Скачать 426.45 Kb.
|
«Утверждаю» Зам. директора по УВР ГКУ РМЭ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Журавушка» «20» августа 2016г. _____________ О.Н. Бирюкова Программа по формированию и коррекции родственных взаимоотношений детей-сиблингов «Родословная» Йошкар-Ола 2016 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к программе по формированию и коррекции родственных взаимоотношений детей-сиблингов, воспитывающихся в ГКУ РМЭ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Журавушка» Цель программы: формирование и психолого-педагогическая коррекция родственных взаимоотношений сиблингов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в ГКУ РМЭ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Журавушка». Задачи программы:
ВВЕДЕНИЕ Счастлив тот ребенок, который родился в хорошей, доброй, умной семье. А как быть сотням детей, которые не по своей воле лишены домашнего очага и родной семьи, любви матери и заботы отца? Для них открываются все новые и новые учреждения различных видов: сиротские детские дома, детские общины, создаются патронатные семьи, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На сегодняшний день в России количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исчисляется уже десятками тысяч. В каждом доме ребенка, детском доме, школе-интернате, социально-реабилитационном центре есть дети- родственники, которые связаны между собой кровными узами – братья, сестры. В психологии их принято называть - сиблинги. Они, конечно, осознают, что у них есть родные брат или сестра, но потребность в поддержании взаимоотношений не всегда поддерживается самой системой детского учреждения. Дети, воспитывающиеся в условиях реабилитационного центра, имеют свои специфические особенности личности. Пережив травматичный опыт в кровной неблагополучной семье, испытав душевную боль от разрыва родственных отношений, ребенок вырабатывает свои законы, и правила выживания в детском учреждении. Отсутствие эмоциональной теплоты, чувства привязанности со стороны родителей оказывает влияние на развитие взаимоотношений между сиблингами, которые оказываются в детском доме. По наблюдению воспитателей и психологов социально-реабилитационных центров, общение братьев и сестер довольно стереотипно. Старшие, если они склонны к поддержанию отношений со своими младшими сиблингами, как правило, приходят в группу к младшим, чтобы помочь им с одеждой, уроками и играми. Старшие сиблинги в этих случаях не выходят за рамки родительской роли, они не обращаются к младшим с какими-либо просьбами для себя, не проявляют интереса к непосредственному, дружескому общению с ними. Младшие тянутся к старшим, ищут их внимания, но старшие часто отвергают или игнорируют их инициативу, ограничиваясь выполнением привычных функций. Крайне редко братья и сестры имеют какие-либо общие интересы и темы для общения, выходящие за рамки обсуждения семейных событий. Дошкольный и младший школьный возраст характеризуется активной потребностью в общении с взрослыми, которые передают ребенку опыт, накопленный предшествующими поколениями. Содержание совместной деятельности детей-родственников отражает положительные отношения членов семьи, а формы организации направлены на развитие взаимоотношений от индивидуальных (младший и старший ребенок) к групповым и коллективным (семейные объединения). При этом старшие, выступая в роли взрослых, частично берут на себя функции отсутствующих родителей и тем самым не только передают младшим опыт человеческих отношений, но и сами упражняются в проявлении положительных нравственных качеств, готовятся к будущей самостоятельной семейной жизни. Дети, живущие в социально-реабилитационных центрах, часто чувствуют себя неуспешными во всем. Они не уверенны в себе, у них занижена самооценка. Еще одной проблемой детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является неумение организовать себя самостоятельно. В программе делается акцент на осознании и восстановление телесных границ у ребенка. Часть упражнений направлена на принятие друг друга на телесном уровне между сиблингами. Особое внимание уделяется развитию эмпатии между сиблингами, принятию особенностей эмоциональной экспрессии друг друга. В курсе активно используются арт-терапевтические методики, позволяющие в доступной для детей и подростков форме проработать и осознать особенности межличностного взаимодействия в контактах между сиблингами. В программу также включены ролевые игры, позволяющие выработать навыки социально одобряемого поведения в сложных ситуациях взаимодействия в семейной группе. Кроме того, широко применяются методы сказкотерапии, когда ребёнок может задуматься о взаимоотношениях со своими братьями и сёстрами. Совместная деятельность детей-родственников на специально организованных занятиях является основным психолого-педагогическим фактором, способствующим целенаправленному формированию родственных взаимоотношений. Предполагается, что сиблинги, взаимодействуя в группе, будут открывать для себя скрытые ресурсы, которые помогут им при выходе из детского учреждения и подготовят их к созданию своей семьи. Программа содержит в себе: - диагностический этап, на котором проводится диагностика индивидуальных особенностей участников группы, межличностных отношений между сиблингами; - подготовительный этап, на котором сотрудники центра готовят сиблингов к совместным занятиям, учитывая возрастные и индивидуальные особенности психики детей; - основной этап, который содержит от 5 до 20 тематических занятий, которые посещают сиблинги, пока находятся в социально-реабилитационном центре; - завершающий этап, на котором проводится контрольный диагностический срез, и отслеживаются полученные результаты. Возрастной и количественный состав группы, условия проведения занятия Программа предназначена для психокоррекционной работы с детьми – сиблингами от 3 до 11 лет, воспитывающихся в ГКУ РМЭ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Журавушка». Продолжительность одного занятия – от 30 минут до 1 часа (в зависимости от этапа работы). Занятие проводится не реже одного раза в неделю. Основные требования к реализации программы В случае если сиблинги находятся в разных реабилитационных центрах и детских домах или по какой-то причине не знают о существования брата или сестры, то их надо подготовить к встрече: с младшими детьми – это может быть рассматривание фотографий, рассказ об увлечениях, интересах брата (сестры); со старшими – проведение бесед об их младших родственниках, о том, что младший брат или сестра лучше будет себя чувствовать, если с ними рядом окажется родной и близкий человек. При этом старшим надо объяснять возрастные особенности своих младших сиблингов. Можно перечислить методы, способствующие формированию чувства взаимной симпатии и уважения к старшим братьям и сестрам: чтение и обсуждение книг, рассматривание в них иллюстраций, фотографий, просмотр и обсуждение фильмов по семейной тематике. Отзывчивость, заботливость, взаимопомощь по отношению к окружающим можно формировать в процессе сюжетно-ролевых игр на бытовые темы. При проведении игр, чтении книг следует обращать внимание на интонации близких людей (искренние, добрые, естественные, ласковые). Работа в группе ориентирована на активное присвоение детьми - сиблингами нового опыта, возникающего в ходе коррекционного процесса, и его использование в реальных жизненных обстоятельствах, ведущее в дальнейшем к самораскрытию их собственных потенциальных возможностей. Группа по сути своей строится на базе личностно-ориентированного подхода (гуманистическое направление, «Я-концепция»). Предполагается, что в группе сиблинги получат возможность заново пережить основные вехи своего жизненного пути в более благоприятных, комфортных и безопасных психологических условиях. Известно, что взаимодействие в сиблинговых группах зачастую может носить дисгармоничный характер и проявляться в виде агрессии, игнорировании своего сиблинга. Условия реализации программы Для реализации программы необходимы: просторное помещение, стол, удобные стулья (для проведения арт-терапевтических упражнений), аудиоаппаратура, диски с разнообразной музыкой, фотоаппарат (для создания фотовыставок и семейных фотоальбомов), бумага, краски, карандаши, ватман, гуашь. Общая структура занятия: включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминку, основное содержание занятия, рефлексию прошедшего занятия, ритуал прощания. Ритуал приветствия — важный момент работы с группой, позволяющий сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Примечательно, что в ходе развития группы контроль над его исполнением переходит к членам группы. Упражнение, участники придумывают сами, соблюдается очередность в проведении этого ритуала. Это может быть любое слово-приветствие (привет, добрый день, здравствуйте и т.д.), а может быть приветствие-жест (похлопать соседа справа по плечу, рукопожатие по кругу, отметить самое лучшее качество у соседа, снежный ком с именами и жестами, характеризующими каждого участника). Разминка — средство воздействия на эмоциональное состояние участников, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы и задач предстоящей деятельности. Разминка состоит из упражнений, позволяющие установить контакт, активизировать членов группы, поднять настроение, либо направленные на снятие чрезмерного эмоционального возбуждения. Используются упражнения: «Какая рука у соседа?», «Комплимент», «Ласковое имя», «Подари улыбку», «Передай предмет», «Обыграй предмет», «Передай сигнал». Основное содержание психокоррекционного занятия с сиблингами — состоит из нескольких блоков и представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач программы. I блок — обсуждение домашнего задания (в кругу), которое дается после проведенного занятия каждому ребенку, чтобы в перерывах между встречами сиблинги и члены группы чувствовали свою сопричастность к групповому процессу и сохраняли целостность в достижении целей программы. II блок — упражнения, связанные с темой занятия. III блок — работа с помощью различных арт-терапевтических методик: рисование, лепка, использование природного материала, песочная терапия, сказкатерапия. IV блок — упражнения, способствующие установлению контакта между сиблингами (выполняются в парах, упражнения на вербальное общение «говорим о себе, о тебе и о нашей семье», упражнения на невербальное общение, на тактильный контакт). V блок — получение домашнего задания. Тематическое планирование I ЭТАП. Предварительный. Диагностика. Задачи: - подбор участников психокоррекционной группы; - сбор информации об особенностях развития каждого ребенка, истории помещения в реабилитационный центр, известные данные о кровной семье; - диагностика индивидуальных особенностей (проективные методики: Цветовой тест Люшера, «Несуществующее животное»; стандартизированные методики: диагностика состоянии агрессии (опросник Басс-Дарки), методика «Лесенка» на изучение самооценки); - диагностика межличностных отношений между сиблингами (проективные методики: тест «Семья животных», цветовой тест отношений; стандартизированные методики: «Шкала определения привязанности детей-сиблингов между собой». II ЭТАП. Психокоррекционные групповые занятия.
III ЭТАП. Подведение итогов. Диагностика. Задачи: Провести диагностику индивидуальных особенностей, межличностных отношений между сиблингами с целью - отследить полученные результаты курса, динамику развития взаимоотношений детей-сиблингов. Планируемый результат по завершении всего курса занятий: - устойчивый положительный образ «Я»; - устойчивые родственные взаимоотношения между детьми-сиблингами; - конструктивное взаимодействие сиблингов; - естественное проявление эмпатии, чувства сопереживания, желание помочь своему сиблингу; - выступление старших детей по отношению к младшим в качестве замещающего родителя, наставника; - дальнейшее укрепление и развитие семейных традиций в сиблинговых группах (заполнение семейного фотоальбома, поздравление с днем рождения, памятные семейные даты, связанные с проживанием в кровной семье); - позитивный образ семьи, положительный настрой на создание своей семьи при выходе из реабилитационного центра. |
Пояснительная записка цели и задачи реализации Программы Принципы... Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей |
Программа по коррекции звукопроизношения у детей «Говоруша» |
||
Программа по коррекции речевых нарушений у детей средствами песочной... Программа по коррекции речевых нарушений у детей средствами песочной терапии «Песочная страна» |
Пояснительная записка Адаптированная образовательная программа по... ... |
||
Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы... Образовательная деятельность по профессиональной коррекции и нарушения развития детей |
Казанцева Н. В., Воробьева Е. В. Вмешательства, направленные на развитие... Н. В., Воробьева Е. В. Вмешательства, направленные на развитие родительской компетентности при коррекции аутистического поведения... |
||
Программа по формированию начальных профессиональных навыков у детей... Максимальное привлечение умственно отсталых детей к общественнополезному коллективному труду |
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования в... Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в доу |
||
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования в... Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в доу |
Рабочая программа по развитию и коррекции детей с сдвг и сходными... Управление образования Администрации Коломенского муниципального района Московской области |
||
Рабочая программа по коррекции нарушений чтения и письма разработана... Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий с нарушением чтения и письма разработана для детей испытывающих трудности в усвоении... |
Динамика спектров ээг при коррекции внимания методом бета-нейротерапии у детей с снвг Введение. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью (снвг) является одним из наиболее часто встречающихся расстройств поведения... |
||
Список детей, нуждающихся в коррекции звукопроизношения в мбдоу детский... Список детей, нуждающихся в коррекции звукопроизношения в мбдоу детский сад №4 |
Программа дополнительного образования Направление: познавательное Программа способствует формированию у детей элементов экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир и природу,... |
||
1 Целевой компонент Программы Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в дошкольном образовательном учреждении (детей с аллергопатологией,... |
Календарно тематический план логопедических занятий в подготовительной... Составление индивидуальных образовательных маршрутов по логопедической коррекции детей |
Поиск |