Социально-коммуникативное развитие
Андреева Светлана Александровна,
воспитатель МБДОУ д/с № 7 «Аленушка»
с. Развильное, Песчанокопского района
Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста
Моя деятельность нацелена на создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром.
Именно поэтому я: во-первых, продумываю организацию разных способов взросло-детской и детской совместности, с учетом вариативности и интеграции ОО, во-вторых, выявляю и отслеживаю ресурсы и результаты разных этапов ОД для развития коммуникативной компетентности детей и организую совместную образовательную деятельность, где с детьми решаем интересные и значимые учебно-игровые задачи, выступая помощником и собеседником.
Содержание образовательной деятельности в группе направлено на реализацию задач пяти образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие воспитанников.
Мною разработана программа: «Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста», которая нашла отражение в вариативной части основной образовательной программы МБДОУ д/с № 7 «Аленушка» и представлена блоками:
1.Взаимодействие с детьми
2.Взаимодействие с родителями
3.Взаимодействие с социумом
По трём блокам разработан годовой тематический план (средняя группа):
|
Взаимодействие с детьми
|
Взаимодействие с родителями
|
Взаимодействие с социумом
|
«Мой детский сад»
|
Сценарий активизирующего общения «Ветер – ветерок», «К нам пришла новая девочка» - побуждать детей ориентироваться на партнёра, вступать в игровое взаимодействие со сверстниками.
Игровое упражнение «Знаешь ли ты себя?» - учить описывать свою внешность.
Игры парами. Лото «Сад, цветник, ого-
род» - ориентироваться на партнёра,
вступать в игровое соревнование.
|
Участие родителей в конкурсе «Лучший групповой участок».
Совместный проект «Комната для кукол».
|
Экскурсия в детскую библиотеку
Интерактивный час:
«Ожившие сказки».
|
«Я и ты»
|
Сценарий активизирующего общения
«Чья это песенка?», «В гости к Машеньке» - побуждать детей поддер-
живать диалог со взрослым, вступать в
игровое взаимодействие со
сверстниками.
Игры парами: «Да или нет», «Пойми ме
ня» - обучать детей общаться при помощи жестов и мимики, вступать в игровое взаимодействие. Решение проблемных ситуаций.
|
Изготовление «Дневника настроения» - дать детям
возможность осознать своё
эмоциональное состояние,
умение выражать его словами и с помощью гра-
фических изображений
эмоций.
|
Участие в велопробеге
«Один день без авто».
Совместный концерт с
детской музыкальной
школой «Нотки дружбы»
|
«Моя семья»
|
Сценарий активизирующего общения
«Кто виноват?», «Разноцветный сундучок» - побуждать детей вступать в игровое и речевое взаимодействие.
Игровая обучающая ситуация «Откроем
разноцветный ларец» - учить детей устанавливать контакт с помощью рече-
вых и неречевых средств общения.
Игра в парах «Угадай звук» - ориенти –
роваться на сверстника, вступать с ним
в игровое и речевое взаимодействие.
|
Участие родителей в празд-
нике «Осень, осень – в гости просим».
Участие в конкурсе «Сказки на новый лад» (семейное
сочинительство)
|
Спортивный праздник
«Весёлые старты»
(д.с., школа, родители)
Выездная выставка книг
«Семейное чтение»
(библиотека)
|
«Человек и природа»
|
Сценарий активизирующего общения
«Прыг –скок, прыг –скок, длинно ушка – белый бок..», «У маленькой Зины игрушки в корзине» - побуждать к игровому и речевому взаимодействию,
к использованию вежливых форм обращения.
Игровая обучающая ситуация «Доброе
слово и кошке приятно» - воспитывать
потребность в доброжелательном
общении, необходимость в общении друг с другом.
«У природы нет плохой погоды» -
воспитывать способность чувствовать природу, общаться с ней, переносить это в общение с людьми.
|
Подготовка тематической презентации «У природы
нет плохой погоды».
Участие в конкурсе «Ново годняя игрушка моей семьи»
|
«Я здоровье сберегу,
сам себе я помогу»
( ЦРБ ДП, родители)
|
«Как мы говорим друг с другом»
|
Игровая обучающая ситуация
«Урок вежливости в школе игрушек»,
«Доброе слово лечит, а худое калечит»-
Знакомить детей с тем, что словом можно воздействовать на поведение и чувства людей.
Игры в парах «Телефонный разговор» -
Вступать в игровое и ролевое взаимодействие со сверстником, позна-
комить с правилами телефонного
разговора.
|
Родительское собрание –
диспут «Кто поможет найти хорошие слова».
Участие родителей в конкурсе «Города из глины
и пластилина»
|
|
|
Сценарий активизирующего общения
«Лодочки и пароходы», «Весело мне»-
Побуждать детей вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками, передавать содержание текста, используя выразительные движения.
Игры –парами «Кто как кричит?»,
«Закончи предложение» - учить детей ориентироваться на партнёра, поддерживать речевое взаимодействие, соблюдать очерёдность в высказываниях.
|
Участие мам в создании стенгазеты «Наши папы».
Тренинг для родителей
«Знакомство с коммуника –
тивными техниками («активное слушание»,
«я – сообщение»).
|
Конкурс рисунка «Дети
России за мир» в рамках
Проекта партии «Единая
Россия» «Детские сады – детям»
|
« Профессии наших мам»
|
Сценарий активизирующего общения
«Не может ослик сказать «Мама!»
«Для чего руки нужны» - побуждать детей вступать в речевое и игровое взаимодействие, поддерживать диалог,
Высказываться на темы из личного опыта.
Игры парами «Сложи картинку» , «Неразбериха» - ориентироваться на партнёра, вступать с ним в игровое соревнование.
|
Участие пап в создании стенгазеты «Все профессии
нужны, все профессии важны».
Проектная деятельность
«Ой, ты, барышня - матрёшка».
|
Тематическая выставка
детских книг « Рабочие руки – не знают скуки».
(библиотека)
Праздник «Широкая Масленица»
(ДК, детский сад)
|
«Моё село родное»
|
Сценарий активизирующего общения
«Загадки – складки», « У кого какой дом» - побуждать детей вступать в содержательное общение со взрослыми и сверстниками. Составлять
Короткие загадки – описания. Рассуждать при отгадывании.
Игры парами «Кому что нужно», «Можно ездить или нет» - ориентироваться в игре на партнёра,
соблюдать очерёдность игровых и речевых действий.
|
Совместный проект « Мы - будущее Развильного».
Создание мини – музея
«Развильное – вчера, сегодня, завтра»
|
Встреча с интересными людьми « В мастерской
художника
Прохорова А.А.»
Районный фестиваль танца «Радуга звёзд».
|
Для развития полноценного игрового общения я активно использую такую форму речевой работы с детьми, как игровые обучающие ситуации (ИОС). (Ситуации-иллюстрации, ситуации-упражнения, ситуации- проблемы, ситуации-оценки).
Основу игровой обучающей ситуации составляет сценарий активизирующего общения. Сценарий общения может включать различные формы проведения ИОС;
(это разговор воспитателя с детьми, игры-путешествия, игры-беседы, игры-драматизации, игры-импровизации)
Ценность игровых обучающих ситуаций (ИОС) состоит в том, что ребенок находится в активной действующей позиции.
В младших группах использую ситуации-иллюстрации через проигрывание малых фольклорных форм, хороводов, игр-забав, простые сценки из жизни детей. С их помощью демонстрирую детям образцы социально- приемлемого поведения, активизирует их навыки общения.
В среднем возрасте использую ситуации-упражнения, где дети учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками, через игры на формирование доброжелательных отношений к сверстникам: «Общий круг», «Переходы», «Зеркало», «Выбери партнера».
В старшем дошкольном возрасте активное место занимают ситуации-проблемы и ситуации-оценки, в которых я помогаю ребенку найти выход чувствам и переживаниям. Дошкольник учится осознавать и принимать их (чувства), анализировать принятые решения. ИОС составляют основу сценариев активизирующего общения.
Такие формы предполагают включение в сценарий разных видов детской деятельности (изобразительной деятельности, конструирования, имитационных упражнений, обследование предметов (рассматривание игрушек, предметов, картин).
Именно в таких видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач.
Внедряя в работу сценарии активизирующего общения, я решаю важные задачи — коммуникативное развитие детей и пробуждение собственной речевой активности каждого ребенка, его языковых игр, диалогов между детьми, то есть детской языковой и коммуникативной самодеятельности, коммуникативной инициативы.
В сценариях активизирующего общения обучение совершается в основном с применением косвенных методов обучения, имеет не учебную, а игровую, коммуникативную мотивацию. Где обучение совершается косвенным путем и имеет игровую мотивацию, оно проходит живо, интересно и весело.
Такой подход позволяет мне успешно реализовывать «золотое правило» дошкольной педагогики: «Мы должны так обучать детей, чтобы они об этом даже не догадывались».
При организации парного взаимодействия мною используются дидактические игры парами с лингвистическим содержанием, в которых:
- закрепляются и уточняются способы работы с языковой информацией, полученные на коллективных занятиях (активизация словарной работы, грамматический строй языка, звуковая культура речи и т.д.);
- дети учатся ориентироваться на партнера-сверстника, его практические и речевые умения.
Сначала дети учатся правилам общения в играх: соблюдать очередность игровых и речевых действий; уже сказанное не повторять; в случае затруднения задавать уточняющие вопросы; вежливо обращаться друг к другу с просьбой по имени, использовать «волшебное слово «пожалуйста».
В играх: «Садовник», «Краски» и др. дети по очереди отвечают на вопросы взрослого. Затем педагог предлагает выполнить эти действия кому-то из игроков, «замыкая» детей друг на друга, организует их речевое и игровое взаимодействие(когда ребенок выполняет роль ведущего )
Очень интересным представляется прием игры в парах с предметами, когда детям предлагается пронести карандаш кончиками пальцев и не уронить, лист бумаги, держа плечами и др. Такие игры учат сплоченности, сопереживанию партнеру, воспитывают дружеские качества.
В программе отводится место и играм с мячом, таким популярным у детей. Это прекрасный способ взаимодействия. («Если все мы встанем в круг, мяч тебе я брошу, друг», «Мяч передавай – слово называй», «Скажи ласково», «Тебе мячик я бросаю и животных называю» и другие).
Таким образом организация парного взаимодействия прослеживается во всех видах детской деятельности и интегрируется специалистами нашего детского сада: музыкальным руководителем, инструктором по ФК, воспитателем ИЗО- студии, педагогом- психологом и учителем-логопедом .
В основе игровых занятий лежат принципы:
свободного участия;
осознанности;
рефлексии (получение обратной связи от детей) взаимного уважения, где каждый:
имеет право высказать свои мысли и предложения, быть выслушанным, имеет право выбора; спорные моменты решить путем жеребьевки.
Моя программа ориентирована на личную и профессиональную заинтересованность и педагогическую компетентность педагога, в которую входит:
повышение профессионального и культурного уровня;
приобретение теоретических и практических навыков в освоении пространства общения как интегрированной развивающей предметно-пространственной среды нового типа (консультации, подбор литературы, педагогический совет, тренинги, круглые столы);
педагогическое взаимодействие и взаимное консультирование педагогов ДОУ (круглый стол с участием социальных партнеров, экскурсии педагогов в музей). Материал сгруппирован по темам на 1 месяц. Курс совместной деятельности рассчитан на 3 года, построен с опорой на культурную традицию и инновационную направленность.
Данная программа стала для педагогов нашего ДОУ и родителей своеобразным стимулом для переоценки сложившихся представлений о сущности образовательной деятельности социокультурных учреждений, о способах общения с ней. Она открыла пространство для эксперимента и творчества - поиска новых форм и методик.
|