ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
на педагогическом совете приказом заведующего
от 04.09.2015 г. МБДОУ «Детский сад №85»
протокол №1
_____________С.Н.Уланова
от 04.09.2015 № 105/3 - осн
02- воспитательно-
образовательная работа
Дело № 02-07
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №85» общеразвивающего вида г.Барнаула
Срок хранения: постоянно
ст. 710 – а ТП
Барнаул 2015
Содержание
I. Целевой раздел образовательной Программы………………….……………3
I.1.Пояснительная записка…………………………………….…………...…………3
I.2.Цели и задачи реализации Программы………………………..……....................4
I.3.Принципы и подходы к формированию Программы……..………..............….14
I.4.Значимые для разработки и реализации характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста ….…………………….…..........14
I.5.Планируемые результаты освоения Программы…………………...………….26
II. Содержательный раздел Программы………………………………...……..31
II.1.Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития по пяти образовательным областям по возрастам……………………...31
II.1.1. Образовательная область «Физическое развитие»………….…...................31
II.1.2. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»……..38
II.1.3. Образовательная область «Речевое развитие»………………….…………..65
II.1.4. Образовательная область «Познавательное развитие»……………………..72
II.1.5. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»……..80
II.2.Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы…………………………………………………………………………...87
II.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик……………………………………………………………………………….94
II.4.Способы и направления детской инициативы………………………………..96
II.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников ………………………………………………………………………99
II.6. Описание образовательной деятельности по направлениям развития детей дошкольного возраста (вариативная часть)………………………………………106
II.6.1.Специфика национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность…………………………………..106
II.6.2.Взаимодействие с социумом………………………………………………...107
II.6.3.Используемые в МБДОУ технологии и парциальные программы……….116
III. Организационный раздел……………………………………………………135
III.1. Материально-техническое обеспечение Программы……………………..135
III.2. Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды………………………………………………………………………………...135
III.3.Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания………………………………………………….……………………….141
III.4. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении………………………………………………………………….……...150
III.5. Учебный план………………………………………………………...............155
III.6. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий……….156
IV. Дополнительный раздел……………………………………………………….160
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
I.1. Пояснительная записка.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 85» города Барнаула (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО, Стандарт), на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
При разработке Программы учитывались следующие нормативные документы:
Федеральный закон «Об образовании в РФ» (вступил в силу 01.09.2013 г.).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384).
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г., № 28564).
Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте России 26.09.2013, № 30038).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» (зарегистрирован в Минюсте РФ 27 июня 2013 г., № 28908).
Устав образовательной организации (могут быть представлены документы регионального уровня).
Программа является основным внутренним нормативно-управленческим документом, регламентирующим жизнедеятельность муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №85».
Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Программа призвана обеспечить конкретизацию и обоснование выбора цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации образовательного процесса в МБДОУ, исходя из требований примерной общеобразовательной программы, логики развития образовательного учреждения, его возможностей, образовательных запросов основных социальных заказчиков - родителей (законных представителей).
В содержание разделов Программы вносятся коррективы и изменения в том случае, если:
- изменилась нормативная база, обосновывающая разработку Образовательной программы; произошли изменения в образовательном процессе (водятся новые программы и технологии, изменилась видовая структура групп или образовательные запросы родителей);
- появились новые взаимосвязи с различными учреждениями и организациями;
- изменились условия реализации программы в связи с пополнением предметно - развивающей среды.
I.2. Цели и задачи реализации Программы.
Цель Программы: позитивная социализация и всестороннее развитие ребенка раннего и дошкольного возраста в адекватных его возрасту детских видах деятельности.
Задачи:
1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Основные задачи образовательных областей:
Социально – коммуникативное развитие
1) Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
2) Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.
3) Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
4) Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
5) Формирование готовности к совместной деятельности.
6) Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации.
7) Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
8) Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие
1) Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
2) Формирование познавательных действий, становление сознания.
3) Развитие воображения и творческой активности.
4) Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, тепе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),
5) Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие
1) Владение речью как средством общения.
2) Обогащение активного словаря.
3) Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
4) Развитие речевого творчества.
5) Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
6) Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
7) Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно - эстетическое развитие
1) Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.
2) Становление эстетического отношения к окружающему миру.
3) Формирование элементарных представлений о видах искусства.
4) Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
5) Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
6) Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Физическое развитие
1) Развитие физических качеств.
2) Правильное формирование опорно – двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики.
3) Правильное выполнение основных движений.
4) Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта.
5) Овладение подвижными играми с правилами.
6) Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
7) Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.
Парциальные программы, реализуемые учреждением, в соответствии с приоритетным направлением деятельности и задачами образовательной деятельности:
Образовательная область «Физическое развитие»
Программа «Физическая культура – дошкольникам» Л.Д.Глазырина.
Цель Программы: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; формирование основ его двигательной и гигиенической культуры.
Задачи физического воспитания:
-охрана и укрепление здоровья ребенка с целью нормального функционирования всех органов и систем организма;
-обеспечение своевременного и полноценного физического развития;
-развитие движений;
-обеспечение бодрого уравновешенного состояния ребенка;
-воспитание культурно-гигиенических навыков.
Реализация цели и задач физического воспитания в данной Программе связана с решением следующих задач:
развитие физических качеств — скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации;
накопление и обогащение двигательного опыта детей
овладение основными двигательными режимами (бег, ходьба, прыжки, метание, лазанье);
формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Программа направлена на:
- реализацию принципа доступности, учитывая возрастные особенности воспитанников;
- соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», реализуя принцип систематичности и последовательности;
- усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования дошкольниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно - оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Образовательная область «Речевое развитие»
Программа по развитию речи в детском саду О.С. Ушаковой
Программа рассчитана на работу с детьми второй младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп.
Обучение языку, развитие речи рассматриваются не только в лингвистической сфере (как овладение ребенком языковыми навыками - фонематическими, лексическими, грамматическими), но и в сфере формирования общения детей друг с другом и со взрослыми (как овладение коммуникативными умениями). Поэтому важной задачей становится не только формирование культуры речи, но и культуры общения. Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста - это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие его коммуникативных способностей (индивидуальные различия речевого уровня у детей одного возраста могут быть исключительно велики).
В основу программы легли результаты исследований, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания (ныне - Исследовательский центр семьи и детства Российской академии образования) под руководством Ф. Сохина и О.С. Ушаковой.
При разработке проблем развития речи дошкольников, совершенствования содержания и методов обучения языку в психолого-педагогическом аспекте авторы выделили три основных направления: структурное (формирование разных структурных уровней системы языка - фонетического, лексического, грамматического); функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции - развитие связной речи, речевого общения); когнитивное, познавательное (формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений). Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей являются стержнем формирования личности ребенка-дошкольника.
Задачи:
владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении собственных мыслей и составлении высказываний любого типа;
умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками (слушать, спрашивать, отвечать, возражать, объяснять);
знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации;
умение читать и писать (элементарное владение грамотой и письмом). Программа включает следующие разделы:
Воспитание звуковой культуры речи.
Словарная работа.
Формирование грамматического строя речи.
Развитие связной речи.
Программа включает методические указания для каждой возрастной группы. К программе разработаны конспекты занятий для всех возрастных групп (О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова, А.И. Максаков, Е.М. Струнина, Т. Юртайкина, под ред. О.С. Ушаковой); пособие для воспитателя детского сада - «Занятия по развитию речи в детском саду» (А.Г. Арушанова, О.С. Ушакова)
|