«Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил»
Антуан де Сент-Экзюпери
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном мире человек часто попадает в стрессовые ситуации, его окружают многочисленные высотные дома, тысячи автомобилей, заводов, фабрик. Особое значение имеет общение человека с природой. Многие содержат дома птиц, аквариумных рыб, кошек и собак, чтобы рядом была частичка природы, того, что сейчас так недостает всем людям. Объяснить это можно естественной тягой человека к живому, потребностью заботиться о «братьях меньших», улучшением наших жилищных условий. Держать собак стало теперь своего рода модой, как бы признаком домашнего благополучия. Но такая мода не имеет ничего общего с любовью к животным, и многие, кто решает приобрести себе четвероногого друга, к сожалению, не задумываются о том, что это накладывает на них новые обязанности. Печальные последствия такого легкомыслия мы встречаем каждый день. Бездомные животные, худые и грязные, - живой укор человеческому предательству. Они бегают по улицам, копаются в мусорных контейнерах в поисках пищи, дичают и становятся реальной угрозой для людей. Многие неприятности доставляет людям и безответственное поведение тех, кто выпускает своих четвероногих любимцев на прогулку без поводка, не считаясь с тем, что собака может напугать встречных, особенно детей, напасть на незнакомых людей. Они выгуливают животных на детских площадках, в местах массового отдыха и так далее.
Пропагандировать любовь к животным важно и нужно, но ни к чему излишне агитировать людей заводить их. Прежде чем взять собаку вспомните замечательные слова Антуана де Сент - Экзюпери : «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил».
Актуальность программы:
В наше время очень много брошенных собак, за частую люди приобретая животное не понимают какая ответственность ложится на их плечи. Подбирают не подходящую для себя и семьи породу. Не знают правила обучения животного, что в дельнейшем приводит к серьезным проблемам. Для чтобы этого избежать нужно детей приобщать к кинологии со школы давать детям представление о воспитании, содержании собак.
Занятия по программе «Юный кинолог» позволят детям получить знания, умения и навыки по кинологии, правильно и осознанно сделать выбор породы, вырастить щенка, правильно применить полученные знания на практике, самому обучить собаку основным приемам дрессировки, участвовать с ней в соревнованиях, конкурсах, выставках, выступлениях, оказывать первую помощь собаке, разбираться в терминологии, сделать осознанный выбор профессии кинолога.
Программа дополнительного образования «юный кинолог » предназначена для детей 13-15 лет, интересующихся собаководством, и носит обучающий характер. Настоящая программа направлена на ознакомление учащихся с основами современной кинологической науки; с современными теориями происхождения и одомашнивания собаки, а также раскрывает учащимся все многообразие пород, дает представление об экстерьере, конституции и воспитании собак.
Данная программа способствует созданию условий для социального, военного и профессионального самоопределения детей. Обеспечению их эмоционального благополучия, а также способствует формированию активной гражданской позиции и патриотической культуры. Создает информационную основу для знакомства с профессиями в сфере кинологии (кинолог, инструктор по дрессировке, проводник служебно-розыскной собаки, эксперт по экстерьеру, хэндлер и т.д.)
Цель и задачи программы
Цель: сформировать у учащихся основы кинологических знаний
Задачи:
Обучающие:
формировать знания по уходу за собакой, оказанию первой помощи собаке при заболеваниях
формировать знания по редким и экзотическим породам собак
формировать знания по основным закономерностям роста собаки
формировать знания по специальным службам собак, спорту с собакой
формировать знания по дрессировке собаки
формировать умения и навыки по подготовке собаки к участию в выставках, конкурсах, соревнованиях
формировать знания по конституции и экстерьеру собак
формировать знания по строению и функциям организма собаки
формировать знания по основам дрессировки собак, юниорскому хендлингу и аджилити
формировать умения самостоятельно овладевать знаниями
Развивающие:
Развивать активность, самостоятельность, инициативу
Развивать практические умения при дрессировке собаки
Развивать стремление к самообразованию
Развивать физическую активность
Развивать стремление к улучшению собственных результатов
Развивать (совершенствовать) практические умения и навыки при самостоятельной работе с собакой
Воспитательные:
Воспитать чувство ответственности и долга
Воспитать чувство коллективизма
Формировать здоровый образ жизни
Сроки реализации. Программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для детей от 13 до 15 лет. Число учащихся на занятии не более 15 человек
Формы режимы, типы занятий:
вводные занятия
изучение нового материала
практические занятия в учебном классе
обобщающие занятия
комбинированные
занятия повторения изученного
занятия взаимоконтроля
интегрированные занятия
занятия - экскурсии
занятия – соревнования
занятия – турниры
занятия – экскурсии
занятия – викторины
занятия - семинары
Ожидаемые результаты
Пройдя курс обучения по данной программе, юные кинологи смогут:
применить полученные знания по кинологии на практике
грамотно подойти к вопросу выбора породы, воспитания щенка
помочь начинающим собаководам в вопросах воспитания и содержания собаки
подготовить собаку к участию в выставках, соревнованиях и конкурсах разного уровня
самостоятельно научить четвероногого питомца приемам общей дрессировки, аджилити, хендлингу.
Выпускники объединения смогут осознанно выбрать для себя специальности связанные с кинологией, ветеринарией, зооинженерией. Смогут реализовать свои знания в кинологических службах МЧС, милиции, пограничных войсках.
Самостоятельно овладеть дополнительными знаниями в области кинологии
Формы аттестации:
1.Вводный контроль: знаний анкетирование и тестирование по учёту имеющихся знаний и умений.
2.Промежуточный контроль: тестирование, викторины, решение ситуативных задач.
3.Итоговый контроль: итоговые занятия, контрольные срезы.
Тематический план
№
|
Тема блока
|
Теория
|
Практика
|
Всего часов
|
1
|
Введение
|
1
|
1
|
2
|
2
|
Появление животных рядом с человеком. Происхождение домашней собаки
|
4
|
1
|
5
|
3
|
Породы современных собак и их классификация
|
8
|
4
|
12
|
4
|
Конституция экстерьер собак. Строение и функции организма собаки
|
8
|
4
|
12
|
5
|
Служебное собаководство
|
8
|
2
|
10
|
6
|
Охотничье собаководство
|
4
|
2
|
6
|
7
|
Декоративное собаководство
|
6
|
2
|
8
|
8
|
Воспитание и выращивание щенка. Содержание собаки
|
16
|
4
|
20
|
9
|
Основы ветеринарии. Оказание первой помощи, болезни собак
|
12
|
5
|
17
|
10
|
Кормление собак
|
10
|
4
|
14
|
11
|
Способы общения собак
|
2
|
|
2
|
12
|
О чем думает ваша собака
|
2
|
|
2
|
13
|
Выставки
|
4
|
4
|
8
|
14
|
Юниорский хендлинг.
|
6
|
4
|
10
|
15
|
Аджилити, фристайл, фрисби
|
10
|
4
|
14
|
16
|
Подготовка к дрессировке. Условия для дрессировки.
|
6
|
2
|
8
|
17
|
Теория общего курса дрессировки
|
16
|
18
|
34
|
18
|
Теория защитно-караульной дрессировки
|
14
|
18
|
32
|
|
Основы военной службы
|
30
|
|
|
19
|
Боевые традиции Вооруженных Сил России.
|
2
|
|
2
|
20
|
Символы воинской чести.
|
4
|
|
4
|
21
|
Воинские звания военнослужащих ВС РФ. Военная форма одежды.
|
4
|
|
4
|
22
|
Военная история Отечества
|
4
|
|
4
|
23
|
Воинские уставы и воинская дисциплина.
|
4
|
|
4
|
24
|
Строевая подготовка.
|
|
12
|
12
|
|
Огневая подготовка
|
42
|
|
|
25
|
Меры безопасности и правила обращения с оружием.
|
2
|
|
2
|
26
|
Материальная часть автомата Калашникова.
|
|
10
|
10
|
27
|
Малокалиберная винтовка.
|
2
|
|
2
|
28
|
Устройство пистолета Макарова.
|
2
|
|
2
|
29
|
Основы и правила стрельбы.
|
2
|
|
2
|
|
Стрельба из пневматического пистолета.
|
|
12
|
12
|
|
Стрельба из пневматической винтовки.
|
|
12
|
12
|
|
Военизированное атлетическое многоборье
|
|
36
|
|
|
Полоса препятствий
|
|
10
|
10
|
|
Сборка-разборка АКМ, снаряжение магазина
|
|
12
|
12
|
|
Оказание мед. помощи
|
|
8
|
8
|
|
Одевание ОЗК
|
|
6
|
6
|
|
Итого:
|
324
|
158
|
166
|
|