Программа по формированию и коррекции родственных взаимоотношений детей-сиблингов «Родословная»

Программа по формированию и коррекции родственных взаимоотношений детей-сиблингов «Родословная»


Скачать 426.45 Kb.
Название Программа по формированию и коррекции родственных взаимоотношений детей-сиблингов «Родословная»
страница 1/4
Тип Программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Программа
  1   2   3   4
«Утверждаю»

Зам. директора по УВР

ГКУ РМЭ «Социально-реабилитационный

центр для несовершеннолетних «Журавушка»

«20» августа 2016г.
_____________ О.Н. Бирюкова

Программа по формированию и коррекции родственных

взаимоотношений детей-сиблингов

«Родословная»

Йошкар-Ола

2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к программе по формированию и коррекции родственных

взаимоотношений детей-сиблингов, воспитывающихся в ГКУ РМЭ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Журавушка»
Цель программы: формирование и психолого-педагогическая коррекция родственных взаимоотношений сиблингов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в ГКУ РМЭ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Журавушка».

Задачи программы:

  1. Коррекция отношения к самому себе, к своему собственному «Я»;

  2. Формирование доброжелательных взаимоотношений между сиблингами в социально-реабилитационном центре;

  3. Коррекция проблем, связанных с пережитыми негативными переживаниями (насилие в семье, личностная депривация);

  4. Формирование индивидуальных семейных традиций в сиблинговых группах.

ВВЕДЕНИЕ

Счастлив тот ребенок, который родился в хорошей, доброй, умной семье. А как быть сотням детей, которые не по своей воле лишены домашнего очага и родной семьи, любви матери и заботы отца? Для них открываются все новые и новые учреждения различных видов: сиротские детские дома, детские общины, создаются патронатные семьи, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На сегодняшний день в России количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исчисляется уже десятками тысяч. В каждом доме ребенка, детском доме, школе-интернате, социально-реабилитационном центре есть дети- родственники, которые связаны между собой кровными узами – братья, сестры. В психологии их принято называть - сиблинги.

Они, конечно, осознают, что у них есть родные брат или сестра, но потребность в поддержании взаимоотношений не всегда поддерживается самой системой детского учреждения. Дети, воспитывающиеся в условиях

реабилитационного центра, имеют свои специфические особенности личности. Пережив травматичный опыт в кровной неблагополучной семье, испытав душевную боль от разрыва родственных отношений, ребенок вырабатывает свои законы, и правила выживания в детском учреждении. Отсутствие эмоциональной теплоты, чувства привязанности со стороны родителей оказывает влияние на развитие взаимоотношений между сиблингами, которые оказываются в детском доме.

По наблюдению воспитателей и психологов социально-реабилитационных центров, общение братьев и сестер довольно стереотипно. Старшие, если они склонны к поддержанию отношений со своими младшими сиблингами, как правило, приходят в группу к младшим, чтобы помочь им с одеждой, уроками и играми. Старшие сиблинги в этих случаях не выходят за рамки родительской роли, они не обращаются к младшим с какими-либо просьбами для себя, не проявляют интереса к непосредственному, дружескому общению с ними. Младшие тянутся к старшим, ищут их внимания, но старшие часто отвергают или игнорируют их инициативу, ограничиваясь выполнением привычных функций. Крайне редко братья и сестры имеют какие-либо общие интересы и темы для общения, выходящие за рамки обсуждения семейных событий.

Дошкольный и младший школьный возраст характеризуется активной потребностью в общении с взрослыми, которые передают ребенку опыт, накопленный предшествующими поколениями. Содержание совместной деятельности детей-родственников отражает положительные отношения членов семьи, а формы организации направлены на развитие взаимоотношений от индивидуальных (младший и старший ребенок) к групповым и коллективным (семейные объединения). При этом старшие, выступая в роли взрослых, частично берут на себя функции отсутствующих родителей и тем самым не только передают младшим опыт человеческих отношений, но и сами упражняются в проявлении положительных нравственных качеств, готовятся к будущей самостоятельной семейной жизни.

Дети, живущие в социально-реабилитационных центрах, часто чувствуют себя неуспешными во всем. Они не уверенны в себе, у них занижена самооценка. Еще одной проблемой детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  является неумение организовать себя самостоятельно.

В программе делается акцент на осознании и восстановление телесных границ у ребенка. Часть упражнений направлена на принятие друг друга на телесном уровне между сиблингами. Особое внимание уделяется развитию эмпатии между сиблингами, принятию особенностей эмоциональной экспрессии друг друга. В курсе активно используются арт-терапевтические методики, позволяющие в доступной для детей и подростков форме проработать и осознать особенности межличностного взаимодействия в контактах между сиблингами. В программу также включены ролевые игры, позволяющие выработать навыки социально одобряемого поведения в сложных ситуациях взаимодействия в семейной группе. Кроме того, широко применяются методы сказкотерапии, когда ребёнок может задуматься о взаимоотношениях со своими братьями и сёстрами.

Совместная деятельность детей-родственников на специально организованных занятиях является основным психолого-педагогическим фактором, способствующим целенаправленному формированию родственных взаимоотношений. Предполагается, что сиблинги, взаимодействуя в группе, будут открывать для себя скрытые ресурсы, которые помогут им при выходе из детского учреждения и подготовят их к созданию своей семьи.

Программа содержит в себе:

- диагностический этап, на котором проводится диагностика индивидуальных особенностей участников группы, межличностных отношений между сиблингами;

- подготовительный этап, на котором сотрудники центра готовят сиблингов к совместным занятиям, учитывая возрастные и индивидуальные особенности психики детей;

- основной этап, который содержит от 5 до 20 тематических занятий, которые посещают сиблинги, пока находятся в социально-реабилитационном центре;

- завершающий этап, на котором проводится контрольный диагностический срез, и отслеживаются полученные результаты.

Возрастной и количественный состав группы, условия проведения занятия Программа предназначена для психокоррекционной работы с детьми – сиблингами от 3 до 11 лет, воспитывающихся в ГКУ РМЭ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Журавушка». Продолжительность одного занятия – от 30 минут до 1 часа (в зависимости от этапа работы). Занятие проводится не реже одного раза в неделю.

Основные требования к реализации программы

В случае если сиблинги находятся в разных реабилитационных центрах и детских домах или по какой-то причине не знают о существования брата или сестры, то их надо подготовить к встрече: с младшими детьми – это может быть рассматривание фотографий, рассказ об увлечениях, интересах брата (сестры); со старшими – проведение бесед об их младших родственниках, о том, что младший брат или сестра лучше будет себя чувствовать, если с ними рядом окажется родной и близкий человек. При этом старшим надо объяснять возрастные особенности своих младших сиблингов. Можно перечислить методы, способствующие формированию чувства взаимной симпатии и уважения к старшим братьям и сестрам: чтение и обсуждение книг, рассматривание в них иллюстраций, фотографий, просмотр и обсуждение фильмов по семейной тематике. Отзывчивость, заботливость, взаимопомощь по отношению к окружающим можно формировать в процессе сюжетно-ролевых игр на бытовые темы. При проведении игр, чтении книг следует обращать внимание на интонации близких людей (искренние, добрые, естественные, ласковые).

Работа в группе ориентирована на активное присвоение детьми - сиблингами нового опыта, возникающего в ходе коррекционного процесса, и его использование в реальных жизненных обстоятельствах, ведущее в дальнейшем к самораскрытию их собственных потенциальных возможностей. Группа по сути своей строится на базе личностно-ориентированного подхода (гуманистическое направление, «Я-концепция»). Предполагается, что в группе сиблинги получат возможность заново пережить основные вехи своего жизненного пути в более благоприятных, комфортных и безопасных психологических условиях. Известно, что взаимодействие в сиблинговых группах зачастую может носить дисгармоничный характер и проявляться в виде агрессии, игнорировании своего сиблинга.

Условия реализации программы

Для реализации программы необходимы: просторное помещение, стол, удобные стулья (для проведения арт-терапевтических упражнений), аудиоаппаратура, диски с разнообразной музыкой, фотоаппарат (для создания фотовыставок и семейных фотоальбомов), бумага, краски, карандаши, ватман, гуашь.

Общая структура занятия: включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминку, основное содержание занятия, рефлексию прошедшего занятия, ритуал прощания.

Ритуал приветствия — важный момент работы с группой, позволяющий

сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия.

Примечательно, что в ходе развития группы контроль над его исполнением переходит к членам группы. Упражнение, участники придумывают сами, соблюдается очередность в проведении этого ритуала. Это может быть любое слово-приветствие (привет, добрый день, здравствуйте и т.д.), а может быть приветствие-жест (похлопать соседа справа по плечу, рукопожатие по кругу, отметить самое лучшее качество у соседа, снежный ком с именами и жестами, характеризующими каждого участника).

Разминка — средство воздействия на эмоциональное состояние участников, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы и задач предстоящей деятельности. Разминка состоит из упражнений, позволяющие установить контакт, активизировать членов группы, поднять настроение, либо направленные на снятие чрезмерного эмоционального возбуждения. Используются упражнения: «Какая рука у соседа?», «Комплимент», «Ласковое имя», «Подари улыбку», «Передай предмет», «Обыграй предмет», «Передай сигнал».

Основное содержание психокоррекционного занятия с сиблингами — состоит из нескольких блоков и представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач программы.

I блок — обсуждение домашнего задания (в кругу), которое дается после проведенного занятия каждому ребенку, чтобы в перерывах между встречами сиблинги и члены группы чувствовали свою сопричастность к групповому процессу и сохраняли целостность в достижении целей программы.

II блок — упражнения, связанные с темой занятия.

III блок — работа с помощью различных арт-терапевтических методик: рисование, лепка, использование природного материала, песочная терапия, сказкатерапия.

IV блок — упражнения, способствующие установлению контакта между сиблингами (выполняются в парах, упражнения на вербальное общение «говорим о себе, о тебе и о нашей семье», упражнения на невербальное общение, на тактильный контакт).

V блок — получение домашнего задания.
Тематическое планирование

I ЭТАП. Предварительный. Диагностика.

Задачи:

- подбор участников психокоррекционной группы;

- сбор информации об особенностях развития каждого ребенка, истории помещения в реабилитационный центр, известные данные о кровной семье;

- диагностика индивидуальных особенностей (проективные методики: Цветовой тест Люшера, «Несуществующее животное»; стандартизированные методики: диагностика состоянии агрессии (опросник Басс-Дарки), методика «Лесенка» на изучение самооценки);

- диагностика межличностных отношений между сиблингами (проективные методики: тест «Семья животных», цветовой тест отношений; стандартизированные методики: «Шкала определения привязанности детей-сиблингов между собой».
II ЭТАП. Психокоррекционные групповые занятия.



Тематика занятия

Цель занятия

Занятие №1

Знакомство с детьми

создание благоприятных условий для работы группы, ознакомление с основными правилами проведения занятий и целью курса, установление контакта между сиблингами, снятие психической напряжённости и развитие уверенности в себе

Занятие №2

Мой мир чувств

исследование психоэмоционального состояния сиблингов; сплочение группы сиблингов; накопление положительного эмоционального опыта; снятие психоэмоционального напряжения и тревожности у детей.

Занятие №3

Я радуюсь

знакомство с эмоцией радости: что это за эмоция, развитие умения распознавать это чувства у себя и у других людей; накопление положительного эмоционального опыта.

Занятие №4

Почему я грущу

знакомство с эмоцией грусти; мотивация на принятие и поддержку другого; снятие психоэмоционального напряжения и тревожности, как мне перестать грустить....

Занятие №5

Что вызывает интерес

сплочение группы, снятие агрессии, развитие эмоциональной адекватности, снятие эмоционального напряжения, развитие творческих способностей, развитие познавательного интереса.

Занятие №6

Когда я злюсь

обучение позитивным способам выхода гнева; стабилизация нервных процессов; развитие саморегуляции; расширение представлений детей об эмоциях; развитие умения различать эмоциональные ощущения и связанные с ним физические состояния.

Занятие №7

Страх в моей жизни

показать возможность управлять страхом; сплочение группы; формирование умения слушать друг друга; снятие эмоционального напряжения.

Занятие №8

Имею ли я право на обиду

развитие творческих способностей; снятие психоэмоционального напряжения; использование различных средств выразительности для демонстрации чувств. Могу ли я обижаться?

Занятие №9

Любовь

развитие чувства доверия между сиблингами, формирование умения выражать свои чувства.


III ЭТАП. Подведение итогов. Диагностика.

Задачи:

Провести диагностику индивидуальных особенностей, межличностных отношений между сиблингами с целью - отследить полученные результаты курса, динамику развития взаимоотношений детей-сиблингов.

Планируемый результат по завершении всего курса занятий:

- устойчивый положительный образ «Я»;

- устойчивые родственные взаимоотношения между детьми-сиблингами;

- конструктивное взаимодействие сиблингов;

- естественное проявление эмпатии, чувства сопереживания, желание помочь своему сиблингу;

- выступление старших детей по отношению к младшим в качестве замещающего родителя, наставника;

- дальнейшее укрепление и развитие семейных традиций в сиблинговых группах (заполнение семейного фотоальбома, поздравление с днем рождения, памятные семейные даты, связанные с проживанием в кровной семье);

- позитивный образ семьи, положительный настрой на создание своей семьи при выходе из реабилитационного центра.
  1   2   3   4

Похожие:

Программа по формированию и коррекции родственных взаимоотношений детей-сиблингов «Родословная» icon Пояснительная записка цели и задачи реализации Программы Принципы...
Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей
Программа по формированию и коррекции родственных взаимоотношений детей-сиблингов «Родословная» icon Программа по коррекции звукопроизношения у детей «Говоруша»

Программа по формированию и коррекции родственных взаимоотношений детей-сиблингов «Родословная» icon Программа по коррекции речевых нарушений у детей средствами песочной...
Программа по коррекции речевых нарушений у детей средствами песочной терапии «Песочная страна»
Программа по формированию и коррекции родственных взаимоотношений детей-сиблингов «Родословная» icon Пояснительная записка Адаптированная образовательная программа по...
...
Программа по формированию и коррекции родственных взаимоотношений детей-сиблингов «Родословная» icon Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы...
Образовательная деятельность по профессиональной коррекции и нарушения развития детей
Программа по формированию и коррекции родственных взаимоотношений детей-сиблингов «Родословная» icon Казанцева Н. В., Воробьева Е. В. Вмешательства, направленные на развитие...
Н. В., Воробьева Е. В. Вмешательства, направленные на развитие родительской компетентности при коррекции аутистического поведения...
Программа по формированию и коррекции родственных взаимоотношений детей-сиблингов «Родословная» icon Программа по формированию начальных профессиональных навыков у детей...
Максимальное привлечение умственно отсталых детей к общественнополезному коллективному труду
Программа по формированию и коррекции родственных взаимоотношений детей-сиблингов «Родословная» icon Основная общеобразовательная программа дошкольного образования в...
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в доу
Программа по формированию и коррекции родственных взаимоотношений детей-сиблингов «Родословная» icon Основная общеобразовательная программа дошкольного образования в...
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в доу
Программа по формированию и коррекции родственных взаимоотношений детей-сиблингов «Родословная» icon Рабочая программа по развитию и коррекции детей с сдвг и сходными...
Управление образования Администрации Коломенского муниципального района Московской области
Программа по формированию и коррекции родственных взаимоотношений детей-сиблингов «Родословная» icon Рабочая программа по коррекции нарушений чтения и письма разработана...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий с нарушением чтения и письма разработана для детей испытывающих трудности в усвоении...
Программа по формированию и коррекции родственных взаимоотношений детей-сиблингов «Родословная» icon Динамика спектров ээг при коррекции внимания методом бета-нейротерапии у детей с снвг
Введение. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью (снвг) является одним из наиболее часто встречающихся расстройств поведения...
Программа по формированию и коррекции родственных взаимоотношений детей-сиблингов «Родословная» icon Список детей, нуждающихся в коррекции звукопроизношения в мбдоу детский...
Список детей, нуждающихся в коррекции звукопроизношения в мбдоу детский сад №4
Программа по формированию и коррекции родственных взаимоотношений детей-сиблингов «Родословная» icon Программа дополнительного образования Направление: познавательное
Программа способствует формированию у детей элементов экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир и природу,...
Программа по формированию и коррекции родственных взаимоотношений детей-сиблингов «Родословная» icon 1 Целевой компонент Программы
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в дошкольном образовательном учреждении (детей с аллергопатологией,...
Программа по формированию и коррекции родственных взаимоотношений детей-сиблингов «Родословная» icon Календарно тематический план логопедических занятий в подготовительной...
Составление индивидуальных образовательных маршрутов по логопедической коррекции детей

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск