Скачать 326.45 Kb.
|
Программа дополнительного образованиякультурологической направленности:Английский язык для дошкольниковв рамках работы экспериментальной площадки Гимназиипо раннему изучению иностранного языкаВ условиях развития современного поликультурного мира имеются все предпосылки для пересмотра значимости учебного предмета « Иностранный язык» в системе школьного образования. Изучение иностранного языка должно способствовать формированию у выпускников школ и гимназий таких способностей, которые дадут им возможность использовать иностранный язык в качестве инструмента общения в диалоге культур, а также как средство научно-технического общения. Актуальность Европейским сообществом признана необходимость формирования многоязычной личности. Россия - часть европейского пространства. Современная международная ситуация, которая подвержена глобализации, выход на международную арену в будущей профессиональной деятельности студентов предполагают владение иностранными языками на высоком уровне (не ниже уровня В2-первый язык, не ниже уровня B1 –второй язык по Европейской системе владения иностранным языком). На сегодняшний день, когда Единый Государственный Экзамен по иностранному языку является обязательным, подготовка для успешной его сдачи принимает особую актуальность. Современная система изучения и преподавания иностранного языка в средней школе не способствует в полной мере достижению вышеуказанных целей по двум причинам: 1) малый объем часов, выделяемых на изучение иностранных языков; 2) возраст, рекомендуемый для начала изучения первого иностранного языка (2 класс) и второго иностранного языка (5 класс). Такая система требует пересмотра еще и потому, что в России на данном этапе происходит объединение учебных заведений. В ситуации, когда такое объединение касается дошкольных учреждений с общеобразовательной школой или Гимназией, возникает необходимость в преемственности используемых программ обучения для достижения максимального качества образования современных учащихся. С июня 2011 года ГБОУ Гимназия № 1306 стала экспериментальной площадкой при Институте психолого-педагогических проблем детства по теме «Преемственность дошкольной ступени и начальной школы в реализации полилингвального образования» (выписка из протокола № 5 от 14 июня 2011г.) Данная экспериментальная площадка стала основой для развития раннего изучения иностранных языков в ГБОУ Гимназии №1306 и способствовала пересмотру возраста и программы изучения иностранного языка для начального этапа. Началом изучения иностранного языка в ГБОУ Гимназии № 1306 является программа дополнительного образования культурологической направленности « Английский язык для дошкольников в рамках работы экспериментальной площадки гимназии по раннему изучению иностранного языка». Новизна программы В отличие от других существующих программ для дошкольников она является базовой для продолжения изучения иностранного языка в начальной школе, таким образом, осуществляется преемственность программ по английскому языку в дошкольном отделении и начальной школы Гимназии.Обучение дошкольников английскому языку состоит из 3 уровней: Начальный 1: для детей 3-4 лет; Начальный 2: для детей 5 лет; Начальный 3: для детей 6 лет. Каждый уровень рассчитан на 66 академических часов. Режим занятий: 2 раза в неделю, 1 занятие-(20 минут -1 уровень; 25 минут-2 уровень; 30 минут- 3 уровень). Предлагаемая программа уникальна тем, что она учитывает психологические и возрастные особенности детей, т.е. курс занятий ориентирован не только на уровень владения языком, но и на возраст ребенка. Занятия проводятся в игровой форме и предполагают практику устной речи и аудирования (восприятия речи на слух). По окончании курса дети проходят финальное устное тестирование в виде контрольной игры. Нормативный срок освоения программы до 3 лет. Отличие от уже существующих учебно-методических материалов В отличие от других существующих программ по английскому языку для дошкольников, в которых есть отдельно существующие программы для 3-4 лет, 5-6 лет, не ориентированные на подготовку к школе, в которой английский язык преподается со второго класса, данная программа разработана с учетом раннего изучения иностранного языка, начиная с трех лет и предполагает ее дальнейшее изучение в первом классе. Данная программа может быть продолжена в первом классе: - программой дополнительного образования культурологической направленности «Театр на английском языке» 1 час в неделю для школ с неуглубленным изучением иностранного языка; - программой английского языка для 1 класса по УМК «Учебник для 1 класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев и гимназий» Верещагина И.Н., Притыкина Т.А. Издательство «Просвещение», а также УМК .“Kid’s box - 1” «Детская коробочка-1» Melanie Williams Мелани Уильямс Издательство Cambridge University Press -2009г. - 1 час в неделю совместно с программой дополнительного образования культурологической направленности «Театр на английском языке» - 1 час в неделю (2011-2012 учебный год в ГБОУ Гимназии № 1306); - программой английского языка для 1 класса по УМК «Учебник для 1 класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев и гимназий» Верещагина И.Н., Притыкина Т.А. Издательство «Просвещение», а также УМК .“Kid’s box - 1” Melanie Williams Издательство Cambridge University Press - 2 часа в неделю (2012-2013 учебный год в ГБОУ Гимназии №1306). Цели Стратегической целью данной программы является воспитание полилингвальной личности (достижение уровня С1 по первому иностранному языку и уровня В1 по второму иностранному языку при завершении обучения в Гимназии). Для ее достижения предполагается раннее изучение иностранных языков, что включает в себя подготовку ребенка к школьной программе обучения английскому языку в дошкольном отделении, продолжение изучения английского языка в первом классе и начало изучения второго иностранного языка во втором классе. Основными целями данного курса для дошкольников являются:
Задачи Для достижения поставленных целей необходимо развитие образовательной компетенции, которая представлена в единстве четырех ее составляющих: экзистенциальной, объектной, социальной и оценочной. 1. Развитие экзистенциальной компетентности в младшем возрасте направлено на: - развитие интереса к содержанию и процессу учебной деятельности; - формирование мотивации и развитие творческого мышления; - осознание значения изучаемого иностранного языка в современном мире; - развитие и формирование устойчивого интереса к познавательной деятельности в области изучения АЯ. Для эффективного развития экзистенциальной компетентности используются следующие принципы и технологии: - обеспечение заинтересованности ребенка через использование таких технологий, как игра, детский театр, использование сказочных персонажей для ввода детей в мир новых реалий, новых слов, грамматических конструкций; - формирование учебных интересов на основе первоначальных простейших интересов (к облегченным механическим видам работы, наглядности, игровым моментам и т.д.); - развитие творческих способностей в области искусства, музыки, движения; - осознание и контроль над телом. В данном курсе дети учатся использовать владеть своим телом и лицом для выражения различных эмоций и учатся выполнять действия, которые облегчают понимание и запоминание языкового материала. 2. Развитие объектного компонента образовательной компетенции включает развитие коммуникативной и учебно-познавательной компетенций, которые представляют деятельностную составляющую обучения английскому языку. Коммуникативная компетенция Коммуникативная компетенция включает в себя лингвистическую, речевую и компенсаторную составляющие. Лингвистическую (языковую) компетенцию можно определить как знание и способность практически использовать формальные средства для создания лексически, грамматически и фонетически правильных и значимых высказываний. Развитие лингвистической компетенции направлено на формирование навыков практического использования словарного состава языка. - Речевая компетенция предполагает интегрированное формирование рецептивных (аудирование, чтение) и продуктивных (говорение, письмо) навыков. Поскольку данный курс предназначен для детей дошкольного возраста, он направлен на развитие аудио-произносительных навыков через истории, песни, рифмовки, ролевые игры, драматизацию, т.е. на совершенствование навыка аудирования (восприятия речи на слух) и говорения. Аудирование Данная программа учит детей слышать слова в песнях, рифмовках, рассказах и сказках и соотносить их с картинками, что способствует более успешному усвоению нового материала. Говорение На протяжении курса постоянно создаются ситуации, которые стимулируют ребенка к копированию слов, фраз и предложений, необходимых для общения с преподавателем и другими детьми. - Компенсаторная компетенция направлена на развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации. 3. Развитие социального компонента образовательной компетенции направлено на совершенствование у детей следующих умений:
4. Оценочный компонент образовательной компетенции состоит в способности и желании учащегося оценить свою деятельность, а также воспринять критику и пожелания других (в том числе преподавателей). Методика Для выполнения поставленных целей и задач необходимо использование методики обучения иностранному языку в раннем возрасте, которая основана на методе устного опережения, что предполагает развитие двух видов речевой деятельности : говорение (практика устной речи) и аудирование (восприятие иностранной речи на слух) . Данная логика не нарушается в первом классе, где метод устного опережения является доминирующим до момента формирования навыков чтения и письма в родной речи, после чего изучение первого иностранного языка может осуществляться по всем видам речевой деятельности: Говорение, Восприятие Речи на слух, Чтение, Письмо. Для внешней экспертизы знаний учащихся начальной школы в гимназии проводятся международные кембриджские экзамены “ Starters” “ Movers”, а также экзамен “ Trinity”. Игра как ведущий метод обучения дошкольников иностранному языку Языковые игры, используемые в данном курсе, отличаются коммуникативным характером и отражают специфику дошкольного возраста. Л.С. Выготский и Д.Б.Эльконин называют игру ведущим видом деятельности дошкольника, Курс предполагает использование ситуативных, соревновательных, ритмомузыкальных и художественных игр. К ситуативным относятся ролевые игры, которые моделируют ситуации общения по тому или иному поводу. Они, в свою очередь, делятся на игры репродуктивного характера, когда дети воспроизводят типовой, стандартный диалог, применяя его к той или иной ситуации и импровизационные игры, требующие применения и видоизменения различных моделей. Естественно, может (и должен) возникнуть промежуточный момент, когда в репродуктивную игру вносится элемент импровизации. К соревновательным относятся большинство игр, способствующих усвоению языкового материала. В них побеждает тот, кто им лучше владеет. Это всевозможные "аукционы", настольно-печатные игры с лингвистическими заданиями, выполнение команд и т.п. Ритмомузыкальные игры — это традиционные игры такие как хоровод, песни и танцы с выбором партнеров, которые способствуют не столько овладению коммуникативными умениями, сколько совершенствованию фонетической и ритмомелодической сторон речи. Художественные, или творческие, игры — это вид деятельности, стоящий на границе игры и художественного творчества, путь к которому лежит для ребенка через игру. Их, в свою очередь, можно разделить на драматизации (постановку маленьких сценок на английском языке); изобразительные игры, такие как аппликация и рисунок для объяснения определенных языковых единиц и словесно-творческие (подбор рифмы, коллективное сочинение маленьких сказок). На границе ситуативных импровизационных игр и творческих драматизаций находится такой вид деятельности, как импровизация на тему известной сказки, уже проигранной в устоявшемся виде. Например, игра в "Репку" или "Теремок", в которых, в зависимости от количества играющих и темпом усвоения новой лексики, появляются новые персонажи и реплики. Театр как вид игровой деятельности К числу важных составляющих данной программы являются небольшие театральные постановки на иностранном языке, частично подготовленные, частично сымпровизированные. Содержание любой сказки, рассказа становится знакомым детям благодаря их включению в разнообразные виды деятельности. Для этого сюжет рисуется, лепится, изображается на макете, разыгрывается на игрушках, рассказывается и показывается и преподавателями и детьми. При этом ничто специально не заучивается: дети воспроизводят столько, сколько сами захотят и смогут. Весьма популярно гримирование под определенный персонаж с последующим разыгрыванием сюжетов в детском саду или на природе — такие события надолго запоминаются детям. Готовые спектакли можно показать не только у себя в группе, но и в другой группе, а также в отдельных концертных программах дошкольного отделения. Сценки разыгрываются от самых простых ("День рождения", "Переезд на новую квартиру", "Путешествие", "В лесу") до довольно сложных ("В гостях у морского царя", "Алиса в стране чудес"). Приемы театральной педагогики используются на каждом занятии: разыгрываются самые разные ситуации (куклы или другие игрушки встречаются, здороваются друг с другом, спрашивают друг у друга, как кого зовут, сколько кому лет, где живет, что любит делать и т.д.). Данная деятельность может быть продолжена в первом классе в рамках программы дополнительного образования культурологической направленности: «Театр на английском языке». Наглядные материалы на примере раскрашивания как составляющая игровых элементов занятий по языковому обучению дошкольников Раскрашивание картинок - достаточно рутинное, успокаивающее, не всегда содержательное, но очень распространенное занятие. Самое простое, что позволяет сделать ситуацию раскрашивания познавательной, — диктант: преподаватель говорит, что какого цвета, дети раскрашивают, а потом сравнивают получившиеся изображения с тем, по которому диктовал преподаватель. Можно и иначе: сначала раскрасить по своему желанию, а потом сравнить, что у кого какого цвета. Когда изображения вырезаны, можно сгруппировать их по признаку цвета, объединив работы разных детей. По типам изображения раскраски делятся на маски (животных, сказочных персонажей, людей разного возраста, овощей и фруктов и т. п.), предметные и сюжетные изображения, картинки с заданиями, игровые фоны, персонажи театра, атрибуты, макеты настольных игр. Например, когда в группе подготовлен большой запас масок, можно устраивать разные игры. Дети могут превращаться в животных, называть, как их зовут, какого они цвета, что они умеют делать. Можно разыгрывать ситуации, связанные с жизнью животных, как реальных (в лесу, на ферме, в зоопарке, в цирке и т. п.), так и волшебных, когда животные ведут себя так, как люди. Наглядные материалы используются для загадывания загадок. Детям показывается вначале только половина изображения, и они высказывают свои предположения о том, что это, кто тут живет и т. п., а затем преподаватель показывает вторую половину, которая и является отгадкой. Итак,
Результаты освоения программы В процессе занятий на основе организованного общения в группе, с использованием разнообразных видов речевой и неречевой деятельности, в том числе творческой (игровой, художественной) учащиеся получают стимул для общего речевого развития. Развивается их коммуникативная культура, формируются ценностные ориентиры, вырабатывается дружелюбное отношение к людям других стран и культур. Обеспечивается целенаправленная работа на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов изучения английского языка, обозначенных ФГОС. Личностными результатами изучения английского языка в рамках данного курса являются: - общее представление о мире как многоязычном и поликультурным сообществе, - осознание себя гражданином своей страны, - осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми. Метапредметными результатами изучения курса являются: - развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении различных заданий; - развитие коммуникативных способностей, умения выбирать подходящие языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи; - развитие познавательной и эмоциональной сфер обучения, формирование мотивации к изучению иностранного языка; - овладение умением координированной работы с разными компонентами УМК. Предметные результаты основаны на развитии двух видов речевой деятельности: аудирования (восприятия речи на слух) и говорения. |
Практическое пособие для педагогов дополнительного образования учреждений... Данное издание предназначено для нескольких категорий специалистов системы дополнительного образования детей: педагогов дополнительного... |
План-программа дополнительного образования детей художественно-эстетической... План-программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности |
||
Пояснительная записка Программа дополнительного образования детей «Робототехника» Программа дополнительного образования детей «Робототехника», технической направленности, составлена в соответствии с |
Образовательная программа «мягкая игрушка» Педагог дополнительного... Образовательная программа «Мягкая игрушка» является программой дополнительного образования детей художественной направленности |
||
Развитие системы дополнительного образования детей технической направленности Современные задачи дополнительного образования детей технической направленности 12 |
Программа разработана Фирсовой Ириной Владимировной, педагог дополнительного образования Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности |
||
Программа дополнительного образования военно-патриотической направленности «огневая подготовка» Программа составлена для учащихся кадетского класса моу «Харпская сош» третьей ступени обучения. Курс «Огневая подготовка» является... |
Утверждено Данная программа относится к военно-патриотической направленности программ дополнительного образования |
||
Программа дополнительного образования предметного кружка клуба «Гелиос» Программа «Возмущение магнитного поля на Ямале как проявления космической погоды» является образовательной программой технической... |
Образовательная программа занятий по коррекции смешанной дисграфии... Образовательная программа занятий по коррекции смешанной дисграфии – является дополнительной общеобразовательной программой дополнительного... |
||
Вологды Департамент Гуманитарной политики Управление образования... Образовательная программа «Углубленное изучение математики» является программой естественно-научной направленности |
Программа деятельности муниципального автономного образовательного учреждения Маоу дод дюсш, осуществляет программы дополнительного образования спортивной направленности в соответствии с Уставом и на основании... |
||
Инструкция по заполнению данных для реестра организаций дополнительного... Общероссийский реестр организаций дополнительного образования, участвующих в реализации дополнительных общеобразовательных программ... |
Программа разработана педагогом дополнительного образования Громовым... Дополнительная образовательная программа «Юный солдат» относится к военно-патриотической направленности. Реализуется программа на... |
||
Программа деятельности муниципального автономного образовательного... Наименование программы: Программа деятельности маоу до «Центр дополнительного образования» |
Программа соответствует целям и задачам учреждения дополнительного... Волейбол” предназначена для спортивных секций общеобразовательных учреждений. Данная программа является программой дополнительного... |
Поиск |