СОДЕРЖАНИЕ
1.
|
Введение……………………………………………………………………
|
3
|
2.
|
Понятие жестокого обращения и критерии его определения.…………
|
4-5
|
3.
|
Виды, формы и психологические последствия жестокого обращения с детьми………………………………………………………………………
|
6-9
|
4.
|
Алгоритмы работы с детьми, пережившими насилие …………………
|
10-11
|
5.
|
Технологии работы с детьми, пережившими насилие ………………
|
12-25
|
6.
|
Основные виды учетной и отчетной документации……………………
|
26-45
|
7.
|
Рекомендации по использованию методик для диагностики последствий жестокого обращения с детьми…………………………………...
|
46-49
|
8.
|
Литература…………………………………………………………………
|
50-51
|
ВВЕДЕНИЕ
Насилие над ребенком или жестокое (дурное) обращение со стороны близких ему людей оказываются причиной многих психологических проблем, которые в дальнейшем могут оказывать влияние на различные сферы жизни человека. Именно тяжестью и разнообразием последствий дурного обращения с ребенком в семье продиктовано то пристальное внимание, которое уделяется этой проблеме в настоящее время.
За девять месяцев 2013 года СК расследовал почти 13 тысяч преступлений в отношении несовершеннолетних. «Из них — 392 убийства, 1263 изнасилования, свыше 3250 фактов насильственных действий сексуального характера». С 2012-го по сентябрь 2013 года включительно в следственных органах СКР расследовалось 61 уголовное дело по 169 эпизодам преступлений, связанных с усыновлением детей, оставшихся без попечения родителей. Более половины расследованных преступлений (107) — это преступления против половой неприкосновенности и половой свободы ребенка.
В 2013 году по Белгородской области в производстве следователей находилось 122 уголовных дела, по которым 71 ребенок признан потерпевшим, при этом в 2012 году в производстве находилось 145 дел, из которых 133 ребенка признаны потерпевшими. Анализируя возрастную категорию потерпевших, установлено, что, как и в предыдущем году, большинство несовершеннолетних потерпевших достигли четырнадцатилетнего возраста (47,8% от числа детей, 34 лица, признаны потерпевшими за 2013 год). В отношении данной категории граждан в основном совершаются преступления имущественного характера и насильственные преступления против половой свободы и неприкосновенности.
Дети от 5 до 14 лет (28 лиц) в большинстве случаев подвергаются сексуальным и развратным действиям насильственного характера (12 лиц), а также становятся жертвами имущественных преступлений. За 2013 год жертвами убийств стали двое несовершеннолетних, в результате причинения смерти по неосторожности погибли 9, подверглись изнасилованию и иным действиям сексуального характера 17, жертвами развратных действий и полового сношения с лицами до шестнадцати лет стали 5 детей, в отношении 21 ребенка совершены преступления имущественного характера.
ПОНЯТИЕ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ И КРИТЕРИИ ЕГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Все общие определения жестокого обращения с ребенком называют таковым в первую очередь причинение вреда физическому и психическому здоровью ребенка, угрозу его развитию или жизни. Кроме того, подчеркивается многообразие проявлений этого феномена. Синдром жестокого обращения с ребенком — это широкий спектр действий, наносящих вред ребенку, со стороны людей, которые должны опекать его и заботиться о нем. Эти действия включают в себя не только жестокое обращение, но и запущенность, и пренебрежение потребностями и нуждами ребенка.
Рекомендовано определять неправильное обращение как «поведение в отношении другого человека, которое выходит за рамки принятых норм и влечет существенный риск причинения физического или эмоционального вреда. Такое поведение включает в себя как действия, так и недосмотр, как намеренные, так и непреднамеренные».
Насилие над ребенком – это физическое, психологическое, социальное воздействие на ребенка со стороны другого человека (ребенка или взрослого), семьи, группы или государства, угрожающее его физическому или психологическому здоровью и целостности, вынуждающего ребенка прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей.
Жестокое обращение – это умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны взрослых, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожает его правам и благополучию.
Трудность в определении жестокого обращения с ребенком приводит к тому, что в каждом случае при отнесении ситуации к насилию необходимо учитывать множество переменных: одни и те же действия могут быть отнесены к насилию или не являться им. Например, шлепок младенца и такой же шлепок 10-летнего ребенка могут значительно различаться по своим физическим последствиям. Угрозы родителей, взявших ребенка из детского дома, отправить его обратно могут представлять собой форму настоящего жестокого обращения, в то время как такие же угрозы ребенку, уверенному в том, что родитель его просто пугает, часто являются проявлением незначительного семейного конфликта.
Обычно при оценке того, относится ли конкретный случай к жестокому обращению, и определении степени его серьезности учитывают следующие параметры: тяжесть воздействия, частота, уровень развития ребенка, соотнесения действий родителей с этническими и культуральными традициями.
Тяжесть воздействия. В абсолютном большинстве случаев, когда специалисты сталкиваются с серьезными физическими повреждениями, полученными ребенком от родителей, возникает вопрос о необходимости эвакуации ребенка, расследовании обстоятельств и вмешательстве. В то же время неверно говорить об отсутствии жестокого обращения в случаях, когда ребенок не получает значительных физических травм, так как необходимо принимать во внимание не только последствия для физического здоровья, но и психологические факторы, а также условия для нормального развития ребенка.
Частота и длительность воздействий. Например, регулярные, хотя и не приводящие к серьезным травмам, избиения ремнем за двойки в школе могут нанести существенный ущерб эмоциональной сфере ребенка, негативно влиять на его самооценку, отношения со сверстниками, учителями, родителями.
Возраст и уровень развития ребенка (ключевой фактор при оценке того, относится ли случай к жестокому обращению, и степени его опасности). Например, ситуация, когда трехлетний ребенок оказывается один дома на несколько часов без присмотра, представляется чрезвычайно опасной по своим физическим и психологическим последствиям, в то время как 12-летний ребенок не нуждается в постоянном присмотре со стороны родителей, и чрезмерный контроль с их стороны, наоборот, может повредить ему.
Этнические и культуральные нормы и традиции. В современном обществе существуют значительные национальные, культурные и религиозные различия в традициях воспитания детей. Эти различия могут касаться обучения, приемлемости физических наказаний, обращения за отдельными видами медицинской помощи (переливание крови, трансплантация, контрацепция, прерывание беременности) и т.п. Но при оценке случая, действия, опасные для жизни ребенка, при любых культурах расцениваются как жестокое обращение.
Важно понимать, что жестокое обращение не является только единичным или повторяющимся действием по отношению к ребенку. «Как правило, жестокое обращение часто становится составной частью взаимодействия между ребенком и значимым для него человеком. Взаимодействие с элементами жестокого обращения обычно интегрируется в семейную жизнь и во внесемейные отношения ребенка. Со временем ребенок начинает рассматривать жестокое обращение как неизбежную составляющую своей жизни».
ВИДЫ, ФОРМЫ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ
Традиционно различают четыре общих категории жестокого обращения с детьми: 1) физическое насилие, 2) сексуальное насилие, 3) пренебрежение потребностями ребенка, 4) эмоциональное насилие. В свою очередь, каждая из этих категорий включает в себя ряд поведенческих проявлений.
Физическое насилие — преднамеренное или неосторожное нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями или другими какими-либо лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают его жизни.
Последствия:
Дошкольный возраст:
страхи;
задержка психического развития;
тревога, растерянность, беспокойство;
нарушение поведения;
чувство беспомощности;
отсутствие сопротивления, примирение;
нарушение восприятия целостности тела;
агрессивность;
аутоэротические действия (сосание пальца, раскачивание, мастурбация);
расстройствах сна, аппетита, ночные кошмары;
энурез, энкопрез, различные тики.
Младший школьный возраст:
страхи;
«эмоциональная тупость»;
эмоциональная неустойчивость;
амбивалентные чувства к взрослым;
нарушение познавательной деятельности;
стигматизация;
потеря веса;
дезадаптация в школе;
Подростки:
депрессии;
ПТСР;
академическая неуспеваемость;
нарушение межличностных отношений;
низкая самооценка;
аутоагрессивное поведение;
девиантное поведение;
стремление рано уйти из дома или из семьи, начать самостоятельную жизнь, поиск компании сверстников, которая может оказать поддержку
Формы:
поверхностные повреждения (ушибы, ссадины, царапины, порезы, укусы, термические и химические ожоги);
глубокие повреждения (гематомы, кровоизлияния в суставы, вывихи, порезы, нарушение целостности кожи, локальные ожоги, II-III степени, обширные поверхностные ожоги, сотрясения мозга;
переломы костей;
субдуральные гематомы;
повреждения внутренних органов;
проникающие ранения грудной и брюшной полости;
механическая асфиксия (попытки удушения или утопления ребенка);
вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, принуждение к приему отравляющих веществ или медицинских препаратов;
синдром ребенка, которого трясли (Shaken Baby Syndrome) — сильная тряска младенца, невольно наносящая ему повреждения;
синдром Мюнхгаузена - человек, обязанный заботиться о ребенке, выдумывает фиктивную болезнь или провоцирует заболевание, вследствие чего «ребенок подвергается неприятным и часто вредным медицинским вмешательствам»
Сексуальное насилие — вовлечение зависимых, незрелых детей и подростков в сексуальную активность, которую они не полностью осознают, на которую они не могут дать информированное согласие или которая нарушает социальные (общественные) табу на семейные роли.
-
Ближайшие психологические последствия:
Дошкольный возраст:
сексуализированное поведение, сексуально окрашенные игры;
открытая мастурбация, введение посторонних предметов в половые органы;
нарушения сна и аппетита;
отказ общаться или оставаться наедине с определенным взрослым;
регресс в психическом развитии;
немотивированная агрессия.
Младший школьный возраст:
сексуализированное поведение, сексуально окрашенные игры со сверстниками или прямое вовлечение их в действия сексуального характера;
немотивированная тревога или сниженное настроение;
снижение успеваемости;
отказ или нежелание возвращаться домой из школы;
рисунки откровенно сексуального содержания.
Подростки:
ранее начало половой жизни;
сексуальное насилие в отношении сверстников или детей младшего возраста;
использование одежды, полностью закрывающей тело, отказ посещать уроки физкультуры, бассейн, пляж или другие места, где необходимо снимать верхнюю одежду;
злоупотребление псиоактивными веществами, занятие проституцией
Отдаленные психологические последствия:
Нарушения сексуального поведения;
Трудности при воспитании детей;
Психические расстройства;
Асоциальное поведение;
Нарушение восприятия целостности тела, нарушение физических и эмоциональных границ;
Нарушение отношений к собственному телу (изменение позитивного отношения к нему, искажение телесной экспрессии, стиля движений);
Сексуализированное экстремальное поведение (стремление опасть в ту же ситуацию опасности);
Формирование модели: «любовь всегда связана с жертвой, болью», нарушение способности строить долгосрочные партнерские отношения;
Сексуальный промискуитет (вступление в беспорядочные половые связи).
Контактные формы:
половой акт;
телесный контакт с половыми органами ребенка;
введение различных предметов во влагалище или анус ребенка;
мастурбация.
Неконтактные формы:
демонстрация обнаженных гениталий, груди, ягодиц ребенку;
демонстрация эротических и порнографических материалов ребенку;
совершение полового акта в присутствии ребенка;
подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур;
принуждение ребенка к раздеванию в присутствии других лиц;
игры сексуального характера;
изготовление порнографических изображений ребенка;
подавление нормальных сексуальных интересов ребенка или стимулирование детской сексуальности в ущерб другим аспектам развития ребенка;
разговоры о сексуальности, не соответствующие возрасту ребенка.
Формы принуждения ребенка взрослым:
Физическая сила;
Психологическое запугивание;
Подкуп (материальными или моральными благами);
Злоупотребление привязанностью ребенка к взрослым;
Шантаж;
Угрозы;
Человек не может дать на это своего согласия (пьян, находится под действием наркотика, спит или не способен оценить ситуацию).
|