Скачать 0.82 Mb.
|
ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ Методические рекомендации Составители:Л.А. Бездольная, психолог отделасоциально-психологического сопровожденияработников учреждений социального обслуживанияБУ ХМАО – Югры «Методический центр развитиясоциального обслуживанияСургут Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания» 2012 ББК 65.272 П 71 Под общей редакцией А. В. Бодак, к.п.н., доцента, директора бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания»; И. А. Медведевой, заместителя директора бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания». Авторы-составители: Л. Х. Раимбакиева, заведующий лабораторией технологий межведомственного взаимодействия по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства отдела опытно-экспериментальной и инновационной работы бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания»; Н. А. Разнадежина, начальник отдела социально-психологического сопровождения бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания»; Г. Х. Батынова, методист лаборатории технологий межведомственного взаимодействия по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства отдела опытно-экспериментальной и инновационной работы бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания»; Е. М. Василькина, психолог отдела социально-психологического сопровождения бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания». П 71 Предупреждение жестокого обращения с детьми в семье : методические рекомендации / авт.-сост. : Л. Х. Раимбакиева, Н. А. Разнадежина, Г. Х. Батынова, Е. М. Василькина. – Сургут: Изд-во бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания», 2012. – 62 с. Методические рекомендации раскрывают виды и формы, признаки и последствия жестокого обращения с детьми в семье, а также этапы профилактики жестокого обращения. Представленный материал имеет практическое значение и предназначен для специалистов учреждений, подведомственных Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. ББК 62.272 ©Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, 2012 © Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания», 2012 ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Современное российское общество характеризуется коренными преобразованиями в различных сферах жизни – экономической, политической, социальной и психологической. Данные преобразования привели к множеству негативных последствий: резкому расслоению населения по уровню материального благосостояния, падению уровня жизни большей части населения и неуверенности людей в завтрашнем дне; утрате основных общественно значимых ценностей, в том числе и семейных; к отстранению общества, государства от ответственности за воспитание человека, формирование его морали и нравственных принципов. К негативным последствиям реформ относится и рост агрессии и насилия в обществе, в том числе и семейного, от которого страдают, прежде всего, дети как самая незащищенная и уязвимая социальная группа. Уязвимость детей к насилию объясняется их физической, психической и социальной незрелостью, а также зависимым, подчиненным положением по отношению к взрослым, – будь то родители или лица, их заменяющие. Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных форм жестокого обращения родителей с детьми ставит перед обществом в качестве одной из основных задач необходимость концентрации усилий, направленных не только на борьбу с последствиями жестокого обращения, но и главным образом, на их предупреждение, то есть устранение причин и условий, способствующих внутрисемейному насилию. ГЛАВА I. ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С РЕБЕНКОМ: ВИДЫ, ФОРМЫ, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ 1.1. Сущность понятия «жестокое обращение с детьми» Жестокое обращение с детьми – это все многообразие действий или бездействие со стороны окружающих лиц, которые наносят вред физическому и психическому здоровью несовершеннолетнего, его развитию и благополучию, а также ущемляют его права или свободу. К сожалению, единого определения понятия «жестокое обращение» не существует. Первой причиной отсутствия общепринятого обобщенного определения является то, что определение понятия «жестокое обращение» должно содержаться в национальных законодательствах страны и учитывать этнические, культурные, исторические, религиозные, социальные особенности страны. Жестокое обращение с детьми – сложное социальное явление, отдельные стороны которого изучаются разными науками (социологией, психологией, медициной, уголовным и семейным правом). Такой комплексный характер жестокого обращения с ребенком является второй причиной отсутствия общепринятого обобщенного его определения. Доктор медицинских наук, профессор Т. Я. Сафонова предлагает следующее определение жестокого обращения: «Под жестоким обращением и пренебрежением основными нуждами ребенка понимают любые действия или бездействия со стороны родителей, лиц их заменяющих или других взрослых, в результате чего нарушается здоровье и благополучие ребенка или создаются условия, мешающие его оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляются права и свобода» [9]. Согласно данному определению жесткое обращение должно включать три обязательных элемента:
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии семьи и детства Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, магистр психологического консультирования Флоридского Атлантического университета (США) Н. О. Зиновьева ограничивает жестокое обращение только действиями, наносящими ребенку психическую травму [3]. Но такой узкий подход встречается довольно редко. Кандидат медицинских наук Е. И. Цымбал жестокое обращение трактует, как «любые умышленные действия или бездействие со стороны родителей, лиц, их заменяющих, лиц, на которых возложены по закону обязанности по воспитанию ребенка, а также лиц, обязанных осуществлять надзор за ребенком, причинившие вред физическому или психическому здоровью ребенка или вследствие которых нарушилось естественное развитие ребенка либо возникла реальная угроза для его жизни или здоровья» [13]. Вероятно, самым кратким, но в то же время и очень точным на сегодняшний день определением жесткого обращения с детьми является определение Д. Гила – «действия, препятствующие достижению ребенком его физического или психологического потенциала» [2]. Автор данного определения исходит из того, что одним из основных последствий жестокого обращения с ребенком считается «неспособность к процветанию», то есть к дальнейшему полноценному развитию, так как большинство жертв семейной жестокости имеют серьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, в эмоциональной сфере, что делает их неполноценными членами общества. Жестокое обращение с детьми является частным случаем насилия по отношению к детям. От других форм насилия жестокое обращение отличают особенности отношений, существующих между ребенком и насильником. О жестоком обращении с ребенком можно говорить лишь тогда, когда насилие совершается родителями или лицами, выполняющими функции родителей (опекунами, попечителями и др.). Эти лица призваны заботиться о ребенке, в силу своего положения они пользуются в его глазах безусловным авторитетом, он доверяет им, должен выполнять их требования. Поэтому в тех случаях, когда указанные лица злоупотребляют своим положением, применяют к ребенку насилие, он лишается поддержки значимых взрослых, не имеет возможности защитить себя, вследствие чего эти действия вызывают более тяжелые последствия, чем насилие со стороны незнакомых лиц. Жестокое обращение родителей с детьми формирует личностей малообразованных, социально дезадаптированных, не имеющих навыков трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Важным социальным последствием жестокого обращения является воспроизводство самой жестокости. Поэтому раннее выявление фактов жестокого обращения с детьми в семье – это значимый этап профилактики девиантного поведения подростков. 1.2. Виды и формы жестокого обращения с детьми и их последствия Различают четыре основных вида жестокого обращения с детьми: физическое, психическое (эмоциональное), сексуальное насилие, пренебрежение основными потребностями ребенка (моральная жестокость).
Выделяют следующие формы физического насилия:
Физическое насилие также может проявляться в форме бездействия родителей или лиц, их заменяющих, то есть умышленного оставления ребенка в опасной или неблагоприятной обстановке. Основными признаками, позволяющими заподозрить физическое насилие над ребенком, являются:
Каждый из указанных выше признаков, взятый по отдельности, не позволяет с достаточно высокой вероятностью предполагать насильственный характер полученной ребенком травмы. Однако совокупность из нескольких признаков дает все основания предположить физическое насилие. К сожалению, далеко не всегда у специалистов имеется возможность осмотра ребенка для выявления у него телесных повреждений и оценки их характера. Значительно чаще выявить детей, подвергшихся физическому насилию, позволяют имеющиеся у них психологические и поведенческие нарушения. К особенностям поведения детей младшего возраста (до 3-х лет), подвергшимся физическому насилию, относятся:
Дети дошкольного возраста проявляют:
Детям младшего школьного возраста присуще:
Подросткам характерны:
Физическое насилие над ребенком ведет к самым разнообразным последствиям, наносит непоправимый ущерб здоровью ребенка. Отрицательными последствиями для здоровья являются: потеря или ухудшение функции какого-либо органа, развитие заболевания, нарушение физического или психического развития. Из 100 случаев физического насилия над детьми примерно 1–2 заканчиваются смертью жертвы насилия. Следствиями физического насилия являются синяки, травмы, переломы, повреждения внутренних органов: печени, селезенки, почек и др. Требуется время, чтобы залечить эти повреждения, но еще больше времени и усилий требуется для того, чтобы залечить душевные раны, психику ребенка, пострадавшего от побоев.
Психическое насилие является наиболее распространенным видом жестокого обращения с детьми, тяжесть связанных с ним последствий дает основание считать психическое насилие основным механизмом, нарушающим психическое развитие ребенка и его социальное функционирование при ненадлежащем поведении родителей. Существуют следующие формы психического насилия:
Психическое насилие над детьми широко распространено и встречается во всех социальных группах. В его возникновении большое значение имеет механизм социального наследования (воспроизведение в собственной семье моделей, поведения, усвоенных в детстве). Каждый третий родитель, из числа тех, кто в детстве подвергался жестокому обращению, жестоко обращаются со своими собственными детьми. Наиболее высок риск психического насилия над ребенком у молодых матерей, не имеющих навыков по уходу за ребенком, которые в собственной семье воспитывались в условиях недостатка любви и внимания. Тяжелым разочарованием для них становится понимание того, что любовь и привязанность ребенка необходимо зарабатывать тяжелым повседневным трудом. Также велик риск психического насилия со стороны некоторых лиц, заменяющих родителей. Во-первых, это родственники, как правило, пожилые, которые становятся опекунами после смерти родителей или лишения их родительских прав. Они соглашаются на установление опеки из жалости к детям, не предвидя в полном объеме всех трудностей, с которыми им предстоит столкнуться. Во-вторых, это лица, усыновляющие или берущие под опеку детей из интернатных учреждений. Они рассчитывают на безусловную и преданную любовь этих детей, но при этом не имеют родительских навыков, не умеют находить выход из сложных ситуаций, неизбежно возникающих в процессе воспитания. Сталкиваясь с непослушанием ребенка, отставанием его в психическом развитии и проблемами в поведении, коррекция которых требует значительных усилий, не видя от него ожидаемой любви, опекуны или усыновители испытывают разочарование и обиду на ребенка, не оправдавшего их необоснованных надежд. Различные формы психического насилия вызывают различные ближайшие и отдаленные последствия, которые также зависят от возраста, когда ребенок пострадал от данного вида жесткого обращения. Психологам хорошо известно, что эмоционально теплые отношения ребенка с родителями или лицами, их заменяющими, в первые годы жизни являются важнейшим условием для его нормального психического и физического развития. Недостаток или отсутствие такой эмоциональной поддержки вызывает существенные психические и поведенческие расстройства, которые проявятся в дальнейшем в подростковом возрасте. Нередко эти дети, вырастая, оказываются плохими родителями, не могут установить эмоционально теплые отношения с собственными детьми. Наиболее часто встречающимися последствиями психического насилия над детьми являются:
В большинстве случаев психического насилия имеют место словесные оскорбления ребенка, его негативная оценка со стороны родителей. Неизбежным следствием такой позиции значимых взрослых становится низкая самооценка ребенка. Отсутствие эмоционального контакта с родителями вынуждает его искать альтернативные способы получения эмоций: от бегства в мир фантазий до антиобщественного поведения и агрессии, направленной либо на окружающих, либо на себя. Однако таким путем не всем детям удается стабилизировать свое эмоциональное состояние, поэтому у них нередко встречаются аффективные нарушения (депрессия, тревога). Чувства и поведение взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поведение может вызывать определенные чувства, но эти же чувства могут вызвать то же самое поведение, в результате чего возникает замкнутый круг, движение по которому ведет к нарастанию поведенческих и эмоциональных расстройств, углублению социальной дезадаптации ребенка. Важную роль в становлении этого порочного круга играет убеждение ребенка в собственной вине, в том, что причиной насилия было его неправильное поведение.
Коммерческая сексуальная эксплуатация – это форма сексуального насилия над ребенком, которое совершается за вознаграждение в виде наличных денег или благ ребенку или третьему лицу. Согласие ребенка на сексуальный контакт не является оправданием, так как несовершеннолетний не обладает свободой воли, находится в зависимом положении по отношению к взрослому и в силу функциональной незрелости не осознает значения действий взрослого и не может предвидеть все последствия этих действий. Сексуальное насилие в отношении детей может быть однократным, повторяющимся и длительным, происходящим в течение нескольких месяцев или лет. Столь же многообразным могут быть и формы действий сексуального характера, в которые был вовлечен ребенок. По характеру действий выделяются насильственные и ненасильственные формы сексуального насилия, контактные и неконтактные (табл. 1). Таблица1. Формы сексуального насилия
В зависимости от отношений между жертвой и насильником различают следующие формы сексуального насилия:
Объектом сексуального посягательства могут быть дети любого возраста, начиная с первых месяцев жизни. Сексуальное насилие является одним из наиболее опасных видов жестокого обращения, поскольку вызывает тяжелые, сохраняющиеся длительное время психические и поведенческие нарушения. Последствия сексуального насилия усугубляются тем, что оно часто сочетается с физическим и психическим насилием. Психологические последствия сексуального насилия разделяют на ближайшие и отдаленные. Ближайшие психологические последствия сексуального злоупотребления проявляются:
К когнитивным нарушениям относятся нередко возникающие у детей, переживших сексуальное насилие, трудности сосредоточения, повышенную утомляемость следствием которых у школьников становится снижение успеваемости. Поведенческие нарушения у детей в значительной мере зависят от возраста ребенка. Так, у детей 3–5 лет они проявляются капризностью и плаксивостью, у детей 6–9 лет – недоверием к взрослым. У детей старше 10 лет – нарушением взаимоотношений со сверстниками, отсутствием друзей, поскольку в этом возрасте подростки понимают сексуальный характер совершенных с ними действий и считают себя испорченными, вследствие чего не могут установить дружеские отношения со сверстниками. Среди ближайших психологических последствий наиболее распространенными являются эмоциональные нарушения: переживания гнева и злости. Ребенок, особенно маленький, не всегда осознает эти чувства, однако они отчетливо проявляются в следующих нарушениях поведения:
Отдаленные психологические последствия сексуального злоупотребления развиваются через несколько лет и могут сохраняться как в подростковом, так и в зрелом возрасте. К отдаленным психологическим последствиям сексуального насилия относятся:
Поведенческие признаки, характерные для детей, подвергшихся сексуальному насилию, представлены в таблице 2. Таблица 2. Поведенческие признаки, характерные для детей, подвергшихся сексуальному насилию
Сексуальное насилие вызывает значительные психологические нарушения, которые требуют оказания ребенку специализированной помощи. Длительность этапа восстановления после пережитой травмы определяется выраженностью психологических и поведенческих нарушений, доступностью квалифицированной психологической помощи и наличием поддержки со стороны ближайшего окружения.
В отечественной педагогической, психологической и криминологической литературе широко используется понятие «социально-педагогическая запущенность», сходное с пренебрежением основными потребностями ребенка, хотя последнее, несомненно, является более широким. Формами пренебрежения нуждами ребенка являются:
Пренебрежение основными потребностями ребенка является чрезвычайно коварной формой жестокого обращения. Не сопровождаясь грубым насилием, оно кажется сравнительно безопасным, хотя может приводить к крайне тяжелым последствиям, вплоть до гибели ребенка. Ребенок, лишенный заботы родителей, оставленный ими без медицинской помощи, не получивший образования, не может стать полноценным членом общества. Нередко такие дети начинают злоупотреблять алкоголем и наркотиками, совершают преступления, что причиняет обществу значительный социальный ущерб. Отсутствие ярко выраженных внешних проявлений, как, например, в случаях физического или сексуального насилия, приводит к позднему выявлению случаев пренебрежения основными потребностями ребенка. От других видов жестокого обращения с ребенком пренебрежение его основными потребностями отличается тем, что охватывает не только умышленные (сознательные, целенаправленные) действия или бездействие родителей, но и неисполнение ими своих обязанностей вследствие отсутствия возможности заботиться о ребенке. Пренебрежение основными потребностями ребенка приводит к тому, что детство из периода радостного, беззаботного, полного любви и внимания общения со взрослыми, превращается в безрадостное существование, когда ребенок страдает от недоедания, холода, безразличного отношения взрослых и постоянно болеет. Пренебрежение основными потребностями ребенка часто сочетается с физическим и психическим насилием. Дети, лишенные любви и заботы родителей, готовы полюбить и довериться любому взрослому, который проявит к ним хоть немного внимания. Поэтому они имеют высокий риск оказаться объектом сексуального посягательства со стороны педофилов, которые без труда могут завоевывать их привязанность, делая небольшие подарки и демонстрируя свое участие. В раннем возрасте пренебрежение основными потребностями ребенка проявляется в замедленном, не соответствующем возрастным нормам, психическом и физическом развитии, отсутствии гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Выраженность отставания в психическом развитии может быть столь значительной, что ее бывает трудно отличить от умственной отсталости. Однако при помещении в благоприятную семейную обстановку (усыновление, передача в патронатную семью) эти дети чрезвычайно быстро достигают возрастных нормативов психического и физического развития. Одним из наиболее демонстративных признаков пренебрежения основными потребностями таких детей следует считать задержку речевого развития при отсутствии органической патологии головного мозга. В дошкольном возрасте на первый план выступают признаки отставания в психофизическом развитии (маленький рост, низкая масса тела, ограниченность знаний об окружающем мире) в сочетании с эмоциональными нарушениями (высокий уровень тревоги, сниженная самооценка) и расстройствами поведения. Недостаток любви и внимания со стороны родителей не может быть компенсирован полноценным или даже избыточным удовлетворением материальных потребностей ребенка. Ребенок, которому занимающиеся бизнесом родители не уделяют должного внимания или которому они наняли квалифицированную, но равнодушную няню, будет отставать в психическом развитии, несмотря на обилие игрушек, дорогую одежду и полноценное питание. В школьном возрасте отсутствие или недостаток внимания со стороны родителей приводит к так называемой социально-педагогической запущенности: низкой успеваемости, пропускам занятий без уважительных причин, нарушениям взаимоотношений с одноклассниками и учителями, агрессивности и правонарушающему поведению. Таким детям трудно усваивать учебный материал из-за ограниченных представлений об окружающем мире, несформированности учебных навыков, отсутствии помощи со стороны родителей, частых пропусков занятий по болезни. Среди одноклассников дети, родители которых пренебрегают их потребностями, зачастую не пользуются популярностью из-за неопрятного внешнего вида, плохой одежды, отсутствия предметов, играющих важную роль в жизни подростков (мобильный телефон, компьютер или игровая приставка). Такой ребенок оказывается ненужным не только в семье, но и в школе, что нарушает его социализацию и создает высокий риск формирования девиантного поведения. Таким образом, любой вид жестокого обращения с детьми (чаще всего отмечается сочетание нескольких видов насилия) нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию. Как правило, причины проявления многих отклонений и нарушений во взрослой жизни скрыты в пережитом когда-то в детстве. Поэтому при оценке каждого конкретного случая насилия над детьми следует внимательно рассматривать весь комплекс клинических симптомов, психологических особенностей, социальных условий и обстоятельств, повлекших жестокое обращение с ребенком. Учет специалистами учреждений социального обслуживания факторов, способствующих жестокому обращению и пренебрежению нуждами и интересами детей, позволит максимально верно и эффективно действовать, предупреждая и ликвидируя такие явления. 1.3. Факторы, способствующие жестокому обращению с ребенком Основные факторы риска применения различных видов жестокого обращения по отношению к ребенку можно разделить на несколько групп:
Значимым фактором жестокого обращения с ребенком является переживаемый родителем стресс. Стресс, фрустрация становится предпосылкой к агрессии взрослого, по отношению к ребенку, и является одной из причин применения физических наказаний. Исследования показывают, что фрустрация часто провоцирует агрессию, но все же создание ребенком «помех» родителю не всегда приводит к тому, что последний жестоко наказывает ребенка, чаще кроме высокого уровня стресса этому способствуют определенные личностные особенности взрослого, перечисленные выше.
При наличии указанных факторов происходит нарушение жизненного пространства ребенка, ведущее за собой серьезные проблемы. Поэтому специалистам, работающим с детьми, очень важно своевременно обратить внимание на семью, в которой наблюдаются указанные факторы риска, то есть имеется почва для жестокого обращения с ребенком. Следует также помнить, что жестокое обращение с ребенком является сложным социально-психологическим феноменом, обусловленным совокупностью причин, поэтому наличие нескольких факторов риска дает основание с достаточно высокой вероятностью предполагать, что ребенок в данной семье может подвергаться жестокому обращению со стороны родителей. |
3. Жилищные условия семей, имеющих детей Профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства и жестокого обращения с детьми |
Профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства и жестокого обращения с детьми В 2013 году число учреждений социального обслуживания семьи и детей в субъектах Российской Федерации составило 3 058 единиц (в 2011... |
||
Здравоохранения и социального развития чувашской республики государственное... Гуз «Информационно-методический центр обращения средств медицинского применения» |
Здравоохранения и социального развития чувашской республики государственное... Гуз «Информационно-методический центр обращения средств медицинского применения» |
||
Доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Приморском крае в 2015 году Профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства и жестокого обращения с детьми |
Департамент социального развития кировской области кировское областное... «Малмыжский комплексный центр социального обслуживания населения» (когаусо «Малмыжский комплексный центр социального обслуживания... |
||
Методические рекомендации «Организация межведомственного взаимодействия... Цели, задачи и содержание межведомственного взаимодействия по выявлению, учету и оказанию помощи детям, пострадавшим от жестокого... |
О создании государственного автономного учреждения социального обслуживания... «Центр социальной помощи семье и детям Чкаловского района города Екатеринбурга» путем изменения типа существующего государственного... |
||
Литература Виды, формы и психологические последствия жестокого обращения с детьми |
Законодательное регулирование Заказчик: Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Московской области «Лотошинский центр социальной помощи семье... |
||
Практическое занятие со школьниками Автономное учреждение социального обслуживания населения Тюменской области «Центр социальной помощи семье и детям «Мария» |
Памятка детям и подросткам «Как выжить, если вы в опасности» ... |
||
Памятка детям и подросткам «Как выжить, если вы в опасности» ... |
Памятка детям и подросткам «Как выжить, если вы в опасности» ... |
||
Программа профилактика насилия и жестокого обращения с детьми г. Челябинск 2003 г Служба психологического сопровождения Управления образования Ленинского района г. Челябинска. 2003 г |
Аналитический отчет о деятельности бюджетного учреждения социального... Бюджетное учреждение социального обслуживания Удмуртской Республики «Комплексный центр социального обслуживания населения Сюмсинского... |
Поиск |