Скачать 428.16 Kb.
|
«ПЕСОЧНАЯ СТРАНА» «Коррекция речевых нарушений у детей средствами песочной терапии» СОДЕРЖАНИЕ Программа по коррекции речевых нарушений у детей средствами песочной терапии «Песочная страна» Пояснительная записка 3 Актуальность 3 Новизна и отличительная особенность программы 3 Необходимость программы 3 Цель, задачи 4 Направления работы 4 Принципы работы 4 Этапы 4 Содержание работы 5 Структура занятия 5 Работа с педагогами 6 Работа с родителями 6 Работа с детьми 6 Педагогический мониторинг 6 Ожидаемый результат 6 Учебный план 7 Методическое обеспечение 9 Оборудование 9 Технические средства обучения 10 Художественное слово 11 Условия организации занятий с мокрым песком 13 Правила поведения в песочнице 13 Игры с песком 13 Библиографический список 15 Приложение к программе по коррекции речевых нарушений у детей средствами песочной терапии «Песочная страна» 15 Конспекты занятий 17 Фотографии 35 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «Путь к умной, светлой голове лежит через руки» Любина Г.А. доктор педагогических наук Актуальность. В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «само терапии» известен с древних времен. Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Волна ли смоет им созданное, или чья-то неосторожная нога раздавит творение, ребенок расстраивается не долго. Чаще всего, он сам готов разрушить созданное, чтобы на прежнем месте с еще большим энтузиазмом приступить к новому строительству. Так один сюжет жизни завершается, уступая место следующему. И так бесконечно. Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Песочница может помочь освоить любые темы во время обучения чтению и письму, усвоить разнообразные понятия («Фрукты», «Овощи», «Звери», «Насекомые»). Работать можно и с цветным песком. Иными словами, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект. Причем, сегодня уже можно говорить о таком эффекте не только по отношению к нормально развивающимся детям, но и их сверстникам с особенностями развития. Многие дети, начиная говорить, не выговаривают некоторые звуки. У одних малышей это быстро проходит, у других затягивается, и тогда, чтобы справиться с этой проблемой, необходима помощь специалистов. Некоторые дети с возрастом начинают осознавать свой речевой дефект и стесняться его. Страдающий нарушением речи ребенок может быть повышенно агрессивным, или, наоборот, замкнут и подавлен. Дети с нарушениями речи требуют к себе особого внимания. Им требуется помощь логопеда, который работает над звуковой стороной, общим развитием речи, и педагога-психолога, который помогает справиться с их внутренними трудностями. Кроме нарушения эмоционально-волевой сферы у многих детей с нарушениями развития речи проявляются еще и следующие симптомы: низкое развитие мелкой моторики рук, неразвитость чувства ритма, нарушение речевой памяти, внимания, восприятия (различных видов), более позднее формирование словесно-логического мышления. Все это требует более тщательного подбора методов коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии речи. Понимая важность и значение использования игр с песком, разработала программу по коррекции речевых нарушений у детей средствами песочной терапии. Новизной и отличительной особенностью программы является использование песочной терапии в коррекции речевых нарушений ребенка, развитие связной речи, словаря, грамматического строя речи. Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей мелкой моторики рук, развития связной речи, словаря, грамматического строя речи, восприятия, мышления, фантазии. Цель: развитие речи детей средствами песочной терапии. Задачи:
Направления работы:
Принципы работы:
Программа по коррекции речевых нарушений у детей предполагает 3 этапа обучения: 1 этап: Знакомство с песочной страной Цели:
2 этап: Путешествие по песочной стране Цели:
3 этап: В царстве песочной грамоты Цели:
Содержание работы: Начинать следует со знакомства с песком, с тактильными ощущениями, появляющимися от взаимодействия с песком. Следующий шаг, который делает педагог, заключается в том чтобы научить ребенка ставить ладонь на ребро и удерживать в таком положении (песок помогает детям ровно держать ладони). Через некоторое время дети при помощи педагогов могут составлять отпечатками рук различные геометрические формы, что способствует лучшему запоминанию понятия формы, сенсорных эталонов цвета и величины. Параллельно с этим важно помогать детям делать самомассаж песком: перетирать его между пальцами, глубоко зарывать в песок руки. Все это позволяет перейти к упражнениям, направленным на развитие мелкой моторики: пальчики «ходят гулять» по песку, играют на песке, как на пианино, и т.д. После обучения детей манипуляциям с песком можно переходить к предметному конструированию. Можно строить природные ландшафты: реки, озера, моря, горы, долины, по ходу объясняя сущность этих явлений. Так, постепенно дети получают информацию об окружающем мире и принимают участие в его создании. Все песочные картины хорошо сопровождать рассказами педагога. При этом дети манипулируют деревьями, животными, транспортом и даже домами. Такие занятия развивают не только представления об окружающем мире, но и пространственную ориентацию. Параллельно можно «писать» на песке. Детям не страшно ошибиться, это не бумага, и легко можно все исправить, если допустили ошибку. И дети на песке пишут с удовольствием. Затем можно приступить к постановке сказок на песке: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба». Мы рассказываем сказку и рукой ребенка передвигаем фигурки в разных направлениях. Постепенно ребенок учится соотносить речь с движением персонажей и начинает действовать самостоятельно. Кроме того, с помощью игр на песке можно изучать грамоту, счет. Все игры с песком можно разделить по трем направлениям:
Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте; познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего поселка, страны и т.д.; проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию. Игры с песком способствуют обогащению словарного запаса детей, развитию связной речи, в том числе и творческого рассказывания. Многогранные возможности песочной игротерапии способствуют более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями речи. Структура занятия:
Структура занятий разработана с учетом возрастных особенностей детей, исходя из целей и задач системы. Она рассчитана на детей разного возраста, задания можно усложнять или упрощать в зависимости от проблем и успехов детей. Занятия можно проводить как с небольшой подгруппой детей (3-4 человека), так и индивидуально. Для успешной реализации поставленных задач, программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие речи детей, обуславливает его результативность. Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по использованию песка на занятиях. Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, папки-раскладушки, информационные стенды. Работа с детьми проводится на занятиях, как часть занятия, в свободной деятельности, в летнее время на участке детского сада. Педагогический мониторинг. Проводимое исследование включало в себя два направления: 1. Исследование состояния произвольной моторики пальцев рук. 2. Исследование речевого развития детей:
Данные, полученные в ходе диагностики заносились в таблицы. Обследование речевых функций и состояния ручного праксиса осуществлялось с использованием методик Т.А. Фотековой, Н.В. Серебряковой, Л.В. Лопатиной, Т.А. Ткаченко, Е.В. Колесниковой. Эти методики были дополнены и адаптированы с учётом особенностей детей дошкольного возраста. Ожидаемый результат:
Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала. Программа по коррекции речевых нарушений у детей средствами песочной терапии может применяться в дошкольном учреждении. |
Рабочая программа учителя-логопеда «Коррекция речевых нарушений у... Особенности организации коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста |
Пояснительная записка 1 Цели и задачи освоения Программы Рабочая... Характеристика особенностей речевого и психолого-педагогического развития дошкольников с речевыми недостатками |
||
Пояснительная записка цели и задачи реализации Программы Принципы... Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей |
Пояснительная записка Цели и задачи основной образовательной программы... Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей |
||
Программа «Исправление речевых нарушений у детей дошкольного возраста... Список детей, имеющих нарушения речи и посещающих логопункт |
Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология,... Коррекция нарушений эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития средствами арт-терапии |
||
Использование современных подходов к организации работы воспитателя... Использование современных подходов к организации работы воспитателя по устранению речевых нарушений у дошкольников: методическое... |
Коррекционная программа "Профилактика и коррекция агрессивного поведения... Агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст... |
||
Утверждено Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей с овз |
Пояснительная записка Направленность данной программы : социально-педагогическая.... В этом естественном занятии ребенок отыгрывает также возникающие у него негативные эмоции и чувства. Программа рассчитана на детей... |
||
Казанцева Н. В., Воробьева Е. В. Вмешательства, направленные на развитие... Н. В., Воробьева Е. В. Вмешательства, направленные на развитие родительской компетентности при коррекции аутистического поведения... |
Рабочая программа по коррекции нарушений чтения и письма разработана... Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий с нарушением чтения и письма разработана для детей испытывающих трудности в усвоении... |
||
Программа формирования у обучающихся универсальных учебных действий... Пояснительная записка |
Пояснительная записка Учебно-тематический план Содержание программы... Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Английский для детей» разработана на основе |
||
Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Открытый мир» ... |
Рекомендации родителям, воспитывающих детей с овз, по коррекции нарушений письменной речи Стоит отметить, что и навыки каллиграфии у этой группы детей также требуют усовершенствования. Нарушения письма могут сопровождаться... |
Поиск |