Приложение № 3
к Общеобразовательной программе
МАДОУ ЦРР Детский сад № 5 «Рябинка»
Содержание коррекционных мероприятий
Календарно-тематический план непосредственно - образовательной деятельности по формированию звукопроизношения
в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи – III уровня
(1 период в неделю, всего 37 периодов непосредственно-образовательной деятельности)
Недели
№
Тема непосредственно образовательной деятельности
Программное содержание
Содержание компонента непосредственно образовательной деятельности
Средства обучения
Фонематические процессы
Первоначальные навыки звукового анализа
Активная лексика
Грамматический строй речи
Связная речь
1
1
Педагогический мониторинг знаний и умений детей
2
2
3
3
Различение слухового восприятия на неречевых и речевых звуках
Различение неречевых звуков по высоте, силе, тембру
Различение близких по звуковому составу слов, состоящих
из бездефектных звуков.
Игра «Узнай музыкальный инструмент» Игра «Отгадай предмет по звуку»
Игра «Большой или маленький» Игра «Кто позвал?» «Кто сказал «мяу»?
Детский сад, логопедический кабинет, занятия, звуки
Игра «Подбери нужное слово»
Музыкальные инструменты (большие и маленькие): 2 бубна, 2 барабана, 2 колокольчика, 2 дудочки, 2 губные гармошки, детское пианино, гармонь, металлофон. Звучащие предметы: 2 стакана (пустой и с водой), бумага, мяч, ложки металлические и деревянные, 2 погремушки, 2 молотка. Ширма
4
4
Звук и буква А
1. Четкое произнесение и характеристика звука А.
Выделение начального ударного и безударного гласного звука А.
Развитие внимания и памяти.
Составление простых нераспространенных предложений
по 1-фигурным картинкам с помощью вопросов.
Выделение первого ударного и безударного гласного звука А. Игра «Эхо»
а) в потоке гласных звуков;
б) в звукосочетаниях АУ, АИ;
в) в обратных словах АК, АХ, АП, АМ;
г) в словах АЙВА, АИСТ, АНЯ
Составление простых нераспространенных предложений по простым 1 -фигурным сюжетным картинкам с помощью вопроса что делает!
Предметные картинки: автомат, альбом, антенна, автомобиль, ухо, утюг, ива, вата, мак, аист (пособие Т. Б. Филичевой), мальчик, девочка. Сюжетные картинки: Мальчик идет. Девочка поет. Девочка подметает. Автомобиль едет (пособие Т. Б. Филичевой). Девочка идет. Автомобиль стоит. Панно. Значки для обозначения гласных звуков.
5
5
Звук и буква У
1. Четкое произнесение и характеристика звука У.
Выделение
начального ударного гласного звука У.
Выделение
начального безударного гласного звука У.
Развитие внимания
и памяти.
Выделение начального ударного и безударного гласного звука У. Игра «Эхо»
а) в потоке гласных звуков;
б) в звукосочетаниях УА, УИ;
в) в обратных слогах УМ, УТ, УП; в словах
УМНЫЙ, УТРО, УЛИЦА
Ответы на вопросы:
Кто это? Что это!
Игра «Отгадай, кто (что) это?» — подбор предметов (картинок) действиям
Договаривание предложений по предметным картинкам
Предметные картинки: утка, утята, ухо, муха, туфли, утюг, паук, улитка, губка, умывальник, кубики, автомат, бублики
(из пособия Т. Б. Филичевой «Дидактический материал...»). Значки для обозначения гласных звуков.
6
6
Звук и буква И
1. Четкое произнесение и характеристика звука И.
Выделение
начального ударного и безударного звука И.
Звуковой анализ
звукосочетаний АУИ, АИУ, ИУА, ИАУ, УАИ, УИА.
Составление
предложений по предметным картинкам и
опорным словам-действиям поливать, лечить, покупать.
Выделение первого ударного и безударного гласного звука И:
а) в потоке гласных звуков;
б) в звукосочетаниях ИА, АИ, ИАУ, ИУА...;
в) в обратных слогах ИМ, ИН, ИТ, ИХ, ИК;
г) в словах ИВА, ИНДЮК, ИГОЛКА.
Звуковой анализ звукосочетаний (звукового ряда) ИУА, ИАУ, АУИ, АИУ, УИА, УАИ
ива, липа, лифт, бинт, улитка, калина,
павлин, малина дельфин, пингвин,
Составление предложений по предметным картинкам и опорным словам
Предметные картинки: ива, липа, лифт, бинт, улитка, калина, павлин, малина
(пособие Т. Б. Филичевой); дельфин, пингвин, девочка, мальчик.
Значки для обозначения гласных звуков.
7
7
Звуки П-П’.
Буква П.
1. Четкое произнесение звука П-Пь
Выделение последнего
глухого согласного.
Закрепление
понятия мягкие согласные.
Звуковой анализ,
составление схем обратных слогов.
Выделение последнего глухого согласного П. Договаривание слов — игра «Закончи слово» (сно. г глу., хло., то. г сто. г су., пото., тулу.) Преобразование слогов и слов (замена П – П’) – игра «Наоборот»
Зв. анализ, составление схем обратных слогов АП, ОП, УП, ИП, ЫП — игра «Живые звуки». Деление слов на слоги — игра «Прошагаем слова».
панамы, павлин, паук, попугай, липа, кепки,
пальто, пальма, тополь, плита, тюльпаны, тапки, пень, плита, пять, степь, пес, опята, пятка.
Преобразование глаголов 3 лица ед.ч. наст, времени во мн. число.
Договаривание предложений по опорным картинкам.
Предметные картинки: панамы, павлин, паук, попугай, липа, пальто, пальма, тополь, плита, тюльпаны, кепки, тапки, пень, плита, пять, степь, пес, опята, пятка. Наборы для составления схем
8
8
Звуки Т-Ть.
Буква Т.
1. Четкое произнесение звука Т-Т’
2. Различение звуков Т'— Т.
Звуковой анализ,
составление схем обратных слогов.
Деление слов на
слоги.
Составление
предложений по предметным картинкам с числительными
один, одна, два, две; закрепление согласования с существительными в роде.
Договаривание слов — игра «Закончи слово» (ко., ки., бан., бин., лиф., хобо., биле., буке., бале., паке., кюве., хвое., мое., кус.) Преобразование слогов и слов (замена Т – Т’) – игра «Наоборот».
Деление слов на слоги — игра «Телеграф».
Звуковой анализ, преобразование, составление схем обратных слогов АТ, ОТ, УТ, ИТ, ЫТ — игра «Живые звуки».
Кот, кит, бинт, бант, билет, бегемот, лифт,
хобот, букет, автомат, мак, паук, танк, туфли, тапки, тыква, утка, ветка, петух, кофта, батон, тахта,
Упражнение в согласовании ко-лич.числительных один, одна, две с существительными в роде.
Счет – 1 – 10 – котенок, утенок.
Подбор слов со звуком Т к сюжетной картинке
Предметные картинки: кот, кит, бинт, бант, букет, билет, бегемот, лифт, хобот, мак, паук, банан мост, хвост, танк, туфли, тапки, тыква, утка, ветка, петух, конфета, кофта, батон, тахта, плита, автомат
Наборы для составления схем. Карточки с цифрами 1,2
9
9
Звуки К-К’.
Буква К.
1. Четкое произнесение звука К. К'.
Различение звуков К'— К.
Звуковой анализ, составление схем обратных слогов.
Развитие внимания и памяти.
Закрепление употребления родит, под ежа ед. числа существительных без
предлога и с предлогом У.
Преобразование слогов и слов (замена К – Кь) – игра «Наоборот». Договаривание слов — игра «Закончи слово» (ма., вени., вено., като., бы., бу., то., индю., тан., бан. и т.д.)
Воспроизведение слоговых рядов:
АК-ОК-УК-ЫК ОК-УК-ЫК-АК УК-ЫК-АК-ОК ЫК-АК-ОК-УК
КА-КО-КУ-КЫ КО-КУ-КЫ-КА КУ-КЫ-КА-КО КЫ-КА-КО-КУИгра «Измени слово»
Звуковой анализ, составление схем слогов АК, ОК, КУ, КИ, — игра «Живые звуки».
кони, кот, танк, индюк, мак, венок, кухня,
кубик, конфета, окно, гамак, веник, утка, кофта, туфли, Катя, Коля, майка, клюква, губка,
Упражнение в употреблении родит, падежа ед. числа без предлога и с предлогом У.
Повторение скороговорки
Предметные картинки: кони, кот, танк, индюк, мак, венок, кухня, кубик, конфета, окно, гамак, веник, утка, кофта, туфли, майка, клюква, губка, Катя, Коля, васильки, кеды, букет, кот, кит, маки, кепки, кубики, ботинки, пауки, тапки, валенки, охотники.
10
10
Дифференциация звуков
П—Т—К.
1.Закрепление произношения и различение звуков П—Т—К.
Воспроизведение слоговых рядов типа ПА-ТА-КА.
Договаривание слов.
Закрепление употребления предлогов НА и ПОД.
Звуковой анализ обратных и прямых слогов
Воспроизведение слоговых рядов типа па-та-ка.
Договаривание слов — игра «Закончи слово» (со., сту., биле., тулу.)
Звуковой анализ, составление схем обратных и прямых слоговАТ, АП, ОК , ОТ, УП, УК, КУ, ТА, ПО
игра «Живые звуки»
туфли, кот, конь, попугай, павлин, тыква, панамы, батон, книга, конфеты, венок, мак; тополь, тахта, подоконник.
Составление предложений по 2 опорным предметным картинкам с использованием предлогов НА, ПОД.
Составление предложений с предлогами на, под по 2 опорным предметным картинкам
Предметные картинки: туфли, кот, конь, попугай, павлин, тыква, панамы, батон, книга, конфета, венок, мак (на панно); тополь, тахта, подоконник (на столе у логопеда). Наборы для составления схем.
11
11
Звуки и буква 0
1. Четкое произнесение звука О.
Выделение звука О под ударением после согласного.
Воспроизведение слоговых рядов со звуком О (ПО-ТО-КО-НО и т.д.).
Развитие внимания, памяти, мышления.
Звуковой анализ, составление схем слов КОТ, ТОК.
Выделение гласного звука О под ударением после согласного.
Воспроизведение слоговых рядов со звуком О (по-то-ко-хо, то-ко-хо-по и т.д.)
Звуковой анализ, составление схем слов КОТ, ТОК (выполняется коллективно с помощью логопеда)
дом, кот, кони, окно, пальто, венок, хобот,
батон, сом, тополь, двойка, ноты, вагон, мох, кофта;
Закрепление образования и употребления родит, падежа множественного числа существительных.
Счет — 1 ~ 10 (1 ~ 5) — двойка, окно
Составление предложений по предметным картинкам со словом много.
Предметные картинки: дом, кот, кони, окно, пальто, венок, хобот, батон, сом, тополь, двойка, ноты, вагон, кофта, туфли, мох, вата, бинт, совы; заяц, лица, сапоги, тапки, тахта, стул, кресло. Наборы для составления схем
12
12
Звуки
X-Хь.
Буква Х.
1. Четкое произнесение звука Х.
2. Выделение начального согласного Х в словах.
3. Развитие внимания и памяти.
4. Деление слов на слоги.
5. звуковой анализ обратных слогов.
6. Закрепление представлений о роде существительных – соотнесение с притяжательными местоимениями мой, моя, мое.
Выделение начального согласного X — игра «Эхо».
Воспроизведение слоговых рядов (прямых и обратных).
Деление слов на слоги — игра «Телеграф». Преобразование обратных слогов в прямые: АХ-ХА; ОХ-ХО.
Звуковой анализ, составление схем прямых и обратных слогов — игра«Живые звуки»
хобот, ухо муха, петух, охотник, мох, кухня, тахта, хлеб, яхта, кот, венок, хвост.
Согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое с существительными Счет — 1 ~ 10 — яхта, кухня, петух.
Составление словосочетаний притяжательных местоимений и существительных.
Предметные картинки: хобот, ухог муха, петух, охотник, мох, кухня, тахта, хлеб, яхта, кот, венок, хвост. Наборы для составления схем
13
13
Звуки К— X
1. Закрепление произношения и различение звуков К – Х,
2. Звуковой анализ, составление схем слов ПУХ, МАК, МОХ
3. Развитие внимания и памяти,
4. Закрепление представлений о роде
существительных.Согласование с количественными числительными один, одна, одно
Воспроизведение слоговых рядов с конфликтными звуками КА- ХА, ХО— КО.
Преобразование слогов — игра «Наоборот». Договаривание слов — игра «Закончи слово» (ма., ме., пу., песо., пету., вено., воз-
ду....)
Звуковой анализ, составление схем слов ПУХ, МАК, МОХ — игра «Живые слова».
конь, хобот, кот, книга, хвост, петух, мак, муха, окно, майка, ухо, кухня, паук.
Согласование количественных числительных один, одна, одно с существительными Составление словосочетаний числительных один, одна, одно с существительными.. Счет — 1 ~ 10 (1 ~ 5) — конь, муха, кухня
Договаривание предложений по предметным картинкам — игра «Потерялись слова».
Предметные картинки: конь, хобот, кот, книга, хвост, петух, мак, муха, окно, майка, ухо, кухня, паук. Наборы для составления схем. Карточка с цифрой 1
14
14
Звук и буква Ы
1. Четкое произнесение звука Ы.
Выделение гласного Ы после согласного.
Звуковой анализ, составление схем слов ДЫМ, БЫК, СЫН.
Воспроизведение слоговых рядов со звуком Ы.
Закрепление образования имен, падежа множ. числа существительных.
Выделение Ы после согласного.
Воспроизведение слоговых рядов со звуком Ы:
пы-ты-кы-хы, кы-хы-пы-ты, ты-кы-хы-пы, хы-пы-ты-кы.
Звуковой анализ, составление схем слов ДЫМ, БЫК, СЫН
дым, дыня, ягоды, тыква, билеты, бант, вагон, банты, вагоны, губы, панамы, буквы, тюльпаны, кот, коты, альбомы, лимоны, конфеты.
Образование им.п.мн.числа существительных – игра «Эхо».
Составление предложений по индивидуальным предметным картинкам и опорным словам. Заучивание скороговорки «От топота копыт…», выделение из нее слов со звуком Ы
Предметные картинки: дым, дыня, ягоды, тыква, билеты, бант, вагон, банты, вагоны, губы, панамы, буквы, тюльпаны, кот, коты, альбомы, лимоны, конфеты. Наборы для составления схем слов
15
15
Звуки М-М’.
Буква М.
1. Четкое произнесение и характеристика звука М, Мь
2. Выделение первого и последнего согласного звука М.
3. Воспроизведение слоговых рядов типа МА-ОМ-УМ-ЫМ.
4. Звуковой анализ и схемы слогов типа АМ.
Выделение первого и последнего сонора М:
а) в слогах АМ, УМ, МИ, ЫМ, МА, МУ, МЫ;
б) в словах ДАМ, ДОМ, ДЫМ, МАК, МОХ, МАМА.
Воспроизведение слоговых рядов
ам-ом-ум-ым ом-ум-ым-ам
ум-ым-ам-ом ым-ам-ом-ум
ма-мо-му-мы мо-му-мы-ма
му-мы-ма-мо мы-ма-мо-му.
Игра «Светофор»
Звуковой анализ и схемы обратных слогов
ам ум ми
мак, муха, дом, дым, альбом, майка, мойка, малина, мох, мороз, гном, мама
Игра «Мой – моя» - закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными в роде.
д/и «Наоборот»
Составление предложений по индивидуальным предметным картинкам по образцу
Предметные картинки: мак, муха, дом, дым, альбом, майка, мойка, малина, ванна, вата, батон (пособие Т. Б. Филичевой); гном , девочка.
Фишки для обозначения гласных и согласных звуков
16
16
Звуки С-С'.
Буква С.
Закрепить навык четкого произношения звука С, С' в слогах, словах, фразах; выделять звук в начале, середине, конце слова; формирование навыков звукового анализа и синтеза следующих слов: суп, сок, сук, сам, сом, сыт; предлоги С (СО).
Воспроизведение слоговых рядов со звуком С
са—су—сы ска—ску—скы сма—сму—смы
ас—ус—ыс ста—сто—сту спа—спо—спу—спы
Выделение звука С в словах, уточнение позиции звуков слове.Игра «Светофор» Игра «Договори слово».
Звуковой анализ и синтез слов: суп, сок, сук, сам, сом, сыт.
Составление звуко-слоговой схемы слов сок, гуси,
стакан, скамейка, миска, сова, насос, суп, сук, капуста, сом, сумка, посылка, пылесос. сирень, Сёма, сироп, серьги, сито, сетка, сила, синяк, сено, сифон, семь
Учить согласованию притяжательных местоимений с существительными; познакомить с предлогом; учить образовывать сложные слова, слова-антонимы
Работа над предложением (по опорным картинкам).
Знакомство с предлогом С (СО).
Предметные картинки: стакан, скамейка, миска, сова, насос, суп, сук, капуста, сом, сумка, посылка, пылесос, сирень, Сёма, сироп, серьги, сито, сетка, сила, синяк, сено, сифон, семь.
Наборы для составления схем слов. Схема предлога С (СО)
17
17
Звуки Н-Н’.
Буква Н.
Закрепить навык произношения звука Н в слогах, словах, фразах; Выделение последнего согласного Н. Учить звукобуквенному анализу и синтезу слогов и слов, развивать память, внимание, мышление.
Выделение последнего сонора Н:
в словах ЛИМОН, ПИОН, БИДОН, ПЕЛИКАН. Игра «Закончи слово».
Воспроизведение слоговых рядов: ан-ун-ин
ун-ин-ан …
Преобразование слогов устно (на слух, с мячом) – «У вас есть звук Н, я вам бросаюгласные звуки, поймать, составить слоги»: ан-он-ун-ан-ын-ны-на-но-ну,
выкладывание и преобразование слогов, слов, ан-на-нам-нас-нос-сон-сын
батон, диван, вагон, павлин, тюльпан пингвин, дельфин, банан, гном,
Игра «Закончи слово»
бана., бато., стака., океа., Карлсо., сарафа., сы. .
Учить подбирать слова, противоположные по смыслу;
Работать над предложением – составление из данных слов; составление схемы предложений с предлогами.
Предметные картинки: батон, диван, вагон, павлин, тюльпан (пособие Т. Б. Филичевой); пингвин, дельфин, банан, мальчик, гном, девочка.
Фишки для обозначения гласных и согласных звуков
18
18
Звуки З-З’.
Буква З.
Закрепить навыки четкого произношения и различения звуков З, З’в слогах, словах, фразах; закрепление понятия «звонкий звук», учить звуко-слоговому анализу слов; развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.
Игра «Назови звуки слова по-порядку». Выделение звука З, З’ на слух и в произношении
отбор картинок на З (игра “Исправим ошибки”) с указанием места звука З в слове
Звукослоговой анализ слова козы
ваза, зубы, зуб, везу, здоровье, лоза, зал, узы, заяц, коза, замок, забор зоопарк, забота, и т.п.
Учить согласовывать прилагательные с существительными; упражнять в употреблении предлогов за, из-за;
Преобразование деформированной фразы
Предметные картинки: ваза, зубы, зуб, лоза, зал, узы, заяц, зоопарк, коза, замок, забор, зима, газета, зебра, земляника, зефир наборы фишки для составления схемы слова
19
19
Дифференциация звуков
С — З
Закрепить навыки четкого произношения и различения звуков С, З в слогах, словах, фразах; закрепление понятия о звонкости согласных звуков; учить звуко-слоговому анализу слов коса, коза развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.
Преобразование слогов, слов — игра «Наоборот”:
са—са—за за—за—со сна—сна—зна
са—за—за за—са—са сна—зна—сна
са—за—са за—са—са зна—сна—сна
Игра «В слове слог договори и слово снова повтори».
Определение места С, З в словах.
Деление слов на слоги — игра “Телеграф”. Звуко-слоговой анализ слов коса, коза
зоомагазин, полоса, колесо, фазан, фасон, зооцирк, розы, скороговорка, пузырь, сахар, сковорода, зоопарк, незабудка, забор, здоровье;
Закрепить правильное употребление предлогов с (со), за, из-за
Работать над предложением; закрепить навык пересказывания; рассказа «Зимой».
Предметные картинки: коза, коса, зоомагазин, полоса, колесо, фазан, розы, скороговорка, пузырь, сахар, сковорода, зоопарк, незабудка, забор, здоровье наборы для составления схем слов
20
20
Звуки Б-Б’.
Буква Б.
1. Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков Б, Б’ в слогах, словах, фразах;
2. Учить выделять первый и второй слоги в словах;
3. закрепить навык преобразования слов;
4. развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.
Дидактическая игра «Бом и Бим» - дифференциация звуков.
Игра «Назови слоги в словах» Звук-слоговой анализ, преобразование слов,
словарный материал: бок—бак—бык—бук
булка, белка, банан, бинт, бумага, бинокль, ботинки, берёза, баранки, кубики, букет, буквы, голуби
Упражнение в употреблении предлогов В, НА.
Работа над предложением - составление предложений с картинками. Работа со схемами предложений.
Предметные картинки: булка, белка, банан, бинт, бумага, бинокль, ботинки, берёза, баранки, кубики, букет, буквы, голуби наборы для составления схем слов
21
21
Дифференциация звуков
Б-П
1. Закрепить навыки четкого произношения и различения звуков Б, Б', П, П' в слогах, словах, фразах; 2. учить определять и называть второй слог в словах; 3. развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.
Игровое упражнение «Измени звук в слове». (бочка—почка, бить—пить…)
Деление слов на слоги — игра “Телеграф”, выд. ударного слог.
Игровое упражнение «Назови второй слог в словах».
пакет, белый, бочка, пень, банка, пирожок, белка, пух, букет, палатка, пыль, бинокль, пена, булавка.
Формировать умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок
Предметные картинки: пакет, белый, бочка, пень, банка, пирожок, белка, пух, букет, палатка, пыль, бинокль, пена, булавка. Наборы для составления схем слов
22
22
Звуки Д-Д’.
Буква Д.
1. Закрепить навыки произношения звука Д, Дь в словах, фразах; 2. учить называть первый и третий слоги словах; 3. Учить образованию существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, 4. развивать фонематический слух, развивать память, внимание, логическое мышление.
Игра «Назови ударный звук в словах»
Отбор картинок: проговаривание, игра “Исправь ошибки”, определение места звука Д в отобранных картинках.
Игра «Светофор»
Дидактическое упражнение «Назови первый и третий слоги в словах». Звуко-слоговой анализ слов из 2 слогов (типа ДИМА, ДУБЫ)
Дым — дымок, дымный, дымка, дымить,
Вода — водный, водохлёб, водяной, водянка, подводный
Учить образованию существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, подбору слов, обозначающих действия, а также родственных слов Дым Вода.
Предметные картинки: дом, дуб, дым, вода, дыни, Дима, Надя, дядя, домик, садик, дубок, завод, Вадик, диван, дубы.
Наборы для составления схем слов
23
23
Дифференциация звуков
Д — Т.
1. Закрепить навыки различения и произношения звук Д-Т, Т’-Д’, в слогах, словах, фразах;
2. Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
Дидактическое упражнение “Назови имя, добавив слог та или да, тя или дя ”
Дидактическая игра «Измени слова».
Отбор картинок на Д, Т — с указанием слогового состава и ударного слога
трамвай, тракторист, дроворуб, подарок, здравствуйте, барабан, конструктор, барбарис, автомобиль, бандура, дорога, железнодорожник, доктор, подруга, подарок, строительство
Познакомить с образованием приставочных глаголов;
Составление предложений по сюжетным картинкам
Предметные картинки: трамвай, трактор дроворуб, подарок, барабан, конструктор, барбарис, автомобиль, бандура, дорога, железнодорожник, доктор, подруга, подарок,
наборы для составления схем слов
24
24
Звуки Г-Г’.
Буква Г.
1. Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков Г, Г' в слогах, словах и предложениях; 2. учить звуко-слоговому анализу слов ноги, вагон; 3. развивать фонематический слух, внимание, память, логическое мышление.
Выделение звука Г в словах. Определение места звука в слове (начало, середина). Воспроизведение слоговых рядов:
га—гя, гда—гдя, гла—гля
го—ге, гдо—где гло—гле…
Звуко-слоговой анализ слов ноги, вагон;
ноги, гуси, нога, губы, вагон, гудок, бумага, гамак
Дидактическая игра «Один—много».
Учить согласованию прилагательных с существительными;
Предметные картинки: ноги, гуси, нога, губы, вагон, бумага, гамак
наборы для составления схем слов
25
25
Дифференциация звуков
К-Г.
1. Закрепить навык различения звуков К, Г в слогах, словах, фразах;
2. учить звуко-слоговому анализу слов гол — кол;
3. работать над предложением; 4. развивать фонематический слух, внимание, память, логическое мышление. 5. Воспитывать речевую активность, усидчивость.
Дифференциация звуков в слоговых цепочках, в дидактической игре «Измени слово» (колос — голос, калина — Галина…)
Звуко-слоговой анализ слов гол — кол;
гараж, командир, корзина, огонь, курица, гантели, квакать, горизонт, квакушка, грузовик, корзина, кабан, гамак.
закрепить навык образования слов-антонимов;
Дидактическая игра «Составь предложение (по карточкам)».
Предметные картинки гараж, командир, корзина, огонь, курица, гантели, горизонт, квакушка, грузовик, корзина, кабан, гамак.
наборы для составления схем слов
26
26
Звук и буква Ш
1. Закрепить навыки различения и четкого произношения звука Ш в слогах, словах и фразах;
2. Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
3. Учить согласованию прилагательных с существительными в косвенных падежах, 4. Изменению глаголов по лицам; 5. работать над предложением; 6. Учить звуко-слоговому анализу слов;
7. Развивать фонематический слух, память, внимание, логическое мышление
Игровое дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь»: Игра «Назови по порядку звуки в словах» ваш, наш, душ, уши, шум, шина, наша, Маша, каша, Даша.
Определением места звука Ш в словах.
- игра «Птички»;
Звуко-слоговой анализ слов: мышка, мишка.
мишка шишка кошка душ
шина подушка лягушка ловушка мышь ковш шапка шашки мешок шкаф шишка машина шалаш кашка
Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами – игра «Назови ласково»;
учить согласованию прилагательных с существительными в косвенных падежах, изменению глаголов по лицам;
Работать над предложением – составление из заданных слов (игровое упражнение «Составь предложение»)
Заучивание чистоговорки.
Предметные картинки: мишка шишка кошка душ
шина подушка лягушка мышь ковш шапка шашки мешок шкаф шишка машина шалаш
наборы для составления схем слов
27
27
Звук и буква Ш.
(2-е занятие)
1. Закрепить навыки различения и четкого произношения звука Ш в слогах, словах и фразах;
2. Учить образовывать форму родительного падежа множественного числа имен существительных, согласованию прилагательных с существительными3. Упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов;
4. Учить звуко-слоговому анализу слов;
5. Работать над предложением; заучивание чистоговорки;
Упражнение «Определи ударный звук в слове» .
Игра «Называйте звук, который изменил слово» (мишка-мушка- пушка…) Называние гласных звуков в словах
Звуко-слоговой анализ слов: мушка. пушка.
кувшин машина подушка
шкаф шапка башмаки
мешок башня шишки
Учить образовывать форму родительного падежа множественного числа имен существительных, Дидактическая игра «Какое слово я задумала?» - согласование прилагательных с существительными; упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов
Составление предложений с заданными словами. Заучивание чистоговорки.
Предметные картинки: кувшин машина подушка мешок
шкаф шапка башня шишки башмаки
наборы для составления схем слов
28
28
Дифференциация звуков С— Ш
1. Формировать умение различать звуки С — Ш в слогах, словах и фразах;
2. Закрепить навыки словообразования существительных, обозначающих лиц по их занятиям; 3. Учить образованию существительных с уменьшительно-ласкательных суффиксами; 4. Упражнять в пересказывании небольшого текста;
5. Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.
Дифференциация С-Ш на слух и в произношении.
Игра “Подарим картинки Маше и Сане” — отбор картинок на С, Ш (2 команды), Дидактическая игра «Отгадай слово».
Звуковой анализ слов,
мишка-мушка-мошка-кошка
сутки — шутки
миска — мишка
каска — кашка басня — башня
касса — каша маска — Машка
Закрепить навыки словообразования существительных, обозначающих лиц по их занятиям; учить образованию существительных с уменьшительно-ласкательных суффиксами;
Упражнение в употреблении сложноподчиненных предложений причины по образцу;
упражнять в пересказывании небольшого текста «Пушок и Машка».
Предметные картинки: шапка, насос, санки, шина, шуба, шалаш, сова, сода, сумка.
Наборы для составления схем слов
29
29
Звуки Л-Л'.
Буква Л.
Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков Л, Л' в слогах, словах, фразах; учить звуко-слоговому анализу слов, преобразованию слов; познакомить с буквой Л; развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
Воспроизведение слоговых рядов:
ла—ло—лу—лы ал—ол—ул—ыл лы—лу—ло ыл—ул—ол—ал скла—скло—склу—склы спла—спло—сплу—сплы.. Дидактическая игра «Светофор». Дидактическая игра «Измени слово» (юла— Юля,ель—ел лук —люк)
Подбор слов к звуко-слоговым схемам. Преобразование слов: полка — палка — галка — балка — булка
лук, лебедь, лото, лыжи, лестница, лиственница, ложка, уголь, листья, лапа, пила, липа, линейка, листопад.
Учить образованию притяжательных прилагательных, подбору родственных слов и слов-признаков к предмету; работать над предлогами с, со в дидактической игре «Продолжи предложения»
Упражнять в пересказывании текста» Лиса и лисята».
Предметные картинки: лук, лебедь, лото, лыжи, лестница, лиственница, ложка, уголь, листья, лапа, пила, липа, линейка,
Готовые схемы звуко-слогового анализа, наборы для составления схем.
30
30
Звук и буква Ж
Закрепить навык произношения звука Ж в слогах, словах, фразах; упражнять в употреблении названий животных и их детенышей в единственном и множественном числе; формировать представления о спряжении глаголов в настоящем времени, в употреблении приставочных глаголов; упражнять в пересказывании текста; развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.
Проговаривание слоговых рядов: жа—жо—жу—жи джа—джо—джу—джи
ажн—ожн—ужн—ижн жна—жно—жну—жны
жба—жбо—жбу—жбы жма—жмо—жму—жмы.
упражнение «Светофор». Дидактическая игра «Угадай слово» (заменить в слове 1й звук на Ж)
Дидактическая игра «Рассыпалось слово». Словарный материал:
ж, а, э, т — этаж
н, у, и, ж — ужин
ж, б, а, а — жаба ж, о, а, к — кожа у, к, ж — жук, о, ж, н, и — ножи
занавеска, жаворонок, штукатур, этажерка, незабудка, оранжерея, животные,
путешествие, стрекоза, пирожное, частушки, снежинки. Дидактическая игра «У кого кто?».
Упражнять в употреблении названий животных и их детенышей в единственном и множественном числе; формировать представления о спряжении глаголов в настоящем времени, в употреблении приставочных глаголов;
Упражнять в пересказывании текста «Рыжик».
Предметные картинки: занавеска, жаворонок, штукатур, этажерка, незабудка, оранжерея, стрекоза, пирожное, снежинки.
Наборы для составления схем.
31
31
Дифференциация
звуков
З— Ж
Закрепить навык различения звуков З — Ж в слогах, словах и фразах; продолжать знакомить со словами, обозначающими предметы, действия, признаки; учить составлению предложения по опорным схемам; работать над ударением; учить составлять сюжетный рассказ по опорным картинкам;
Различение звуков на слух и в произношении – игра «Жуки – комары»
Игровое упражнение «Запомни и повтори»
Дидактическая игра «Измени слово»: (ужи— узы рожа—роза…)
Дидактическая игра «Придумай слова на заданный слог. Назови ударный звук».
Подбор слов к готовым схемам звуко-слогового анализа.
незабудки, гвоздики, дирижабль, зоопарк, жаровня, абажур, занавеска, этажерка, оранжерея, затмение, жаворонок, стрекоза, пирожное, зубочистка
Составление сюжетного рассказа по следующим картинкам: подберёзовик, гнездо, жаворонок, лес, береза, жуки, мальчик, девочка, зонт.
Предметные картинки: незабудки, гвоздики, дирижабль, зоопарк, жаровня, абажур, занавеска, этажерка, оранжерея, затмение, жаворонок, стрекоза, пирожное, зубочистка
Готовые схемы звуко-слогового анализа, наборы для составления схем
32
32
Звуки Р - Р’.
Буква Р.
Закрепить навык произношения звука Р, Р’в слогах, словах, фразах; учить определять слог по счету; согласовывать числительные с существительными, проводить звуко-слоговой анализ слов; работать над предложением, формировать навыки пересказа; развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
Воспроизведение слоговых рядов.
Игровое упражнение «Составь слово». Педагог называет 1-й слог, а дети к этому слогу добавляют слово точка. Дидактическое упражнение «Вставь в слово после первого звука звук Р».
Игра «Светофор» Дидактическая игра «Измени слово».
Игра «Который по счету слог со звуком Р?»
Звуко-слоговой анализ слов (работа со схемами):
РЫБА РЫБАК
Рама, роза, рыба, рука, рот, перо, нора, гора.
Согласование числительных с существительными. Дидактическая игра «Много». Закрепление словообразования относительных прилагательных от названий овощей, фруктов, деревьев: береза — березовый
орех — ореховое гриб — грибной огурец —
Дидактическая игра «Придумай предложение». Пересказ рассказа «Дрова».
Предметные картинки: Рама, роза, рыба, рука, рот, перо, нора, гора, календарь, моряк, зарядка, пряники, грелка, грибы, ореха, огурец, сирень, редиска, кресло, репа, веревка, рюкзак, брюки, фабрика, ребенок, матрешка, абрикос, грядка, черешня. Наборы для составления схем
33
33
Дифференциация звуков
Р — Л
Закрепить навыки различения звуков Р — Л в слогах, словах и фразах; учить различать и называть твердые согласные звуки в словах; образовывать сложные слова; работать с разноприставочными глаголами; учить подбирать родственные слова; работать над предложением; помочь в заучивании скороговорки; развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
Отбор картинок на Л, Р — “Подарим картинки Роме и Ладе”
Дидактическая игра «Измени слово».
(бар — бал стал — стар сварка — свалка дар — дал
булки — бурки...) Дидактическая игра «Найди место звуку».
Самостоятельное составление схем звукового состава слов по индивидуальным картинкам
тротуар, колокол, трансформатор, оркестр, термометр, полотенце, шлагбаум, инструменты, транспорт, маршрут, клубника, полушубок, конструктор, архитектор, молотилка, клавиши, солдат, полководец, тренер,
Закреплять умение образовывать сложные слова (Лес рубит— ... Рыбу ловит— ... Стекло режет - Зерно сушит — Мыло варит — Вверху лазает Сталь варит-..) учить подбирать родственные слова из рассказа (к слову плыл); дополнить предложения недостающим словом: разноприставочными глаголами;
Заучивание скороговорки.
Чтение рассказа «На реке».
Предметные картинки: рыболов, журнал, крыло, карнавал, проволока, зеркало, раскладушка, крокодил Наборы для составления схем.
34
34
Звук и буква Ц.
Закрепить навык произношения звука Ц в слогах, словах, фразах; учить звуко-слоговому анализу слов овца, цапля, преобразованию слов, развивать фонематический слух, память, внимание мышление
Дидактическая игра «Светофор».
игра “Найди ошибку” – на выделение звука из названий предметных картинок, задание осложнено инструкцией: определение места звука Ц в слове и слогового состава.
Звуко-слоговой анализ слов: овца, цапля
Дидактическая игра «Волшебные шары». Дети из двух слогов составляют слова.
цапля, милиционер, листопад, сахарница, цыплёнок, кольцо, мельница, цепь ножницы, яйцо, цифра, пуговица
Учить образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных; упражнять в подборе родственных слов к слову Цветы; учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами - Дидактическая игра «Скажи ласково».
игровое упражнение «Деформированная фраза».
предметные картинки на Ц и другие свистящие (цыпленок, пуговица, улица, мыльница, яйца, цепь, цветы, лестница, птенцы, курица, кольцо, солнце, заяц, цапля, скворец, цирк, блюдце, полотенце, овца, птенец, мотоцикл, мельница, занавескси, гусеница, синица, песочница, конница, танкист, физкультурница), наборы для составления схем слов,
35
35
Звук и буква Ч.
Закрепить навык произношения звука Ч в слогах, словах и фразах; совершенствовать звуко-слоговой анализ; Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; сравнительные наречия; формировать навыки словообразования (отчества лиц мужского пола);
Игра «Будь внимателен» - выделение звука Ч из слогов, слов, контекста.
Игра «Паровозик» - воспроизведение слогового ряда.
«Птички» определение места звука в слове, подбор слов к готовым схемам звукослогового анализа слова. Игра «Составь слово из слогов»
Чеснок, печка, речка, бочка, ключ, очки, девочка, мальчик, черепаха, чашка, чайник, червяк, свеча
Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; сравнительные наречия; формировать навыки словообразования (отчества лиц мужского пола);
Предметные картинки: Чеснок, печка, речка, бочка, ключ, очки, девочка, мальчик, черепаха, чашка, чайник, червяк, свеча
Готовые схемы звукового анализа слов
36
36
Звук и буква Щ.
Закрепить навык произношения звука Щ в слогах, словах и фразах; учить звуко-слоговому анализу слова: щука
Дидактическая игра «Светофор» - выделение звука Щ из слогов, слов, скороговорки, текста. Игровое упражнение «Подбери слово по смыслу».
Дидактическая игра «Слоги перепутались» Звуко-слоговой анализ слов: щука
Роща, щука, площадь, лещ, овощи, плющ, клещи, щипцы, ящик, щегол, щенок, щетка, пещера, удилище, вещи, щит, щепки, щавель, щеколда, плащ крановщик.
точильщик.
барабанщик.
регулировщик
каменщик.
часовщик
Закрепить навыки образования существительных, обозначающих профессии
Составление предложений по сюжетным картинкам.
предметные картинки (роща, щука, площадь, лещ, овощи, плющ, клещи, щипцы, ящик, щегол, щенок, щетка, пещера, удилище, вещи, щит, щепки, щавель, щеколда, плащ), сюжетные картинки (изображающие людей по профессиям, существительные с суффиксом -щик);
37
37
Педагогический мониторинг знаний и умений детей
Календарно-тематический план
непосредственно-образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи
(1 период в неделю, всего 37 периодов непосредственно-образовательной деятельности)
Месяц
|
Неделя
|
№
|
Тема периода непосредственно- образовательной деятельности
|
Программное содержание
|
Содержание непосредственно образовательной деятельности
|
Средства обучения
|
|
|
|
|
|
Календарь праздников/тема недели
|
Грамматический строй речи
|
Связная речь
|
|
С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь
|
1
|
1
|
1-2 неделя педагогический мониторинг знаний и умений детей
|
День знаний/
День знаний
|
|
|
|
|
2
|
2
|
|
Осень. Признаки осени.
|
|
|
|
|
3
|
3
|
Развитие общего внимания и понимания речи.
Знакомство с артикуляционным аппаратом.
|
Развитие общего внимания, понимания речи и словесно-логическое мышление.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Рука - рученька.
Образование существительных
с увеличительными суффиксами.
Рука - ручища.
|
Человек. Части тела. Строение артикуляционного аппарата.
• Активизация предметного словаря.
Ладони, колени, запястья,
локти, челка. Обобщающие понятия: животные, игрушки, птицы, люди, посуда…
• Обогащение глагольного
словаря.
Волосы - расчесывают, моют, вытирают, сушат, стригут.
• Обогащение словаря
признаков.
1. Прилагательные антонимы. Грязные - чистые, сухие - мокрые.
2. Качественные прилагательные.
Глаза - грустные, печальные, счастливые, яркие, синие,
Название цвета: основные цвета, карие, голубые, серые.
• Уточнение и активизация словаря наречий.
Вытираем - сухо, говорим -четко,
двигаемся - быстро Признаки предметов: старый, новый, большой, маленький, узкий, широкий….
|
• Д/игры: « Покажи на себе и на кукле»
|
|
Игрушки (новые, старые, большие), кубики разных цветов, предметные картинки: животные, люди, игрушки.. Рассматривание куклы и называние частей ее тела.
Показ и называние частей тела у себя, у своих товарищей, у куклы по заданию логопеда, на картинках.
• « Сказка о веселом язычке»
|
|
4
|
4
|
Формирование понятия о «действии» и «предмете».
|
Выделение предметов и действий в речевом потоке.
Соотнесение предметов с вопросами Кто? Что?, действий с вопросом Что делает?
Составление простых нераспространенных предложений по демонстрации действий и по простым 1-фигурным сюжетным картинкам.
|
День дошкольного работника/Детский сад
• Д/игры: «Кто что делает?», «Кому что нужно для работы?», «Назови профессию».
• Активизация словаря:
- детский сад, группа, режим;
- обращение (имена, отчества
работников детского сада).
• Активизация глагольного словаря.
Вырезать, клеить, читать, играть, танцевать, петь, здороваться, прощаться, спать, гулять.
• Обогащение словаря признаков.
Игрушечный, детский, яркий, веселый, теплый, маленький, взрослый.
• Активизация словаря наречий. В группе (как?) -
уютно, тепло, нарядно
|
Соотнесение предметов с вопросами «Кто?» «Что?», действий с вопросом «Что делает?», Д/игры: «Кто что делает?»
|
Формирование у детей понимания речи, навыка ответа предложением. Развитие монологической речи. Составление предложений из 3-4 слов с наглядной опорой наблюдаемых объектов.
|
умывальные принадлежности: полотенце, зубная щетка, мыльница.
Сюж.картинки: Мальчик умывается. Девочка умывается. Мальчик вытирается. Девочка вытирается. Лебедь плавает. Лодка плавает. Утка стоит. Автомобиль стоит.
|
|
1
|
5
|
Одушевленные и неодушевленные существительные. Понятие «слово».
|
Ознакомление, расширение, активизация словаря по темам.
Развитие умения различать одушевлённые и неодушевлённые предметы путём соотнесения с вопросительными местоимениями кто, что.
Упражнения в постановке вопросов Кто это? Что это? – подготовка к овладению диалогической речью.
Совершенствование мыслительных операций, упражнение в различении одушевлённых и неодушевлённых предметов.
4. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности.
|
Осень. Грибы. Ягоды.
Подбор предметов к действию. Д/игры «Назови слова-действия, слова-предметы», «Поможем гному отобрать живые, неживые предметы»,
• Обогащение предметного словаря.
Грибы. Ягоды (лес, гриб, ножка, шляпка, боровик, подосиновик, подберезовик, лисичка, мухомор, опенок, сыроежка; ягода, кустик, земляника, черника, малина, клюква, брусника; собирать, заготавливать, прятаться, висеть; ядовитый, съедобный, спелый, сладкий, кислый, душистый, ароматный, мягкий, гладкий).
• Активизация глагольного словаря.
Собирать, растет.
•Обогащение словаря признаков.
Холодный, осенний,, пасмурный, дождливый, затяжной, опавший, мокрый, красивый, белый, ядовитый, съедобный, несъедобный
•Активизация и обогащение
словаря наречий. Холодно, дождливо, ветрено, хмуро, пасмурно, вкусно
|
«Посмотри и назови», «Что или кто это?», «Бегите ко мне», «Узнай предмет по действию», «Узнай предмет по части», игра с мячом «Живые – неживые», «Запомни повтори»
|
Умение задавать вопросы к предмету, действию и отвечать на них (овладение диалогической речью).
|
Картинки живых и неживых Картинный материал: предметные, сюжетные картинки: ягоды, грибы;
предметов, простые сюжетные 1-фигурные картинки, мяч, сюж.картинки
пос. Филичевой Т.Б.
|
О
К
Т
Я
Б
Р
Ь
|
2
|
6
|
Формирование понятия «признак предмета»
|
Дать понятие о словах, называющих признаки предмета; расширить и уточнить словарь признаков предмета; упражнять в согласовании имен прилагательных с именами существительными; тренировать детей в составлении простого распространенного предложения; развивать логическое мышление.
|
Всемирный день животных/ Домашние животные и их детеныши.
• Активизация и обогащение
предметного словаря.
1. Названия животных и их детенышей.
Бык, корова, теленок, конь, лошадь, жеребенок.
2. Кто как голос подает?
Мычит, рычит, мяукает.
3. Части тела животных.
Рога, копыта, хвост, грива,вымя, усы.
• Активизация глагольного
словаря.
1. Кто как голос подает?
Мычит, рычит, мяукает, ржет, блеет, лает.
2.Кто как передвигается?
Скачет, прыгает, бегает, ходит, ползет, мчится.
• Активизация словаря признаков.
1. Внешний вид.
Лошадь (какая?) - гнедая, белогривая.
2. Антонимы.
Высокий - низкий,
сильная - слабая,
трусливый -смелый,
рогатый -безрогий
|
Согласовании имен прилагательных с именами существительными;
Игра «Наоборот», «Назовите лишнее слово», «Узнай предмет».
|
Тренировать детей в составлении простого распространенного предложения; Составление описательного рассказа по образцу.
Учить отвечать полными предложениями.
|
простые карандаши, звездочки, мяч, предметные картинки, схема описания предмета.
|
|
3
|
7
|
Существительные с уменьшительно – ласкательным значением.
|
Развитие словаря по теме.
Образование мн.ч. существительных Им. и Род. падежей.
Упражнение в образовании и практическом употреблении существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
Знакомство с ласкательными именами.
Договаривание предложений.
|
Дикие животные и их детеныши
• Активизация предметного словаря.
Лес, животные, звери, белка, еж, медведь, заяц, лиса, волк.
Берлога, логово, нора, дупло.
Морда, хвост, уши, туловище, лапы, когти.
• Активизация глагольного словаря.
Заяц (что делает?) - прыгает, скачет, грызет, дрожит и т.д.
• Активизация и обогащение словаря наречий.
Белка прыгает (как?) - ловко, стремительно, быстро, резко.
• Активизация и обогащение словаря признаков:
1. Внешний вид.
Медведь -огромный, бурый, белый, лохматый, толстопятый.
2. Повадки.
Медведь - неуклюжий, косолапый, сильный, сладкоежка.
3. Антонимы.
Проворный - неповоротливый
|
Игра «Катя и Катенька»-договаривание предложений.
Игра «Подарим игрушки Кате и Катеньке».
Игра «Назовём ласково».
Выделение слов с уменьшительно-ласкательным
значением из русской народной песенки «Петушок». Игра «Большой- маленький».
|
Договаривание предложений.
|
Две куклы (большая и маленькая).
Текст русской народной песенки
«Петушок».
Предметные картинки: игрушки большие и маленькие;
Серия «Большой-маленький» из пособия Т.Б.Филичевой «Дидактический материал…» Картинки (демонстрацион-ные) домашних животных и их детёнышей, жилища животных
|
|
4
|
8
|
Именительный падеж множественного числа существительных.
|
Развитие словаря по теме.
Упражнение в употреблении И.п. мн.ч. существительных.
Постановка вопросов и ответы на них.
Согласование глаголов 3-го лица настоящего времени с существительными в числе.
|
Осень. Сад. Фрукты.
Ягоды
• Активизация предметного
словаря.
Фрукты, компот, варенье, лимон. Название овощей, фруктов, обобщающие понятия
• Активизация словаря признаков. 1. Цвет.
Малиновый, лимонный,
золотисто-оранжевый.
2. Форма.
Круглый, треугольный,
овальный.
3. Антонимы.
Дерево высокое - куст низкий.
• Активизация глагольного словаря.
Выращивать, собирать, мыть, резать, варить (варенье).
• Активизация словаря наречий. После лимона во рту (как?) — кисло
|
«Назови предметы», «Раз-два-три», «Эхо»., «Что изменилось?», «Чего не сталь?», «Что добавилось?», «Отгадай и назови картинку»
|
Договаривание предложений.
|
Предметные картинки диких животных и их детёнышей, жилища животных. Демонстрационные игрушки: кубики, утята, котята, петухи, попугаи (счетный материал). Предметные картинки: пос. Филичева Т.Б. «Один - много»
|
|
5
|
9
|
Количественные числительные один, одна (овощи и фрукты).
|
Уточнение, расширение, активизация словаря по теме «Фрукты», глагольного словаря и словаря признаков.
Согласование количественных числительных два, две.
Преобразование предложений по сюжетным картинкам.
Договаривание предложений по предметным картинкам и демонстрационной карточке с цифрой 2.
|
Осень. Огород. Овощи.
• Активизация предметного словаря.
Огород, урожай, овощи, капуста, морковь и т.д.
• Активизация и обогащение словаря признаков.
Цвет (основные оттенки).
Свекольный, розовато-белый, малиново-синий.
2. Форма.
Круглый, овальный, треугольный.
3. Антонимы.
Морковь сладкая - лук горький.
•Активизация глагольного
словаря.
Собирать, мыть, чистить, резать, готовить, жарить, консервировать, растить.
•Активизация словаря наречий.
Вкусно, полезно
• Активизация предметного словаря.
1. Классификация.
-Осенняя одежда: колготы, рубашка, свитер, куртка -Осенняя обувь: туфли,
сапоги, ботинки.- Осенние головные уборы: платок, шляпа, берет, кепка.
2. Детали.
-Каблук, пряжка, шнурок, носок, язычок, стелька.-Рукав, воротник, подол, пуговицы, манжеты.-Поля, козырек, заклепки, ленты, завязки, помпоны.
• Активизация глагольного словаря.
Что можно делать с одеждой?
- Выкраивать, шить, примерять, выбирать, стирать, носить, гладить.
Что можно делать с обувью?
- Выкраивать, шить, примерять, выбирать, чистить.
Что можно делать с головными уборами?
- Выкраивать, продавать, носить, чистить, дарить.
• Активизация и обогащение словаря признаков.
1. Качественные прилагательные.
Плащ (какой?) - детский, женский, осенний, красный.
- Ботинки (какие?) -кожаные, легкие, свободные, детские, взрослые.
Шляпа - теплая, легкая, цветная (красная, желтая, синяя), удобная, стильная, яркая, старинная
|
Д/Игры: «Парные картинки», «Что с чем поменяли местами?», «Что прибавилось?», «Отгадай картинку», «Телеграф», «Потерялись слова», «Эхо». Игра с мячом «Назови родственные слова» (снег- …, зима-…)
|
Преобразование предложений с количественными числительными два, две.
|
Картинный материал: предметные, сюжетные картинки, муляжи фруктов, схема составления рассказа о фруктах.
Демонстрационная карточка с цифрой 2, предметные.
|
|