Методические и практические рекомендации по выявлению насилия над детьми и подростками


Скачать 257.89 Kb.
Название Методические и практические рекомендации по выявлению насилия над детьми и подростками
страница 1/2
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2
МЕТОДИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
ВЫЯВЛЕНИЮ НАСИЛИЯ НАД ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ



1. Рекомендации педагогам общеобразовательных учреждений по выявлению случаев насилия над детьми

Наблюдательный взрослый по определенным внешним признакам может предположить наличие насилия над ребенком. Подчеркиваем, что для этого важен не какой-то один признак, а их сочетание.
Перечислим общие и конкретные признаки, сочетание которых должно привлечь внимание и насторожить педагога:

1. Ребенок плохо развивается: его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту.
2. Ребенок неухожен, неопрятен, плохо пахнет. Он апатичен, часто плачет или, напротив, агрессивен, вызывающе себя ведет.

3. Ребенок демонстрирует изменчивое поведение: оно постоянно переходит от спокойного, к внезапно возбужденному, и наоборот. Такое поведение часто является причиной плохих контактов ребенка с другими детьми, приводит к его изоляции, отверженности в группе.
4. У ребенка могут быть проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания, общей собранностью, усталостью, недостатка во сне.

5. Ребенок проявляет отрицательное отношение к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений.

6. Он отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки и раны на не соответствующих местах.
7. Для него характерны повторяющиеся жалобы на недомогание: головную боль, боли в животе, внешние воспаления в области мочеполовых органов.

8. Ребенок явно испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому мужчине (отцу, брату, соседу и т. д.) или матери.

9. Он проявляет сильную реакцию испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого.

10. Судорожно реагирует на поднятую руку (как бы сжимается, боясь удара).
11. Ребенок чрезмерно стремится к одобрению, ласке любых взрослых; уходит от конфликтов, споров с другими детьми; гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех.
12. Он демонстрирует не соответствующее возрасту «взрослое» поведение, рационален, интересуется вопросами секса.

13. Рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательствах, которые якобы произошли с другими детьми.

14. К выше перечисленным признакам могут также добавиться проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.


Еще раз подчеркнем: каждый из данных признаков и особенностей поведения ребенка не обязательно свидетельствует о том, что он подвергается жестокому обращению или испытывает насилие (в том числе и сексуальное). Однако, проявляющиеся в том или ином сочетании, они должны обратить на себя внимание педагога.


2. Рекомендации социальным педагогам и педагогам-психологам
по выявлению случаев жестокого обращения с детьми.


С целью выявления подверженности детей и подростков жестокому обращению со стороны взрослых можно выделить 4 основные формы жестокого обращения с детьми и пренебрежения их интересами: физическое, сексуальное (развращение), психическое (эмоциональное) насилие, пренебрежение основными нуждами ребёнка (моральная жестокость).
Физическое насилие — преднамеренное нанесение физических повреждений ребёнку родителями или лицами, их заменяющими, либо ответственными за их воспитание. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьёзные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.
Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида и характеру травм.
Внешний вид: множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги) и различную степень давности (свежие и заживающие);задержка физического развития (отставание в весе и росте), обезвоживание (для грудных детей); признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).

Основные типы травм: на теле — синяки, ссадины, раны, следы от прижигания предметами, горячими жидкостями, сигаретами или от ударов ремнем; повреждения внутренних органов или костей травматического характера. Особой формой физического насилия у детей раннего возраста является синдром сотрясения, который характеризуется ретинальными геморрагиями и субдуральными гематомами (кровоизлияния под оболочки головного мозга) без наружных признаков повреждений. Проявляется в виде потери сознания, рвоты, головных болей.

Особенности психического состояния и поведения ребёнка, позволяющие заподозрить физическое насилие.

Возраст 3 года6 лет:
— примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;
— пассивная реакция на боль;
— болезненное отношение к замечаниям, критике; заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
— псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);
— негативизм, агрессивность;
— лживость, воровство;
— жестокость по отношению к животным; склонность к поджогам.

Младший школьный возраст:
— стремление скрыть причину повреждений и травм;
— одиночество, отсутствие друзей;
боязнь идти домой после школы.

Подростковый возраст:
— побеги из дома;
— суицидальные попытки (попытки самоубийства);
— делинквентное (криминальное или антиобщественное) поведение;
— употребление алкоголя, наркотиков.
Особенности поведению родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребёнку:

— противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребёнка и нежелание внести ясность в происшедшее;
— позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;
— обвинение в травмах самого ребёнка;
— неадекватность реакции родителей на тяжесть повреждения, стремление к её преувеличению или преуменьшению;
— отсутствие обеспокоенности за судьбу ребёнка; невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком;
— обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребёнка;
— рассказы о том, как их наказывали в детстве;
— признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и др.).
Сексуальное насилие или развращение — вовлечение ребёнка с его согласия или без такового, осознаваемое или неосознаваемое им в силу функциональной незрелости или других причин в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.
Таким образом, развращением считается не только собственно половой акт, но и широкий спектр других сексуальных действий: сексуальная эксплуатация ребёнка для порнографических целей или вовлечение в проституцию; несоответствующие возрасту ребёнка домогательства, демонстрация эротических материалов с целью стимуляции ребёнка;
Под сексуальным насилием подразумеваются случаи сексуальных действий между подростками, если они совершались с применением угрозы или физической силы, а также в том случае, если разница в возрасте насильника и жертвы составляет не менее 3 —4 лет.

Особенности внешнего вида ребёнка, характер травм и заболевания, позволяющие заподозрить сексуальное насилие:

— повреждения генитальной, анальной или оральной областей, в том числе нарушение целостности девственной плевы, повреждения кожи груди или бедер;
— расширение ануса;
— следы спермы на одежде, коже, в анальной и генитальной областях;
— заболевания, передающиеся половым путем;
— беременность;
— повторные или хронические инфекции мочевыводящих путей;
— резкие изменения веса (потеря или прибавление);
— вагинальные кровотечения;
— психосоматические расстройства.

Особенности психического состояния и поведения детей, позволяющие заподозрить сексуальное насилие.

Дети младшего школьного возраста:
— низкая успеваемость;
замкнутость, стремление к уединению;
— изменение ролевого поведения (берёт на себя функции родителя);
— ухудшение взаимоотношений со сверстниками;
— несвойственное возрасту, сексуально окрашенное поведение;
— стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости.
Дети старшего школьного возраста, подростки:
депрессия;
— побеги из дома или институциональных учреждений;
— низкая самооценка;
- угрозы или попытки самоубийства;
сексуализированное поведение;
— употребление наркотиков или алкоголя;
— проституция или беспорядочные половые связи;
— жалобы на боли в животе.

Психическое (эмоциональное) насилие — периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) и других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или же тормозящее развитие личности.
Особенности психического состояния и физического развития, позволяющие заподозрить эмоциональное насилие:
— задержка физического и умственного развития;
нервный тик;
— энурез;
печальный вид;
— различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология).
Особенности поведения ребёнка, позволяющие заподозрить психическое насилие: беспокойство или тревожность;
— нарушение сна;
— длительно сохраняющееся подавленное состояние;
— агрессивность;
— склонность к уединению;
— чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;
— угрозы или попытки самоубийства;
— неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;
— плохая успеваемость; низкая самооценка.

Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить психическое насилие над детьми:
нежелание утешить ребёнка, который, действительно, в этом нуждается;
— оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребёнка;
— постоянное сверхкритичное отношение к нему;
— негативная характеристика ребёнка;
— отождествление ребёнка с ненавистным или нелюбимым родственником;
— перекладывание на него ответственность за свои неудачи;
— открытое признание в нелюбви или ненависти к ребёнку.
Пренебрежение нуждами ребёнка (моральная жестокость) — отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
Заброшенными могут оказаться дети, проживающие не только в семье, но и находящиеся на государственном попечении.
Особенности внешнего вида, клинические симптомы, определённые психические состояния и поведение ребёнка — признаки, по которым можно заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам:
— утомлённый, сонный вид, опухшие веки;

— санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;
— низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании
(например, во время пребывания в больнице или приюте);
— задержка роста или общее отставание в физическом развитии;
задержка речевого и моторного развития, исчезающие при улучшении ситуации и появлении заботы о ребёнке;
— выраженная пеленочная сыпь и обезвоживание, характерные для грудных детей;
— частая заболеваемость вялотекущими хроническими инфекционными болезнями;
— многократная госпитализация в отделения неотложной и скорой помощи;
— повторные повреждения от случайных травм или отравлений.
Особенности психического состояния и поведения ребёнка, позволяющие
заподозрить пренебрежительное отношение к нему:
— постоянный голод и/или жажда;
— кража пищи;
— стремление, любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых;
— требование ласки и внимания; подавленное настроение, апатия; пассивность;
— агрессивность и импульсивность;
— деликвентное (антиобщественное) поведение, вплоть до вандализма;
— неумение общаться с людьми, дружить;
— неразборчивое дружелюбие;
— регрессивное поведение;
— трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний;
— низкая самооценка.

3. Диагностическое направление работы педагога-психолога.

Основной целью диагностического направления является выявление родителей, нарушающих права своих детей.
Задачи.
1. Выявление тех родителей, которые нарушают права ребенка, применяя к нему физическое и психическое насилие.
2. диагностика особенностей семейного воспитания и особенностей отношений между родителями в тех семьях, в которых нарушаются права детей.
Диагностика проводится в 3 этапа.
1 этап.
Выявление детей, имеющих те или иные психологические проблемы. Практика, а также многочисленные исследования показывают, что те дети, права которых в семье нарушаются, обычно имеют те или иные трудности в адаптации.
2 этап Выявление родителей, нарушающих права своих детей, то есть, применяющих к детям физическое или психическое насилие. С этой целью проводится диагностика агрессивности детей, имеющих трудности в адаптации, а также выявляются методы воспитательного воздействия, которые применяют родители этих детей.
З этап. Диагностика особенностей семейного воспитания и особенностей отношений между родителями в тех семьях, в которых нарушаются права детей.

4. Психодиагностическая работа с детьми и подростками, пострадавшими от насилия в условиях школы.

Проводя психодиагностику, психолог выбирает те или иные методы исследования в зависимости от конкретного случая, ситуации, особенностей ребенка, вида насилия и т д. Наиболее используемыми являются следующие методики:
1.Психодиагностический опросник Личко
2. Цветовой тест М. Люшера для определения актуального психоэмоционального состояния клиента, его потребностей, страхов и других индивидуальных характеристик.
3. Шкала уровня субъективного контроля Д. Ротгера для исследования типа поведения и характера локализации ответственности
4. Рисуночные тесты: <�Дом - Дерево Человек», <�Кинематический рисунок семьи», «Несуществующее животное», проективный тест «Метод неоконченных предложений», для определения зон психологического конфликта, сфер наибольшей тревоги, враждебности и <�ого» состояний жертвы насилия

По материалам сборника «Жестокое обращение с детьми и подростками: причины, признаки, способы профилактики и оказания помощи» /Под ред. И.В. Исаевой. Нижневартовск, 2004 г.


ПАМЯТКА ДЛЯ ТЕХ, КТО ПЕРЕЖИЛ

ЧРЕЗВЫЧАЙНУЮ СИТУАЦИЮ
ОЧЕНЬ ВАЖНЫ:

  • АКТИВНОСТЬ – помощь другим может приносить пострадавшим в террористической ситуации некоторое облегчение. Но при этом не следует путать активность со сверхактивностью, которая вредна уже тем, что отвлекает внимание человека от той помощи, к которой он сам нуждается.

  • РЕАЛЬНОСТЬ – необходимо сопоставлять реальность с представлением о ней. Например, принимать участие в похоронах, осматривать место действия, возвращаться на место катастрофы в её годовщину и т. п. Все это помогает человеку примириться с реальностью.

  • ПАРАДОКСАЛЬНЫЕ ПОСТУПКИ – как только человек осознает экстремальную ситуацию и примет её как свершившееся событие, нужно думать об этом, говорить об этом с другими, чтобы пережить случившееся; особенно важно обсуждать это событие с тем, кто, имея подобный опыт, чувствует себя хорошо.

  • ФИЗИЧЕСКАЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА со стороны других людей – они необходимы, для того, чтобы облегчить состояние. Ни в коем случае нельзя отказываться от поддержки. Более того, просить о поддержке и помощи не только не стыдно, но и необходимо.

  • УЕДИНЕНИЕ – для того, чтобы справиться со своими чувствами, необходимо не только общение с другими людьми, но и уединение. Нужно найти возможность побыть одному, без семьи и близких людей. Излишняя активность и блокирование собственных чувств могут замедлить процесс возрождения их боли.

  • ВОЗРОЖДЕНИЕ ИЗ БОЛИ. В период реабилитации неизбежна душевная боль. Важно понимать, что эта боль помогает человеку возродиться к новой жизни. Пережив т, что произошло, человек может стать даже более сильным, умудренным и зрелым, чем до трагической ситуации.



  1   2

Похожие:

Методические и практические рекомендации по выявлению насилия над детьми и подростками icon Методические рекомендации студентам по проведению практического занятия...
Содержание профилактической работы врача – педиатра с детьми и подростками в поликлинике и на дому
Методические и практические рекомендации по выявлению насилия над детьми и подростками icon Методические рекомендации студентам по проведению практического занятия...
Содержание профилактической работы врача – педиатра с детьми и подростками в поликлинике и на дому
Методические и практические рекомендации по выявлению насилия над детьми и подростками icon Методические рекомендации к практическому занятию для студентов по...
Содержание профилактической работы врача педиатра с детьми и подростками в поликлинике и на дому
Методические и практические рекомендации по выявлению насилия над детьми и подростками icon Методические рекомендации к практическому занятию для студентов по...
Содержание профилактической работы врача педиатра с детьми и подростками в поликлинике и на дому
Методические и практические рекомендации по выявлению насилия над детьми и подростками icon Методические рекомендации к практическому занятию для студентов по...
Содержание профилактической работы врача педиатра с детьми и подростками в поликлинике и на дому
Методические и практические рекомендации по выявлению насилия над детьми и подростками icon Методические рекомендации к практическому занятию для студентов по...
Содержание профилактической работы врача – педиатра с детьми и подростками в поликлинике и на дому
Методические и практические рекомендации по выявлению насилия над детьми и подростками icon Методические рекомендации к практическому занятию для студентов по...
Содержание профилактической работы врача – педиатра с детьми и подростками в поликлинике и на дому
Методические и практические рекомендации по выявлению насилия над детьми и подростками icon Методы и технологии практической работы с детьми по профилактике...
Представленные в параграфе методы и технологии практической работы могут использоваться в работе педагогами в образовательных учреждениях...
Методические и практические рекомендации по выявлению насилия над детьми и подростками icon Методические рекомендации для студентов по теме. Истории развития...
Iii. Содержание профилактической работы врача – педиатра с детьми и подростками в поликлинике и на дому
Методические и практические рекомендации по выявлению насилия над детьми и подростками icon Методические рекомендации москва 2012 аннотация методические рекомендации...
Организация мероприятий по раннему выявлению случаев употребления психоактивных веществ в образовательных учреждениях
Методические и практические рекомендации по выявлению насилия над детьми и подростками icon Методические рекомендации по выявлению, возбуждению и рассмотрению...
Методические рекомендации по выявлению, возбуждению и рассмотрению административных правонарушениях, предусмотренных ст. 13. 26 Коап...
Методические и практические рекомендации по выявлению насилия над детьми и подростками icon Методические рекомендации по организации оздоровительной работы с...
Оздоровительная работа с детьми в летнее время является составной частью профилактических и воспитательных мероприятий в дошкольном...
Методические и практические рекомендации по выявлению насилия над детьми и подростками icon Методические рекомендации по выявлению возбудителя листериоза listeria...
Методические рекомендации предназначены для ис­пользования в качестве отраслевого документа микробиологами испытательных центров...
Методические и практические рекомендации по выявлению насилия над детьми и подростками icon Методические рекомендации к практическому занятию для студентов по...
Тема Система диспансерного наблюдения за детьми, перенесшими острые заболевания и детьми с хроническими заболеваниями. Медицинская...
Методические и практические рекомендации по выявлению насилия над детьми и подростками icon Методические рекомендации по выполнению курсовой работы
Мдк. 05. 01. Управление структурным подразделением организации. Методические рекомендации определяют цели, задачи, порядок выполнения,...
Методические и практические рекомендации по выявлению насилия над детьми и подростками icon Байярд Джин Байярд Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей
Р. и Дж. Байярдов, адресованная родителям, не может устареть: всегда будут семьи с детьми-подростками, и всегда будут в их числе...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск