Скачать 90.14 Kb.
|
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад «Дельфин» комбинированного вида городского поселения посёлка Чистые Боры Буйского муниципального района Костромской областиЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ Воспитатель Долгих Светлана Валентиновна Чистые Боры, 2014 ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения – одна из приоритетных задач педагогики. Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду. Сохранение и укрепление здоровья, как на занятиях, так и в свободное время особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение со сверстниками, снижается познавательная активность. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития ребёнка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, на формировании личности в целом. Поэтому в течение всего учебного года в работу учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы необходимо включать здоровьесберегающие технологии, способствующие интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки. Подбор различных здоровьесберегающих технологий зависит от возрастных и психофизиологических особенностей детей. Последовательность включения таких технологий в коррекционное занятие может быть изменена в зависимости от периода обучения и темы занятия. Здоровьесберегающие технологии направленные на развитие дыхания, необходимы для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения, а такие упражнения, как пальчиковая гимнастика, способствуют формированию не только мелких движений и координации руки, но и позитивно влияют на развитие интеллекта детей. Постепенно включая в каждое занятие различные виды массажа, динамические и оздоровительные паузы, пальчиковые игры, гимнастику для глаз, создается необходимая атмосфера, снижающая напряжение и позволяющая использовать время занятия более эффективно. Занятия носят комплексный характер. При составлении конспектов коррекционной деятельности учитывается развитие познавательных, речевых и моторных процессов. Эти элементы можно повторять на нескольких занятиях, в чередовании или подряд. Занятия не требуют специально подготовленных пособий, игрушки можно заменять. Все упражнения следует проводить на фоне позитивных ответных реакций ребёнка. Эмоциональное тепло и поддержка каждого ребёнка демонстрирует положительное отношение к детям воспитателя. Дыхательные упражнения в игровой форме. Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю, тренируют ситуативную фразовую речь. Мотивирую интерес детей к дыхательным упражнениям сочетанием наглядности и весёлых стихотворных форм. Вызывая тем самым положительные эмоции, которые к тому же способствуют развитию творческого воображения и фантазии детей. Необходимо соблюдать последовательность упражнений (счёт ведём про себя): вдох носом 1-3, пауза-1, выдох ртом 1-6. Плечи при вдохе не должны подниматься, выдох должен быть целенаправленным, щёки не надувать. Во избежание головокружения продолжительность упражнения 3-4 раза. Каждому упражнению соответствует картинка с движущейся частью. На картинке представлен несложный сюжет, доступный для понимания ребёнка. Кроме основной задачи — формирование длительного выдоха, иллюстрации можно использовать для развития ситуативной речи, уточнения грамматических категорий. Каждая иллюстрация дополняется коротким стихотворением, раскрывающим сюжет. Это повышает интерес детей к занятиям, развивает их память, внимание и способствует созданию эмоционально-положительной, здоровьесберегающей обстановке на занятии. Развитие возможностей мелкой моторики. Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений руки, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони — едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка. Хорошо развитые руки сами по себе приносят много пользы ребёнку. Владея своими руками, ребёнок может сделать много полезных и нужных вещей, и самое главное — развитая моторика рук способствует развитию речи. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развития речи ребёнка. При планировании работы над развитием руки, придерживаюсь целого комплекса упражнений, в который входят; разнообразные пальчиковые игры и упражнения, пальчиковый театр, графические упражнения; игры с прищепками, ниткография, суджок-терапия, использование иппликатора Кузнецова. Подробнее остановлюсь на последних трёх приёмах работы. Су-джок терапия в коррекционно-речевой практике. В последнее время всеобщий интерес к нетрадиционным формам и средствам работы с детьми значительно возрос. В своей работе успешно апробировала метод использования су-джок терапии в сочетании с логопедической и лечебно-оздоровительной работой. Су-джок терапия, обладая высокой эффективностью, безопасностью и простотой, базируется на традиционной акупунктуре и является достаточно хорошей системой самооздоровления. Использование су-джок массажеров, в комплекте с металлическими кольцами, в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной работы с ребёнком. Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяют значительно повысить эффективность коррекционно-логопедических занятий, а так же оптимизировать выполнение упражнений в домашних условиях. Несколько вариантов работы с использованием су-джок массажеров: Дети поочерёдно надевают массажные кольца на каждый пальчик, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики, сначала на правой затем левой руке. Ребёнок кладёт массажёр между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию нарушенного звука. Дети работают по инструкции взрослого. Надень колечко на мизинец правой руки и т.д. Ребёнок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец. Дети называют, на какую руку и какой палец надето колечко. Применение таких альтернативных приёмов и методов способствует более интересному, разнообразному и эффективному проведению занятий и режимных моментов в детском саду. Ниткография — как средство развития зрительно-моторной координации. Любое нарушение речи ребёнка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет на формирование изобразительных навыков. Дети с нарушением речи гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета, с трудом запоминают их названия, плохо дифференцируют их. Недостаточное восприятие слабонасыщенных цветов влияет на настроение детей. Несформированность графических навыков и умений мешает ребёнку воплощать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет эстетическое восприятие окружающего. Этот приём можно использовать как дома, так и на занятиях. Использование данного приёма решает следующие задачи: совершенствование зрительного восприятия, развитие зрительно-моторной координации, формирование плавности и точности движений, подготовка руки к письму, закрепление навыков рисования, развитие мелкой моторики и воображения, а также связной речи ребёнка. Ведь используя данный приём на занятиях, не только закрепляются навыки изобразительной деятельности, но и расширяются знания детей по основным лексическим темам. Результатами данной работы являются: активность и самостоятельность детей, умение находить новые способы для художественной деятельности, умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности, чёткость изображения, расширение активного словаря детей. Рисование с помощью верёвочки – это творческий процесс, который располагает к развитию основных четырёх слагаемых: развитое художественно – эстетическое восприятие, способность представлять будущий рисунок, владение техническими, изобразительными навыками, опыт общения с миром искусства. Использование аппликатора Кузнецова при формировании фонетической и просодической стороны речи у детей с нарушениями речи. Речевые процессы являются сложнейшей системой сенсомоторных координаций имеющих специфическую организацию. Из теоретических и экспериментальных исследований известно, что в организации наших движений, в частности артикуляции, значительное место занимают чувствительные возбуждения. Особое значение в организации речевого процесса имеет кожно-кинестетический и двигательный анализатор. Речевой процесс опирается на ряд совместно работающих зон мозговой коры, каждая из которых имеет своё специфическое значение для организации речевой деятельности в целом. Таким образом, речевая деятельность осуществляется по принципу объединения реагирующих центров и проводящих путей в единую функциональную систему. Движения пальцев рук действительно стимулируют созревание центральной нервной системы, одним из проявлений которого будет ускорение развития речи ребёнка. Речевой акт, как и другие проявления высшей нервной деятельности, носит рефлекторный характер. Речедвигательный анализатор регулирует и координирует всю речевую деятельность. В процессе развития ребёнка видно, что постепенное усложнение двигательных навыков способствует и усложнению артикуляции. У детей с речевой патологией из-за недостаточности развития двигательно-моторной сферы нарушается артикуляционный процесс и дифференцированные движения руки. Двигательная активность ребёнка является в большинстве случаев проявлением его эмоционального поведения. Положительное эмоциональное общение — первейшая необходимость, которая способствует жизнерадостности и речевой раскованности. Все, вышеперечисленные моменты, я учитываю при построении коррекционного процесса. Принимая во внимание вышесказанное, процесс коррекции звукопроизношения, развитие статико-динамических ощущений, чётких артикуляционных кинестезий наилучшим образом происходит под воздействием раздражителей, в частности, аппликатора Кузнецова (общеизвестное средство, представляющие собой игольчатые профилактико-лечебные круглые формы с пластмассовыми иглами, закреплёнными на тканевой основе). Аппликатор Кузнецова усиливает микроциркуляцию, вызывает расслабление мышц, активизирует кровообращение, в связи с чем, улучшается деятельность центральной нервной системы. Занятия по предлагаемой методике проводятся в игровой форме. Изложение лексического материала представляется в виде коротких стихотворных форм. На занятиях аппликатор Кузнецова представлен как мощный мотивационный фактор, способствующий развитию познавательной деятельности ребёнка, его сенсомоторной сферы. В практику работы введено одновременное произношение гласных звуков с движением и прижимами на аппликаторе Кузнецова пальцев обеих рук. Руки не напряжены, расположены на аппликаторе. Кисти рук при этом располагаются как при игре на фортепиано. Они округлены и свободны. Началу каждого звука (слова, фразы) соответствует поочередное нажатие пальцев руки. Постепенно вводится усложненный речевой материал. Положительные результаты: улучшение интонационной стороны речи, расширение диапазона голоса, развитие модуляции голоса, закрепление нужных координаций голосового и дыхательного аппарата, процессы автоматизации и дифференциации звуков происходят у детей в более короткие сроки. Удачно сочетается коррекция звукопроизносительной стороны речи и работа над просодикой, в результате: голос нормализуется по громкости, высоте и силе, нормализуются дыхание и темп речи, дикция становится более чёткой, речь детей приобретает эмоциональную окраску, дети учатся интонацией выделять отдельные слова или группы слов. Использование, вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-логопедической работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребёнка речевой среды способствует решению задач гармоничного развития дошкольников более результативно и в короткие сроки, активизирует психические процессы и формирует личность ребёнка в целом. Список литературы Алябьева Е.Л. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста.- М., 2004. Глухов В.П. Формирование связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи.- М.:АРКТИ, 2002. Гризик Т.И. Развитие речи детей 4-5 лет.- М., 2005. Ильина М.В. Развитие невербального воображения.- М., 2003. Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет.- М.,2006. Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов.- Ростов-на-Дону., 2002. |
Основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями... Логопедическая работа по коррекции тяжелых нарушений речи (онр) с детьми старшего дошкольного возраста |
Тема «Здоровьесберегающие технологии на уроках обж» Сущность понятия «здоровьесберегающие технологии» в бразовательном процессе |
||
Тема: «Здоровьесберегающие технологии на коррекционно-логопедических занятиях» Поэтому в течение всего учебного года в работу учителя-логопеда и учителей начальных классов, воспитателей детских садов необходимо... |
Рабочая программа по коррекции общего недоразвития речи у старших... Рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего... |
||
Лего – технология, как способ развития речи дошкольников. Добрый день, Уважаемые коллеги, разрешите представить вашему вниманию мастер-класс на тему «Лего – технология, как способ развития... |
Муниципального образования городской округ ялта республика крым Тематическое планирование. Характеристика логопедической программы коррекции устной и письменной речи обучающихся с общим недоразвитием... |
||
Адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи мадоу №15 Целью данной Программы является построение системы работы в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями... |
Образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями... Доо. Она представляет собой модель процесса обучения детей в каждом возрастном периоде, обеспечивающую достижение воспитанниками... |
||
Методика развития речевого дыхания у дошкольников Белякова Л. И., Гончарова Н. Н., Шишкова Т. Г. Б 43 Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи |
Тема урока: Химический состав клетки Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии |
||
Развитие связной речи дошкольников Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Санкт-Петербурга |
Здоровьесберегающие технологии используемые в доу В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка |
||
Здоровьесберегающие технологии в доу Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятий |
Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста.... Уважаемые коллеги! Мне хотелось бы представить вашему вниманию картотеку игр и упражнений по психогимнастике |
||
Практическая работа по формированию лексико-грамматического строя... Гбоу дпо «челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» |
Ежова О. Ю. [236-130-414] В основу педагогического процесса легли здоровьесберегающие технологии В. Г. Алямовской, а также «Программа для родителей и воспитателей... |
Поиск |