Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края
Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего образования
«Ставропольский государственный педагогический институт»
в г. Буденновске
Психолого-педагогический факультет
(заочная форма обучения)
Кафедра дошкольного и начального образования
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема: Учет особенностей одаренных детей дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ
|
студентки 4 курса группы Б 4 ПДВ
|
|
направление подготовки 44.03.02
Психолого-педагогическое образование
профиль «Психология
и педагогика дошкольного образования»
|
|
Малашенко Лазарины Юрьевны
|
|
|
|
Научный руководитель:
|
|
кандидат педагогических наук, доцент
|
|
кафедры дошкольного и начального
|
|
образования
Таран Ольга Алексеевна
|
|
|
|
Рецензент:
|
|
кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования
|
|
Суменко Лариса Васильевна
|
Работа допущена к защите
«____»___________2017 г.
Зав. кафедрой___________
|
Дата защиты «____» ___________2017г.
Оценка «__________________»
|
г. Буденновск, 2017г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….….
|
3
|
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ–ВОСПИТАННИКОВ ДОУ……………………………………………....
|
9
|
1.1. Одарённость как объект психолого-педагогических исследований
|
9
|
1.2. Психолого-педагогические особенности одарённых дошкольников……………………………………………………………...
|
16
|
1.3. Основные направления учебно-воспитательной работы педагога с одаренными детьми………………………………………………………..
|
25
|
Выводы по 1 главе………………………………………………………...
|
30
|
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ДОУ С УЧЁТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ОДАРЁННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ
|
32
|
2.1. Организация и диагностический инструментарий опытно-экспериментального исследования работы ДОУ с одарёнными детьми……………………………………………………………………....
|
32
|
2.2. Результаты диагностики работы ДОУ с одарёнными детьми и их обсуждение……………………………………………………………….…
|
37
|
2.3. Методические рекомендации по работе педагогов детского сада с одаренными детьми……………………………………………………..…
|
46
|
Выводы по 2 главе………………………………………………………....
|
58
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..….
|
60
|
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………..……
|
65
|
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………….…...
|
73
|
ВВЕДЕНИЕ
Одаренными называют детей, которые, по оценке специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, творческого или продуктивного мышления, организаторской, художественной, спортивной и др. Детская одаренность – одно из самых интересных и загадочных явлений. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий, что связано с общественными потребностями в неординарной творческой личности.
Так, в основных направлениях Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» отмечается выстраивание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности, создание среды для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления его потенциала [61]. Отправной точкой прикладных исследований и педагогической практики работы с одарёнными детьми является «Рабочая концепция одарённости» (под ред. Д.Б. Богоявленской и В.Д. Шадрикова) [76]. Согласно этого документа, одарённый ребёнок тот, «который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».
Выявление, воспитание и поддержка одаренных детей во многих странах осуществляются за счет специально разработанных государственных программ. В России для развития одаренных детей реализуется президентская программа «Дети России», которая включает разделы: «Одаренные дети», «Национальной доктрине образования РФ», «Концепции модернизации образования на период до 2020 года».
Нужно отметить, что специально организованная работа с одарёнными детьми выступает одним из направлений реализации права личности на индивидуальность. Современная система образования стремится к стандартам, проверки решений задач по шаблону, унификации требований. Так, даже детские сады строго регламентированы в своей воспитывающей функции и испытывают острый дефицит в программах, которые учитывали бы индивидуальные запросы и интересы одарённых детей.
Конкретных критериев одаренности пока не выработано, хотя многие специалисты сходятся во мнении, что для одаренных детей характерно опережающее развитие, т.е. опережение своих сверстников по ряду психических параметров. В познавательной области это проявляется в чрезвычайной любознательности, способности следить за несколькими действиями одновременно, активно изучать и познавать окружающий мир, воспринимать связи между явлениями и делать соответствующие выводы, создавая в воображении альтернативные системы и т.д. Отмечают особенности детей в эмоциональной сфере, повышенный энергетический уровень (длительность сна, например, у них меньше, чем у сверстников) или сравнительно относительную неравномерность (гетерохронность) развития различных психических функций (например, развитие координации движений может отставать от развития познавательных способностей) и др.
Исследованию одаренности детей уделяли внимания зарубежные и отечественные учёные:
исследования в области психологии творческой одаренности американцев Дж. Гилфорда, П. Торренса, Ф. Баррона, К. Тейлора;
методика обучения одаренных детей, разработанная психологами Дж. Кэррол и Б. Блум;
изучение особо одаренных детей (Брюно);
исследования творческой одарённости детей (Матюшкин А.М.);
исследование связи одарённости и познавательной активности ребёнка (Чистякова Г.Д.);
диагностика одарённости (Юркевич В.С.).
Вопросами, связанными с одаренностью, занимались такие ученые как Д. Гилфорд, Е. Торранс, Д. Богоявленская, М. Векслер, М.М. Торрис, Савенкова, Г. Бурменская, В. Слуцкий, Хант, Пиаже, Блум, Шэффер, Маккарти, Дэвид Фелдман, Эрйксон, Вайт, Витмор, Е.С. Белова, М.А. Холодная.
Вместе с тем, остаётся открытым вопрос о том, как должен организовывать работу с одарёнными детьми воспитатель детского сада, какие элементы его взаимодействия подлежат перестройке, какие требуют внести коренные изменения.
В общественном сознании возникает понимание того, что переход в век наукоемких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала страны – сегодняшних учеников и воспитанников детских садов. В силу этого, усиливается интерес к фундаментальным научным разработкам, направленным на выявление психологических закономерностей и механизмов развития одаренности, а также к практико-ориентированным исследованиям педагогики развития способностей и поддержки одарённости детей, их апробации и внедрению в обучение и развитие одаренных детей.
Исследователями установлено, что наиболее благоприятный период для развития способностей – дошкольное детство. Формирование и развитие одарённости детей дошкольного возраста можно рассматривать как специальную педагогическую задачу педагогики и психологии.
Таким образом, проблема организации работы с одарёнными детьми в дошкольной образовательной организации необходимости является актуальной. Её решение требует пересмотра целей, содержания, методов, форм работы с дошкольниками. Это определило выбор темы исследования «Учет особенностей одаренных детей дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ».
Цель исследования – разработать методические рекомендации по работе воспитателя ДОУ с учётом особенностей одарённых детей.
Объект исследования: организация работы дошкольной образовательной организации с одарёнными детьми.
Предмет исследования: содержательно-процессуальные компоненты работы воспитателя ДОУ с одарёнными детьми.
Гипотеза исследования: заключается в следующем. Работа с одарёнными детьми будет продуктивной, если учебно-воспитательный процесс в дошкольном образовательном учреждении:
будет организован с учетом результатов диагностики уровня развития различных способностей одаренных детей;
обеспечены условия индивидуальной траектории развития личности одарённого ребёнка;
предоставляет возможности для творческой деятельности и самореализации личности одарённых детей,
будут своевременно диагностированы проблемы в развитии социально-психологических особенностей одарённых детей и предложены пути их оптимизации;
будет создан доброжелательный психологический климат в группе ДОУ и в семье;
будет создан оптимальный режим игры, обучения и отдыха ребёнка, обеспечены интеллектуальные и коммуникативные нагрузки, посильные для ребёнка;
сформированы единые педагогические требования к поведению и общению одарённого ребёнка, соответствующие его актуальным социальным знаниям и навыков самовыражения и самоконтроля.
Для достижения цели нашего исследования и проверки гипотезы исследования были поставлены следующие задачи исследования:
провести анализ психолого-педагогических особенностей одаренных детей на основе изучения научной литературы;
определить пути, способы, средства педагогической работы с одаренными дошкольниками в условиях ДОУ;
разработать комплекс диагностических мероприятий по выявлению особенностей одаренных детей и реализовать его в опытно-экспериментальном исследовании;
провести анализ практической реализации работы с одаренными детьми в дошкольном учебном учреждении;
разработать модель работы педагога ДОУ с дошкольниками с учётом особенностей одарённых детей.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования:
теоретические (анализ литературы, сравнение, обобщение, выдвижение гипотез, абстрагирование, конкретизация, моделирование, формулировка выводов);
эмпирические (анализ документации дошкольной образовательной организации, характеризующий работу с одарёнными детьми в ДОУ; методики диагностики универсальных способностей детей дошкольного возраста; методика «У каждого ребёнка свой дар»; тест Д. Векслера «Диагностика структуры интеллекта» – детский вариант; методика В.С. Юркевич «Дерево желаний»; фигурные тесты П. Торренса; оценка психомоторной одаренности; диагностика музыкальных способностей детей Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова; тест «Не прозевайте вундеркинда»);
математическая обработка результатов исследования.
Этапы исследования:
1 этап – сентябрь 2016 г. – декабрь 2016 г. – анализ современного состояния проблемы в научной литературе по теме дипломного исследования, подбор диагностических методик, изучение педагогического опыта;
2 этап – январь – март 2017 г. – разработка содержания диагностирующего эксперимента, проведение опытно-экспериментального исследования, его анализ;
3 этап – апрель – май 2017 г. – проведение количественной и качественной обработки результатов эксперимента, обобщение и анализ; разработка программы работы педагога ДОУ с учётом особенностей одарённых детей; оформление выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования её результатов в процессе реализации образовательной и воспитательной работы с одаренными детьми в дошкольном образовательном учреждении. Представленная модель и методические рекомендации с некоторыми уточнениями могут применять в работе учреждений дополнительного образования.
Методические и диагностические материалы будут востребованы педагогами и психологами, администрацией дошкольных образовательных учреждений.
База исследования – Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития № 6 «Колокольчик» села Стародубского Буденновского района. Эксперимент был проведен в течение 6 месяцев. В эксперимент было вовлечено ____детей разных периодов дошкольного детства.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав – теоретической и практической, выводов к каждой из глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ – ВОСПИТАННИКОВ ДОУ
1.1. Одарённость как объект психолого-педагогических исследований
В педагогической энциклопедии говорится, что одаренность – это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Исследования [1; 9; 22; 35; 51; 78; 82; 85; 87 и др.] подтверждают, что количество одаренных детей с каждым годом возрастает, что стимулирует поиск эффективных подходов к диагностике одаренности и разработке программ работы с ними. Обратимся к пониманию само термина «одарённость».
Одаренность – наличие задатков развития способностей, которые Б.М. Теплова [84]определяют в наборе качеств:
способность – индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
способность – такие индивидуальные особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности (многих деятельностей);
способность – не сводится к знаниям, навыкам или умениям.
Следовательно, одаренность – целостное проявление способностей в деятельности, общее свойство интегрированной в деятельности совокупности способностей. В современной психологии и педагогике термин «одаренность» обычно относят к когнитивным способностям, а термин «талант» – характеризуют другие, общие стороны развития, т.е. творчество и творческое развитие ребенка. Тогда, творческий потенциал рассматривается как основа для развития одаренности.
Современное понимание одаренности связано с тем, что она рассматривается не как статическая, а как динамическая характеристика личности. Это привело к созданию теоретических моделей одаренности. В эти модели включены факторы личности и факторы социальной среды, в своей совокупности они приводят к феномену одарённости. Рассмотрим как это представлено в различных научных моделях.
1. «Мультифакторная модель одаренности Ф. Монкса», предполагает, что главное место принадлежит факторам микросреды (семья, школа, сверстники). Они стимулируют, обеспечивают, понуждают проявиться одарённости. Они её подпитывают информацией, трудностями, примерами, методами и т.д [64].
2. А. Тампенбаум считает, что наличие выдающихся творческих и интеллектуальных способностей само по себе не может гарантировать проявление одарённости. Для этих проявлений нужно взаимодействие пяти условий (внутренние и внешние факторы): фактор «g» или общие способности; специальные способности в конкретной области; неинтеллектуальные характеристики (личностные, волевые качества); случайные факторы.
3. «Структура интеллекта» Дж. Гилфорда стала научной основой многих концепций диагностики, обучения и развития одаренных детей. [63]. Автор анализирует проявления (факторы) интеллекта, что позволяет дифференцировать пять больших групп интеллектуальных способностей: познание, память, конвергентное мышление, дивергентное мышление, оценка. Согласно Дж. Гилфорда, применение интеллектуальных операции дает не менее шести видов конечного мыслительного продукта: элементы, классы, отношения, системы, преобразования, предвидения. На основе модели Дж. Гилфорда были выделены понятия «интеллектуальная одаренность» и «творческая одаренность».
4. Автор самого грандиозного по своим масштабам долговременного исследования одаренности Л. Термен пришел к выводу, что наличие высокого интеллекта не является единственным условием для успеха в творческой деятельности. В его концепции одаренности для проявлений последней присутствует триада: творческие способности, творческие умения, творческая мотивация. Разработанные автором диагностики креативности широко применяются во всем мире при выявлении одаренных детей [74].
5. С позиций педологии Ф. Гальтоном, Г. Доманом, В.В. Клименко, Э. Томасом и др. было развито направление «физического интеллекта». Здесь одаренность определятся особенностями сенсорных процессов. Г. Доман акцентирует внимание на таких функциях: двигательные навыки, языковые навыки, мануальные, визуальные, слуховые и тактильные навыки. Влияние среды на них приводит в ряде случаев к высокой продуктивности – одарённости.
6. Концепция одаренности Дж. Рензулли рассматривает одаренность как сочетание трех характеристик: интеллектуальных способностей, креативности и настойчивости с учетом эрудиции и благоприятной окружающей среды. Эта модель относит к категории одаренных всех успешных хотя бы по одному из параметров. Дж. Рензулли заменил термин «одаренность» (нечто статичное) на «потенциал» (может проявиться или не проявиться). Потому данную концепцию можно обозначить универсальной схемой разработки системы воспитания и обучения не только одаренных, но и всех детей. Эта концепция в модифицированном виде присутствует во многих зарубежных работах по одаренности [64].
7. К. Хеллер считает эффективной в педагогическом отношении многофакторную «Мюнхенскую модель» одаренности. Она включает: факторы одаренности (интеллект, креативность, социальную компетентность и др.); факторы среды (спорт, языки, науки и др.) и некогнитивные личностные особенности (преодоление стресса, мотивация достижений, стратегия работы и учебы).
Сопоставление содержания этих моделей позволяет нам отметить, что на современном этапе исследования одарённости большое внимание уделяется способам выявления, развития, стимулирования поддержки одарённости. Сама же одарённость перестаёт быть исключительно личностным образованием.
Исследование видов одаренности представлены в работах Н.С. Лейтеса, Э. Меймана, В. Штерна, П. Торренса, И. Торндайка и др. Согласно Лейтесу, общая (умственная) одаренность была условно разделена на два вида – познавательная (интеллектуальная), проявляемая детьми при решении мыслительных задач, и творческая – при решении нестандартных задач (на воображение). Выявлено, что высокий уровень общей умственной одаренности характеризуется наличием и интеллектуальной, и творческой одаренности, каждая из которых может быть выражена у ребенка в разной степени.
Специальная одаренность связана с успешностью человека в какой-либо отдельной сфере деятельности (музыкальной, художественной, двигательной и др.), при этом человек может быть даже непригоден к другой. Такой вид одаренности более редкий, но ему в научной литературе уделяется особое внимание, поскольку специальные способности имеют существенное значение в общем развитии личности [49].
«Рабочая концепция одаренности» рассматривает детскую одаренность в соответствии с тем, насколько она в данное время проявлена ребенком. Одаренность, проявляющаяся в деятельности ребенка явно и отчетливо, называют явной, и, напротив – в замаскированной форме – скрытой одаренностью. Проявленную одаренность (замеченную психологами, педагогами, родителями) называют актуальной, а детей с данным видом одарённости – талантливыми. Одаренность, представляющую собой возможности (потенциал) высоких достижений, но реализованную в данный момент, называют потенциальной [76].
По времени проявления различают раннюю и позднюю одаренность. Многочисленны примеры известных личностей, проявивших свои выдающиеся способности в раннем детстве: А. Моцарт, Г.В. Лейбниц, В. Гюго, И.И. Мечников и др. С другой стороны, А.С. Пушкин начал писать значительно позже своих соучеников лицея, И. Смоктуновский пришёл в кинематограф далеко не в юношеском возрасте и т.д.
Эти факты и разновидности одарённости показывают сложность и важность проблемы исследования одарённости и её психолого-педагогического сопровождения.
Н.С. Лейтес [44; 46] выделил три категории детей, которые в педагогической практике принято именовать одарёнными:
дети с высоким уровнем интеллекта (IQ);
дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности (с ранней умственной специализацией);
дети с высокой креативностью.
Все они обладают таким качеством, как самоактуализация. Самоактуализация – это стремление раскрыть свой внутренний потенциал. По мнению К. Гольстейна и К. Роджерса [39], именно это свойство является главным побудительным мотивом творчества. Н.С. Лейтес [45] же определяет как признаки одаренности – особенности ребенка, которые выделяют его, в чем-то поднимают над общим уровнем:
повышенная расположенность к усвоению знаний,
творческие проявления,
необычные достижения в каких-нибудь видах деятельности,
наличие мотивов к деятельности (познанию);
В основе всех этих проявлений не только благоприятные внутренние предпосылки развития, но и внешние факторы, определяющие развитие тех или иных способностей ребенка. [33].
Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность отслеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Для них характерна более быстрая передача нейронной информации, их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом нервных связей.
Одаренные дети обычно обладают отменной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличают способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовлетворением читают словари и энциклопедии, придумывают слова, которые должны, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей [25; 48; 55 и др.].
Одаренных детей также отличают повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи.
Большинство современных психологов [45; 55; 66; 71] признают, что развитие одаренности у детей не всегда является результатом сложного взаимодействия природных задатков и социокультурной среды. Особое значение приобретает еще и детская активность. Представим несколько зафиксированных педагогами проявлений одарённости.
Академическая одаренность – дети блестяще учатся. Одаренность может быть результатом полного и яркого развития достаточно обычных способностей.
Художественная одаренность – высокие достижения в художественной деятельности: в музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности. Может проявляться у дошкольников с разной степенью широты: есть дети с различными художественными способностями (ребёнок поет, танцует и превосходно рисует).
Организаторская, или лидерская, одаренность – характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. Эта одарённость предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, развитую интуицию, понимание чувств и потребностей людей, способность к сопереживанию. наблюдается яркое чувство юмора.
Психомоторная, или спортивная, одаренность. Исследования показали, что у выдающихся спортсменов интеллектуальные возможности значительно выше среднего, дети со спортивной одаренностью далеко не всегда хорошо учатся. Это связано с недостатком времени и соответствующего желания, мотивов [72].
Итак, термин «одаренность» в наиболее употребительном его значении, подразумевает высокий уровень развития способностей, любых – общих и специальных. Для нас важен именно тот факт, что у некоторых детей уровень способностей значительно отличается от среднего.
В заключении приведём выводы к параграфу:
Одаренность – целостное проявление способностей личности в деятельности, общее свойство интегрированной в деятельности совокупности способностей.
Одаренность не статическая, а динамическая характеристика личности, т. е. связана не только с врождёнными, но и приобретёнными свойствами. Современные теоретические модели одаренности (мультифакторная модель одаренности», модель А. Тампенбаума, «Структура интеллекта» Дж. Гилфорда, модель «физического интеллекта» Л. Термена, концепция Дж. Рензулли, «Мюнхенскую модель» одаренности К. Хеллер) учитывают влияние среды на феномен одарённости.
Сопоставление содержания этих моделей позволяет нам отметить, что на современном этапе исследования одарённости большое внимание уделяется способам выявления, развития, стимулирования поддержки одарённости.
В научной литературе представлены различные виды одарённости – общая (умственная) одаренность, специальная одаренность, скрытая одаренность, проявленная, художественная, академическая, лидерская и др.
Отличительной чертой всех одарённых является самоактуализация – стремление раскрыть свой внутренний потенциал.
|