ПРИНЯТА
педагогическим советом
протокол № 1
от 25 сентября 2015 г.
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий
МДОУ детского сада общеразвивающего вида № 27 “Лесная сказка»
_______________ В.М.Романова
Приказ № 92/2 от __30.09.2015__ г.
Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования
Основная образовательная программа
дошкольного образования
муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 27 «Лесная сказка»
г. Воскресенск
2015 г
Оглавление:
1. Целевой раздел 3
1.1 Пояснительная записка 3
1.1.1 Цели и задачи реализации программы дошкольного образования 5
1.1.2 Принципы и подходы к реализации программы 6
1.2 Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста 7
1.3 Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования 9
1.3.1 Целевые ориентиры, сформулированные в ФГОС дошкольного образования 9
1.3.2 Целевые ориентиры образования в раннем возрасте: 10
1.3.3 Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: 11
2.Содержательный раздел 13
2.1 Образовательная деятельность в соответствии с образовательными областями с учетом используемых в ДОУ программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данных программ 13
2.1.1 Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» 13
2.1.2. Образовательная область «Познавательное развитие». 35
2.1.3. Образовательная область «Речевое развитие» 69
2.1.5 Образовательная область «Физическое развитие» 117
2.1.6 Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. 124
2.2 Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик. 133
2.2.1. Приоритетное направление деятельности Учреждения – физическое развитие 135
Программа Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой и Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста » 137
2.2.1. Приоритетное направление «Художественно – эстетическое развитие» 145
2.2.2. Региональный компонент 145
2.3.1 Преемственность ДОУ и школы 154
2.3.2 Взаимодействие ДОУ и социума 157
2.3.3.Способы и направления поддержки детской инициативы 158
2.3.4 Дополнительные образовательные услуги 160
2.4 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. 162
3. Организационный раздел 166
3.1 Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка 166
3.2 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды 167
3.3 Кадровые условия реализации Программы 173
3.4 Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания 173
3.5 Планирование воспитательно-образовательной деятельности 178
3.6 Режим дня 181
3.7 Перечень нормативных и нормативно-методических документов 188
3.8. Перечень литературных источников 189
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Основная образовательная программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
При разработке основной образовательной программы учитывались следующие нормативные документы:
-Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.─ ООН 1990;
- Конституция Российской федерации (от 25 декабря 1993г., с изменениями от 30 декабря 2008г.);
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384);
- Письмо Министерства образования и науки РФ и Департамента общего образования от 28 февраля 2014 года № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);
- Устав МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 27 «Лесная сказка».
Программа разработана рабочей группой педагогов МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 27 «Лесная сказка» в составе: Васютинская Н.В. - старший воспитатель, Кислова И.С.- воспитатель, Лебедева Е.Ю.- воспитатель, Балашова Г.Б.- музыкальный руководитель. Программа спроектирована с учетом особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени и дошкольного образования.
Дошкольное образование как первый уровень общего образования призвано обеспечить реализацию прав ребенка на полноценное, гармоничное развитие личности в информационном поликультурном обществе.
Образовательная программа направлена на:
создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующих возрасту видов деятельности;
создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей от 1,5 до 7 лет.
Программа выстроена в соответствии с традиционными возрастными периодами дошкольного детства: 2-ой год жизни (первая группа раннего возраста), 3-й год жизни (вторая группа раннего возраста), 4-й год (младшая группа), 5-й год (средняя группа), 6-й год (старшая группа) и 7-й год (подготовительная к школе группа).
Своеобразие образовательной программы определяют положения фундаментальной отечественной науки о развитии детей дошкольного возраста:
— целенаправленное содействие развитию и саморазвитию ребенка как неповторимой индивидуальности на основе содействия амплификации развития и саморазвития его самосознания;
— развитие каждого воспитанника обусловлено системным подходом, который заключается в том, что пять направлений (образовательных областей) дошкольного образования — социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие — рассматриваются в их взаимосвязи, интеграции в целостном процессе развития и саморазвития дошкольника как неповторимой индивидуальности;
— доминирование интеграционных процессов накладывает свою печать на все сферы психики ребенка (интеллектуальную, эмоциональную, мотивационно - потребностную) и определяет стратегию и тактику обеспечения дошкольного уровня образования, соответствующего ФГОС ДО.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
предусматривает приобщение дошкольника к основам духовной культуры и интеллигентности; обогащение развития и саморазвития его самосознания; развитие и саморазвитие его как неповторимой индивидуальности на основе и в процессе выполнения им разных видов деятельности на уровне самостоятельности и творчества; содействие освоению первоначальных представлений социального характера и включению воспитанника в систему социальных отношений.
Образовательная область «Познавательное развитие» предусматривает содействие: осознанию выпускником детского сада необходимости и потребности идти учиться в школу, чтобы продолжить открытие наук, необходимых ему для успешной самореализации в жизни; амплификации сенсорного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка; овладению им практико-познавательной, экспериментальной и продуктивной (конструктивной) деятельностью; обогащению его познавательных интересов и открытию им элементарных математических, географических, экологических и других представлений из разных наук, называемых «избыточной информацией».
Образовательная область «Речевое развитие»
предусматривает содействие: овладению ребенком речью (повествованием, описанием, доказательством и объяснением) как деятельностью, необходимой для общения, средство развития и саморазвития его как неповторимой индивидуальности; развитию любви к родному языку и интереса к нему как к предмету познания богатства всех его компонентов (словарю, грамматике и т.д.).
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
предусматривает содействие: амплификации развития эстетического (эмоционального) восприятия окружающего мира, нравственно-эстетических чувств, в процессе общения с природой, с людьми и предметами быта, созданными профессионалами в разных видах труда; приобщению ребенка к основам художественной культуры: пониманию им красоты в произведениях искусства, архитектуры, киноискусства и литературы, в предметах народного творчества;
углублению эмоциональной отзывчивости на эти произведения, интереса и бережного отношения к ним.
Образовательная область «Физическое развитие ребенка» предусматривает содействие приобщению ребенка к физической культуре, здоровому образу жизни как к фундаменту общечеловеческой культуры, обогащению его физического, психического развития и саморазвития.
1.1.1 Цели и задачи реализации программы дошкольного образования
Цель Программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:
патриотизм;
активная жизненная позиция;
творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;
уважение к традиционным ценностям.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, чтения.
Руководствуясь вышеуказанными положениями, коллектив учреждения ставит следующие задачи:
обеспечение стандарта дошкольного образования как системы требований к содержанию и уровню развития детей каждого психологического возраста с учетом соблюдения преемственности при переходе к следующему возрастному периоду;
создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения, саморазвития;
создание условий, благоприятствующих становлению базисных характеристик личности дошкольника, отвечающих современным требованиям;
использование традиционных, инновационных и зарубежных технологий, направленных на обновление образовательного процесса, развитие физического здоровья и оздоровление, развитие познавательных способностей детей, детского творчества и на интеллектуальное развитие;
совершенствование системы работы по патриотическому воспитанию, нравственному и социальному развитию современных детей;
объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
развитие различных видов дополнительных образовательных услуг на базе МДОУ в соответствии с запросами родителей;
создание условий для поддержки одаренных и талантливых детей дошкольного возраста;
повышение профессионального мастерства педагогов.
Разработанная программа предусматривает включение воспитанников в процессы ознакомления с региональными особенностями Московской области. Основной целью работы является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края.
1.1.2 Принципы и подходы к реализации программы
Содержание Образовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Основные принципы построения и реализации Образовательной программы:
сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости;
соответствие критериев полноты, необходимости и достаточности;
учёт принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
учёт соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детски садом и начальной школой.
Образовательная программа МДОУ:
обеспечивает охрану и укрепление здоровья детей, их всестороннее (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое) развитие через организацию различных видов детской деятельности и самодеятельности, ведущей из которых является игра;
способствует достижению ребенком уровня развития, обеспечивающего его психологическую и физическую готовность к школе; созданию равных условий для воспитания, развития и обучения детей независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности;
способствует формированию таких знаний, умений и навыков, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, обеспечения равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.
Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания.
Главный критерий отбора программного материала - его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной - как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.
|