Программа профилактика насилия и жестокого обращения с детьми г. Челябинск 2003 г


Скачать 2.06 Mb.
Название Программа профилактика насилия и жестокого обращения с детьми г. Челябинск 2003 г
страница 1/11
Тип Программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Управление образования Ленинского района г.Челябинска

ПРОГРАММА

ПРОФИЛАКТИКА НАСИЛИЯ И ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ

г.Челябинск 2003 г.
Программа «Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми».

Служба психологического сопровождения Управления образования Ленинского района г. Челябинска. 2003 г.

Рецензент: Потапчук С.В., руководитель службы психологического сопровождения Управления образования Ленинского района г. Челябинска.

Составители:

Першина Л.П., координатор программы, ведущий специалист службы психологического сопровождения Управления образования Ленинского района г.Челябинска.

Датская В.С. - педагог- психолог МОУ №76, Коваленко Е.В.- педагог- психолог МОУ №85, Королева Т.А.- педагог- психолог МДОУ № 414, Любарцева Ж.Г.- педагог- психолог МОУ №47, Михайлова В.М. - педагог- психолог МОУ №76, Попова О.В.- педагог- психолог МДОУ № 368, Родионова М.М.- педагог- психолог МДОУ №436, Скиндерева Е.Н.- педагог- психолог МДОУ № 320, Филатова Н.Н.- педагог- психолог МДОУ №29.

Данная программа адресована педагогам - психологам дошкольных и школьных образовательных учреждениях при организации работы по профилактике насилия

и жестокого обращения с детьми.

Техническая редакция: Иванова Е.Н. - руководитель информационно-аналитической службы; Богданов Н.Г. - главный специалист информационно-аналитической службы.

© Управление образования

Администрации Ленинского района г. Челябинска, 2003 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка_

2. Работа с детьми_

2.1. Дошкольный и младший школьный возраст.

Диагностическая и коррекционно - развивающая работа_

2.2. Подростки. Коррекционная работа с подростками, пережившими насилие (тренинг)_

2.3. Старший школьный возраст. Уроки психологии

по профилактике насилия « Искусство общения»_

3. Список литературы_

4. Приложение.

4.1. Диагностический инструментарий_

4.2. Материал для работы с родителями и педагогами_

Пояснительная записка.

Подчеркивая актуальность изучения педагогического насилия и ненасилия, следует отметить, что, к сожалению, антигуманные отношения, насилие над детьми, агрессия и жестокость сегодня достаточно широко представлены во многих сферах нашей жизни. Страшно, если они впоследствии ведут к совершению противоправных действий, к преступлениям, процент которых последние годы неизменно растет. Так, на территории России с 1991 по 1998 г, только подростковая преступность возросла на 17 %, число несовершеннолетних преступников возросло почти на 20 %.

Особенно важной и мало разработанной в современной российской науке и практике является проблема насилия и жестокости по отношению к детям. Насилие над ребенком наносит ему не только материальный ущерб или угрожает его физической жизни. Оно несет с собой тяжкие моральные и психологические проблемы: постоянная боязнь оказаться объектом насилия в сфере непосредственного социального окружения перерастает в сильное психологическое давление, которое ведет к стрессам, нервным срывам, снижению самооценки, становится дополнительным источником межличностных конфликтов и т.д.

Жестокое отношение к детям превратилось сегодня в обычное явление: до 10 % жертв насилия погибает, у остальных появляются отклонения в физическом, психическом развитии, в эмоциональной сфере. Это не только наносит непоправимый вред здоровью ребенка, травмирует его психику, тормозит развитие его личности, но и формирует социально дезадаптивных, инфантильных людей, не умеющих трудиться, не способных создать здоровую семью, быть хорошими родителями. В настоящее время это стало серьезной социальной и общечеловеческой проблемой.

Подобная ситуация в нашем обществе, конечно же, вытекает из ряда проблем - это и экономические, связанные с резким падением уровня жизни подавляющей части населения и неуверенности в завтрашнем дне, и социальные - в обществе утрачены основные общественно значимые ценности, и психологические - воспитываемый многие годы инфантилизм, нежелание принимать жизненно важные решения, брать ответственность на себя, зависимость от других, и, главное педагогические - когда общество, государство не несут ответственности за воспитание человека, формирование его морали и нравственных принципов.

По мнению специалистов, выделяются три основные сферы отношений, в которых, с одной стороны, происходит социализация детей, а с другой стороны, ребенок подвергается риску эмоционального, психологического и физического насилия: семья, сфера образования, государственные учреждения интернатного типа и сфера макросоциальных отношений.

Насильственные действия могут проявляться в самых различных формах: от клички, оскорбительного взгляда до убийства. Они могут иметь вид физического, вербального, психического и социального насилия. Не все виды насилия уголовно наказуемы, в частности домашнее насилие. Такой вид насилия включает многие насильственные действия, в том числе ограничения доступа к еде, одежде, учебе, социальным услугам; унижение достоинства; нарушение внутренней границы личностных переживаний; игнорирование потребностей и интересов ребенка и др.

Первым вопросом, связанным с оценкой социально-медицинских последствий жестокого обращения с детьми, является определение понятий, используемых в исследования по проблеме насилия, Наиболее постоянно употребляются следующие термины:

- пренебрежение, плохое обращение;

- жестокое физическое наказание, физическое насилие, издевательство;

- сексуальное злоупотребление.

Пренебрежение преимущественно понимается как отсутствие надлежащей родительской заботы или опеки, когда ребенок является нуждающимся, бездомным, живет в физически опасном окружении. В поведении родителей есть серьезные упущения в обеспечении витальных (жизненно необходимых) потребностей ребенка в пище, одежде, приюте, медицинском обслуживании и защите от опасных условий. По существу, речь идет о состояниях депривации. Наиболее близким к данному определению в нашей социально-психологической литературе является термин «социальное сиротство», или лишение детей родительского попечения при живых родителях.

Физически жестокое обращение определяется как преднамеренное или осознанное применение жестоких телесных наказаний или причинение ребенку неоправданных страданий, например, нанесение ударов кулаком, ногой, колющих ударов, прижиганий.

Сексуальное злоупотребление понимается как использование ребенка для целей сексуального удовлетворения взрослого человека или лица, значительно более старшего, чем сама жертва. Насилие может совершаться в различных формах: развратные действия, половые сношения или попытки таковых, изнасилование, кровосмешение (инцест), демонстрация порнографии, проституция малолетних. Определение сексуального насилия акцентирует внимание на отношении жертвы насилия к совершаемым действиям. Под сексуальным злоупотреблением понимается вовлечение функционально незрелых детей, которые они совершают, полностью их не понимая, на которые они не способны дать согласие или которые нарушают табу социальных (семейных) ролей.

Второй вопрос, возникающий при анализе насилия к детям, связан с оценкой серьезности жестокого обращения и характера ближайших и отдаленных социально-медицинских последствий. С выраженностью последствий связывают такие факторы, как частота и продолжительность актов жестокости, их массивность, возраст ребенка, особенности личности. Считается, что характеристика жестокого обращения должна включать:

- оценку совершаемых действий (физические, сексуальные, эмоциональные);

- продолжительность их воздействия и особенности последствий (физические, эмоциональные, психологические).

К факторам риска жестокого обращения родителей с детьми, по мнению ряда исследователей, относятся:

- алкоголизм, признаки асоциальной личностной деформации и криминальность, психопатические черты в виде психической ригидности с аффективной возбудимостью;

- незрелость родителей и их изолированность, отсутствие социально-психологической поддержки со стороны прародителей;

- низкая самооценка у родителей, снижение толерантности к стрессам и личностные проблемы.

Школьная среда в общеобразовательной школе, переживающей нарастающую дифференциацию программ, внедрение «элитарных» форм обучения, создает зоны повышенной конфликтности между сверстниками различных социальных групп. Это приводит к повышению агрессивности в системе межличностных отношений.

Рост «социального сиротства» сопровождает вытеснение детей из неблагополучных семей на улицу, сокращение базы досуга детей школьного возраста, доминирование культа «успехи через насилие». Большая группа детей находится в условиях криминального окружения и не только вовлекается в преступную деятельность, но и подвергается риску различных форм насилия.

Таким образом, наблюдается рост факторов, существенно увеличивающих риск насилия.

Цель программы:

Создание условий:

- для мобилизации потенциальных возможностей личности в соответствии с ее реальными притязаниями,

- для соблюдения прав детей в семье и образовательных учреждениях. Задачи:

1. Актуализировать проблему насилия и жестокого обращения с детьми

2. Определить основные направления профилактической, диагностической, коррекционной работы педагогов-психологов по защите прав ребёнка от всех форм насилия.

3. Способствовать созданию условий для воспитания личностной зрелости учащихся, их высокой самооценки и адекватного функционирования в среде.

4. Проводить работу по профилактике «эмоционального выгорания» педагогов, исключении разрушительных способов самоутверждения на зависимых учениках.

5. Оказать помощь родителям по формированию устойчивых взглядов на воспитание, отношение в семье, разрешение конфликтов.

6. Проводить работу по разъяснению прав и обязанностей родителей на этапе вхождения ребёнка в систему дошкольного и школьного образования.

Ожидаемые результаты:

Реализация программы даст возможность:

• ученикам и педагогам лучше адаптироваться к социальным условиям;

• повысить свою самооценку;

• улучшить здоровье и качество жизни, отношения с окружающими;

• воспитать у детей целеустремленность, чувство ответственности, умение устоять перед наркотиками и другими асоциальными проявлениями;

• способствовать процессу развития и роста индивидуальности детей.

2.1. ДОШКОЛЬНЫЙ И МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Диагностическая работа психолога по защите детей от жестокого обращения

Данное направление работы преимущественно осуществляется психологом, работающим в дошкольном образовательном учреждении. Воспитатели могут к нему привлекаться лишь в силу необходимости и условий наличия базовых психологических знаний.

Основной целью диагностического направления является выявление родителей, нарушающих права своих детей. Задачи:

1. Выявление тех родителей, которые нарушают права ребенка, применяя к нему физическое или психическое насилие.

2. Диагностика особенностей семейного воспитания и особенностей отношений между родителями в тех семьях, в которых нарушаются права детей.

Диагностика проводится в 3 этапа.

1 этап. Выявление детей, имеющих те или иные психологические проблемы. Практика, а также многочисленные исследования показывать, что те дети, права которых в семье нарушаются, обычно имеют те или иные трудности в адаптации: трудности в обучении, агрессия, трудности взаимодействии со сверстниками и взрослыми и т. д. Поэтому на первом этапе диагностики выявляются дети, имеющие те или иные проблемы адаптации.

2 этап. Выявление родителей, нарушающих права своих детей, то есть применяющих к детям физическое или психическое насилие. С этой целью проводится диагностика агрессивности родителей детей, имеющих трудности в адаптации, а также выявляются методы воспитательного воздействия, которые применяют родители этих детей.

3 этап. Диагностика особенностей семейного воспитания, особенностей отношений между родителями в тех семьях, в которых нарушаются права детей.

1 этап

На первом этапе, по отзывам воспитателей, из всех детей выделяются те, у кого есть различного рода проблемы в адаптации, а именно:

- трудности в обучении;

- неорганизованность;

- агрессия;

- неуравновешенность;

- неуверенность в себе;

- трудности во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми;

- воровство и т.п.

Основным методом является экспертная оценка. В роли экспертов выступают воспитатели. Психолог дошкольного учреждения просит их ответить на вопрос о том, у каких именно детей из их группы наблюдаются вышеперечисленные проблемы в адаптации.

Для проверки полученных данных и преодоления возможной обьективности воспитателя рекомендуется воспользоваться и другими методами: наблюдением за поведением детей во время занятий, игр, на прогулке, а также известными психодиагностическими методиками по оценке уровня дезадаптированности (например, модифицированным вариантом теста «Диагностика межличностных отношений в группе», активными рисуночными методиками и

пр.).

2 этап.

С помощью метода опроса из родителей детей, имеющих трудности в адаптации, выделяются те, кто нарушает права своих детей. На этом этапе меняются анкетирование и опросник Басса-Дарки. Бланки анкеты и опросника, а также ключи к опроснику приводятся ниже.

Анкета содержит вопросы относительно частоты применения личных воспитательных мер

к ребенку. Родителям предлагается оценить но 5-балльной шкале, насколько часто они используют различные меры воздействия на ребенка.

В анкету включены не только те методы воздействия, которые касаются нарушения прав ребенка, но также и те, которые нарушением прав ребенка не являются. Это сделано, прежде всего, для того, чтобы замаскировать вопрос об использовании физических наказаний среди более социально приемлемых и даже желательных методов воздействия. Более того, данная анкета может быть использована после завершения коррекционных форм работы психолога с родителями для оценки возможных изменений в использовании тех или иных методов воспитательного воздействия (например, после проведения с родителями тренинговых занятий, направленных на коррекцию детско-родительских отношений).

Опросник Басса-Дарки используется для уточнения данных анкетирования, а именно -выявления тех родителей, у которых выраженная физическая агрессия, вербальная агрессия, раздражительность, Эта методика включена в пакет методик по следующей причине.

Анкетирование не позволяет выявить психологическую «подложку» таких методов воздействия, как «порицание», «нотации», «поучения», «критика», «предупреждения» и т.п. Эти способы воздействия на ребенка могут быть проявлениями вербальной агрессии, а могут и не быть, т.к. разные родители вкладывают в слова «критика», «предупреждение» и т.п. различный смысл. То, характерна ли для родителей вербальная агрессия, можно с большей достоверностью определить с помощью соответствующей шкалы опросника Басса-Дарки.

Опросник используется в коротком варианте, включающем 4 шкалы, соответствующие диагностическим задачам этого этапа. Оригинальный вариант опросника включает 8 шкал, но для выявления родителей, нарушающих права своего ребенка, нужны не все их них. Поэтому из опросника Басса-Дарки были выбраны только те шкалы, с помощью которых можно оценить, насколько агрессивны родители. Это:

Шкала 1. Физическая агрессия.

Шкала 2. Косвенная агрессия

Шкала 3. Раздражение.

Шкала 4. Вербальная агрессия.

В эти шкалы входит в совокупности 44 вопроса.

Время заполнения опросника-10-15 минут.

И анкета, и опросник Басса-Дарки заполняются всеми членами систематически занимающимися воспитанием ребенка. Если ребенок из полной семьи, то обе методики заполняли оба родителя.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Программа профилактика насилия и жестокого обращения с детьми г. Челябинск 2003 г icon Памятка детям и подросткам «Как выжить, если вы в опасности»
...
Программа профилактика насилия и жестокого обращения с детьми г. Челябинск 2003 г icon Памятка детям и подросткам «Как выжить, если вы в опасности»
...
Программа профилактика насилия и жестокого обращения с детьми г. Челябинск 2003 г icon Памятка детям и подросткам «Как выжить, если вы в опасности»
...
Программа профилактика насилия и жестокого обращения с детьми г. Челябинск 2003 г icon 3. Жилищные условия семей, имеющих детей
Профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства и жестокого обращения с детьми
Программа профилактика насилия и жестокого обращения с детьми г. Челябинск 2003 г icon Методы и технологии практической работы с детьми по профилактике...
Представленные в параграфе методы и технологии практической работы могут использоваться в работе педагогами в образовательных учреждениях...
Программа профилактика насилия и жестокого обращения с детьми г. Челябинск 2003 г icon Доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Приморском крае в 2015 году
Профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства и жестокого обращения с детьми
Программа профилактика насилия и жестокого обращения с детьми г. Челябинск 2003 г icon Методические рекомендации «Организация межведомственного взаимодействия...
Цели, задачи и содержание межведомственного взаимодействия по выявлению, учету и оказанию помощи детям, пострадавшим от жестокого...
Программа профилактика насилия и жестокого обращения с детьми г. Челябинск 2003 г icon Литература
Виды, формы и психологические последствия жестокого обращения с детьми
Программа профилактика насилия и жестокого обращения с детьми г. Челябинск 2003 г icon Профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства и жестокого обращения с детьми
В 2013 году число учреждений социального обслуживания семьи и детей в субъектах Российской Федерации составило 3 058 единиц (в 2011...
Программа профилактика насилия и жестокого обращения с детьми г. Челябинск 2003 г icon Методические и практические рекомендации по выявлению насилия над детьми и подростками
Рекомендации педагогам общеобразовательных учреждений по выявлению случаев насилия над детьми
Программа профилактика насилия и жестокого обращения с детьми г. Челябинск 2003 г icon Сборник статей о преодолении школьной травли или буллинга
Ворошиловского отдела социально-психологического сопровождения образовательного процесса моу цпк волгограда, переданные участникам...
Программа профилактика насилия и жестокого обращения с детьми г. Челябинск 2003 г icon «методический центр развития социального обслуживания» предупреждение...
Составители: Л. А. Бездольная, психолог отдела социально-психологического сопровождения работников учреждений социального обслуживания...
Программа профилактика насилия и жестокого обращения с детьми г. Челябинск 2003 г icon Гкс(К)оу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №33...
Участники разбиваются на пары. Сидя лицом к лицу с партнером, глядя ему в глаза, каждый говорит 3 фразы начинающиеся словами «я должен…»...
Программа профилактика насилия и жестокого обращения с детьми г. Челябинск 2003 г icon Жестокое обращение
Развитие законодательства о защите детей от жестокого обращения и специализированных социальных служб
Программа профилактика насилия и жестокого обращения с детьми г. Челябинск 2003 г icon Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Социально-психологическая реабилитация детей, пострадавших от жестокого обращения
Программа профилактика насилия и жестокого обращения с детьми г. Челябинск 2003 г icon Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Реабилитационная деятельность в отношении воспитанников образовательных учреждений, пострадавших от жестокого обращения

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск