Скачать 0.74 Mb.
|
Содержание Аннотация………………………………………………………………………….…4 I. Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка……………………………………………………………6 1.2 Цели и задачи …………………………………….………………………………7 1.3 Принципы и подходы рабочей программы……………………………………8 1.4 Возрастные и индивидуальные особенности детей пятого - шестого года жизни.............................................................................................…………..……...…10 1.5 Возрастные и индивидуальные особенности детей шестого - седьмого года жизни………………………………………………......................................................11 1.6 Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики речевых нарушений (ФНР, ФФНР, ОНР.)………….………………………………..11 1.7 Планируемые результаты освоения рабочей программы……………………....13 II. Содержательный раздел 2.1 Описание коррекционной образовательной деятельности …..……………….15 2.2. Содержание и организация деятельности учителя логопеда в условиях логопункта в ДОУ…………………………………………………...………………16 2.3. Направления деятельности учителя логопеда дошкольного логопункта……………………………………………………………………………18 2.4.Диагностический блок рабочей программы ..………………………………..18 2.5. Коррекционно- речевой блок рабочей программы …………………………....19 2.6. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации рабочей программы логопеда………………………………………………………20 2.6.1. Годовой план работы учителя логопеда………………………………………21 2.6.2. Перспективный план работы с детьми 5-7 лет с ФНР, ФФНР и ОНР………28 2.6.3. Календарно-тематический план работы по формированию лексико- грамматических средств речи и связной речи у детей с ОНР……………………..35 2.6.4. План индивидуальной работы по звукопроизношению…………………….55 2.7. Особенности взаимодействия учителя логопеда с семьям воспитанников…58 III. Организационный раздел 3.1 Материально-техниеское обеспечение работы в ДОУ…………………………61 3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения логопедического процесса……………………………………………………………61 3.3 Регламент коррекционной образовательной деятельности и циклограмма рабочего времени учителя-логопеда………………………………………………63 3.4 Особенности предметно-развивающей среды логопедического кабинета……66 Список использованной литературы……………………………68 Аннотация Актуальность программы определена тем, что в общеобразовательных дошкольных учреждениях прогрессировало количество детей с нарушениями речи, поэтому возникла необходимость введения на логопедическом пункте при МБДОУ специализированной программы по коррекции речевых нарушений старших дошкольников. В данное время происходит модернизация коррекционно - развивающей работы с учетом новых федеральных государственных образовательных стандартов. Успех коррекционной работы на логопункте определяется благодаря модернизированной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно - воспитательного процесса. Исходя из этого, логопедическую деятельность необходимо адаптировать к условиям работы на логопедическом пункте при массовом детском саде, определить выбор направления инновационной деятельности, его содержания в русле интегрированного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса. Практическая значимость: Результатом успешной коррекционно-логопедической работы по данной программе можно считать следующее: • Речь ребенка в соответствии с языковой нормой • ребёнок овладел универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции: умеет дифференцировать на слух гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки; умеет выделять первый и последний звук в слове; положение заданного звука в слове; придумывает слова на заданный звук и правильно воспроизводит цепочки из 3-4 звуков, слогов, слов; самостоятельно выполняет звуковой анализ и синтез слов разной слоговой структуры; • ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками: усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний. Применяет их в собственной речи. Подбирает однокоренные и образовывает новые слова. Согласовывает слова в числе, роде, падеже. Самостоятельно составляет рассказ по картинке, по серии картинок, пересказывает тексты, используя развёрнутую фразу; • педагоги и родители детей с нарушениями речи включены в коррекционно-образовательный процесс, взаимодействуют с учителем - логопедом в результате этого у ребёнка сформированы первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе: в соответствии с возрастными возможностями уточнён и обобщён словарь, сформирован грамматический строй речи, достаточно развита связная речь по лексическим темам в соответствии с образовательной программой дошкольного учреждения. Инновационная направленность заключается в использование информационных носителей, аудио и видео аппаратуры, компьютерных технологий в работе с детьми. Степень распространения для учителей – логопедов ДОУ работающих на логопедических пунктах.
1.1.Пояснительная записка Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании». Содержание рабочей программы соответствует ФГОС и образовательным стандартам; целям и задачам образовательной программы учреждения. Программа коррекционно - развивающей работы предназначена для детей с фонетико – фонематическим нарушением речи (ФФНР), с фонетическим недоразвитием речи (ФНР), а также с общим недоразвитием речи (ОНР), в возрасте 5-7лет. В основу рабочей программы были включены такие программы как «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, «Основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи». Под редакцией профессора Л. В. Лопатиной, « Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищевой. Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО.Данные программы рассчитаны на работу в условиях логопедических групп детского сада, в связи, с чем не совсем подходят для использования на логопедическом пункте детского сада. За основу составления рабочей программы взята методическое пособие «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения». Под редакцией В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая, 3-е издание, исправленное и дополненное и учебно-методическое пособие « Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников» под редакцией Т.В. Волосовец. Этим и обусловлена необходимость написания рабочей программы, применение которой поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную общеобразовательную программу; позволит своевременно, помочь детям в преодолении всех трудностей, которые в дальнейшем становятся причиной возникновения школьной дезадаптации. Основные направления коррекционного обучения в работе учителя – логопеда:
В дошкольном учреждении созданы условия способствующие освоению детьми с речевыми нарушениями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
1.2 Цели и задачи программы Цели рабочей программы:
Задачи программы по ФГОС:
1.3.Принципы и подходы рабочей программы Программа опирается на следующие принципы:
В программе учитываются следующие подходы:
1.4 Возрастные и индивидуальные особенности детей пятого-шестого года жизни На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Ребенок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т.п.). Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т.д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты, сравнения. Круг чтения ребенка 5–6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объем информации, ему доступно чтение с продолжением. Дети приобщаются к литературному контексту, в который включается еще и автор, история создания произведения. Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий. К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Отсутствует точная ориентация во временах года, днях недели. Дети хорошо усваивают названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события. 1.5 Возрастные и индивидуальные особенности детей шестого - седьмого года жизни В сюжетно-ролевых играх дети этого возраста начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребёнка, болезнь, трудоустройство. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Продолжает развиваться восприятие, образное мышление. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации. Развивается воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Внимание дошкольников становится произвольным, время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. Продолжают развиваться все компоненты речи, диалогическая и некоторые виды монологической речи. Расширяется словарь. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст: ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе. |
Рабочая программа для детей с нарушением речи в комбинированной группе Муниципального Перспективное тематическое планирование занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной... |
Рабочая программа образовательной области «Речевое развитие» В рабочей программе определены коррекционные задачи,основные направления работы,условия и средства формирования фонетико-фонематической,лексико-грамматических... |
||
Календарно-тематический план непосредственно образовательной деятельности... Календарно-тематический план непосредственно образовательной деятельности по формированию звукопроизношения |
Рабочая программа учителя логопеда «Совершенствование фонетических,... «Совершенствование фонетических, лексико-грамматических представлений, навыков звукового анализа, формирование элементарных навыков... |
||
Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием Онр, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого... |
Д. Л. Рамазанова Научный руководитель к пед н., доц. Т. Ю. Корнийченко... Развитие связной монологической речи у детей с онр III уровня в процессе обучения описанию пейзажных картин |
||
Календарно тематический план логопедических занятий в подготовительной... Составление индивидуальных образовательных маршрутов по логопедической коррекции детей |
Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) Двуязычные дети в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (онр) |
||
Календарно тематический план 1 года обучения календарно тематический... Развитие ученического самоуправления невозможно без ярких самостоятельных личностей школьников осуществляющих это самоуправление.... |
Учебно-тематическое планирование умк «Academy Stars 1» 1-й год обучения Задачи раздела. Формирование лексико-грамматических навыков. Формирование умений в чтении. Формирование фонетических и орфографических... |
||
Формирование лексико грамматического строя речи по лексической теме «Тигры» Предлагаю игры на формирование лексико-грамматического строя речи у о детей, используя лексическую тему «Дикие животные: тигры» |
Расписание непосредственно образовательной деятельности в группе... Обобщенная характеристика основных компонентов речи детей 6-го года жизни с онр |
||
Презентация проекта «Формирование относительных прилагательных у... Одной из актуальных проблем современной логопедии является проблема нарушений морфологической системы языка, в том числе и словообразования,... |
Пояснительная записка Основная адаптированная образовательная программа... Задачи и содержание деятельности воспитателя в группе для детей с нарушениями речи |
||
«Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста» Вопрос об овладение детьми родным языка. Овладение родным языком, развитие речи – самые важные приобретения ребенка в дошкольном... |
Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида... Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей |
Поиск |