Программа по коррекции звукопроизношения у детей «Говоруша»


Скачать 414.57 Kb.
Название Программа по коррекции звукопроизношения у детей «Говоруша»
страница 1/4
Тип Программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Программа
  1   2   3   4
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «УЛЫБКА»

п. ХАНЫМЕЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

Обсуждена и принята на заседании УВЕРЖДАЮ:

Педагогического совета Заведующий

МБДОУ «ДС ОВ «Улыбка» МБДОУ «ДС ОВ «Улыбка»

«27» декабря 2016г. ______________О.А. Чепелева

Протокол № 2 приказ № 45/06.02 от 28.12.2016г.





Программа

по коррекции звукопроизношения у детей

«Говоруша»

(для детей с 4-5 лет).
Составил:

учитель-логопед

высшей квалификационной категории

Сигай О.В.

2016г.
Содержание программы



I.


Целевой раздел.








1.1. Пояснительная записка.







1.2. Цели и задачи программы.







1.3. Принципы программы.







1.4. Характеристика речевых нарушений:







1.4.1. Характеристика нарушений в звукопроизношении у детей.







1.4.2. Характеристика фонетико-фонематическим недоразвития речи (ФФНР)







1.4.3. Характеристика детей с фонетическим недоразвитием речи (ФНР)







1.5. Особенности программы







1.6. Здоровьесберегающие технологии, используемые в Программе:







1.7. Основные направления работы







1.8. Планируемый результаты освоения Программы.




II.

Содержательный раздел.








2.1. Особенности организации коррекционной работы.







2.2. Содержание индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения







2.3. Работа с родителями (законными представителями).




III.


Организационный раздел.








3.1. Материально-техническое обеспечение.







3.2. Методическое обеспечение






3.3 Планирование индивидуальной коррекционной работы








Список используемой литературы







Приложения




I. Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка.

Детский сад является первой ступенью системы общего образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Именно в дошкольном возрасте проходит формирование основных компонентов речи. Однако, в силу индивидуальных, социальных и патологических особенностей развития, у некоторых детей 4-5 лет, наблюдаются возрастные несовершенства в речи и с переходом в старший дошкольный возраст они не исчезают, а принимают стойкий характер. Любая речевая патология, в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств), отрицательно влияет на психологическое развитие ребенка, отражается на его деятельности, поведении, умственном развитии, познавательной деятельности, формировании личности. Если у ребёнка обнаруживаются дефекты произношения или более сложные речевые нарушения (дислалия, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, стёртая форма дизартрии), то в процессе обучения чтению и письму взрослые могут столкнуться с определёнными трудностями.

В логопедических пунктах при дошкольных образовательных учреждениях, осуществляют коррекционную работу, направленную на преодоление речевых нарушений. Но такая работа проводится с детьми старшего дошкольного возраста. Так же в младшем возрасте недостаточно той профилактической работы, которая проводится при некоторых речевых нарушениях. Возникла необходимость, как можно раньше начать работу над развитием артикуляционного аппарата и мелкой моторики, фонематическим слухом в результате которой можно избежать нарушения звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста.

Программа дополнительного образования«Говоруша», направлена на работу с детьми 4-5 лет, имеющих нарушение в речевой деятельности. Целью логопедического воздействия является стимуляция речевого развития с учётом нарушенной функции речевого механизма, коррекция и компенсация нарушений отдельных звеньев и всей системы речевой деятельности, воспитание и обучение ребёнка с речевым нарушением для последующей интеграции его в среду нормально развивающихся дошкольников. Направленность Программы: коррекционная.

Период освоения с сентября по май.
Программа разработана в соответствии с

- Законом Российской Федерации “Об образовании”№ 273-ФЗ от 29.12.2012.

- требованиями ФГОС ДОк содержанию программы

- уставом ДОУ
1.2. Цели и задачи программы.

Цель программы: преодоление речевых нарушений, формирование произносительных умений и навыков у детей дошкольного возраста 4-5 лет.

Задачи:

- Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

- Постановка нарушенных звуков;

- Формирование полноценных звукопроизносительных навыков;

- Развитие фонематического слуха и восприятия;

- Развитие доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;

- Формирование практических умений и навыков пользование исправленной, фонетически чистой речью;

- Формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношение, слоговой структуры и фонематического восприятия).

Решение данных задач подготавливает детей к овладению звуковым анализом слов, т. е. последовательному вычленению всех звуков слова по порядку, дифференцированию звуков по их качественным характеристикам. Осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводит детей к порогу овладения грамотой и, главное – закладывает основы нового отношения к языку, сознательного оперирования им, это является важной предпосылкой успешности школьного обучения (Ф. С. Сохин, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, С. А. Тумакова, Л. Е. Журова и др.)
1.3. Принципы программы.

  • Принцип развития;

  • Принцип системного подхода;

  • Принцип рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития.


Принцип развития предполагает анализ процесса возникновения дефекта. Знание особенностей и закономерностей речевого развития на каждом возрастном этапе, предпосылок и условий, обеспечивающих его развитие, позволяет определить его развитие, позволяет определить причины возникновения нарушения и наметить адекватные пути коррекционного воздействия.

Принцип системности иподход рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития к анализу речевых нарушений, определяющий речь как систему. Речевая патология может проявляться в нарушениях различных компонентов речевой деятельности: звукопроизношения, фонематических процессов, лексики, грамматики. Речевые нарушения многообразны. От того, какие компоненты речевой системы нарушены, зависит характер дефекта. На этом принципе базируется педагогическая классификация речевых нарушений.

Все психические процессы у ребенка: внимание, память, мышление, восприятие и др. взаимосвязаны с речью. Речь формируется под воздействием всех высших психических функций. При анализе речевых нарушений важно учитывать все вышеперечисленные, а также соматическое состояние ребенка, особенности его эмоционально-волевой и двигательной сфер, возраст, состояние зрения, слуха и интеллекта, что является комплексным подходом в изучении ребенка с учетом структуры дефекта.
1.4. Характеристика речевых нарушений:

1.4.1. Характеристика нарушений в звукопроизношении у детей.

У большинства детейк 4 – 5 годам звукопроизношение у большинства детей достигает нормы. Однако все дети разные, и некоторые, в силу различных причин, продолжают неправильно произносить звуки, и это приобретает силу привычки.

Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Причины дислалии могут быть различны, поэтому принято различать дислалию механическую (органическую) и функциональную.

Механическая дислалия является следствием органических дефектов периферического речевого аппарата. Наиболее распространенным дефектом является укороченная уздечка языка, что затрудняет его движение, не позволяя высоко подниматься (при верхних звуках). Иногда язык бывает слишком большой, он с трудом помещается во рту и, естественно, неповоротлив; или слишком маленький и узкий, что затрудняет артикуляцию.

Еще одной причиной дислалии являются дефекты строения челюстей, которые ведут к неправильному прикусу. Прикус – это расположение верхнего и нижнего зубных рядов относительно друг друга. Нормой считается, когда при смыкании челюстей верхние зубы слегка прикрывают нижние. Характер прикуса имеет большое значение для правильной артикуляции – физиологического процесса формирования звуков речи.

При функциональной дислалииу ребенка нет никаких дефектов артикуляционного аппарата. Одной из основных причин функциональной дислалии является неправильное воспитании ребенка в семье. Родителям нравится лепет ребенка, и они «сюсюкают» с ним, что надолго задерживает развитие правильного звукопроизношения. Сюда же можно отнести так называемую педагогическую запущенность, когда родители совершенно не обращают внимание на неправильное произношение звуков ребенком и не поправляют его, не развиваю его речь, что тормозит не только нормальное развитие произносительных навыков, но и может задерживать общее развитие ребенка

Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы.
Причинами возникновения дизартрии являются различные вредоносные факторы, которые могут воздействовать внутриутробно во время беременности (вирусные инфекции, токсикозы, патология плаценты), в момент рождения (затяжные или стремительные роды, вызывающие кровоизлияние в мозг младенца) и в раннем возрасте (инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек: менингит, менингоэнцефалит и др.).
Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи.
У детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется:

  • нечетким, смазанным звукопроизношением;

  • голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий;

  • ритм дыхания нарушен;

  • речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.

Образный «диагностический симптом» дизартрии: «Говорит, как с кашей во рту». В свою очередь дизартрия является одним из признаков бульбарного или псевдобульбарного паралича. Формы дизартрии зависят от места поражения.
Классификации дизартрии:
1) По степени выраженности:
a) анартрия - полная невозможность произносительной стороны речи;
б) дизартрия (выраженная) - ребенок пользуется устной речью, но она нечленораздельная, малопонятная, грубо нарушено звукопроизношение, а также дыхание, голос, интонационная выразительность;
в) стертая дизартрия - все симптомы (неврологические, психологические, речевые) выражены в стертой форме. Стертую дизартрию можно спутать с дислалией. Отличие в том, что у детей со стертой дизартрией наблюдается наличие очаговой неврологической микросимптоматики.

Недостатки произношения свистящих и шипящих звуков называются сигматизмом, замена свистящих звуков шипящими или другими звуками называется парасигматизмом.

Сигматизмы имеют следующие виды:

  • Межзубный сигматизм, или так называемая шепелявость.

Этот недостаток выражается в том, что при произнесении свистящих или шипящих звуков (а иногда тех и других) кончик языка просовывается между нижними и верхними резцами и получается шепелявый звук.

  • Губно-зубнойсигматизм.

При этом недостатке произношения свистящие или шипящие звуки (а иногда и те и другие) произносятся близко к звукам ф и в. Части артикуляционного аппарата располагаются при этом так: нижняя губа подтягиваются к верхним резцам, сужая проход, через который проходит выдыхаемая струя воздуха; язык находится в таком же положении, как и при произнесении звука с. При такой артикуляции образуется звук, который содержит в себе элементы звуков ф и с (в и з), вследствие чего произношение становится нечётким, непонятным, неприятным на слух.

  • Призубный сигматизм.

Этот недостаток произношения объясняется следующим: при произнесении свистящих звуков кончик языка упирается в края верхних и нижних резцов, образуя затвор и мешая проходу воздуха через зубную щель; вследствие этого отсутствует характерный для этих звуков свист и вместо звуков с, з, ц слышатся звуки т и д. Этот недостаток можно назвать парасигматизмом, так как в данном случае один согласный звук заменяется другим.

  • Шипящий сигматизм.

При этом виде стигматизма язык имеет следующее положение: кончик оттянут от нижних резцов в глубь ротовой полости, спинка резко выгнута по направлению к твердому нёбу, вследствие чего вместо свиста слышится смягчённое ш и ж.

  • Боковой сигматизм.

В данном случае свистящие или шипящие звуки (а иногда те и другие) могут произносится двумя способами, а именно:1). Кончик языка упирается в альвеолы, а весь язык ложится ребром; один из его краев поднимается к внутренней стороне коренных зубов, пропуская выдыхаемый воздух по боковым краям языка, в результате в верхние альвеолы, пропуская воздух по бокам, как при произнесении звука л. Боковой сигматизм может быть односторонним и двусторонним.

  • Носовой сигматизм.

При этом недостатке произношения свистящих или шипящих звуков (а иногда тех и других) корень языка поднимается и примыкает к мягкому небу, мягкое небо опускается и выдыхаемый воздух проходит через нос, отчего слышится звук, похожий на х, но с гнусавым оттенком.

Недостатки произношения звуков л и ль называются ламбдацизмом, замена звука л другими звуками русского алфавита называется параламбдацизмом.
  1   2   3   4

Похожие:

Программа по коррекции звукопроизношения у детей «Говоруша» icon Список детей, нуждающихся в коррекции звукопроизношения в мбдоу детский...
Список детей, нуждающихся в коррекции звукопроизношения в мбдоу детский сад №4
Программа по коррекции звукопроизношения у детей «Говоруша» icon Программа дошкольного образования коррекционно развивающего направления
Перспективное планирование работы учителя – логопеда по коррекции звукопроизношения
Программа по коррекции звукопроизношения у детей «Говоруша» icon Образовательная программа «Логоритмика»
Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. Одной...
Программа по коррекции звукопроизношения у детей «Говоруша» icon Лор-заболевания у детей. Заболевания носо-и ротоглотки у детей Профилактика...
Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста
Программа по коррекции звукопроизношения у детей «Говоруша» icon Программа по коррекции речевых нарушений у детей средствами песочной...
Программа по коррекции речевых нарушений у детей средствами песочной терапии «Песочная страна»
Программа по коррекции звукопроизношения у детей «Говоруша» icon Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы...
Образовательная деятельность по профессиональной коррекции и нарушения развития детей
Программа по коррекции звукопроизношения у детей «Говоруша» icon Календарно-тематический план непосредственно образовательной деятельности...
Календарно-тематический план непосредственно образовательной деятельности по формированию звукопроизношения
Программа по коррекции звукопроизношения у детей «Говоруша» icon Программа по формированию и коррекции родственных взаимоотношений детей-сиблингов «Родословная»
Цель программы: формирование и психолого-педагогическая коррекция родственных взаимоотношений сиблингов из числа детей-сирот и детей,...
Программа по коррекции звукопроизношения у детей «Говоруша» icon Казанцева Н. В., Воробьева Е. В. Вмешательства, направленные на развитие...
Н. В., Воробьева Е. В. Вмешательства, направленные на развитие родительской компетентности при коррекции аутистического поведения...
Программа по коррекции звукопроизношения у детей «Говоруша» icon Основная общеобразовательная программа дошкольного образования в...
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в доу
Программа по коррекции звукопроизношения у детей «Говоруша» icon Основная общеобразовательная программа дошкольного образования в...
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в доу
Программа по коррекции звукопроизношения у детей «Говоруша» icon Рабочая программа по развитию и коррекции детей с сдвг и сходными...
Управление образования Администрации Коломенского муниципального района Московской области
Программа по коррекции звукопроизношения у детей «Говоруша» icon Рабочая программа по коррекции нарушений чтения и письма разработана...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий с нарушением чтения и письма разработана для детей испытывающих трудности в усвоении...
Программа по коррекции звукопроизношения у детей «Говоруша» icon Календарно тематический план логопедических занятий в подготовительной...
Составление индивидуальных образовательных маршрутов по логопедической коррекции детей
Программа по коррекции звукопроизношения у детей «Говоруша» icon 1 Целевой компонент Программы
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в дошкольном образовательном учреждении (детей с аллергопатологией,...
Программа по коррекции звукопроизношения у детей «Говоруша» icon Методические рекомендации: интегрированное обучение детей с зпр в общеобразовательном учреждении
Гоу рмэ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, подготовки семей для принятия детей и их профессионального сопровождения...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск