ПОДВЕСНОЙ ЛОДОЧНЫЙ МОТОР “ВЕТЕРОК — 8М”
Руководство по эксплуатации
|
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Принцип работы двигателя
Основные технические данные
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
3. КОНСТРУКЦИЯ МОТОРА
Двигатель
Промежуточный корпус с подвеской
Подводная часть
4. ЭКСПЛУАТАЦИЯ МОТОРА И УХОД ЗА НИМ
Расконсервация мотора
Приготовление топливной смеси
Установка мотора на лодку
Запуск мотора
Регулировка карбюратора
Регулировка системы зажигания
Остановка мотора
Обкатка мотора
Эксплуатация мотора
Снятие мотора с лодки
Хранение мотора
Регламентные работы
Возможные неисправности и способы их устранения
Управление и правила пользования лодкой
5. РАЗБОРКА И СБОРКА МОТОРА
6. ГАРАНТИЯ ЗАВОДА
Перечень гарантийных мастерских
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Комплект ЗИП, прикладываемый к мотору
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Перечень основных узлов и деталей мотора
|
В настоящей инструкции дано краткое описание подвесного лодочного мотора “ВЕТЕРОК-8М” и указания по его эксплуатации и уходу за ним.
Прежде чем приступить к эксплуатации мотора, необходимо внимательно ознакомиться с данной инструкцией. Исправная работа, экономичность и долговечность мотора могут быть обеспечены только при соблюдении указанных в инструкции правил.
Нельзя поручать эксплуатацию мотора лицам, не знакомым с его устройством и не изучившим настоящее руководство.
Предприятие не несет ответственности за неисправную работу мотора при невыполнении требований настоящего руководства.
Примечание. В связи с работами по совершенствованию конструкции мотора возможны некоторые изменения, не отраженные в руководстве.
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Подвесной лодочный мотор “ВЕТЕРОК-8М” предназначен для установки на лодки с высотой транца до 380 мм и может эксплуатироваться в любых водоемах глубиной не менее 500 мм.
Мотор оборудован системой бесконтактного электронного зажигания. Имеется вывод для подключения системы питания сигнальных огней лодки.
Запуск мотора производится с помощью пускового механизма с самоубирающимся шнуром. Нижнее расположение пускового механизма уменьшает откидывание мотора при запуске. Управление лодкой и режимом работы двигателя производится посредством румпеля.
Охлаждение мотора производится забортной водой при помощи водяной помпы.
Для удобства эксплуатации мотор снабжен муфтой холостого хода, держателем мотора в откинутом положении и пружинной подвеской, уменьшающей передачу вибрации на лодку.
Топливный бак — переносный, его можно поместить в любом месте лодки.
Объем топливного бака обеспечивает непрерывную работу мотора на максимальном режиме в течение 3 часов.
|
Рис. 1.Общий вид мотора.
1—защелка кожуха; 2—ручка воздушной заслонки карбюратора; 3—ручка пускового механизма; 4—рукоятка румпеля; 5—пробка сливная; 6—пробка заливная (контрольная); 7—упор; 8—держатель мотора в поднятом положении; 9—муфта бензошланга; 10—ручка переключения муфты холостого хода.
|
1.1. Принцип работы двигателя
Двигатель работает по двухтактному циклу и имеет кривошипно-камерную дефлекторную продувку.
Принципиальная схема дана на рис.2.
При двухтактном цикле процессы всасывания, сжатия, рабочего хода и выпуска совершаются за два хода поршня, то есть за один оборот коленчатого вала.
При движении поршня вверх в полости картера под поршнем образуется разрежение, вследствие чего рабочая смесь из карбюратора при открытии впускных клапанов устремляется в полость картера (положение А).
При движении поршня вниз, клапаны автоматически закрываются и происходит сжатие смеси в картере (положение Б).
|
Рис. 2. Принципиальная схема работы и диаграмма газораспределения двигателя.
|
При дальнейшем движении поршня вниз, после открытия выпускных и продувочных окон, сжатая в картере смесь по продувочным каналам направляется в цилиндр (положение Г). Происходит продувка цилиндра и заполнение его свежей смесью.
Пройдя нижнюю мертвую точку, поршень начинает движение вверх. При этом некоторое время продолжается процесс продувки цилиндра. Как только поршень при движении вверх закроет продувочные и выпускные окна, начинается процесс сжатия в цилиндре (положение А).
В конце хода поршня сжатая в цилиндре смесь воспламеняется от запальной свечи. Начинается процесс сгорания смеси, а затем рабочий ход при котором поршень под давлением газов перемещается вниз (положение Б).
При дальнейшем движении поршня вниз, с открытием выпускных окон, начинается выпуск отработанных газов (положение В). Давление газов в цилиндре резко падает и становится меньше, чем давление свежей смеси в полости картера. Вследствие этого при последующем открытии продувочных окон выпуск сопровождается продувкой цилиндра свежей смесью (положение Г).
При каждом обороте коленчатого вала все эти процессы повторяются.
1.2. Основные технические данные
Тип двигателя
|
двухтактный карбюраторный бензиновый
|
Мощность максимальная при частоте вращения коленчатого вала 5000 об/мин, кВт (л. с.)
|
5,9 (8)
|
Число цилиндров
|
2
|
Диаметр цилиндра, мм
|
50
|
Ход поршня, мм
|
44
|
Рабочий объем цилиндров, см3
|
173
|
Степень сжатия (эффективная)
|
7
|
Направление вращения маховика, смотря сверху
|
по часовой стрелке
|
Тяга на швартовах, Н (кгс)
|
не менее 700 (70)
|
Система зажигания
|
От маховичного магдино МБЭ-3 с выносными трансформаторами
|
Свеча зажигания
|
А11-3, ОСТ 37003081-87
|
Система освещения
|
12В 30Вт
|
Зазор между электродами свечи, мм
|
0.85~1.00
|
Карбюратор
|
К-33Б
|
Топливо и масло
|
бензин автомобильный А-72 или А-76 ГОСТ 2084-77 с добавлением
масла М-8В1 ГОСТ 10541-78 или масла МГД-14М ТУ 38.101.930-87
или масла М-12ТП ТУ 38.401.666-87.
|
Часовой расход топлива, кг/ч.
|
не более 3,2
|
Фазы газораспределения, град:
|
Выпуск
|
140
|
Продувка
|
110
|
Передаточное отношение редуктора
|
13:21
|
Смазка редуктора
|
масло автомобильное трансмиссионное ТАп-15В ГОСТ 23652-79 или другие автомобильные трансмиссионные масла летние
|
Параметры гребных винтов
|
скоростного грузового
|
Диаметр гребных винтов, мм
|
190 210
|
Шаг гребных винтов, мм
|
202 160
|
Число лопастей
|
3 3
|
Масса мотора, кг
|
24,5
|
Габаритные размеры мотора (с поднятым вверх румпелем), мм
|
высота
|
1050
|
ширина
|
350
|
длина
|
500
|
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
При эксплуатации мотора следует строго соблюдать основные правила безопасности:
не приступать к работе с мотором, не изучив руководство по эксплуатации;
постоянно поддерживать мотор в исправном состоянии;
не производить подтяжку крепления и другие работы на моторе во время его работы;
не эксплуатировать мотор без верхнего кожуха;
не допускать подтекания топлива в системе питания мотора;
исключить возможности воспламенения топлива при расконсервации мотора, при приготовлении топливной смеси и заправке топлива в бак.
Внимание!
Не следует производить запуск мотора без погружения подводной части его в воду во избежании выхода из строя крыльчатки водяной помпы.
|
Не допускайте работы мотора при большой частоте вращения на холостом ходу.
|
Не эксплуатируйте мотор без верхнего кожуха во избежание возможного задевания маховиком в случае откидывания мотора при наезде на препятствие.
|
Не прокручивайте мотор за винт или за маховик против направления вращения во избежании заворачивания лопастей крыльчатки водяной помпы.
|
Включение муфты холостого хода производите резко и только на минимальной устойчивой частоте вращения.
|
Не прокручивайте мотор при незамкнутых на массу высоковольтных проводах во избежание пробоя изоляции обмоток трансформаторов.
|
Следите за состоянием свечей зажигания, от них во многом зависит безотказная работа мотора.
|
После запуска мотора и периодически во время работы проверяйте выход воды из контрольного отверстия.
|
Регулярно проводите регламентные работы, рекомендуемые данным руководством.
|
При запуске шестерню пускового механизма вводите в зацепление плавно, а затем делайте рывок.
|
При снятии гребного винта после среза штифта необходимо предварительно совместить пазы втулки винта с отверстием под штифт на валике.
|
Не эксплуатируйте мотор без подавительного сопротивления на свечах во избежание значительных радиопомех.
|
Не поручайте эксплуатацию мотора лицам, не изучившим настоящую инструкцию.
|
3. КОНСТРУКЦИЯ МОТОРА
Подвесной лодочный мотор состоит из следующих узлов:
моторной головки, в которую входит двигатель, пусковой механизм, кожухи двигателя;
промежуточный передачи с подвеской, состоящей из плиты управления с румпелем, корпуса промежуточного и подвески мотора;
подводной части, в которую входят редуктор, водяной насос, муфта холостого хода и гребной винт.
3.1. Двигатель
Двигатель мотора “ВЕТЕРОК”—двухтактный, карбюраторный, с кривошипно-камерной дефлекторной продувкой и впуском топливной смеси в картер через автоматические пластинчатые клапаны. Двигатель имеет водяное охлаждение. Система зажигания — от маховичного магдино.
3.1.1. Крипошипно-шатунный механизм
КАРТЕР ДВИГАТЕЛЯ 1 (рис.3) туннельного типа отлит из алюминиевого сплава. Сверху к картеру крепится крышка картера 7 с шариковым и игольчатым подшипниками верхней опоры коленчатого вала и сальником. В нижней части картера установлены два сальника 68 и шарикоподшипник 69. Блок цилиндров центрируется с картером с помощью двух конических штифтов. Крепление картера с блоком осуществляется шестью винтами.
В алюминиевый блок цилиндров залиты чугунные гильзы. В гильзе выполнено шесть круглые окон: три продувочных и три выхлопных. Со стороны продувочных окон к блоку цилиндров крепится вставка 23 (рис. 6) с выступами, служащими для направления топливной смеси к продувочным окнам. Со стороны выхлопных окон к блоку цилиндров крепится проставка 22 и крышка блока 21, между которыми пропускается охлаждающая вода.
К блоку цилиндров на армированной асбестовой прокладке крепится головка блока цилиндров 20 (рис.3). В головку блока ввернуты свечи зажигания 19.
К передней части картера крепится перегородка 2 со стальными пластинчатыми впускными клапанами и ограничителями клапанов, а также впускной патрубок с карбюратором 4 и пусковым механизмом.
Полости верхнего и нижнего цилиндров разделяются средней опорой, которой выполнены лабиринтные канавки. В опоре смонтирован игольчатый подшипник средней шейки коленчатого вала. Его обойма состоит из двух половин. Средняя опора также состоит из двух половин, соединенных на двух штифтах и стягиваемых между собой двумя винтами.
КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ 13 — стальной, штампованный. В верхней части коленчатого вала на шпонке 10 устанавливается маховик 11. Нижняя шейка коленчатого вала имеет внутренние шлицы для соединения с вертикальным валом 23.
ШАТУНЫ ДВИГАТЕЛЯ 14 — стальные, штампованные. Кривошипные головки шатунов вращаются на роликах 1,5х12,6 мм (по 25 штук). Такие же ролики установлены в верхней и средней опорах коленчатого вала (по 28 штук). Верхняя головка шатуна имеет игольчатый подшипник. Поршневой палец 15 — стальной, плавающего типа, фиксируется с обоих концов стопорными кольцами 18.
ПОРШЕНЬ 16 отлит из алюминиевого сплава. Три чугунных поршневых кольца фиксируются от проворачивания стальным стопором в таком положении, чтобы их замки не совпадали с окнами цилиндра.
3.1.2. Система охлаждения
Система охлаждения обеспечивает отвод тепла от цилиндров и головки цилиндров. В блоке и головке выполнены полости, по которым циркулирует вода, нагнетаемая крыльчаткой помпы 29. Для контроля работы системы охлаждения в верхнем фланце промежуточного корпуса с правой стороны по ходу лодки имеется отверстие, через которое при работе мотора вытекает вода.
Вода в помпу поступает через водоприемник 38 и трубку 34.
При работе мотора нужно следить, чтобы водоприемник и отверстие Г не забились песком и илом. Попадание песка и грязи в помпу ведет к быстрому износу резиновой крыльчатки и корпуса помпы.
Температура охлаждающей воды на выходе из контрольного отверстия должна быть не более 70°С.
|