Методика развития речевого дыхания у дошкольников

Методика развития речевого дыхания у дошкольников


Скачать 434.92 Kb.
Название Методика развития речевого дыхания у дошкольников
страница 1/4
Тип Методическое пособие
rykovodstvo.ru > Инструкция по эксплуатации > Методическое пособие
  1   2   3   4
Серия «Логопедические технологии»

Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ

РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

У ДОШКОЛЬНИКОВ

С НАРУШЕНИЯМИ

РЕЧИ




Москва 2004

ББК7-1.:* Б 43

Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Б 43 Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи
[SBN б 88821 Ofl

Научный редактор:

доктор мед. наук профессор Л.И. Белякова

Рецензенты:

профессор Е.В. Лаврова,

доктор мед. наук профессор Л.Ф. Гаврилов

Методическое пособие является итогом совместной научно-практической работы преподавателей кафедры логопедии МПГУ и педагогов ГДОУ № 2246 (заведующая Н.А.Трохина) Северного окружного управления Московского комитета образования. В апробации методики развития речевого дыхания у дошкольников с патологией речи приняли участие педагоги Г.В.Прокопенко, М.Л.Воронцова.

Обучение по этой методике позволяет детям с заиканием усваивать правила использования плавности речевого высказывания, детям с дизартрией, ринолалией и алалией помогает нормализовать голос, интонационную выразительность речи в целом, способствует правильному программированию речевого высказывания.

Адресовано педагогам, осуществляющим коррекционную работу с детьми, имеющими речевые нарушения. Педагогическая технология развития речевого дыхания окажет помощь студентам логопедических отделений вузов в овладении специальностью.

ББК 74.3

ISBN 5-93927-098-0

© Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова, 2003 ©Оформление. ОООИздательство «Книголюб», 2004

ВВЕДЕНИЕ

Дыхание - одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох является более активной фазой дыхания чем выдох. При вдохе мышцы диафрагмы сокращаются, оттесняя органы брюшной полости в живот, увеличивая тем самым объем грудной клетки, что способствует наполнению легких воздухом. При выдохе мышца диафрагмы расслабляется. Вместе с межреберными мышцами, которые поднимают и опускают грудную клетку, диафрагма поднимается кверху и сжимает легкие. Диафрагма участвует в дыхании, являясь главной движущей силой в его обеспечении.

Различают три типа дыхания: верхнереберный, грудной, грудобрюшной (он же диафрагмально-реберный). При любом типе дыхания диафрагма обязательно задействована, однако доля ее участия разная. Наименее физиологически оптимальным является ключичное дыхание, так как нижние доли легких участвуют при этом неполностью.

У детей по мере физического развития постепенно формируется наиболее оптимальный тип дыхания - грудобрюшной.

Детям с нарушениями речи, а также соматически ослабленным детям для развития грудобрюшного типа дыхания требуется обучение и активизация физиологической роли диафрагмальной мышцы с помощью специальных коррекционных физических упражнений.

Известно, что наряду с основной биологической функцией газообмена, органы дыхания осуществляют также и голосообразовательную функцию.

Дыхание в процессе речи, или так называемое речевое дыхание, по сравнению с физиологическим дыханием в спокойном состоянии имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемыми к дыхательному акту во время речи.

В норме перед началом речи делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Нормальный «речевой вдох» характеризуется наличием определенного количества воздуха, способного обеспечить поддержание подскладочного давления и правильного голосоведения. Большое значение для озвучивания связного высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно и логически завершенного отрезка высказывания (так называемый речевой выдох).

В ходе речевого развития вырабатывается специфический «речевой» механизм дыхания, следовательно, вырабатываются и специфические «речевые» движения диафрагмы. В процессе устной речи диафрагма многократно производит тонко дифференцированные колебательные движения, обеспечивающие речевое дыхание и звукопроизношение.

Таким образом, речевое дыхание представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи. Характер речевого дыхания подчинен внутреннему речевому программированию, а значит - семантическому, лексико-грамматическому и интонационному наполнению высказывания.

Развитие речевого дыхания у ребенка начинается параллельно развитию речи. Уже в возрасте 3-6 месяцев идет подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций, т.е. на ранней стадии речевого онтогенеза идет диффузная отработка координации фонаторно-дыхательных механизмов, лежащих в основе устной речи.

В дошкольном возрасте у детей в процессе речевого развития одновременно формируется связная речь и речевое дыхание. У здоровых детей в 4-6-летнем возрасте, не имеющих речевой патологии, грудобрюшное и речевое дыхание находятся в стадии интенсивного формирования. У детей без речевой патологии к пяти годам наблюдается в основном грудобрюшной тип дыхания, хотя нередко (после бега, при волнении, в разговоре со взрослым и т.д.) они могут дышать всей грудью, даже поднимая плечи. Простые речевые задачи реализуются ими на фоне сформированного речевого выдоха. В процессе одного речевого выдоха они произносят простые трех-четырехсловные фразы с общеупотребительной лексикой. Стихотворные тексты с короткими строками произносятся детьми в старшем дошкольном возрасте, как правило, с использованием речевого дыхания.

Усложнение речевой задачи детьми 5-6 лет в виде четырех-, пяти- и шестисловных фраз с новой лексикой приводит к нарушению речевого дыхания. Усложнение содержания высказывания как в семантическом, так и в лексико-грамматическом плане разрушает речевой выдох: появляются дополнительные вдохи, задержки дыхания, т.е. высказывание прерывается и, соответственно, не имеет интонационной завершенности.

Произнесение фразы детьми 10 лет, как и взрослыми людьми, в спокойном эмоциональном состоянии всегда происходит в пределах одного речевого выдоха, т.е. речевой выдох растягивается во времени соответственно длине высказывания. Таким образом, к 10 годам происходит формирование речевого дыхания, которое начинает соответствовать синтагматическому делению текстов, т.е. становление речевого дыхания завершается.

Физиологическое дыхание детей с речевыми нарушениями имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, верхнереберного типа, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у таких детей существенно ниже возрастной нормы.

Если речевое дыхание в онтогенезе формируется у детей без отклонений в развитии спонтанно по мере становления речевой функции, то у детей с речевыми нарушениями оно развивается патологически.

В процессе речевого высказывания у них отмечаются задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи.

Помимо возможности появления судорожной активности в мышцах дыхательного аппарата и нарушения речевого выдоха, у таких детей отмечается недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох. Произнесение отдельных слов происходит в разные фазы дыхания — как на вдохе, так и на выдохе.

Таким образом, дошкольникам с речевой патологией прежде всего необходимо развивать объем легких, а в среднем и старшем дошкольном возрасте формировать грудобрюшной тип дыхания. Приближение этих показателей к норме позволит в дальнейшем перейти к развитию речевого дыхания, так как грудобрюшной тип дыхания является базой для формирования такой сложной психофизиологической функции, как речевое дыхание.
ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Работа включает пять этапов, которые должны проходить в строгой последовательности. Продолжительность каждого этапа регламентируется только результатами работы. В то же время в пособии указывается средняя длительность этапов, в которую, согласно нашему опыту, «укладывается» приобретение дыхательных навыков у большинства детей 5-6 лет с речевыми нарушениями.

Перед началом тренировки необходимо не только обследовать детей у педиатра и невропатолога, но и проконсультировать у отоларинголога, чтобы получить заключение о проходимости носовых ходов и состоянии их слизистой оболочки. Дети с острыми респираторными заболеваниями, ринитом, аденоидами не включаются в состав группы.

Логопеду желательно проверить дыхательную функцию детей при их поступлении в дошкольное учреждение, затем повторить процедуру в середине и в конце года.

Для проведения обследования рекомендуется использовать приборы «Пикфлоуметр» и «Спирометр детский». С помощью «Пикфлоуметра» определяется объемная пиковая скорость форсированного выдоха, с помощью «Спирометра» - объем воздуха в легких. Полученные данные заносятся в карту обследования детей и позволяют объективно оценить динамику жизненной емкости легких в процессе занятий.

Обучение проводится как с помощью известных методических приемов, так и с использованием разработанной нами методики, которая включает отдельные положения парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой.

Желательно, чтобы в группе одновременно занимались не более 7-8 человек.

I этап. Подготовка к развитию грудобрюшного типа дыхания по традиционной методике

Цель: развитие ощущений движения органов дыхания, главным образом диафрагмы и передней стенки живота, что соответствует грудобрюшному типу дыхания.

Этап включает четыре упражнения. Длительность каждого упражнения 4-5 минут. В течение дня упражнения повторяются 2-3 раза. Каждое упражнение отрабатывается в течение одной недели.

Первый этап длится столько времени, сколько необходимо для развития грудобрюшного типа дыхания.

Примерная продолжительность этапа - четыре недели. В течение этого времени ребенок последовательно выполняет упражнения вначале в положении лежа, затем сидя и стоя.

На первых занятиях при проведении дыхательных упражнений необходимо поддерживать активное внимание детей.

упражнение 1. Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку.

Работа диафрагмы по опусканию и подниманию игрушки, лежащей на животе, воспринимается ребенком зрительно (рис. 1).




Рис. 1. Выработка грудобрюшного типа дыхания. Легкая игрушка лежит на области диафрагмы


Инструкция: «Положим игрушку на живот и посмотрим, как она поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох».

В соответствии с инструкцией логопеда ребенок следит глазами за подниманием и опусканием игрушки вслед за сокращением и расслаблением диафрагмы.

Внимание ребенка обращается на то, что игрушка становится «живой», если он дышит животом.

Упражнение можно сопровождать рифмовкой, произносимой логопедом:

Качаю рыбку на волне,

То вверх (вдох),

То вниз (выдох)

Плывет по мне.

В течение недели можно менять игрушки, разнообразить словесное сопровождение. Например: «Качели - вверх, качели - вниз, крепче, куколка, держись!»
УПРАЖНЕНИЕ 2. Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы.

Работа диафрагмы воспринимается ребенком не только зрительно, но и тактильно (ощущается ладонью).

Инструкция: «Положи ладонь на то место, где раньше лежала игрушка, и почувствуй, как живот поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох».

Упражнение можно сопровождать рифмовкой:

Бегемотики лежали

Бегемотики дышали.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).



Рис. 2. Выработка грудобрюшного типа дыхания. Ладонь ребенка находится на области диафрагмы

Рис. 3. Выработка грудобрюшного типа дыхания. Ладонь ребенка находится на области диафрагмы

УПРАЖНЕНИЕ 3. Ребенок, находящийся в положении сидя, кладет ладонь на область диафрагмы (рис. 2).

Работа диафрагмы продолжает контролироваться зрительно и тактильно.

Инструкция: «Сядь, положи ладонь на живот и почувствуй, как он поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох».

Упражнение можно сопровождать рифмовкой:

Сели бегемотики,

Потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

упражнение 4. Ребенок, находящийся в положении стоя, кладет ладонь на область диафрагмы (рис. 3).

Упражнение выполняется перед большим зеркалом.

Инструкция: «Встань перед зеркалом, положи ладонь на живот, посмотри, как она движется, если ты дышишь правильно».

Это упражнение проводится также и с обнаженным торсом. Дети стоят в профиль к большому зеркалу, что помогает не только тактильно, но и визуально контролировать выполнение упражнений в положении стоя.

Наблюдение за детьми показывает, что некоторые из них при изменении положения тела переходят к более привычному верхнереберному типу дыхания, их рука, положенная на область диафрагмы, не совершает движений. В таком случае логопед кладет ладонь ребенка себе на область диафрагмы и предлагает ему «почувствовать рукой», а также посмотреть, как движется брюшная стенка в процессе дыхания.

При выполнении упражнений логопед следит за тем, чтобы вдох ребенка не был форсированным и его плечи не поднимались. Такой контроль необходим, потому что у детей с нарушениями речи при значительном увеличении объема вдыхаемого воздуха легко возникает гипервентиляция (наступление гипервентиляции можно определить по следующим признакам: побледнение лица, жалобы на головокружение; и как следствие - отказ от занятий).

Важно помнить, что внимание ребенка на этом этапе сосредоточивается не на длительности вдоха и выдоха, а на работе диафрагмы, т.е. на ощущениях сокращений этой мышцы.

Сформированность грудобрюшного типа дыхания и активность сокращения диафрагмальной мышцы ребенка определяется логопедом визуально и тактильно (с помощью ладони, положенной на область диафрагмы ребенка).

ІІ этап. Развитие грудобрюшного типа дыхания с включением элементов дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой

Цель: дальнейшее развитие сократительной активности диафрагмальной мышцы, а также развитие координаторных отношений между двумя функциями: дыханием и движениями туловища или конечностей.

Этап состоит из трех комплексов упражнений, в которых осуществляется последовательное усложнение двигательных задач.

Примерная продолжительность этапа - 12-14 недель.

Перед логопедом стоит задача обучить детей приемам специальной дыхательной гимнастики1. Особое внимание необходимо обратить на следующие условия:

1) активное внимание ребенка привлекается к фазе вдоха;

2) вдох осуществляется в момент физической нагрузки;

3) все упражнения проводятся в комфортном для детей темпе и ритме.

У детей с нарушениями речи при углубленном дыхании легко возникает гипервентиляция. Учитывая эту особенность, разработана методика дозированных «быстрых вдохов»2, которые осуществляются через нос. Прохождение воздуха через носовые ходы сопровождается наибольшим шумом и примыканием ноздрей к носовой перегородке.

Чтобы дети смогли правильно понять и усвоить выполнение дыхательного упражнения, логопед предлагает инструкцию: «Попробуем нюхать воздух так, как это делают животные, например, собаки, - шумно и быстро. Их вдохи напоминают хлопки в ладоши -"нюх-нюх"».

Выработывается навык осуществлять подряд два «быстрых вдоха». Логопед визуально и на слух (двойной шум) контролирует выполнение «быстрых вдохов» детьми. Внимание детей привлекается к движению ноздрей, т.е. к сокращению мышц, и двойному шуму.
  1   2   3   4

Похожие:

Методика развития речевого дыхания у дошкольников icon Упражнения для формирования дыхания
Вся работа по развитию речевого дыхания включает в себя пять этапов. На первом этапе осуществляется подготовка к развитию грудобрюшного...
Методика развития речевого дыхания у дошкольников icon Основные причины задержки речевого развития у детей
Задержка речевого развития у ребенка это отставание от возрастной нормы речевого развития у детей в возрасте до 4 лет. Дети с задержкой...
Методика развития речевого дыхания у дошкольников icon Докладчик
Методическое обоснование и рекомендации по организации работы по организации работы по формированию речевого дыхания у дошкольников...
Методика развития речевого дыхания у дошкольников icon Методика обучения дошкольников иностранному языку: учебное пособие Текст предоставлен
Методика обучения дошкольников иностранному языку: учеб пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Иностр яз.» («Методика...
Методика развития речевого дыхания у дошкольников icon Система работы с детьми, имеющими задержку речевого развития
Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с задержкой речевого развития
Методика развития речевого дыхания у дошкольников icon Методика "мэдис" Экспресс-диагностика интеллектуальных способностей...
Данная методика предназначена для быстрого ориентировочного обследования уровня интеллектуального развития детей 6 7 лет
Методика развития речевого дыхания у дошкольников icon Диагностическая методика «графический диктант»
Цель: определение уровня развития у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности
Методика развития речевого дыхания у дошкольников icon Пояснительная записка 1 Цели и задачи освоения Программы Рабочая...
Характеристика особенностей речевого и психолого-педагогического развития дошкольников с речевыми недостатками
Методика развития речевого дыхания у дошкольников icon Комплексная коррекционно-логопедическая работа при дизартрии
Дизартрия это нарушение дыхания, звукопроизношения, голосообразования, обусловленное нарушением иннервации речевого аппарата
Методика развития речевого дыхания у дошкольников icon Лего – технология, как способ развития речи дошкольников.
Добрый день, Уважаемые коллеги, разрешите представить вашему вниманию мастер-класс на тему «Лего – технология, как способ развития...
Методика развития речевого дыхания у дошкольников icon Методика измерения концентрации газообразных вредных веществ в зоне...
Методика измерения концентрации газообразных вредных веществ в зоне дыхания с помощью аспиратора «бриз-2», применяемого в качестве...
Методика развития речевого дыхания у дошкольников icon Методы диагностики изучения уровня развития внимания учащихся коррекционной школы
Изучение особенностей внимания учащихся можно проводить используя экспериментальные методики: методика «Корректурная проба» (вариант...
Методика развития речевого дыхания у дошкольников icon Памятка для воспитателей Критерии индивидуального развития дошкольников...
Критерии индивидуального развития дошкольников (по книге Е. О. Смирновой «Психология ребенка»)
Методика развития речевого дыхания у дошкольников icon Программа «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Новоорловский центр развития ребенка детский сад «Аленушка»
Методика развития речевого дыхания у дошкольников icon Учебно-методический комплекс по междисциплинарному курсу мдк 03....
Дошкольное образование по основной профессиональной образовательной программе углубленной подготовке
Методика развития речевого дыхания у дошкольников icon Методические рекомендаций для педагогов доу по современным технологиям,...
Методические рекомендаций для педагогов доу по современным технологиям, методам и приемам обучения математике и отработке содержания...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск