Скачать 6.95 Mb.
|
2ЧАСТЬ ПРОФИЛАКТИКА СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ, СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА И ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ Развитие системы социального обслуживания семей с детьми В 2013 году число учреждений социального обслуживания семьи и детей в субъектах Российской Федерации составило 3 058 единиц (в 2011 году - 3 295 учреждений, в 2012 году - 3 180 учреждений), в том числе 709 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних (в
В учреждениях социального обслуживания семьи и детей насчитывалось 1 498 стационарных отделений и 801 отделение дневного пребывания (в 2011 году - 1 555 и 957 отделений соответственно, в 2012 году
несовершеннолетних (в 2011 году - 897 отделений, в 2012 году - 940 отделений); 2 310 «телефона доверия» (в 2010 году - 592 «телефона доверия», в 2012 году - 5 113 «телефона доверия»). Численность работников социальных служб, оказывающих помощь семьям, женщинам и детям, в 2013 году составила 130,4 тыс. человек, в том числе 78,5 тыс. специалистов (в 2011 году - 136,7 тыс. человек, в том числе
Предоставление социальных услуг семьям, имеющим детей, и детям, в том числе находящимся в социально опасном положении Количество семей, которым в 2013 году были предоставлены социальные услуги, составило 4,8 млн семей (в 2011 году - 4,8 млн семей, в
Всего в 2013 году учреждениями социального обслуживания семьи и детей предоставлено свыше 228,1 млн различных видов социальных услуг (в 2011 году - 242 млн услуг, в 2012 году - свыше 247,1 млн услуг). Среди оказанных социальных услуг наибольшую долю составляют социально- бытовые услуги (в 2013 году - 80,4 млн услуг, в 2012 году - 74,2 млн услуг; в 2011 году - 64,8 млн услуг) и социально-медицинские услуги (в 2013 году -
На социальном патронате (постоянном сопровождении семьи с детьми, нуждающейся в социальном обслуживании) находилось 546,9 тыс. семей (в 2011 году - 606,2 тыс. семей, в 2012 году - 604,7 тыс. семей). В 2013 году, по сравнению с 2012 годом, количество учреждений социального обслуживания для детей и семей, имеющих детей, уменьшилось на 122 единицы. Это свидетельствует о проводимых в субъектах Российской Федерации мероприятиях по реструктуризации в целом сети учреждений социального обслуживания населения в целях устранения неэффективных, мало востребованных социальных услуг и подразделений, повышения качества предоставляемых населению услуг, внедрения передовых методик и технологий в деятельность социальных служб, развития наиболее актуальных и популярных форм работы. В 2013 году численность несовершеннолетних, получивших социальную реабилитацию, составила 249,7 тыс. человек (в 2011 году -
В 2013 году число детей, вернувшихся в родные семьи после пребывания в учреждениях социального обслуживания, составило 112,7 тыс. человек или 45,1% от общего числа детей, прошедших реабилитацию (в
Число усыновленных детей возросло с 266 человек в 2012 году до 299 человек в 2013 году. Передано под опеку и попечительство в 2013 году 6 647 детей (в 2011 году - 6 412 детей, в 2012 году - 6 487 детей). Предоставление социальных услуг семьям, имеющим детей-инвалидов В Российской Федерации наблюдается некоторая тенденция роста числа детей-инвалидов. На 1 января 2014 года число детей-инвалидов в возрасте до 18 лет по данным Пенсионного фонда Российской Федерации составило 582 234 человек, что на 4,9% больше по сравнению с 2011 годом (в 2011 году - 568 003 ребенка-инвалида; в 2012 году - 571 465 ребенка- инвалида; в 2013 году - 582 234 ребенка-инвалида). Согласно данным федеральной статистической отчетности, наблюдается тенденция к росту числа детей, впервые признаваемых инвалидами с 69 781 человек в 2009 году и до 70 734 человек в 2013 году (в 2011 году - 71 239 человек; в 2012 году - 71 345 человек; в 2013 году - 70 734 человек). В структуре инвалидности по возрасту преобладают дети до 3 лет, которые составляют в 2013 году 43,7%, с увеличением возраста процент снижается и в возрастной группе 15-17 лет составляет 7,4% от общего числа детей впервые признанных инвалидами. Структура инвалидности по классам болезней за рассматриваемый период остается стабильной. Так, основными заболеваниями у детей, приводящими к инвалидности при первичном освидетельствовании, являются врожденные аномалии (21,1%), психические расстройства и расстройства поведения (21%), болезни нервной системы (19,8%). Число детей, повторно признанных инвалидами в течение последних лет имеет тенденцию к снижению - с 259 818 человек в 2011 году до 253 198 человек в 2013 году: в 2011 году - 259 818 человек; в 2012 году -
Эго связано, прежде всего, со снижением общего числа граждан до 18 лет, обратившихся на повторное освидетельствование, в связи с увеличением в 2008 - 2013 годах числа детей, которым категория «ребенок- инвалид» была установлена до достижения возраста 18 лет, и указанной категории граждан не потребовалось проходить очередное освидетельствование для подтверждения инвалидности согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 247, значительно упростившим процедуру установления инвалидности без срока переосвидетельствования. В структуре повторной инвалидности по возрасту преобладают дети в возрасте от 8 до 14 лет, которые составляют порядка 44,2%, в возрастной группе 15-17 лет процент снижается и составляет 12,1%, дети в возрасте до 3 лет составляют 14,5% от общего числа детей признанных инвалидами при повторном освидетельствовании. Основными заболеваниями у детей, приводящими к инвалидности при повторном освидетельствовании, являются психические расстройства и расстройства поведения (23%), врожденные аномалии (19,5%), болезни нервной системы (18,4%). Повышение уровня интеграции инвалидов и детей-инвалидов в общество Одной из мер по повышению уровня интеграции инвалидов, в том числе детей-инвалидов в общество является обеспечение техническими средствами реабилитации (ассистивными устройствами). Г осударство гарантирует предоставление инвалидам технических средств реабилитации и услуг в соответствии с федеральным Перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р. Основными направлениями деятельности в реализации государственной политики в сфере обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации являются: повышение качества технических средств реабилитации, предоставляемых за счет средств федерального бюджета; своевременное и бесперебойное финансирование; обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в полном объеме с учетом их индивидуальных потребностей; сокращение административных барьеров и упрощение процедур обеспечения техническими средствами реабилитации. Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено два механизма обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации (далее - TCP). Первый - предоставление инвалиду TCP за счет средств федерального бюджета по результатам проведенных конкурсных процедур уполномоченными органами, а именно: территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, а в случае передачи части полномочий Российской Федерации по обеспечению инвалидов TCP субъектам Российской Федерации - органами социальной защиты соответствующего субъекта Российской Федерации. Второй - инвалиду выплачивается компенсация за самостоятельно приобретенное за собственный счет TCP. Указанные положения федерального закона реализуются в рамках постановлений Правительства Российской Федерации: от 8 апреля 2008 г. № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями», от 25 сентября 2007 г. № 608 «О порядке предоставления инвалидам услуг по сурдопереводу за счет средств федерального бюджета», от 30 ноября 2005 г. № 708 «Об утверждении правил обеспечения инвалидов собаками- проводниками, включая выплату ежегодной денежной компенсации расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников». Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2011 г. № 57н (далее - Порядок). В соответствии с нормами Порядка компенсация инвалиду устанавливается в размере стоимости приобретенного TCP, но не более стоимости соответствующего TCP, предоставляемого в установленном порядке за счет средств федерального бюджета. Для определения размера компенсации соответствие TCP, приобретенных инвалидом, TCP, предоставляемым уполномоченным органом, устанавливается на основании классификации TCP в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации, и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденной приказом Минтруда России от 24 мая 2013 г. № 214н (далее - классификация TCP). Размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последнего по времени размещения заказа (конкурса, аукциона, запроса котировок), проведенного уполномоченным органом по месту жительства инвалида в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, до дня принятия решения о выплате компенсации за самостоятельно приобретенное TCP. На мероприятия по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации в 2013 году фактически было израсходовано 23 824 777,26 тыс. рублей, из них на детей-инвалидов пришлось около 15,7 % общих расходов. Статья 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает предоставление инвалидам и семьям, имеющим детей- инвалидов, скидки не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению. В соответствии со статьей 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», полномочия Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг данной категории граждан переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Им предоставлено право определять порядок и форму (денежную или натуральную) предоставления указанных мер социальной поддержки. Для реализации данного полномочия органам государственной власти субъекта Российской Федерации выделяются субвенции из федерального бюджета, главным распорядителем средств Федерального бюджета, направляемых органам государственной власти субъектов Российской Федерации на эти цели, является Министерство финансов Российской Федерации. Вместе с тем в 2013 году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. №481 «О ежемесячном пособии детям военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших, объявленных умершими, признанных безвестно отсутствующими) при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), и детям лиц, умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (службы в органах и учреждениях)» ежемесячное пособие детям военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), было начислено 1 515 получателям. Размер ежемесячного пособия детям указанных категорий в истекшем году составил 1 786,48 рублей. Также с 17 882 рублей в 2012 году до 18 866 рублей в 2013 году увеличен (в расчете на каждого ребенка) размер ежегодного пособия на проведение летнего оздоровительного отдыха детей отдельных категорий военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести, ставших инвалидами в связи с выполнением задач на территории Северо-Кавказского региона, осуществляемого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. №1051. Количество получателей данного пособия в истекшем году составило 741 человек. В настоящее время подготовлен проект постановления об увеличении выплаты данного пособия на 2014 год, которое составит 19 809 рублей Наряду с мерами государственной поддержки важное значение имеют меры, обеспечивающие социализацию детей-инвалидов. Развитию социальной реабилитации детей-инвалидов активно содействует Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, созданный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 марта 2008 г. № 404 (далее - Фонд). Фондом разработаны и исполняются программы «Право быть равным», «В кругу друзей», «Путь к успеху», «Смогу жить самостоятельно», «Раннее вмешательство», каждая из которых направлена на решение отдельных вопросов социального неблагополучия семей с детьми-инвалидами и в тоже время содействует обеспечению условий для максимально возможного развития таких детей в условиях семейного воспитания, их подготовки к самостоятельной жизни и интеграции в общество. В 2013 году в реализации названных программ Фонда участвовали 25 субъектов Российской Федерации. Развитие соцштьного патроната в отношении семей, находящихся в социально опасном положении Законодательство Российской Федерации, в соответствии с международными нормами, гарантирует право каждого ребенка жить и воспитываться в семье, право на родительскую заботу, равно как и право и обязанность родителей воспитывать своих детей, нести ответственность за их и развитие, заботу об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей. Федеральными и региональными органами государственной власти последовательно реализуются меры, направленные на поддержку института семьи, усиление ее воспитательного потенциала, уменьшение числа детей, родители которых пренебрегают своими обязанностями, совершенствование системы работы в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан. Обеспечение соблюдения прав ребенка в кровной семье включает комплекс мер по раннему выявлению фактов семейного неблагополучия во всех его проявлениях, в том числе случаев, когда семьи оказываются в крайне сложном материальном положении, и оказанию им своевременной помощи. Статьей 121 Семейного кодекса Российской Федерации установлена обязанность органов опеки и попечительства вести профилактическую и реабилитационную работу не только с детьми, оставшимися без попечения родителей, но и с детьми, проживающими с родителями, которые своими действиями представляют угрозу их жизни или здоровью либо препятствуют их нормальному воспитанию и развитию. Принимаемые меры позволили в значительной степени стабилизировать ситуацию, обеспечить предпосылки для формирования эффективной системы защиты права ребенка жить и воспитываться в семье. В этой сфере обозначился ряд позитивных тенденций, в частности, за последние семь лет на 46% уменьшилось число детей, оставшихся без попечения родителей, выявляемых в течение года (2006 год -
родительских прав (2006 год - 62,8 тыс. человек, 2009 год -
В 2013 году по сравнению с 2012 годом на 10 % сократилось число детей, у которых лишены родительских прав оба или единственный родитель (с 33 тыс. детей в 2012 году до 30,5 тыс. детей в 2013 году). Выявлены субъекты, у которых это сокращение достигло 70,6% (Республика Тыва, Республика Ингушетия, Астраханская область, г. Санкт- Петербург, Псковская область). В некоторых субъектах, наоборот, зафиксирован рост числа таких случаев (Омская, Липецкая области). Численность детей, у которых лишены родительских прав оба родителя или единственный родитель
Число детей, у которых ограничены в правах оба или единственный родитель увеличилось в 2013 году на 3% (с 7,1 тыс. детей в 2012 году до 7,3 в 2013 году). При этом в ряде субъектов Российской Федерации число таких детей удалось сократить. Численность детей, у которых ограничены в родительских правах оба родителя или единственный родитель
|
3. Жилищные условия семей, имеющих детей Профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства и жестокого обращения с детьми |
Доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Приморском крае в 2015 году Профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства и жестокого обращения с детьми |
||
Методические рекомендации «профилактика социального сиротства и семейного... Межведомственное взаимодействие органов и учреждений по профилактике социального сиротства и семейного неблагополучия |
Программа профилактика насилия и жестокого обращения с детьми г. Челябинск 2003 г Служба психологического сопровождения Управления образования Ленинского района г. Челябинска. 2003 г |
||
«методический центр развития социального обслуживания» предупреждение... Составители: Л. А. Бездольная, психолог отдела социально-психологического сопровождения работников учреждений социального обслуживания... |
Методические рекомендации «Организация межведомственного взаимодействия... Цели, задачи и содержание межведомственного взаимодействия по выявлению, учету и оказанию помощи детям, пострадавшим от жестокого... |
||
Литература Виды, формы и психологические последствия жестокого обращения с детьми |
Памятка детям и подросткам «Как выжить, если вы в опасности» ... |
||
Памятка детям и подросткам «Как выжить, если вы в опасности» ... |
Памятка детям и подросткам «Как выжить, если вы в опасности» ... |
||
Профилактика социального сиротства Настоящее пособие представляет собой вторую, переработанную и дополненную, версию книги «Российская лекотека», изданную в 2001 г... |
Методы и технологии практической работы с детьми по профилактике... Представленные в параграфе методы и технологии практической работы могут использоваться в работе педагогами в образовательных учреждениях... |
||
Сборник статей о преодолении школьной травли или буллинга Ворошиловского отдела социально-психологического сопровождения образовательного процесса моу цпк волгограда, переданные участникам... |
Клинические рекомендации диагностика, лечение и профилактика токсикозов... Диагностика, лечение и профилактика токсикозов беременных в практике семейного врача |
||
Жестокое обращение Развитие законодательства о защите детей от жестокого обращения и специализированных социальных служб |
Положение о ежегодном медиафестивале Российской Федерации, в том числе Челябинской области, на проблеме социального сиротства и вариантах ее решения |
Поиск |