ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
Программа дошкольного образования
коррекционно – развивающего направления
развития детей
возраст – 5-7 лет
срок реализации – 1 год
Циренова Светлана Евгеньевна, учитель – логопед
МБДОУ«Детский сад №1 общеразвивающего вида» г.Сосногорска
г.Сосногорск,
2014 год
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………………………………………………….3
Актуальность и новизна программы……………………………………………………………3
Цель и задачи программы……………………………………………………………………….4
Принципы, на которых базируется программа………………………………………………...4
Комплектование логопункта в МБДОУ………………………………………………………..5
Документация логопункта………………………………………………………………………6
Организация образовательной деятельности………………………………………………….6
Перспективное планирование работы учителя – логопеда по коррекции звукопроизношения……………………………………………………………………………...8
Взаимодействие с педагогами МБДОУ и родителями………………………………………11
Интеграция образовательных областей в логопедической работе……………………….....11
Содержание коррекционной работы…………………………………………………………..12
Планируемые результаты освоения Модифицированной программы……………………...13
Прогноз и диагностика результатов…………………………………………………………...13
Список используемой литературы…………………………………………………………...15
Приложение 1 Положение об организации работы учителя-логопеда в условиях
логопедического пункта в МБДОУ…………………………………………………………..16
Приложение 2 Договор об оказании коррекционно-логопедических услуг детям с нарушениями речи……………………………………………………………………………..19
Приложение 3 Речевая карта…………………………………………………………………..20
Приложение 4 Индивидуальная коррекционно-развивающая программа…………………24
Приложение 5 Журнал движения и учета посещаемости детей дошкольного возраста с нарушениями речи на логопункте дошкольного образовательного учреждения………….25
Приложение 6 Годовой план организации коррекционной работы по развитию речи с воспитателями………………………………………………………………………………….26
Приложение 7Годовой план организации коррекционной работы по развитию речи с родителями…………………………………………………………………………………...…28
Приложение 8 Семинар – практикум для родителей и воспитателей: «Формирование артикуляционной моторики у дошкольников»………………………………………………32
Программа
дошкольного образования коррекционно - развивающего направления
развития детей
Тип - дополнительная образовательная программа
Вид - модифицированная
Направленность – коррекционно – развивающая
Классификация: по признаку – общеразвивающая; по характеру деятельности – коррекционная; по возрастному принципу – старший дошкольный возраст; по масштабу действия – учрежденческая; по срокам обучения – 1 год.
Пояснительная записка.
В настоящее время отмечается значительный рост детей, имеющих различные речевые нарушения. Дети с тяжелыми нарушениями, чаще всего, попадают в логопедические группы, а дети с фонетико-фонематическим нарушением речи и дислалией различной степени тяжести остаются в массовых группах ДОУ и получают коррекционную помощь на логопедическом пункте ДОУ.
Трудности работы с детьми на логопедическом пункте заключаются в том, что у этих детей имеются различные речевые нарушения, которые вызывают трудности в общении с окружающими, ведут к возникновению у них закомплексованности, мешают детям в полной мере раскрыть свои способности.
Помимо речевых нарушений у детей недостаточно сформирована психологическая база речи, т.е. снижены такие психические процессы, как внимание, мышление, восприятие, память. Внимание недостаточно устойчиво, ограничены возможности его распределения. У этих детей снижены вербальная (словесная) память и продуктивность запоминания. У них более низкая продуктивность припоминания. Все это сказывается на развитии познавательной деятельности. Дети с нарушениями речи отстают в развитии наглядно-образного мышления. Они с большим трудом овладевают навыками анализа и синтеза.
Речевые дети обычно соматически ослаблены, у них заметно отставание в развитии двигательной сферы, нарушены общая и мелкая моторика.
Все нарушения (речевые и неречевые), которые присущи детям с речевыми нарушениями, требуют определенной организации работы с ними.
Данная программа – итог моего многолетнего опыта работы учителем – логопедом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения. Структура МБДОУ позволяет осуществлять логопедическую помощь детям дошкольного старшего и подготовительного возраста, что дает возможность ранней диагностики речевого дефекта, коррекции нарушений устной и письменной речи на каждом возрастном этапе, учитывая единство требований, подходов и методов обучения и воспитания дошкольников.
Актуальность разработанной коррекционно – развивающей программы в том, что при ее успешном усвоении дети с речевыми нарушениями, выходят из детского сада с хорошим уровнем подготовки к обучению в школе – с чистой, откорректированной речью, развитым фонематическим слухом, грамотно оперирующие грамматическими категориями, с достаточным словарным запасом, владеющие навыками звуко-слогового анализа.
Новизна программы коррекционно – развивающей состоит в том, что на основе трудов Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой, Н.С. Жуковой, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко разработана система комплексных индивидуальных и подгрупповых занятий по коррекции звукопроизношения детей дошкольного возраста и обучению грамоте. Занятия, не разделяются на те, и другие. Элементы занятий по обучению грамоте (знакомство с навыками звуко-слогового анализа, развитию фонематического слуха) включены в каждое занятие по произношению.
Данная программа коррекционно – развивающая предназначена для проведения коррекционной работы с детьми 5-7 лет (старший дошкольный возраст), и реализуется через индивидуальные и подгрупповые занятия, так как в учебном плане не предусмотрено специального времени для проведения фронтальной деятельности учителя – логопеда.
Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать произносительные умения и навыки в различных ситуациях.
В процессе коррекционного обучения детей с нарушением произносительной стороны речи решаются следующие задачи:
- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
- устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);
- развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова);
- уточнение, расширение и обогащение лексической стороны речи; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи дошкольников;
- осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ;
- соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы.
Система коррекционных занятий, лежащих в основе программы реализует основной принцип специального образования.
Принцип коррекционной направленности, то есть решается триединая задача – коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение. Помимо этого реализуются следующие принципы:
Принцип взаимосвязи разных речевых задач;
Тематический принцип;
Принцип преемственности в решении речевых задач;
Принцип доступности (программа разработана для определенного возраста, она опирается на дидактический материал, наглядный материал, развивающую среду логопедического кабинета);
Принцип систематичности (занятия проводятся в системе, по мере прохождения программы идет усложнение изучаемого материала).
Оригинальность программы состоит в использовании современных инновационных технологий:
- приемы игротерапии,
-приемы сказкотерапии,
-приемы музыкотерапии,
-приемы здоровьесберегающей терапии,
-приемы психотерапии, и т.д.
В работе используются современные компьютерные технологии в виде развивающих речевых игр на закрепление пройденного материала, как часть индивидуальных занятий на 5-10 минут (элементы логопедической компьютерной программы «Игры для тигры», «Баба Яга учится читать», «Пойди туда, не знаю куда» и др. для развития фонетической стороны речи, обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя речи, а также внимания, памяти, мышления).
Это помогает детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использовании в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, программа обеспечивает формирование и развитие у детей системы знаний о языке, формирует потребность владения языком, потребность совершенствования речи.
Комплектование логопункта в МБДОУ
На логопедический пункт зачисляются воспитанники МБДОУ, преимущественно подготовительных и старших групп, имеющие различные нарушения в речевом развитии: фонетическое нарушение речи (ФНР), фонетико – фонематическое нарушение речи (ФФНР), нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ), общее недоразвитие речи 4 уровень (ОНР 4уровень). Не подлежат приёму на дошкольный логопедический пункт дети с тяжёлыми, стойкими нарушениями речи, имеющими логопедическое заключение ОНР— I, II уровень; осложнённого ОНР — III уровня; системного недоразвития речи. При выявлении у воспитанника сложной речевой патологии (ОНР, заикание) логопед обязан рекомендовать родителям прохождение ПМПК для определения дальнейшего образовательного маршрута. В случае отказа от выполнения рекомендаций родителями ребёнка со сложной речевой патологией учитель-логопед не несёт ответственности за устранение дефекта. ( Приложение 1)
Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР).
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребёнка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.
Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребёнка различным образом:
• заменой звуков более простыми по артикуляции;
• трудностями различения звуков;
• особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.
Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи, что влечёт за собой затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.
Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.
Характеристика детей с фонетическим недоразвитием речи (ФНР)
Фонетическое недоразвитие речи – это нарушение в её звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания.
Нарушение звукового оформления речи обусловлено неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Чаще всего неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному. Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики. Различают следующие нарушения звуков:
- искаженное произношение звука;
- отсутствие звука в речи;
- замена одного звука другим, близким по своему артикуляционному укладу.
Документация логопункта
Для фиксирования коррекционно-образовательного процесса учитель – логопед ведет следующую документацию:
Договор об оказании коррекционно-логопедических услуг детям с нарушениями речи (Приложение 2);
речевая карта на каждого ребенка с перспективным планом работы по коррекции выявленных речевых нарушений, с указанием даты начала и окончания занятий (Приложение 3);
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа на каждого ребенка (Приложение 4);
журнал учёта движения детей, посещаемости занятий на логопункте (Приложение 5);
расписание занятий групп, индивидуальных занятий, заверенное заведующим
МБДОУ;
журнал посещаемости занятий на логопункте;
индивидуальные тетради для коррекционной работы с детьми;
список детей, нуждающихся в специальных условиях воспитания и обучения;
годовой план организации коррекционной работы по развитию речи с воспитателями (Приложение 6);
годовой план организации коррекционной работы по развитию речи с родителями (Приложение 7)
паспорт логопедического кабинета или картотека с перечнем оборудования и
пособий;
копия отчета о проделанной работе за год.
В конце учебного года логопед представляет заведующему МБДОУ ежегодный отчет о количестве воспитанников, имеющих нарушения в развитии устной речи, и результатах коррекционной работы.
Организация образовательной деятельности
Эффективность логопедической работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителей и педагогов.
Данная программа коррекционно – развивающая разработана для реализации в условиях логопедического пункта детского сада общеразвивающего вида, то есть в расписании непосредственной образовательной деятельности не предусмотрено специального времени для проведения фронтальной деятельности учителя - логопеда. Логопедические индивидуальные занятия проводятся с середины сентября до конца мая как в часы, свободные от непосредственно образовательной деятельности, так и во время её проведения. Учитель-логопед берёт детей на свои занятия в любое время. Занятия с воспитанниками проводятся как индивидуально, так и подгруппой (2-4 человек). Основной формой логопедической коррекции являются индивидуальные занятия. Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом в зависимости от тяжести речевого дефекта. Логопедические занятия проводятся не менее 2 раз в неделю с детьми, имеющими фонетические, фонетико-фонематические нарушения речи. По мере формирования у детей произносительных навыков учитель-логопед может объединять детей в подгруппы для автоматизации произношения. Продолжительность занятия должна составлять не более 20 мин.
Программа коррекционно – развивающая составлена с учётом основных форм организации коррекционных занятий:
индивидуальные - основная цель- подбор комплексных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи при дислалии, дизартрии. При этом логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, привлечь его внимание к контролю за качеством звучащей речи, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей (речевой негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакции и т. п.);
Задачи и содержание индивидуальных занятий:
• развитие артикуляционного праксиса;
• фонационные упражнения;
• уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звуко-слоговых сочетаниях;
• вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков;
• первоначальный этап их автоматизации в облегченных фонетических условиях.
Задачи и содержание подгрупповых занятий:
• закрепление навыков произношения изученных звуков;
• отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;
• воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из правильно произносимых звуков;
• расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков;
• закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учётом исправленных на индивидуальных занятиях звуков.
Преобладающей формой коррекционной работы являются индивидуальные занятия, поэтому не ведется тематическое перспективное планирование групповой работы с детьми. Планирование содержания логопедических занятий осуществляется еженедельно: описываются основные направления, по которым планируется работать на занятиях,
названия дидактических игр, артикуляционных упражнений. Такое планирование позволяет более эффективно проводить коррекционную работу.
|