Пояснительная записка……………………………………………………………

1.1. Перечень нормативных документов……………………………..………….

1.2. Цели и задачи программы…………………………………………………...

1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ…………………

1.4. Принципы программы………………………………………………………..

1.5. Целевые ориентиры на этапе завершения коррекционной работы…..…...

II. Содержательный раздел

2.1. Содержание коррекционно-развивающей работы в образовательной

области «Речевое развитие»………………………………………………

2.2.Примерное тематическое перспективное планирование работы

2.3.Перспективное тематическое планирование занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР

2.4. . Взаимодействие с участниками образовательного процесса (педагогическим коллективом……………..……………..…………..…...............

2.5.Способы и направления поддержки детской инициативы………………….

Социальное партнёрство с родителями………………………..…………..…
III. Организационный раздел

3.1. Особенности организации коррекционной работы………………………

3.2. Организация режима дня…………………………………………………....

3.3. Организация предметно-пространственной среды и

материально - техническое обеспечение………………………….……......

3.4. Методическое обеспечение………………………………………………..
I. Целевой раздел

Пояснительная записка.

Рабочая программа выстроена на основе Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с нарушением речи в комбинированной группе

Программа предусматривает организацию квалифицированной коррекции недостатков в речевом развитии детей (ОНР III уровня) с 5 до 8 лет.
1.1. Перечень нормативных документов

Программа составлена в соответствии с:

- Законом «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;

- Конвенцией ООН о правах ребенка;

- Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей;

- Декларацией прав ребенка;

- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях;

1.2. Цели и задачи Программы
Целью данной Программы создание модели коррекционного воспитательно-образовательного процесса, направленной на повышение качества дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи программы:

  • создание условий для усвоения основной образовательной программы;

  • охрана жизни и укрепление психического и физического здоровья воспитанников;

  • обеспечение, с учетом отклонений, в развитии образования по основным образовательным областям: познавательному, речевому, социально-коммуникативному, художественно-эстетическому и физическому;

  • воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей при роде, Родине, семье;

  • формирование общей культуры личности воспитанников;

  • адаптация воспитанников к жизни в обществе;

  • формирование здорового образа жизни воспитанников;

  • взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;

  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Основными задачами коррекционно-развивающего обучения детей является работа по развитию:

- понимания речи и формированию лексико-грамматических средств языка

- произносительной стороны речи;

- самостоятельной развернутой фразовой речи;

- развитие коммуникативных навыков,

- подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.


1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением речи.
Структура дефектов у дошкольников в комбинированной группе неоднородна.

На коррекционно-развивающие занятия зачисляются дети со следующими речевыми диагнозами: общее недоразвитие речи (ОНР) III
Психолого-педагогическая характеристика детей

с общим недоразвитием речи.
Общее недоразвитие речи (ОНР) рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.).

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.
1.4. Принципы программы
Содержание программы направлено на реализацию следующих принципов воспитания и обучения детей дошкольного возраста:

1. Структурно-системный принцип, согласно которому речь рассматривается как системное образование взаимосвязанных элементов, объединенных в единое целое. Эффективность коррекционного процесса зависит от оптимально-рационального воздействия одновременно на всю систему, а не последовательно - изолированно на каждый ее элемент. Принцип системного изучения всех психических характеристик конкретного

индивидуума лежит в основе концепции Л. С. Выготского о структуре дефекта. Именно эта концепция позволяет системно проанализировать то или иное нарушение и организовать коррекционно-педагогическую работу с учетом структуры речевого дефекта. Наиболее полно этот принцип раскрывается в рамках деятельностной психологии, согласно которой человек всесторонне проявляет себя в процессе деятельности: предметно-манипулятивной, игровой, учебной или трудовой.

2. Принцип комплексности предполагает комплексное воздействие различных технологий (медицинских, психологических, педагогических) на один объект, обеспечивая согласованную деятельность всех специалистов.

3. Принцип дифференциации раскрывается в дифференцированном обучении детей в соответствии с их возможностями и проблемами, уровнем речевого развития и механизмом системной речевой недостаточности.

С учетом данного принципа происходит объединение детей в малые группы и их обучение.

4. Принцип концентризма предполагает распределение учебного материала по относительно замкнутым циклам — концентрам. Речевой материал располагается в пределах одной лексической темы независимо от вида деятельности. После усвоения материала первого концентра воспитанники должны уметь общаться в пределах этой темы. Каждый последующий концентр предусматривает закрепление изученного материала и овладение новыми знаниями. Отбор языкового материала в рамках концентра осуществляется в соответствии с разными видами речевой деятельности. В пределах концентров выделяются микроконцентры, имеющие конкретную цель. Характерные признаки микроконцентров — ограниченность пределами одного вида упражнений, простая структура операций, небольшое количество, относительная непродолжительность, получение результатов сразу же после окончания работы.

Цикличность в учебном процессе чрезвычайно важна для закрепления

освоенного материала. Это имеет особенно большое значение для детей со сниженной мнемической деятельностью и недостаточным контролем поведения. Соблюдение данного принципа обусловливает: 1) высокую мотивированность речевого общения; 2) доступность материала, который располагается в соответствии с общедидактическим требованием «от легкого

к трудному», от уже усвоенного к новому.

Реализуя принцип концентризма, логопед и другие специалисты в течение одной недели ежедневно организуют изучение определенной лексической темы. Монотемная работа над лексикой способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях.

5. Принцип последовательности реализуется в логическом построении процесса обучения от простого к сложному, от известного к неизвестному. В коррекционной работе с детьми (независимо от возраста) выделяются два последовательных этапа (подготовительный и основной), которые согласуются с содержанием педагогического воздействия по всем разделам программы.

На подготовительном этапе формируются общефункциональные механизмы речевой и других видов деятельности (слуховое, зрительное восприятие, внимание и пр.).

На основном этапе предусматривается формирование специфических механизмов речевой деятельности в соответствии с образовательными задачами по другим направлениям коррекционно-развивающего процесса (произношение, лексика, грамматический строй и пр.).

6. Принцип коммуникативности. Согласно этому принципу обучение организуется в естественных для общения условиях или максимально приближенных к ним. Реализация принципа коммуникативности заключается в уподоблении процесса обучения процессу реальной коммуникации. Этот принцип предполагает использование на занятиях ситуаций реального общения, организацию активной творческой деятельности, применение коллективных форм работы, внимание к проблемным ситуациям и творческим видам занятий, предусматривающим вовлечение детей в общую деятельность, результатом которой является коммуникация.

7. Принцип доступности определяет необходимость отбора материала в соответствии с возрастом, зоной актуального развития ребенка, программными требованиями обучения и воспитания.

8. Принцип индивидуализации предполагает ориентацию на три вида индивидуализации: личностную, субъектную, индивидную. Личностная индивидуализация требует учитывать в процессе занятий такие свойства личности, как сфера желаний и интересов, эмоционально-чувственная сфера, статус в коллективе. Субъектная индивидуализация принимает во внимание свойства ребенка как субъекта деятельности. В основе индивидной индивидуализации лежит учет уровня психического развития ребенка.

9.Принцип интенсивности предполагает использование на занятиях

различных приемов интенсификации (создание проблемных ситуаций, участие в ролевых играх, применение средств наглядности), а также аудиовизуальных методов обучения, мнемотехники, психокоррекции и пр.

10. Принцип сознательности обеспечивает формирование чувства языка и языковых обобщений.

11. Принцип активности обеспечивает эффективность любой целенаправленной деятельности.

12. Принципы наглядности, научности, прочности усвоения знаний, воспитывающего обучения позволяют правильно организовать процесс коррекционно-развивающего обучения.

Все направления коррекционно-образовательной работы с детьми с нарушениями речи тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга, что позволяет комплексно решать конкретные задачи во всех формах ее организации.

Каждая ступень «Программы» включает логопедическую работу и работу по пяти образовательным областям, определенным ФГОС ДО. В совокупности они позволяют обеспечить коррекционно-образовательную работу с дошкольниками с нарушениями речи комплексно и многоаспектно.

«Программа» строится с учетом принципов дошкольного образования, изложенных в ФГОС ДО:

- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок проявляет активность в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности (познавательно-исследовательской, игровой, изобразительной, трудовой, коммуникативной, двигательной, восприятия художественной литературы и фольклора, конструировании, музыкальной); приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- сотрудничество Организации с семьей;

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

- учет этнокультурной ситуации развития детей.
Успешность коррекционно-развивающей деятельности обеспечивается реализацией специальных принципов:

- ранней диагностики речевых нарушений. Этот процесс должен быть комплексным и осуществляться с участием специалистов различного профиля: педагогов, учителей-логопедов и педагога-психолога;

- раннего воздействия на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений;

- развития речи и опоры на онтогенез (учет закономерностей развития детской речи в норме). При этом предполагается анализ объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребенка, выявление ведущего речевого дефекта и обусловленных им недостатков психического развития;

- взаимосвязного формирования фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка (единство названных направлений и их взаимоподготовка). Коррекция нарушений произношения звуков и слоговой структуры слов позволяет добиваться нужной четкости и внятности речи. В то же время развитие фонематического восприятия подготавливает основу для формирования грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения;

- дифференцированного подхода в логопедической работе к детям с ОНР, имеющим различную структуру речевого дефекта;

- связи речи с другими сторонами психического развития, которые раскрывают зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психологических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления). Выявление этих связей лежит в основе воздействия на те психологические особенности детей с ОНР, которые прямо или косвенно препятствуют эффективной коррекции их речевой деятельности.

Основная идея коррекционно-логопедического сопровождения детей с общим недоразвитием речи (ОНР) заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей, то есть одним из основных принципов работы является принцип природосообразности. Также учитывается общность развития нормально развивающихся детей и детей с общим недоразвитием речи и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития

детской речи в норме.

Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов педагогического и медицинского профилей и семей воспитанников. Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, возможностей и способностей, заложенных в детях природой, и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, воспитателей и родителей дошкольников.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Рабочая программа для детей с нарушением речи в комбинированной группе Муниципального icon Рабочая программа по коррекции общего недоразвития речи у старших...
Рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего...
Рабочая программа для детей с нарушением речи в комбинированной группе Муниципального icon Пояснительная записка Основная адаптированная образовательная программа...
Задачи и содержание деятельности воспитателя в группе для детей с нарушениями речи
Рабочая программа для детей с нарушением речи в комбинированной группе Муниципального icon Рабочая программа коррекционно развивающей работы в логопедической...
Коррекционно – развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Рабочая программа для детей с нарушением речи в комбинированной группе Муниципального icon Приказ от 29. 08. 2016 №147 рабочая программа подготовительной к...
Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса в подготовительной к школе группе...
Рабочая программа для детей с нарушением речи в комбинированной группе Муниципального icon Рабочая программа «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической...
Московская область, г. Красногорск, ул. Вокзальная д. 25а тел/факс. 562-62-52; 562-72-85
Рабочая программа для детей с нарушением речи в комбинированной группе Муниципального icon Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
Двуязычные дети в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (онр)
Рабочая программа для детей с нарушением речи в комбинированной группе Муниципального icon Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе...
Целевые ориентиры, планируемые результаты освоения программы
Рабочая программа для детей с нарушением речи в комбинированной группе Муниципального icon Рабочая программа по коррекции нарушений чтения и письма разработана...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий с нарушением чтения и письма разработана для детей испытывающих трудности в усвоении...
Рабочая программа для детей с нарушением речи в комбинированной группе Муниципального icon Пояснительная записка рабочая программа по живому миру
Рабочая программа по живому миру для 4 класса составлена на основе «Образовательной программы для учащихся 0 и 1 – 4 классов специального...
Рабочая программа для детей с нарушением речи в комбинированной группе Муниципального icon Рабочая программа по профессионально-коррекционной работе с детьми...
...
Рабочая программа для детей с нарушением речи в комбинированной группе Муниципального icon Рабочая программа по профессионально-коррекционной работе с детьми...
...
Рабочая программа для детей с нарушением речи в комбинированной группе Муниципального icon Пояснительная записка в программе изложен материал по развитию речи...
Расписание непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа для детей с нарушением речи в комбинированной группе Муниципального icon Рабочая программа по физической культуре для детей старшего дошкольного...
Дидактические методы и приемы, применяемые на физкультурных занятиях для детей с тнр
Рабочая программа для детей с нарушением речи в комбинированной группе Муниципального icon Рабочая программа организации деятельности учителя-дефектолога с...
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей с нарушением...
Рабочая программа для детей с нарушением речи в комбинированной группе Муниципального icon Приказ решением педагогического совета от 28. 08. 2014г №35/12 детского сада
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования в группе компенсирующей направленности доо для детей с тяжёлыми...
Рабочая программа для детей с нарушением речи в комбинированной группе Муниципального icon Рабочая программа для детей от 6 до 7 лет воспитателей группы компенсирующей...
Распределение основных форм воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе на 2017-2018 учебный год

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск