Методическая разработка практического занятия по теме: «лекарственная болезнь» для студентов лечебного факультета

Методическая разработка практического занятия по теме: «лекарственная болезнь» для студентов лечебного факультета


Скачать 127.81 Kb.
НазваниеМетодическая разработка практического занятия по теме: «лекарственная болезнь» для студентов лечебного факультета
ТипМетодическая разработка
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методическая разработка
ГОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия» Росздрава

Кафедра внутренних болезней с курсами лучевых методов диагностики и лечения, ВПТ

Методическая разработка практического занятия по теме:

«лекарственная болезнь»

для студентов лечебного факультета

Ижевск 2008
ГОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия» Росздрава

Кафедра внутренних болезней с курсами лучевых методов диагностики и лечения, ВПТ

Методическая разработка практического занятия по теме:

«лекарственная болезнь»

для студентов педиатрического факультета

Ижевск 2008
ГОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия» Росздрава

Кафедра внутренних болезней с курсами лучевых методов диагностики и лечения, ВПТ

Методическая разработка практического занятия по теме:

«лекарственная болезнь»

для студентов лечебного факультета (вечернее отделение)


Ижевск 2008


1. Тема: «Лекарственная болезнь»

2. Цель занятия: освоение навыков постановки диагноза и тактики ведения пациентов с лекарственной болезнью (целенаправленный сбор анамнеза, проведение объективных и лабораторно-инструментальных обследований), назначение современной терапии.
3. Вопросы для повторения:

  1. Иммунная система человека. Функция, Типы иммунного ответа, патофизиология аллергических реакций.

  2. Функциональные тесты и другие биохимические параметры.

  3. Основные принципы лечения больных лекарственной болезнью (фармакокинетика, фармакодинамика лекарственных препаратов ).

4. Вопросы для самоконтроля знаний по теме занятия:

  1. Определение заболевания.

  2. Вопросы терминологии и классификации лекарственной болезни.

  3. Этиологические факторы.

  4. Патогенез заболевания.

  5. Клинические проявления лекарственной болезни.

  6. Современные возможности диагностики заболевания. Иммунограмма.. Биохимический анализ. Аллергопробы, АСИТ

  7. Современные методы терапии больных лекарственной болезнью.

  8. Показания к госпитализации.

5. Ориентировочная основа действий врача по диагностике заболевания:

Следует обратить внимание на тот факт, что под понятием лекарственной болезни объединяется многочисленные патологические процессы, механизмы появления могут быть различны. При лекарственной болезни следует обратить на многообразие ее форм и клинических проявлений. Следует обратить внимание на такие моменты, как: токсическое действие лекарств, побочных эффектах и передозировка лекарственных препаратов.

Отдельно обратить внимание на механизмы развития лекарственной болезни. Из курса патологической физиологии об вспомнить о типах аллергических реакций, медиаторах, принимающих в них участие.

Учитывая многообразие форм лекарственной болезни остановить свое внимание только на следующей патологии:

Анафилактический шок. Анафилактоидные реакции. Крапивница и отек Квинке, сывороточная болезнь, синдром Лайела и синдром Стивенса-Джонсона, лекарственные васкулиты.

При анализе лекарственных осложнений, обусловленных фармакотерапией, выделяют семь причин:

1) игнорирование данных анамнеза

2) отсутствие преемственности в лечении больных

3) применение анафилоктогенных лекарственных препаратов с необоснованным риском

4) взаимодействие лекарственных препаратов

5) кумуляция лекарственных препаратов, технические погрешности в производстве, неправильное этикетирование

6) самолечение

7) длительное потребление лекарственных препаратов, продающихся без рецепта.

Общепринятой классификации лекарственной болезни в настоящее время не существует.

Выделяют общие реакции (шок, изменения крови, сывороточная болезнь, узелковый периартериит, бронхиальная астма, гепатит, нефрит и другие), разнообразные поражения кожи, и тех или иных систем организма.

По времени возникновения реакции делятся на острые - от 0 до 60 минут (анафилактический шок), от 1 часа до суток ( сывороточная реакция, поражения сосудов, бронхиальная астма, поражения крови и другие), от одного дня до нескольких недель (реакции замедленного типа).

ЛБ – это своеобразная, стойкая неспецифическая реакция организма, возникающая при применении терапевтических или разрешающих (малых) доз медикаментов и проявляющаяся разнообразными клиническими синдромами. Частота ЛБ по данным отечественных авторов составляет 7-15%, по данным зарубежных авторов 18-50%.

КЛАССИФИКАЦИЯ В 1971 году была создана классификация лекарственной болезни (Ю.П. Бородин) которая и используется в настоящее время.

Аллергические осложнения, связанные с циркулирующими, гуморальными антителами

Системные:

1. Анафилактический шок

2. Крапивница и отек Квинке

3. Сывороточная болезнь

4. Бронхиальная астма, аллергическая синусопатия (атопические формы)

5. Обострение основного заболевания (бронхиальная астма, аллергический ринит, крапивница и отек Квинке, атопический дерматит и др.)

6. Агранулоцитоз, пурпура, приобретенная гемолитическая анемия

7. Реакция типа феномена Артюса-Сахарова

Местные:

1. Осложнения контактного типа (дерматит, дерматоконъюнктивит, кератит, фарингит, глоссит и др.)

2. Генерализованные распространенные дерматиты

3. Грибковоподобные реакции (эритемо-везикулярные дерматиты)

4. Осложнения гиперергического типа (васкулиты, эритродермия, буллезный, эксфолиативный, и геморрагический дерматиты, синдромы Лайела, Стивенса-Джонсона, многоформная экссудативная эритема и др.)

5. Обострение основного заболевания (коллагенозы, некоторые формы экземы, нейродермитов и др.).

Исходя из современных представлений о механизмах побочных действий лекарств, они могут быть представлены следующей классификационной схемой.

I. Токсические реакции

1. Передозировка

2. Токсические реакции от терапевтических доз, связанные с замедлением метаболизма лекарств

3. Токсические реакции в связи с функциональной недостаточностью печени и почек

4. Отдаленные токсические эффекты (тератогенность, канцерогенность)

II. Суперинфекции и дисбактериозы.

III. Реакции, связанные с массивным бактериолизом под действие лекарств (реакция Яриша-Герсгеймера - при лечении сифилиса ртутью, связана с гибелью спирохет и освобождением бактериальных эндотоксинов).

IV. Реакции, обусловленные особой чувствительностью субпопуляции.

1. Необычные реакции, отличные от фармакологических, обусловленные вероятно энзимопатиями и псевдоаллергические реакции.

2. Аллергические реакции.

V. Психогенные реакции. (Как правило у таких пациентов наблюдается однократная реакция на лекарства и в связи с особенностями психики и при "поддержке" врачей развивается фобический синдром. Такие больные обычно не переносят "все препараты" и в большинстве случаев "непереносимость" выражается в виде вегетативных кризом.)

Одним из самых опасных проявлений лекарственной болезни является анафилактический шок. В настоящее время следует употреблять термин - лекарственный шок, который подразумевает все острые реакции на введение лекарственных препаратов. А все реакции по патогенезу делятся на два типа: анафилактические и анафилактоидные. Анафилактические реакции - это хорошо известные реакции первого типа, или реакции немедленного типа. Анафилактоидные реакции клинически полностью идентичны стандартному анафилактическому шоку, но их отличает отсутствие специфических к лекарству иммуноглобулинов (IgE), возможность возникновения реакции после первого введения препарата, и более тяжелое течение, зачастую оканчивающееся летально для пациента. То есть при анафилактических и анафилактоидных реакциях совершенно одинаковы патохимические и патофизиологические стадии шока, но различие в иммунологической стадии: реакция дегрануляции тучных клеток происходит не после наступления реакции антиген-антитело, а в результате непосредственного воздействия на тучные клетки, например, системы комплементы. В настоящее время анафилактоидные реакции значительно менее изучены, чем анафилактические.

При разборе анафилактического шока следует обратить внимание на причины, его вызывающие, многообразие форм и клинических проявлений, типы течения анафилактического шока.

Особое внимание следует уделить лечению анафилактического (лекарственного) шока – объему.

Вместе с этим отметить роль и место эфферентных методов лечения. В первую очередь – плазмаферез и гемосорбция.

Профилактика.

Все больные разделяются на популяцию А - с анамнезом, не отягощенным аллергией и популяцию Б - с отягощенным анамнезом. Все больные по степени риска делятся на три группы

1 группа - сведения о непереносимости лекарственных препаратов отсутствуют, но больные страдают аллергическими или инфекционно-аллергическими заболеваниями

2 группа - имеются указания на нетяжелые аллергические реакции замедленного типа на один препарат либо непереносимость отдельных пищевых продуктов

3 группа - в прошлом наблюдались тяжелые аллергические реакции

Проводимые пробы перед введением лекарственных препаратов

Капельная кожная проба.

Сублингвальная проба.

Скарификационная кожная проба.

Внутрикожная проба.

Чрезвычайно большое внимание должно уделяться аллергологическому анамнезу, где должны быть получены ответы по следующим пунктам:

1) наличие в анамнезе сомнительных аллергических реакций, связанных с основным заболеванием,

2) аллергические осложнения, возникавшие ранее при приеме нескольких лекарственных препаратов,

3) проявления типа сывороточной болезни – особенно при планируемом введении сывороток или других белковых препаратов,

4) профессиональный анамнез – в плане контакта и наличия реакций на различные химические вещества,

5) применение в прошлом антибиотиков и наличие микотических процессов в организме

6) реакции типа крапивницы и отека Квинке при контактах со всеми возможными аллергенами.

7) наличие «штатного» аллергологического заболевания типа бронхиальной астмы, атопического дерматита и других.

6. Ориентировочная основа действий врача по лечению больного:

Лечение анафилактического шока. Все мероприятия проводятся одновременно.

- прекратить введение лекарственного препарата

- наложить жгут на артерию выше места введения препарата (если он вводится в конечность), обколоть место инъекции раствором адреналина.

- положить больного на спину, опустить и запрокинуть назад его голову, поднять ноги, очистить верхние дыхательные пути

- внутримышечно ввести 0.5 мл 0,1% раствора адреналина

- внутримышечно ввести преднизолон из расчета 1-3 мг на кг массы тела или 250 мг гидрокортизона

- внутримышечно ввести 1-2 мл 2% раствора супрастина; через 5 минут

- внутривенно медленно ввести 0.25-0.5 мл 0.1% раствора ад­реналина в 10 мл изотонического раствора хлорида натрия; через 5 минут

- внутривенно капельно (при отсутствии эффекта) ввести 200 мг (5 мл) раствора дофамина в 5% растворе глюкозы или 1-2 мл 0.2% раствора норадреналина в 250 мл изотонического раствора хлорида натрия

- внутривенно капельно ввести 3-5-10 мг на кг массы тела больного преднизолона; через 10 минут

- внутривенно капельно ввести 0.5-1.0 мг/кг массы тела боль­ного супрастина

В зависимости от варианта шока

- при клинической смерти 0.5-1.0 0.1% раствора адреналина внутрисердечно, внутривенно капельно 200-400 мл раствора натрия гидрокарбоната, каждые 5 минут внутривенно преднизолон 3-5 мг/кг массы тела

- внутривенно ввести 10 мл 2.% раствора эуфиллина, под кожу 1 мл 5% раствора эфедрина

- внутривенно капельно ввести полиглюкин, реополиглюкин, желатиноль, альвезин, гемодез, раствор крахмала

    • внутривенно ввести 1 мл 2.5% раствора аминазина, 60 и бо­лее мг лазикса.


Лечение крапивницы и отека Квинке.

Основные препараты для лечения этих заболеваний -- антигистаминные препараты. Димедрол, супрастин, тавегил, Кларитин и другие назначаются в комбинированной форме: перорально и внутримышечно. Срок такой терапии 10-15 дней. Кортикостероиды назначаются при тяжелых формах, особенно при отеке Квинке. Назначаются как парентерально, так и в таблеттированной форме. Дозировка преднизолона 2-3 мг/кг массы тела.

Гипосенсибилизация проводится в тех случаях, когда невозможна полная элиминация аллергена. В большей степени это относится к таким аллергенам, как домашняя пыль, цветочная пыльца. Чрезвычайно эффективны при этих заболеваниях методы экстракорпоральной терапии крови - гемосорбция и плазмаферез. Эти методы проводятся как в острый период, так и при хронизации процесса.

Лечение гистаглобулином применяется в основном при лечении хронических форм крапивницы, обусловленными трудно элиминируемыми пищевыми продуктами. Известно много схем лечения гистаглобулином. Наиболее эффективной считается следующая: первоначально подкожно вводят 0.1 мл, ежедневно увеличивая дозу по 0.1 мл, доводят до 1 мл, затем через сутки вводят 1.5 мл, а впоследствии делают 3 инъекции по 2 мл 1 раз в три дня.

Надо помнить о том, что эти заболевания далеко те так безобидны, как производят впечатление. Игнорирование крапивницы в прошлом в надежде на то, что аллергия на медикаменты держится недолго, приводит к появлению перекрестной аллергии и анафилактическому шоку

Лечение сывороточной болезни зависит от формы ее проявления. При развитии тяжелой общей реакции типа анафилактического шока - купирование описано выше. Легкая форма не требует применения большой терапии. Как правило, а применяются антигистаминные средства, аскорутин и препараты кальция. При средней степени тяжести лечение симптоматическое. При поражениях суставов нестероидные противовоспалительные средства, делагил. При поражениях сердца и нервной системы - применяется преднизолон. Доза подбирается индивидуально и определяется тяжестью течения заболевания. Другая симптоматическая терапия проводится по показаниям.
Лечение синдрома Стивенса-Джонса проводится в стерильных боксах, при уходе за пораженной кожей аналогично ожогам. Основа медикаментозной терапии – применение массивных доз глюкокортикоидов до 1 и более грамма преднизолона в сутки на протяжении нескольких дней. Для профилактики инфекционных осложнений – применение антибиотиков широкого спектра действия. Также проводится симптоматическая терапия – инфузионная, по показаниям сердечные гликозиды, сосудотонические средства и другие препараты.
7. Учебные ситуационные задачи:

1. Больной К., 32 лет, строитель. После введения 500 тыс ЕД пенициллина внутримышечно (по поводу острой очаговой пневмонии) появился сильный кожный зуд, отек губ и века левого глаза, кожные высыпания по всему телу в виде красных пятен различной величины с четкими границами, приподнимающимися над поверхностью кожи.

Объективно: общее состояние средней тяжести. Сердце: умеренная тахикардия, тоны ритмичные, достаточно громкости, шумов нет. Пульс 86 уд/мин, АД 110/70 мм рт. ст. В легких справа в подлопаточной области ослабленное везикулярное дыхание, влажные мелкопузырчатые хрипы.

Живот при пальпации мягкий, безболезненный. Печень у края правой реберной дуги, край ее мягкий, безболезненный.


  1. Ваш предположительный диагноз?

  2. Тактика ведения больного?


Больной С., 20 лет, студент. После введения противогриппозной вакцины (с профилактической целью) потерял сознание; появились клонические судороги.

Объективно: сознание отсутствует; кожные покровы бледные, влажные на ощупь; на коже туловища и конечностей множественные уртикарные высыпания. Пульс 120 уд/мин, ритмичный, нитевидный. Тоны сердца учащены, тихие, глухие. АД 50/20 мм рт. ст. Над легкими дыхание везикулярное с жестким удлиненным выдохом, рассеянные свистящие сухие хрипы. Живот при пальпации мягкий. Со слов родственников у больного периодически в течение последних 5 лет появилась крапивница при употреблении в пищу рыбных консервов, клубники, шоколада.


  1. Ваш предположительный диагноз?

  2. Тактика ведения больного?


8. Контрольные ситуационные задания.

1. Больная М., 28 лет, продавец; после приема одной таблетки амидопирина (по поводу ОРЗ, повышения температуры тела до 37,50С) почувствовала жжение в области лица, горла, ощущение "растяжения и жара" кожи лица; одновременно повысилась температура тела до 390С, стало трудно дышать. Ранее подобных явлений не было.

Объективно: общее состояние средней тяжести, дыхание затруднено, особенно выдох, учащено (до 25-28 в 1 мин). Наблюдается резкий отек кожи лица, губ, умеренный - мягкого неба; лицо гиперемировано.

Пульс 100 уд/мин, ритмичный, удовлетворительного наполнения, не напряжен. Сердце - размеры не увеличены, тахикардия, тоны громкие, особенно 1-й. Над легкими выслушивается везикулярное дыхание с жестким удлиненным выдохом, сухие хрипы. Живот мягкий безболезненный, печень у края правой реберной дуги.

  1. Ваш предположительный диагноз?

  2. Тактика ведения больной?

2. Какие из предложенных препаратов относятся к антигистаминным препаратам III поколения:

А) кларитин

Б) кестин

В) терфена

Г) зиртек

Д) телфаст
3. Для анафилактического шока средней степени тяжести характерно:

А) снижение систолического АД до 60 мм рт.ст., учащенный мягкий пульс до 120 уд/мин., деформация комплекса QRS, желудочная экстрасистолия, дпрессия сегмента SТ, повышение гематокрита до 45-50%, при респираторном синдроме учащенное нерегулярное дыхание, при церебральном синдроме - сопорозное состояние, судороги

Б) либо при кортиковаскулярном синдроме - систолическое АД 100-80 мм рт.ст., пульс 100-110 ударов в минуту, ЭКГ - мягкие транзиторные изменения зубца Т, инверсия РQ, диурез в норме, учащенное дыхание, дремота, чередующаяся с возбуждением.

4.Назовите основные препараты для лечения лекарственной аллергии по типу крапивницы:

А) аминокапроновая кислота

Б) антигистаминные препараты

В) кортикостероиды

Г) хлористый кальций

Д) витамины

5.Лечение анафилактического шока включает в себя:

А) кровопускание

Б) введение вазопрессорных веществ (адреналина, мезатона)

В) введение кортикостероидов

Г) введение диуретиков

Д) введение антигистаминных препаратов

9. Внеаудиторная самостоятельная работа

Рефераты на тему:

  1. Роль иммунной системы в развитии лекарственной болезни. Клинико-иммунологические аспекты лекарственной болезни.

  2. Современная диагностика лекарственной болезни. Аллергопробы (методика, техника проведения). Аллерген специфическая иммунотерапия (АСИТ) Показания к поведению и интерпретация данных

  1. Современные принципы лечения и профилактики лекарственной болезни

Похожие:

Методическая разработка практического занятия по теме: «лекарственная болезнь» для студентов лечебного факультета iconМетодическая разработка практического занятия по теме: «хроническая...
Уметь проводить дифференциальную диагностику по ведущему симптому заболевания. Изучить современные принципы лечения и профилактики,...

Методическая разработка практического занятия по теме: «лекарственная болезнь» для студентов лечебного факультета iconМетодическая разработка предназначена для преподавателей для подготовки...
Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по теме «Бронхиальная астма» в соответствии с рабочей...

Методическая разработка практического занятия по теме: «лекарственная болезнь» для студентов лечебного факультета iconМетодическая разработка практического занятия тема: «Устройство и...
Методическая разработка предназначена для преподавателей медицинских училищ и колледжей для проведения практического занятия по теме...

Методическая разработка практического занятия по теме: «лекарственная болезнь» для студентов лечебного факультета iconМетодическая разработка практического занятия по теме «Выявление...
Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия с обучающимися по теме: «Выявление факторов, влияющих...

Методическая разработка практического занятия по теме: «лекарственная болезнь» для студентов лечебного факультета iconМетодическая разработка практического занятия для студентов направления...
Заболевания, связанные с аномалиями числа аутосом (болезнь Дауна, синдром Эдвардса и синдром Патау)

Методическая разработка практического занятия по теме: «лекарственная болезнь» для студентов лечебного факультета iconМетодическая разработка практического занятия по пм: «Младшая медицинская...
На рецензию представлена методическая разработка практического занятия на тему «Медикаментозное лечение в сестринской практике»,...

Методическая разработка практического занятия по теме: «лекарственная болезнь» для студентов лечебного факультета iconМетодическая разработка практического занятия для преподавателя....
Волгоградский государственный медицинский университет кафедра педиатрии и неонатологии фув

Методическая разработка практического занятия по теме: «лекарственная болезнь» для студентов лечебного факультета iconМетодическая разработка практического занятия для преподавателя по...
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области

Методическая разработка практического занятия по теме: «лекарственная болезнь» для студентов лечебного факультета iconМетодическая разработка практического занятия по теме: «Медикаментозное...
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области

Методическая разработка практического занятия по теме: «лекарственная болезнь» для студентов лечебного факультета iconМетодическая разработка практического занятия по теме: «Проведение...
Место проведения гбуз «Волгоградский областной клинический кардиологический центр»

Методическая разработка практического занятия по теме: «лекарственная болезнь» для студентов лечебного факультета iconМетодическая разработка практического занятия для преподавателя Тема:...
План занятия стр. 11 13

Методическая разработка практического занятия по теме: «лекарственная болезнь» для студентов лечебного факультета iconМетодическая разработка практического занятия пм 04 «Выполнение работ...
Задания разной степени сложности по предыдущей теме: «Постановка газоотводной трубки»

Методическая разработка практического занятия по теме: «лекарственная болезнь» для студентов лечебного факультета iconМетодическая разработка теоретического и практического занятия для...
Методическая разработка предназначена для проведения теоретического и практического занятий «Клиническая фармакология антиангинальных...

Методическая разработка практического занятия по теме: «лекарственная болезнь» для студентов лечебного факультета iconМетодическая разработка практического занятия для студентов пм 01...
Тема «Лекарственное растительное сырье, влияющее на функции мочевыделительной системы»

Методическая разработка практического занятия по теме: «лекарственная болезнь» для студентов лечебного факультета iconМетодическая разработка практического занятия для студентов специальность...
Огсэ. Оо общий гуманитарный и социально-экономический цикл огсэ. 03 Иностранный язык

Методическая разработка практического занятия по теме: «лекарственная болезнь» для студентов лечебного факультета iconМетодическая разработка практического занятия для специальности 34. 02. 01 Сестринское дело
Тема занятия №2 : Планирование реализации фармакотерапии по назначению врача. Лекарственные средства, влияющие на сердечно – сосудистую...


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск