Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 209
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ДЕТСКОГО САДА № 209
Ульяновск
2017
№ п/п
|
Содержание
основной адаптированной образовательной программы
|
стр.
|
I
|
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
|
|
1.1.
|
Пояснительная записка
|
|
1.2.
|
Цель и задачи реализации Программы
|
|
1.3.
|
Основные принципы и подходы к формированию Программы
|
|
1.4.
|
Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.
|
|
1.5.
|
Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками адаптированной образовательной программы МБДОУ № 209
|
|
1.6.
|
Планируемые результаты в части, формируемой участниками образовательных отношений (парциальные программы)
|
|
II
|
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
|
|
2.1.
|
Образовательная деятельность в соответствии с образовательными областями с учетом используемых в МБДОУ программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данных программ
|
|
2.2.
|
Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов
|
|
2.3.
|
Описание образовательной деятельности
по профессиональной коррекции нарушений развития детей
|
|
2.4.
|
Деятельность психолого-медико-педагогического консилиума
|
|
2.5.
|
Особенности взаимодействия педагогического коллектива
с семьями воспитанников
|
|
2.6.
|
Сетевое взаимодействие
|
|
III
|
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
|
|
3.1.
|
Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
|
|
3.2.
|
Организация жизнедеятельности детей. Режим дня
|
|
3.3.
|
Организация развивающей предметно-пространственной среды
|
|
3.4.
|
Критерии и показатели эффективности реализации программы
|
|
3.5.
|
Кадровый состав реализации программы
|
|
3.6.
|
Ресурсы ДОУ реализации программы
|
|
Список литературы
|
|
Краткая презентация Программы
|
|
Программа написана на основе разработанной в МБДОУ № 209 Основной образовательной Программы МБДОУ № 209 и используемой в МБДОУ примерной Программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. В коррекционном блоке включает в себя дополнительные программы: «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»; авторы: Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева и «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи», автор: Нищева Н. В.
Адаптированная образовательная программа МБДОУ № 209 направлена на оказание помощи детям с ОВЗ в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, реализуемой в ДОУ, ориентирована на индивидуализацию образования и предоставление детям с ОВЗ равных стартовых возможностей для обучения в образовательном учреждении. Программа определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Адаптированная образовательная программа (АОП) для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) спроектирована с учетом следующих нормативно-правовых документов и локальных актов:
Саламанской декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями;
Конвенции о правах ребёнка, принятой резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи орт 20 ноября 1989 года. – ООН 1990.
Конвенции о правах инвалидов, принятой Резолюцией Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года № 61/106;
Закона № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012г.;
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ» от 17.10.2013 № 1155;
Приказа Минобрнауки РФ от 30.08.2013 года № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
Письма Минобрнауки РФ от 03.04.2003 № 27/2722-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект;
Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;
Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ред. от 10 марта 2009г. № 216);
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013г. № 28564)
Устава МБДОУ д/с № 209
Кроме того, учтены концептуальные положения разработанной в МБДОУ № 209 ООП МБДОУ № 209, утвержденной на Педагогическом Совете 29.08.2017 года (протокол № 1 от 29 августа 2017 года), используемой в МБДОУ примерной Программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (Раздел «Коррекционная и инклюзивная педагогика»), а также парциальных программ Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание», «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» Нищевой Н. В.
основной адаптированной образовательной программы (АОП)
Ребенок с ОВЗ, как и все остальные дети, в своем развитии направлен на освоение социального опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Однако путь, который он должен пройти для этого, значительно отличается от общепринятого: физические и психические недостатки меняют, отягощают процесс развития, причем каждое нарушение по-своему изменяет развитие растущего человека. Важнейшими задачами поэтому являются предупреждение возникновения вторичных отклонений в развитии, их коррекция и компенсация средствами образования.
Цели АОП:
- обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования.
- сохранение единства образовательного пространства относительно уровня дошкольного образования.
- формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
- обеспечение развития личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.
- создание условий для развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности
- повышение социального статуса дошкольного образования.
Основные задачи:
1. Охрана жизни и укрепление физического и психологического здоровья детей.
2. Обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении основных образовательных областей Программы: физическое развитие, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.
3. Оказание помощи детям в овладении навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с ОВЗ в общественную жизнь
4. Формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия).
5. Развитие навыков связной речи.
6. Обеспечение возможности для осуществления детьми содержательной деятельности в условиях, оптимальных для всестороннего и своевременного психологического развития. Проведение коррекции (исправление и ослабление) негативных тенденций развития.
7. Максимально возможное развитие всех видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).
8. Проведение профилактики вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе.
9. Взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития.
10. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям).
11. Включение ребенка в образовательное пространство ДОУ.
Основные принципы и подходы к реализации Программы
Принципиально значимыми в данной программе являются следующие приоритеты:
формирование способов усвоения общественного опыта (в том числе и учебных навыков) ребенком с ОВЗ как одна из ведущих задач обучения, иначе говоря — ключ к развитию ребенка и раскрытию его потенциальных возможностей и способностей;
учет генетических закономерностей психического развития ребенка, характерных для становления ведущей деятельности и психологических новообразований в каждом возрастном периоде;
деятельностный подход в организации целостной системы коррекционно-педагогического воздействия;
единство диагностики и коррекции отклонений в развитии;
анализ социальной ситуации развития ребенка и семьи;
развивающий характер обучения, основывающийся на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка и формировании зоны ближайшего развития;
включение родителей или лиц, их заменяющих, в коррекционно-педагогический процесс;
расширение традиционных видов деятельности и обогащение их новым содержанием;
формирование и коррекция высших психологических [психических] функций в процессе специальных занятий с детьми;
реализация личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению детей через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы;
стимулирование эмоционального реагирования, эмпатии и использование для их развития практической деятельности детей, общения и воспитания адекватного поведения;
расширение форм взаимодействия взрослых с детьми и создание условий для активизации форм партнерского сотрудничества между детьми;
определение базовых достижений ребенка-дошкольника с ОВЗ в каждом возрастном периоде в целях планирования и осуществления коррекционно-развивающего воздействия, направленного на раскрытие его потенциальных возможностей.
1.4. Значимые характеристики,
в том числе характеристики особенностей развития детей с ОВЗ
Значимые характеристики определяются на начало реализации АОП и включают в себя следующие показатели: кадровый состав, возрастной и количественный состав детей, материально-техническое состояние ДОУ. Общие сведения о коллективе детей, работников, родителей. Основными участниками реализации программы являются: дети дошкольного возраста с ОВЗ, родители (законные представители), педагоги.
Общие сведения о коллективе детей, работников, родителей. Основными участниками реализации программы являются: дети дошкольного возраста с ОВЗ, родители (законные представители), педагоги.
Возрастная категория
|
Направленность групп
|
Количество групп
|
Количество детей
|
Средняя
|
Группа для детей с РАС
|
1
|
7
|
Старшая
|
Группа для детей с ТНР
|
1
|
17
|
Подготовит. к школе
|
Группа для детей с РАС
|
1
|
9
|
Подготовит. к школе
|
Группа для детей с ТНР
|
1
|
15
|
Подготовит. к школе
|
Группа для детей с ЗПР
|
1
|
14
|
Всего – 5 групп; 62 ребёнка
|
|